Беседы о Православии
Архив форума
Смиряться не наружно, а внутренно. А наружно будьте просты.
Никон (Воробьев), игум.

 Отличие души от духа и наоборот
mebius-pv - 01:26 19.02.2009
Всех приветствую. Собственно весь вопрос в теме сообщения. прочитал на разных сайтах понятия души и духа везде объясняют это по разному но как бы единого ответа нет, да и само объяснение во многом противоположны друг другу, сама логика различна.

Вопросы и ответы с сайтов:

Толкование первое:
http://www.pravoslavie.ru/answers/7126.htm
Поясните, пожалуйста: духовность и душевность – это разные по смыслу слова?
Андрей

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):
Это различие проводится в апостольских Посланиях. Люди, руководимые Святым Духом, названы духовными. Они способны принять спасительные истины и жить ими. Тех же, кто в своей жизни руководствуется мирской мудростью, своим умом и своими естественными силами, святые апостолы называют душевными. Они не принимают мудрости от Духа Божия, потому что она для их земного ума кажется непонятной – безумием. «Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа» (Иуд. 1: 19). В естественном человеке дух пребывает в скрытом состоянии, и только Дух Божий его пробуждает к жизни и делает его владыкою души и тела. Естественный человек обладает только прирожденным ему умом, или рассудком, при посредстве которого он судит о явлениях здешней жизни. Душевному человеку неведомо духовное, духовному же ведомо и духовное, и душевное, в котором он пребывал ранее: «Духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (1 Кор. 2: 15).
31 / 07 / 2008

Толкование второе:
http://svob.narod.ru/bibl/apologetica/duh.htm
Дух человеческий

Дух есть высшая способность человеческой души, посредством которой человек познает Бога. Человеческий дух вмещает в себя Божественную благодать, является ее проводником для всех сил души. "В каждом человеке есть дух - высшая сторона человеческой жизни, сила, влекущая его от видимого к невидимому, от временного к вечному, от твари к Творцу, характеризующая человека и отличающая его от всех других живых тварей наземных. Можно сию силу ослаблять в разных степенях, можно криво истолковывать ее требования, но совсем ее заглушить или истребить нельзя. Она неотъемлемая принадлежность нашего человеческого естества" (св. Феофан Затворник)


Следуя свв. Отцам, человеческий дух - не самостоятельная часть души, не нечто отличное от нее. Человеческий дух неразрывно связан с душой, всегда соединен с ней, пребывает в ней, составляет ее высшую сторону. По слову св. Феофана Затворника, дух есть "душа души человеческой", "сущность души".
По слову св. Игнатия Брянчанинова, "существо человека, верховная сила его, которой он отличается от всех земных животных, которой он равен ангелам, дух его, есть образ существа Божьего; свойства духа человеческого служат в состоянии непорочности своей, подобием свойств Бога". Согласно св. Григорию Чудотворцу, человеческий дух не имеет качеств, которые воспринимаются чувствами. Человеческий дух есть разумное начало в силу чего свв. Отцами он часто называется умом (св. Иоанн Дамаскин, св. Григорий Нисский, св. Игнатий Брянчанинов). По мысли св. Игнатия Брянчанинова, человеческий дух невидим и непостижим, подобно невидимому и непостижимому Уму Божию. В тоже время человеческий дух есть только образ своего Божественного Первообраза, а совсем не тождественен Ему. "Сотворенное по образу, конечно, во всем имеет уподобление Первообразу, умственное - умственному и бесплотное - бесплотному, свободно от всякого времени, как и Первообраз, подобно ему избегает всякого пространственного измерения, но по свойству природы, есть нечто иное с ним", - говорит св. Григорий Нисский. В отличие от нетварного Духа Божьего, человеческий дух тварен и ограничен. По своему существу Дух Божий совершенно отличается от духа человеческого, ибо сама сущность последнего ограничена и конечна. Св. Феофан Затворник говорит, что человеческая духовность есть тварная, ограниченная и конечная духовность. Совершенной духовностью она становится только через соединение с бесконечным, нетварным и неограниченным Духом - Богом. "Никакая тварь не равночестна Святому Духу. Все чины Ангелов, все небесное воинство, совокупленные воедино, не могут быть уподоблены и сравнены со Святым Духом" (св. Кирилл Иерусалимский)
------------------------------------------------------------------------------


От себя еще хочу добавить на курсах еще в ВУЗе на лекциях по социологии лектор говорил что дух выше души. Так ли это или нет тоже хотелось бы знать.

 Re: Отличие души от духа и наоборот
Александр Иванов - 09:28 19.02.2009
Как технарь-технарю (лирикам не читать!) предложу свое понимание в виде аналогии: есть тело, которое имеет скорость и ускорение. Грубо говоря, душу можно сравнить со скоростью, состояние души тесно связано с нашей деятельностью в данный момент времени. А дух - это вектор ускорения, он определяет постепенное изменение состояния души. Отсюда вопрос "какого вы духа?" можно понять, как "в каком направлении и с каким ускорением вы меняетесь?".

Разумеется, это только ограниченная аналогия, да еще и рожденная моим собственным лжеименным разумом :) Я себе примерно так объяснил.


Архив форума