Беседы о Православии
Архив форума
Воздать злом за зло можно не только делом, но и словом, и видом.
Дорофей, авва

 Крик души: может быть, духовников больше нет на свете?
Даша К. - 22:44 09.01.2013
Меня уже где-то с месяц одолевает печальная печаль.

Сижу в декрете с двумя малышками. Холодно у нас, на улицу не
выйдешь, да ещё и болели девочки мои по очереди с сентября по
декабрь. В декабре старшая (2 с половиной годика) переболела
пневмонией, а младшая (10 мес., тогда было 9) - просто ОРВИ.
Уже несколько месяцев у меня нет возможности ездить в храм, а
соскучилась по службам очень. Не было возможности даже
исповедаться.
Но это не беда, когда помнишь, что Господь о тебе промышляет и
рано или поздно вернет к Себе.

Вот только одна вещь не хочет укладываться у меня в голове: почему
духовник, у которого я окормлялась несколько лет и которому
доверяла, не поверил мне, когда я объясняла, что действительно не
могу приехать в храм на исповедь, что это не лень, а отсутствие
возможности? Мы разговаривали по телефону (я ему звонила), и всё
было ему рассказано, но последней фразой в разговоре было "Жду
тебя на этой неделе в храме на исповедь.". Почему ему было легче
поверить своим домыслам, чем мне? Как я теперь смогу ему
доверять?

Да, мир не рухнул, я нашла выход из положения - позвала другого
знакомого священника, попросила исповедовать и причастить меня, а
заодно и окрестить младшую дочку.

Но всё равно ощущение, как будто без крыши над головой осталась.
Священник, который раньше говорил "Звоните мне, если что, я ведь
пастырь, я на это служение Богом поставлен.", после того разговора
даже ни разу не взял трубку?
Я писала ему - объясняла, что он ошибся (в Евангелии ведь сказано,
что если брат согрешит против тебя, надо выговорить ему, и, если
покается, простить). Ответ последовал через несколько часов, и
состоял из двух слов - "Время покажет". На телефон он по-прежнему
не отвечал. Через несколько дней я попросила прощения за свою
дерзость - тоже письменно, в смс-сообщении. Ответа не последовало.
Больше звонить я ему не буду.
Если честно, больно безумно. Так и вертится в голове фраза "Не
надейтеся на князи, на сыны человеческия...". У меня уже был
период, когда я переставала доверять вообще всем священникам -
пока не нашла духовника. Неужели моя прежняя позиция была
правильной?
Ещё о.Игнатий Брянчанинов писал, что старцев нет, и довольно для
нас, если найдем хорошего духовника. Но неужели и духовников
больше не осталось?
Хочется забиться в свою раковину и не открывать больше душу ни-
ко-му. По возможности исповедоваться (уже без разницы, у кого), не
особо вникая в наставления - лишь бы только от грехов избавиться,
ведь священническая власть у всех иереев одинаковая.
Ни один враг не сделает так больно, как может сделать друг, тем паче
старший, тем паче духовник... Теперь, видимо, бывший.

 Re: Крик души: может быть, духовников больше нет на свете?
Владимир Ковальджи - 15:04 10.01.2013
> Так и вертится в голове фраза "Не надейтеся на князи, на сыны человеческия..."


А почему (или мне показалось?) интонация тут такая, будто эта фраза как бы не очень уместно вертится?
Да она вообще-то не иногда "вертеться" в голове должна, а прочно и незыблемо там стоять всегда на самом видном месте!
И не только она, но и ее более жесткий аналог - "проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою"

> По возможности исповедоваться (уже без разницы, у кого), не особо вникая в наставления - лишь бы только от грехов избавиться, ведь священническая власть у всех иереев одинаковая.


Истинно так. Таинство покаяния (обращения) это таинство воссоединения с Церковью после отпадения от нее из-за грехов. Для этого нужно открытое исповедание этих грехов (перед общиной, как вначале, или перед священником, как сейчас) с горьким сожалением и решимостью не повторять их. Если человек не совсем нованачальный (и/или совсем молодой), то какие тут могут быть наставления? Я отлично знаю Евангелие и прочие заповеди, я сам могу направо и налево раздавать абсолютно верные наставления. Уверен, что и вы так же легко это можете. Но живем ли мы в соответствии с ними? Нет, увы, частенько не живем. И тогда возникает необходимость исповеди перед Богом (и Церковью - в лице священника).
А т.н. "духовник", его "наставления" и прочие "духовные беседы" с ним - знаете для чего нужны? Открою секрет: в 99,99% случаев исключительно для того, чтобы создать себе ложную иллюзию утонченной и углубленной духовной жизни, которая эффективно отвлекает от очень-очень простых, но _настоящих_ духовных проблем.

 Re: Крик души: может быть, духовников больше нет на свете?
Даша К. - 21:19 10.01.2013
Владимир Кириллович, так и думала, что что-нибудь в этом духе ответите. :)
> А почему (или мне показалось?) интонация тут такая, будто эта фраза как бы не очень уместно вертится?

Отчего же неуместно? Видимо, я начала идеализировать этого священника и слишком надеялась на его духовничество, слишком к нему привязалась, нарисовала себе в голове красивую картинку - вот и результат!

> Да она вообще-то не иногда "вертеться" в голове должна, а прочно и незыблемо там стоять всегда на самом видном месте!

Вот точно!

> А т.н. "духовник", его "наставления" и прочие "духовные беседы" с ним - знаете для чего нужны? Открою секрет: в 99,99% случаев исключительно для того, чтобы создать себе ложную иллюзию утонченной и углубленной духовной жизни, которая эффективно отвлекает от очень-очень простых, но _настоящих_ духовных проблем.

Вот не могу ни согласиться, ни опровергнуть это утверждение. С одной стороны, и у свт.Игнатия, и у прп.Иоанна Лествичника, и у других отцов есть слова о духовнике, о том, как это важно и полезно - иметь духовного "моисея" (сравнение духовного отца с Моисеем было где-то в недрах Отечника). С другой - если их днём с огнём не найдёшь, то, может, действительно стоит отказаться от самой идеи окормляться у кого-либо, и довольствоваться книгами?

Вообще после Ваших слов как-то легче жить стало. СпасиБо!

 Re: Крик души: может быть, духовников больше нет на свете?
Владимир Ковальджи - 23:13 10.01.2013
> и у свт.Игнатия, и у прп.Иоанна Лествичника, и у других отцов есть слова о духовнике,


Ну, Лествичник-то точно только для монахов писал. Там это, так сказать, профессиональная необходимость.

> о том, как это важно и полезно - иметь духовного "моисея"


Отвечу словами из одного песнопения - "вместо Моисея - Христос". Это намек на слова ап. Павла "мужу глава Христос, жене глава - муж" (плюс известный фрагмент 5 гл. Ефесянам). Т.е. нужен ли духовник мужу - вопрос спорный, а вот жене бесспорно нужен только муж. Таинство покаяния, само собой, в церкви у священника; а всё остальные проблемы и непонятки - это к мужу. Ну, если нет мужа, то вопрос снова спорный. Но уж если есть, то никакого "духовника" и близко быть не должно.

 Муж в качестве духовного лидера семьи
Даша К. - 23:49 10.01.2013
> Ну, Лествичник-то точно только для монахов писал. Там это, так сказать, профессиональная необходимость.

А ведь должно быть что-то для семейных, верно? Иоанн Златоуст, вроде, писал что-то. Но я названия не помню. Может, Вы помните?

> Отвечу словами из одного песнопения - "вместо Моисея - Христос". Это намек на слова ап. Павла "мужу глава Христос, жене глава - муж" (плюс известный фрагмент 5 гл. Ефесянам). Т.е. нужен ли духовник мужу - вопрос спорный, а вот жене бесспорно нужен только муж. Таинство покаяния, само собой, в церкви у священника; а всё остальные проблемы и непонятки - это к мужу. Ну, если нет мужа, то вопрос снова спорный. Но уж если есть, то никакого "духовника" и близко быть не должно.

Муж в качестве духовника жены - это просто мечта! Но у меня муж не особо заинтересован в религии, хотя и верит в Бога и Церковь. Да, он глава, защитник и кормилец, но разве может он быть духовным лидером семьи (по факту, а не по идее), если даже заповедей не может перечислить? А навязывать я ему ничего не стану, ибо бесполезно.

 Re: Муж в качестве духовного лидера семьи
Владимир Ковальджи - 01:06 11.01.2013
> Да, он глава, защитник и кормилец, но разве может он быть духовным лидером семьи (по факту, а не по идее), если даже заповедей не может перечислить?


Да, может, должен и является таковым по факту (а если верующий христианин, как вы сказали, то уж тем более). Способность перечислить заповеди тут совершенно не при чем!
Дальше сам писать не буду, а просто задам вопрос:
назовите мне, пожалуйста, свою проблему, которая не является грехом, требующим покаяния, которую вы не можете решить сами и для решения которой вам требуется кто-то кроме мужа.

 Re: Муж в качестве духовного лидера семьи
Даша К. - 15:58 11.01.2013
> Да, может, должен и является таковым по факту (а если верующий христианин, как вы сказали, то уж тем более). Способность перечислить заповеди тут совершенно не при чем!

Просто по факту он отпал от Церкви. Не причащался уже давным-давно, не молится, на службы не ходит... Так что о каком духовном лидерстве речь? Даст Бог, вернется когда-нибудь в Церковь.

> Дальше сам писать не буду, а просто задам вопрос:

> назовите мне, пожалуйста, свою проблему, которая не является грехом, требующим покаяния, которую вы не можете решить сами и для решения которой вам требуется кто-то кроме мужа.

Честно, это сложный для меня вопрос. Пока не могу ответить.

Однако я ни у кого из св.отцов не встречала той позиции, которую излагаете Вы, Владимир Кириллович - о том, что замужней женщине априори не нужен духовник. Могу я поинтересоваться, на чем основана эта позиция? Есть ли что-то подобное в святоотеческих писаниях?

 Re: Муж в качестве духовного лидера семьи
Владимир Ковальджи - 16:50 11.01.2013
> Просто по факту он отпал от Церкви. Не причащался уже давным-давно, не молится, на службы не ходит...


Ну, я бы не советовал судить строго по меркам и правилам древних канонов (из серии "три воскресенья пропустил - автоматом отлучен" и проч.), ибо при таком подходе, если применять его последовательно и полно, не только большинство мирян, но и половина попов и епископов подлежат отлучению по разным причинам. Это как минимум...

> > назовите мне, пожалуйста, свою проблему, которая не является грехом, требующим покаяния, которую вы не можете решить сами и для решения которой вам требуется кто-то кроме мужа.


> Честно, это сложный для меня вопрос. Пока не могу ответить.


Простите, но это и есть ответ!
Ибо вопрос поставлен очень просто и ясно. Если бы ответ был положительный, он бы последовал сразу без раздумий. А если вы отвечаете, что "вопрос сложный", то это то же самое, что ответ "нет, таких проблем нет" (или надо хорошенько подумать, чтобы ну хоть что-то подходящее под условие вопроса выискать).

> Есть ли что-то подобное в святоотеческих писаниях?


А ап. Павел чем не святой отец?..
К тому же надо согласовать понимание термина "духовник". Заглядываем, скажем, в "Древо" и иные энц. источники - везде примерно одно и то же: первое понимание - просто священник, у которого исповедуешься (совершитель таинства покаяния), второе - духовник в монастыре, духовный руководитель иноков. Третьего, пардон, просто нету. Кстати о святоотеческом - на сайте "Духовник" для раздела "Кто такой духовник" не нашлось _ни одного_ святооческого определения, только какие-то рассуждения современных попов. Впрочем, внутри одной статьи есть пара цитат, да и то двусмысленных (например, свт. Феофан упоминает, что Паисий Величковский искал-искал, да так и не нашел себе духовного руководителя - и это не мирянин!)
Другими словами, термин "духовник", как его часто понимают церковные люди, - это скорее мифологическая традиция, рожденная из похвального (теоретически) желания подражать в благочестии монашескому идеалу и вовсе не похвального стремления к безответственности в духовной и вообще жизни. Второе, конечно, всегда маскируется под смирение, но белые нитки очевидны.

 Re: Муж в качестве духовного лидера семьи
Даша К. - 14:55 12.01.2013
Знаете, мне просто нечем крыть. Видимо, Вы правы. Кстати,
заметила ещё одно обстоятельство: когда замужняя женщина
привязывается к духовнику, она невольно начинает сравнивать с ним
мужа. И, как правило, муж в этом сравнении проигрывает
священнику. А сравнивать мужа ни с кем нельзя даже в мыслях, т.к.
это очень вредно для супружеских отношений и для семьи вообще.

После беседы с Вами у меня как-то всё на свои места встало. Тревоги
ушли, отношение к произошедшему изменилось - ведь просто
случилось то, что должно было случиться. Слава Богу за всё!

Владимир Кириллович, спаси Вас Бог!
С Рождеством Христовым!

PS: Я, кстати, давным-давно не верю в возможность и полезность
жизни по послушанию в миру - в этом есть что-то сродни
сектантству, когда на природную человеческую свободу всем просто
плевать. Того священника ценила в т.ч. и за то, что он не стремится
властвовать над паствой.


Архив форума