На клиросе
Архив форума
Клирос.ru   
Пусть тебя гонят, ты не гони; пусть тебя распинают, ты не распинай; пусть тебя обижают, ты не обижай; Пусть на тебя клевещут, ты не клевещи... Веселись с веселящимися, и плачь с плачущими; ибо это признак чистоты. С больными болезнуй; с грешными проливай слезы; с кающимися радуйся. Будь дружен со всеми людьми, а мыслью своею пребывай один.
Исаак Сирин, преп.

 УЗЛЫ НА СВЯЗКАХ - судьба церковных певчих?
теноРПЦелена - 07:52 10.04.2006
Здравствуйте.
Хочу поделится своим странным опытом пения в православном храме св.прав. Иоанна Кронштадтского, г.Владивостока, прошу и Вас поделиться со мной своим опытом. Мне интересны взгляды каждого певчего.
Итак:
Я пою теноровую партию вот уже полтора года. За это время один раз прошла лечение у фониатора: диагноз - узелки на связках. Надеюсь, вы не знаете что это такое. Это когда от неправильного пения, давления на связки, неправилдьного дыхания (т.е. плечами), неправильной артикуляции, и пении в неудобном для Вас диапозоне, на связках появляются образования в виде узелков, которые создают несмыкание, боли, сухость, хрипоту.
Появилась я на клиросе таким образом: пришла в храм...постояла...давно имела желание петь в хоре, а потом подумала что можно и в православном...образования нет...опыта духовной жизни нет...есть за плечами пение под гитару самой себе в комнате...и все...
...в общем, поднялась я на клирос и отыскав регента, выпалила ей смело - хочу петь на клиросе...потом прослушивание...индивидуальные спевки - штучки 4...и затем стабильное место в хоре.
Однако вскоре стало ясно, что петь правильно - это иметь опыт и теоретические знания. Стали возникать проблемы с голосом - периодические охрипания, срывания голоса, боли и жжения. С момента пения на клиросе я непрестанно исследую себя изнутри и снаружи - как же я пою? Как мне удобно? Как же петь правильно?
Поделитесь, пожалуйста своим опытом, как нужно петь правильно, чтобы не появляться в кабинете фониатора...

 Re: УЗЛЫ НА СВЯЗКАХ - судьба церковных певчих?
Владимир Ковальджи - 11:33 10.04.2006
> Я пою теноровую партию вот уже полтора года. За это время один раз прошла лечение у фониатора: диагноз - узелки на связках.


Первый вопрос лежит на поверхности - а "Ваша" ли это партия? От долгого пения "не своим" голосом у любого всё сядет и завяжется...

> я непрестанно исследую себя изнутри и снаружи - как же я пою? Как мне удобно? Как же петь правильно?


Ну и о чем говорят эти исследования? Что Вам удобно, какой диапазон естественен? Ответьте, тогда разберемся.
Конечно, некие азы правильного вокального звукоизвлечения по возможности надо узнавать и им следовать. Но развивать и тренировать голос можно только начиная со своей самой естественной, органичной зоны. Правильно "ставить" связки и дыхание начиная с неестественных лично для Вас звуков невозможно и бессмысленно.

В случае же, если "жен-теноровый" диапазон для Вас неорганичен, но у регента нет иных вариантов для Вас (скажем, нет никого другого, кто мог бы правильно попадать в ноты третьего голоса), то следует внимательно следить за уровнем напряжения - т.е. не бояться петь тише, чем хотелось бы. В этом случае регент должен понять, что лучше тише, чем ничего (когда очередной раз "завяжетесь" и замолчите вообще). К тому же третий голос чаще всего выполняет гармонически-заполняющую функцию, и важна не его громкость, а его наличие (негромкого третьего голоса вроде бы и особо не слышно, а вот замолчит - сразу слышно его отсутствие).
Еще немного и мозги полезно подключать - соображать, где можно совсем не напрягаться, а где следует "всплыть" (например, когда поем самую простую обиходную ектению, то "тенор" сидит на квинте, которой как бы может и не быть, но на "Тебе, ГОсподи" поднимается в одну важную ноту, без которой аккорд станет "пустым"). Т.е. если петь тяжело, то хорошо бы уметь рапределять силы в зависимости от роли, какую играет моя партия в том или ином случае.
А что говорит Ваш регент? Каковы его мысли по случаю Вашего залета к фониатру?

 Re: УЗЛЫ НА СВЯЗКАХ - судьба церковных певчих?
теноРПЦелена - 17:04 13.04.2006
Владимир Ковальджи, Вы писали:

-Что Вам удобно, какой диапазон естественен? Ответьте, тогда разберемся.
-У меня низкий бархатный диапозон разговорной речи. Соответственно легко петь третью партию. Беру максимум ре малой октавы и ля первой.
_________________
-Еще немного и мозги полезно подключать - соображать, где можно совсем не напрягаться, а где следует "всплыть"
-Согласна. Постораюсь воплощать.
_________________
-А что говорит Ваш регент? Каковы его мысли по случаю Вашего залета к фониатру?
-Я одна пою бархатно тенора, где надо - низко, где надо громко, где надо с вибрато. Есть ребенок 17 лет - детский тембр, режущий, не достает ниже си малой октавы. Есть пожилой дедушка - нет голоса. Есть женщина - тихо. Поэтому регенту главное - чтобы служба была отпета.

 Re: УЗЛЫ НА СВЯЗКАХ - судьба церковных певчих?
Владимир Ковальджи - 17:42 13.04.2006
> -У меня низкий бархатный диапозон разговорной речи. Соответственно легко петь третью партию. Беру максимум ре малой октавы и ля первой.


Видать, все ж не очень "легко", если такие проблемы... Однако, и то хорошо, что партия все же в принципе "ваша". Значит, надо искать, с кем позаниматься правильной технологией пения, чтоб связки не гробились. Хотите и дальше петь догло и счастливо - озаботьтесь этим срочно.

 Re: УЗЛЫ НА СВЯЗКАХ - судьба церковных певчих?
теноРПЦелена - 19:35 13.04.2006
Скажите пожалуйста, за сколько времени можно выучиться правильному пению, чтобы это был самый необходимый богаж для церковного пения? Я не говорю о учении до конца жизни - это понятно. Вот мне реального времени сколько нужно будет затратить при среднем темпе обучаемости, средних способностях профессионального вокалиста и при тренировках по три раза в неделю (или каждый день нужно заниматься???). Берем самый минимум, чтобы хватало для правильного пения...

 Re: УЗЛЫ НА СВЯЗКАХ - судьба церковных певчих?
Владимир Ковальджи - 20:19 13.04.2006
> Скажите пожалуйста, за сколько времени можно выучиться правильному пению, чтобы это был самый необходимый богаж


100% зависит от педагога. Найдете хорошего, толкового спеца - за два-три месяца заложит ту главную основу навыка, какая уже на всю жизнь. Ведь тут главное реально _почувствовать_, как оно правильно. И этого чувства уже не забудешь.

 Re: УЗЛЫ НА СВЯЗКАХ - судьба церковных певчих? НЕТ!!!
Lex - 12:01 10.04.2006
Регент - не педагог по вокалу. Если Вы сами петь не умеете - он не виноват.
Петь учит вокалист. Он же прослушивает, определяет диапазон, и т.д. Пригоден ли человек петь в принципе, в какой партии и т.д.
Обитают вокалисты обычно в муз училищах, или в высших муз уч заведениях. Может и в муз школе быть такой педагог по вокалу, и очень не плохой, если школа хорошая.
Вам к такому вокалисту и надо.

Бывает, что и регента голос ставят - но это очень редкий случай, исключение, когда проф вокалист идет в регенты.

По человечески я Вам сочувствую. Нагрузки в церковном хоре большие. Петь 2 часа подряд - это не песенку под гитару мурлыкать 2 минуты. Да еще петь а капелла - это гораздо труднее, чем под аккомпонимент. Вообще вокал - тяжелая работа.

Узлы на связках - удел непрофессионалов. Если человек петь не умеет - он угробит свои связки года за 2-3. У меня примеры есть, как тенор пришел после консерватории солистом в оперный театр и через 2 года стал инвалидом, не сумел свой голос правильно эксплуатировать. Так что осторожнее. Лечитесь пока у фониатора и через него же узнайте про хорошего педагога по вокалу.

После того, как вокалист с Вами позанимается, Вы точно будете знать свою партию и диапазон. И кроме этой партии ничего другого петь не соглашайтесь. Если выяснится, что Вы альт - то и пойте альта. Никаких теноров, сопран и прочих затыканий дырок. Вы чужую партию будете петь плохо, некрасиво, да еще и здоровье свое гробить. Пользы от этого никому не будет, а вред Вам огромный.

Знаю массу народа, уже бабульки и дедульки, всю жизнь по хорам, чуть ли не у Свешникова начинали, теперь только в церкви, уже не на правом, а на буднях, но КАК звучат!!! Никаких узлов. Вот это вокальная школа! Так что есть положительные примеры.

 Добавлю, что
Татьяна Ивашкова - 13:20 10.04.2006
женский "тенор" - это вообще беда. Почему-то считается, что нормальный (?) альт вполне может его петь, если больше некому. Мол, соль малой - до первой это для альта нормально и без напряга. Но альт альту рознь. Если контральто, то, конечно, раз плюнуть. А у меня, например, меццо. И все, что ниже до первой, мне неудобно. С кем-то еще и до фа малой могу свободно, а вот одна начинаю давиться. Чаще всего на буднях мы поем трио, но иногда бывает так, что оказывается сопрано, два альта и бас. Тогда регент просит меня "потенорить". Раньше я дудела, выпучив глаза, и уходила домой с боцманским басом. А теперь там, где ниже до, делаю морду ящиком и пою альт.

 Re: Добавлю, что
Владимир Ковальджи - 14:13 10.04.2006
> Почему-то считается, что нормальный (?) альт вполне может его петь, если больше некому. Мол, соль малой - до первой это для альта нормально и без напряга.


Чаво? "соль малой - до первой"?? Да бегом бежать надо от любого, кто при пении по схеме 3ж/1м выбирает такие ноты и/или тон, что "жентенору" в эдаком диапазоне надо петь. Это уже не безграмотность, а клинический идиотизм (если конечно не имеется в наличии классической контральто типа "женбас", но это редкость).

> ...сопрано, два альта и бас. Тогда регент просит меня "потенорить". Раньше я дудела, выпучив глаза...


Дык, при таком 3+1 ноты жентенора между фа и до, за очень редкими исключениями. За иное надо канделябром и в управдомы.

 Re: Добавлю, что
Lex - 14:25 10.04.2006
Даже между фа и до в первой октаве ПОСТОЯННО сидеть неудобно. Все-таки удельный вес альтовой партии - это середина первой октавы, даже чуть выше - фа-ля. Кто сомневается - откройте партитуры Архангельского и Чеснокова. Вот эта музыка для всех партий хорошо на голос ложится, а "женский тенор" - явный изврат.

Другое дело, что сплошь и рядом нарушается баланс голосов. Это когда на клиросе три калеки и у всех с вокалом проблемы. Ну некого регенту загнать наверх, вот и приходится кого-то загонять вниз. :(
Мы в таких случаях просто отказывались от полного аккорда. Пели хоть в терцию, но свои партии в удобной тисситуре. По мне лучше петь вообще всем одно и тоже, но красиво, чем делать убогие аккорды.

 Re: Добавлю, что
Владимир Ковальджи - 14:54 10.04.2006
> Даже между фа и до в первой октаве ПОСТОЯННО сидеть неудобно.


Памятуя о сем, надо всегда выбирать для состава 3+1 песнопения с наименьшим диапазоном мелодии, что позволяет безболезненно повышать общий тон, а также иметь особые редакции третьего голоса для М и Ж, ибо часто есть вариант - остаться в квинте или подняться в тонику и т.п. Вообще, немного поиспользовав по назначению мозги всегда можно тот самый "удельный вес" понизить для М-тенора или повысить для Ж-тенора практически без ущерба для остальных.

> Мы в таких случаях просто отказывались от полного аккорда. Пели хоть в терцию, но свои партии в удобной тесситуре. По мне лучше петь вообще всем одно и тоже, но красиво, чем делать убогие аккорды.


Без сомнениев. Расслоение голосов на партии должно возникать (и возникало) из _естественной_ разницы этих голосов. Как форменной глупостью является попытка загнать натуральное сопрано и баса в знаменный унисон/октаву, так ей же является и идолопоклонство перед обязательной полнотой четырехголосия. Практическая мудрость "обиходной" фактуры в том и состоит, что она универсальна и позволяет гибко подстраиваться практически под все варианты состава от одно- до шести-голосия. А основано все на правильной иерархии ценностей: на первом месте, само собой, мелодия, напев. На втором - ее терцовый дубль и функциональный бас. И только на третьем - заполнение гармонии.

 Именно
Татьяна Ивашкова - 14:59 10.04.2006
У нас лучше всего звучит, когда сопрано и альт в терцию плюс бас.

 Согласна
Татьяна Ивашкова - 14:55 10.04.2006
Lex, Вы писали:
> "женский тенор" - явный изврат.

Ага! На праздниках у нас 3-ий голос баритон поет. Не передать, насколько лучше звучит. У нас вообще сопрано и альты высокие, и контральто их давит. Вроде, в ноты все попадают, а сочетание тембров некрасивое. И вообще, слабенький у нас хорик 8-(
А насчет "фа-ля" - точно. Мои любимые ноты.

 Бальзам на душу
Татьяна Ивашкова - 14:25 10.04.2006
И на голос. У нас регент не вокалистка, а пианистка. Со слабым сопрано. Второй регент - вообще теоретик. Вот так и живем. Тенорица так, кстати, голос себе и испортила.

 Re: Бальзам на душу
Lex - 14:33 10.04.2006
Дык ведь певец - это профессия!!! (В отличие от "хороший человек" :) )
Пианисты - они все больше в фортепьянах субражають. А петь-то тоже надо уметь. Хороведение опять же. Да...
Люди - не клавиши.

Была б моя воля, - был бы указ. Пока не отпахал года 3 в каком-нибудь большом хорошем хоре, лучше хормейстером, - не брать в регента ни под каким видом!!! И дело развалит, и людей угробит.

 Re: Бальзам на душу
Владимир Ковальджи - 15:00 10.04.2006
> Второй регент - вообще теоретик.


Хм... Что значит "вообще"? Вообще-то, по моим немалым наблюдениям, теоретики - лучшие хоровики. Как певцы - потому что умеют слышать целое и себя в нем, а не одного себя. Как регенты - потому что соображают в гармонии и не ставят вопиюще безграмотных нот (которые и "чисто" петь бесполезно - звучать будет все равно отвратно).
Вероятно, Вы имели в виду - "плохой теоретик"? :)

 Задумалась...
Татьяна Ивашкова - 15:08 10.04.2006
Не знаю, может, теоретик и неплохой, но регент еще неопытный, всего второй год. И с репертуаром как раз иногда пролетает.

 Re: Бальзам на душу
теноРПЦелена - 17:23 13.04.2006
Чем дальше читаю, тем мне хуже становится...

 Re: Бальзам на душу
Татьяна Ивашкова - 17:26 13.04.2006
Тема мутировала...

 Re: Добавлю, что
Вадим Ситников - 15:48 10.04.2006
Соль малой октавы для альта (именно для альта, а не для меццо) — рабочая нота. Откройте партитуру любого более или менее серьёзного женского хора — сплошь и рядом соль и даже фа малой. Вот ниже — это уже для уникальных женских голосов, что встречается даже в профессиональных хорах нечасто. Благодаря тому, что у меня в хоре альт нормально поёт соль, фа и даже ми малой октавы, я могу ставить для исполнения авторские вещи. Иначе пришлось бы петь только обиход. Звучит хорошо, ансабль есть. Да, часто встречается, когда тупой регент заставляет девочку 18 лет со своими растущими связками выдавливать из себя соль-фа, и в результате получается страшнейший неансамблирующий аккорд. Но, поверьте, у меня со слухом, вкусом и головой всё в порядке, и 1 и 2 сопрано в моём коллективе поют молодые девчонки 20-22 лет, а 2-й альт — женщина с низким голосом 33 лет (моя супруга, кстати :-).

 Хорошо тому живется...
Татьяна Ивашкова - 15:54 10.04.2006
Такие контральты и бас могут петь. А у меня с возрастом голос, кажется, только выше становится.

 Re: Хорошо тому живется...
Вадим Ситников - 16:13 10.04.2006
Вот, для примера, одна из моих любимых вещей. Без низкого альта мы её бы не пели:

http://penie.mrezha.ru/bag/livejournal-kliros-ru/blagoslovi-chesnokov.zip

 Re: Хорошо тому живется...
Татьяна Ивашкова - 16:24 10.04.2006
Этот ваш второй альт и есть то, что обычно именуют "женским тенором" .

 Re: Добавлю, что
Lex - 16:34 10.04.2006
Вадим Ситников, Вы писали:
> Соль малой октавы для альта (именно для альта, а не для меццо) — рабочая нота. Откройте партитуру любого более или менее серьёзного женского хора — сплошь и рядом соль и даже фа малой. <



Вадим, при всем моем к Вам уважении... Примеры партитур в студию!
Желательно не "забытые шедевры", обработки-переработки, а хоровая классика, золотой фонд произведений для смешанного хора.
Где там у альтов малая октава? Много ли там ее? Диапазон альтовой партии? Удельный вес? Рабочие ноты? Что утюжим? где края? Как к ним подводит автор?
Из того, что известно мне (Архангельский, Честноков, Калинников и т.д.), соль и фа - это даже не тенора, это уже практически баритоны!

Исключения - отдельные басовитые женщины-самородки - только подтверждают правило.

 Да ладно Вам...
Владимир Ковальджи - 17:01 10.04.2006
> Вадим, при всем моем к Вам уважении... Примеры партитур в студию!


Да ладно Вам... Вадим же сказал "партитуры для _женского_ хора", а не для смешанного. Чисто женский хор (именно _хор_, серьезный) автоматом предполагает наличие хоть пары настоящих низких "вторых альтов", которые в жен. хоре часто играют функционально басовую роль и соотв. гармонические функции жмут вниз (иначе выше первых - "баритонов" - окажутся). Однородный хор (серьезный, несводимый к трехголосию) по очевидным причинам предполагает больший разлет голосовых специализаций.
Но это не наша тема. На клиросе же в случае однородного хора с отсутствием настоящих низких и/или настоящих высоких голосов всегда можно обойтись трехголосием и/или подбором песнопений с минимальным диапазоном, чтоб всех уложить в разумные высоты.

 Re: Добавлю, что
Вадим Ситников - 17:04 10.04.2006
Я же писал выше: "Откройте партитуру любого более или менее серьёзного женского хора — сплошь и рядом соль и даже фа малой".

Любую партитуру для женского хора, хотя бы эту:

http://penie.mrezha.ru/pdf/liturgy/liturgy_kastalsky.pdf

В классических партитурах для смешанного хора соль малой у альтов встречается, но значительно реже. И не потому, что альты не достают, а потому, что чаще нет необходимости — тенора же есть, и не один.

 Re: Добавлю, что
Lex - 17:31 10.04.2006
Достать ноту, или утюжить ее два часа - "две большие разницы".
Первые скрипки тоже могут соль малой сыграть, но дают ее все-таки виолончелям. Тембр меняется, окраска другая, баланс звука, строй в конце концов. Фальшиво же ведь, не состроишь их, стоят давятся.

Думаю, что во времена Архангельского проблем с певцами не было. Хор 102 человека о чем-то говорит. :) У Свешникова тоже с кадрами был полный порядок - все население СССР было в его распоряжении, ездили по стране, прослушивали кучу народа, выбирали, увозили в Москву. При этом пели так, как пели, - классически, никаких женских теноров и прочих многостаночников. Если ты - октавист, то и пой в контр октаве, а в большой вторые басы споют, это их работа. И т.д. Что-то мне подсказывает, - это и есть самое оно, самое лучшее хоровое пение. Вот на эти диапазоны голосов, границы партий и т.д. я и ориентируюсь. Опять же почитать управление хором небезызвестного всем автора. Там все понятно написано про партии.

А то приходит человек на клирос, а его тиранить начинают. Не можешь петь в неудобном диапазоне - уходи с клироса, ты никуда не годишься. И он, бедный, мучается, болеет, голос теряет практически. :) Вот ведь в чем главный непорядок на мой взгляд.
О чем тема? Тут ведь не женщине связки лечить надо, помолчит - они и сами может пройдут. Тут регенту мозг подлечить срочно требуется.

А вообще, - пойте как хотите, лишь бы было красиво.

 Re: Добавлю, что
Вадим Ситников - 18:04 10.04.2006
Причём здесь количество певцов? Возьмите любые ноты для женского трио — соль и фа повсеместно. Одно дело — певцы настоящие, а другое — любительский хор, в который принимают кого попало да ещё половине из них не платят ни гроша. Для таких певцов и есть обиход. Этими вопросами — обиходом и бесплатным пением — занимается Е. Кустовский (kliros.org). Поэтому по этой тематике обращайтесь к нему...

 Re: Добавлю, что
теноРПЦелена - 17:34 13.04.2006
-отдельные басовитые женщины-самородки...
-я считаю себя именно этим...толко я ещё молодая девушка, а уже ми малой...

 Re: Добавлю, что
Владимир Ковальджи - 16:50 10.04.2006
> Соль малой октавы для альта (именно для альта, а не для меццо) — рабочая нота. Откройте партитуру любого более или менее серьёзного женского хора


Позвольте не позволить :) "Партитура более или менее серьёзного женского хора" - это именно для "серьезного" и "хора", а не типичного клиросного ансамбля. По себе скажу - в _хоре_ я всегда пел в нижних басах (не октавистах, ессесьно, а нормальных) и это было вполне естественно. В одиночку же (например, в муж. квартете) я последним басом очень быстро устану и посажу голос, ибо сие (пение партии и пение В партии) две очень большие разницы.
И Вы сами понимаете, что супруга Ваша - не вполне типичный случай. Подавляющее большинство клиросных певчих пташек - это т.ск. "вторые сопрано", "вторые сопрано с уклоном в первое" и "вторые сопрано с уклоном в альт". Исходя из чего в общем случае всё, что не между "до" первой и "ми-беременной" второй следует считать редко терпимым исключением.
А частные случаи, типа счастья обладания в хоре каким-нить "турчаниновским" тенором, и обсуждать нечего..

 Re: Добавлю, что
теноРПЦелена - 17:28 13.04.2006
Прошу вас, расскажите: ваша супруга давно ли поет в этом диапозоне..и..все-таки ей 33, а мне 21. Не далеко от 18 .... Я не давлюсь, но однако срываю часто голос и охрипаю.
Как вообще она себя чувствует в этом диапозоне?
Как возраст влияет на наличие этого диапазона?

 Re: Добавлю, что
Вадим Ситников - 18:21 13.04.2006
Она всегда пела этим голосом, с юношеских лет. Пока градаций в сторону понижения я не наблюдаю (может, годам к 50 будет петь ля малой? :-)))

Если Вы часто сипнете и срываете голос, то, вероятнее всего, вам просто низко. Дело в том, что есть такое понятие, как форсирование звука, и форсировать звук можно как в высокой тесситуре, так и в низкой, несмотря на то, что внизу голос звучит тише. Может, Вам низко и Вы стараетесь петь погромче, давя на связки? Это форсирование, и ни к чему хорошему оно не приводит. Не знаю, надо послушать. Хотя я сам не профессиональный вокалист, а регент и, может быть, ошибаюсь.

 Re: Добавлю, что
Вадим Ситников - 18:24 13.04.2006
>>>может, годам к 50 будет петь ля малой?


Большой, большой, конечно. Торможу.

 УЖАС!!!
Татьяна Ивашкова - 18:31 13.04.2006
У нас как раз тенорица так поет. Ей низко - она давит. Самое кошмарное в этой ситуации, что не только себе вредит, но и всем. Обычно в маленьком хорике (трио-квартет) когда кто-то давится, у остальных тоже не слишком голос звучит, а то еще занижать начинают.

 Re: УЖАС!!!
Вадим Ситников - 18:35 13.04.2006
Естественно! Она давится, ей низко, поэтому она должна завышать, а от этого страдает (причём сильно) общий строй: другие певцы могут и завышать, и занижать от этого нестрояка, кто как.

 Re: УЖАС!!!
Татьяна Ивашкова - 18:39 13.04.2006
Фига еще и в том, что я сама (и другие то же самое говорят) чувствую зажатость. Она давит - и у меня словно горло сдавлено. Вот уж правда, "едиными устами" 8-( Получается, что чужое мышечное усилие ощущаешь, как свое.

 Re: УЖАС!!!
Вадим Ситников - 18:47 13.04.2006
В психологии это называется индуцированием. :-)

 Re: УЖАС!!!
теноРПЦелена - 19:27 13.04.2006
Вадим...в том то и дело, что я может и давлю, но получается красиво. Хорошо получается. Меня сильно хвалят. Но даже не это показатель, а то что когда поет трио профессиональных вокалистов и я с ними тенором (то есть четырехголосье), то получаются очень прекрасные аккорды, как бы низко мне не было. Из этого следует, что либо я фарсирую красиво, либо я на правильном пути пою свою тесситуру, но чего-то сильно не хватает.

 Re: УЖАС!!!
Татьяна Ивашкова - 19:33 13.04.2006
Лен, красиво - это не значит здорОво. Я на сильном форсаже могу очень красиво петь во второй октаве, особенно если с другим сопрано. Прям опера. Другое дело, что потом несмыкание получается.

 Re: УЖАС!!!
теноРПЦелена - 19:43 13.04.2006
Татьяна Ивашкова, Вы писали:
- красиво - это не значит здорОво. Я на сильном форсаже могу очень красиво петь во второй октаве, особенно если с другим сопрано. Прям опера. Другое дело, что потом несмыкание получается.

-вот это мне очень важно знать, поскольку опера - для меня некий показатель красоты здоровой и правильность пения кроется в опере, а на форсаже я выдаю оперу... значит то что опера может сильно навредить...вот видите - не знала... а я вибрато только на опере делаю...точнее на форсаже...да ещё в высоком (относительно тенора) регистре, где перетуживаюсь вся (типа фа первой). А перетуживаюсь, потому что у меня грудной регистр не связан с головным и я все в грудном пою. И поэтому тужусь. Или не поэтому?

 Re: УЖАС!!!
Вадим Ситников - 19:53 13.04.2006
Я не знаю. Заочно сложно что-либо говорить. Найдите хорошего преподавателя по вокалу, он подскажет.

 Ну не знаю...
Татьяна Ивашкова - 19:55 13.04.2006
По правде говоря, мне не нравится оперный стиль в церковном пении. Да и в опере на форсаже, мне кажется, много не напоешь. Я не специалист, конечно...
А вот пение на два четко разграниченных регистра с разным механизмом звукообразования, еще с музыкальной школы помню, - признак непоставленного голоса.

 Re: Ну не знаю...
теноРПЦелена - 04:20 14.04.2006
Что значит "непоставленный голос"?
Каким способом его ставят (приведите, пожалуйста примеры). Я так понимаю, в следствии поставленности голоса пение происходит с одинаковым звукообразованием, с использованием всех регистров. Так в поставленности что важнее? Дыхание?

 Ну так вы сами и ответили
Татьяна Ивашкова - 12:27 14.04.2006
У меня у самой голос непоставленный, так что это вопрос к специалистам. Знаю только, что при правильном пении между грудным и головным регистрами нет четкой границы. То есть получается как бы единый регистр при использовании обоих механизмов звукообразования. Дыхание - да, но не только.

 Re: Добавлю, что
теноРПЦелена - 17:14 13.04.2006
Ну, то есть вполне нормально если я окажусь контр альтом, который самостоятельно и вполне успешно достает фа малой? Ну, я имею введу, что женским связкам это не вредно , если правильно петь?

А что такое правильно петь....

 Re: УЗЛЫ НА СВЯЗКАХ - судьба церковных певчих? НЕТ!!!
теноРПЦелена - 17:09 13.04.2006
Спаси Господи...Взбодрили меня. После Пасхи пойду к специалисту.

 Прыжок в сторону
Татьяна Ивашкова - 23:14 11.04.2006
Я перенесла ваш вопрос в ЛивЖурнал, в сообщество Клирос. Загляните туда:
http://community.livejournal.com/kliros/76864.html

 Re: Прыжок в сторону
Вадим Ситников - 23:22 11.04.2006
Дело в том, что вопрос «как петь правильно, чобы не страдал голос» равносилен вопросу «как правильно летать на самолёте, чтобы нормально взлетать и садиться». На него нет и не может быть заочного ответа. Для этого необходимо: хорошие вокальные данные, хороший преподаватель вокала и много-много лет занятий с этим преподавателем.
Ко мне несколько раз обращались: «Научи меня петь по нотам». На что я всегда отвечаю: «Ага, хорошо, завтра к обедне приходи в 8.00, и думаю, к 10.00 управимся». :-))

 Re: Прыжок в сторону
Владимир Ковальджи - 01:49 12.04.2006
> На него нет и не может быть заочного ответа.


Тут Вадим абсолютно прав, Татьяна. Нигде ничего больше того, что уже здесь сказано (про определение своего голоса, пение в своей тесситуре и т.п.), заочно не скажут. Хоть на десять форумов еще посылай человека.

 Re: Прыжок в сторону
Татьяна Ивашкова - 12:57 12.04.2006
В принципе, там тоже самое и сказали насчет тесситуры, но еще дали ссылочку на книгу с дыхательной гимнастикой и приемами восстановления голоса. И то хлеб.

 Re: Прыжок в сторону
Вадим Ситников - 14:45 12.04.2006
Самый лучший способ восстановления голоса — молчание. Любой фониатр, взявшийся лечить певца, начинает с этого. А потом всякие капельки на связки, а ещё позже — голосовые упражнения. И, конечно, профилактика: ничего очень холодного, очень горячего, никаких перцев, водки, сигарет (без водки :-))). Не кричать, не визжать и т. д. и т. п. Очень плохо на связки воздействуют всевозможные респираторные заболевания. Я вот уже который год не довожу своё горло до такого фарингита, чтоб голос пропадал. Раньше часто было. А делаю вот что: как только почувствую, что начинает горло першить (не простое такое першение, а начинающаяся размножаться инфекция, я уже отличаю :-), сразу смазываю тщательно горло раствором Люголя; на следующий день — то же самое. Обычно этого достаточно, чтобы предотвратить развитие инфекции. Помните, как в рекламе: "бактерии размножаются в горле со скоростью миллион в час" (ну или что-то вы этом роде).

И вообще, жалейте связки, и будет вам счастье! :-)

А на вопрос "как правильно петь" ответа, повторюсь, быть не может. Это годы занятий и вокальные данные.

 Re: Прыжок в сторону
теноРПЦелена - 18:27 13.04.2006
Спаси Господи. К специалисту пойду, книжечкой займусь.

Но прошу вас, все таки успокойте меня..поддержите...
очень уж мне нравится петь тенора...очень! Вот именно звук... именно из моего горла...

Может это гордыня?
Ну я пробовала вообще-то и альтом петь...и сопрано - все получается, все красиво, но тенор больше нравится...

 Re: Прыжок в сторону
Вадим Ситников - 18:32 13.04.2006
Ну... нравится... Мне, может, нравится сопрано, а я-то баритон! :-)) Пойте ту партию, где легко поётся, удобно. Вам природа сама подскажет, где Ваше место. А "красота" партии — вещь переменная, а несмыкание — постоянная. :-)

 Re: Прыжок в сторону
теноРПЦелена - 19:16 13.04.2006
Ладно, использую запасной вариант в свою защиту.
Год назад меня слушала дерижер хора (правда в попыхах) и сказала срочно мчать в академию искусств с прекрасным контр альтом, куда меня сразу возьмут, и посветить этому жизнь...
Нет возможности пока общаться со спецами. Пришлось сорвать голос, вылечить его и сейчас снова хромать и петь не в полную возможность...хорошо пропеваются МИ малой, и выше, но всего-лишь до МИ первой...Дальше идет хрип и несмыкание - верный признак узлов. В хорошем состоянии я звонко отчибучиваю сопрано.
В принципе, все, что здесь написали в этом разделе - вроде как ясно. Вроде как известно. Тем более что мнения разделились (как всегда):
1)Женский тенор - это извращение
2) Оно же - реальное, нормальное, очевидное, хоть и невероятное.

Душу мою мучают метания... Хочу-не хочу...боюсь-не боюсь...Полтора года мучаюсь.

 Re: Прыжок в сторону
Вадим Ситников - 19:58 13.04.2006
>1)Женский тенор - это извращение

>2) Оно же - реальное, нормальное, очевидное, хоть и невероятное.


1) Никакое это не извращение, а низкий женский голос, альт.
2) Ничего невероятного: природа очень богата и разнообразна, и все голоса разные. "Кому война, а кому мать родна" (это я про низкий альт).

 Re: Прыжок в сторону
Татьяна Ивашкова - 18:34 13.04.2006
Все с Божией помощью устроится. Главное не запускать.
А я тоже пела сначала сопрано, потом меня периодически в тенора сгоняли. Нет, альт - он родной. Гордыня - это когда человек думает: "Ах, какой я замечательный, как я пою здорово!". А когда получаешь удовольствие от чистого звука, который издаешь, - это, думаю, нормально.


Архив форума