На клиросе
Архив форума
Клирос.ru   
Если же человек прежде очищения Истиною будет руководствоваться своим вдохновением, то он будет издавать для себя и для других не чистый свет, но смешанный, обманчивый, потому что в сердце его живет не простое добро, но добро, смешанное со злом более или менее.
Игнатий (Брянчанинов), свт.

 полиелей с литией
Архим. Товия - 18:16 10.11.2006
заинтересовал такой вопрос на одном из регентских форумов:

"Кто знает, как служат великую вечерню с литией, например ап. Филиппу, 14 ноября? И чего ради на полиелейной службе лития?"

если кто знает, помогите.

 Re: полиелей с литией
Владимир Ковальджи - 18:36 10.11.2006
Архим. Товия, Вы писали:
> заинтересовал такой вопрос на одном из регентских форумов:

> "Кто знает, как служат великую вечерню с литией, например ап. Филиппу, 14 ноября? И чего ради на полиелейной службе лития?"


Здравствуйте, о. Товия!
Честно говоря, не понял слов "чего ради". Разве это как-то противоречит одно другому? Ниже приведены цитаты из нескольких пособий по литургике, где таковое упоминается яко бывающее редко, но без каких-либо противоречий и вопросов...

Из "Литургики" Красовицкой (глава о полиелее):

"...далее произносится молитва "Спаси, Боже…" которая уже читалась на литии, так что если совершается и лития, и полиелей, то эта молитва должна поизноситься дважды"

Оттуда же (глава о литии):

"Когда совершается бденное богослужение, лития служится обязательно, но может совершаться также, когда по месяцеслову назначена полиелейная служба"

Из "Литургики" архиеп. Аверкия:
(Если Благовещение попадает на) "дни Светлой седмицы совершается обычная пасхальная служба этих
дней с присоединением службы Благовещению: присоединяется лития и благословение хле-
бов на вечерни, полиелей, величание и чтение Евангелия на утрени."

Из "Литургики" иер. Тахи-Заде:
"при полиелейной слyжбе лития может быть или не быть (чаще всего ее нет)"

 Re: полиелей с литией
Вадим Ситников - 18:48 10.11.2006
Ну, чего ради лития - это знает, наверное, только один из авторов Типикона, писавший именно эту его часть. Может, покушать хлебца и винца попить перед постом? :-) В. Розанов в книге "Богослужебный устав Православной церкви" на стр. 144 в изъяснении службы святому, имеющему полиелей, упоминает этот случай: "Лития не составляет неотъемлемой принадлежности богослужения полиелейному святому. 48-я глава не указывает литии 25 апреля, 10 мая, 11 и 13 июня, 9 августа, 13 декабря, 11 и 27 января, 24 февраля. Но лития прямо указана 6, 9 и 18 октября, "14" и 30 ноября, 9 и 21 мая, 15 июля, хотя ни в одно из этих чисел не упоминается о всенощном бдении. ....... На литии, когда она бывает, литийные стихиры, по указанию Типикона, и обычные литийные молитвы" Так что на полиелейной службе иногда бывает лития и служится обычным образом, как и на всенощной.

 Ну как же!
Архим. Товия - 03:17 11.11.2006
Чего ради служится лития на бдении и как, мне понятно:

1. После малой вечерни повечеряли, и до отпуста праздничной литургии трапеза больше не поставляется; так что благословение и раздача хлеба и вина перед шестопсалмием, во время чтения Апостола, имеет целью подкрепление сил телесных - как и типикон во 2 главе говорит.

2. По ныне отпущаеши пропели тропарь праздника 3-жды, освятили хлеб и пр., пропели 33-й псалом и сели есть и пить. Потом встали и начали шестопсалмие, т.е. продолжили всенощное бдение.

С этим вроде ясно. А зачем лития на полиелейной службе, когда вечерню отслужили в свое время, повечеряли в трапезе, прочли повечерие, поспали, прочли полунощницу в свое время, утреню и пр.? Зачем? и как ее служим? Прочли Ныне отпущаеши, спели тропарь с богородичным. А дальше?

 вдогонку
Архим. Товия - 05:19 11.11.2006
Т.е. подразумевается, что освящение хлебов - это неотъемлемая часть литии. А м.б. лития - это только стихиры и молитвы (тогда как совершать - вопросов нет), а освящение - это уже и не лития?..

 Re: вдогонку
Вадим Ситников - 13:10 11.11.2006
О том, что лития может служиться без благословения хлебов, я ничего не нашёл в литературе, да и вряд ли это возможно. Но нашёл следующее.
"Настольная книга священно-церковнослужителя" Булгакова, стр. 852-853: «Говоря о раздроблении и вкушении благословенных хлебов и вина, Устав замечает: "ныне же сей чин в церквах весьма упразднися" (2 гл.). Вкушение благословенных хлебов непосредственно по раздроблении их и раздаче молящимся на бдении хотя и не противоречит указанию Устава, однако не следует забывать, что в настоящее время не существует главного побуждения к немедленному употреблению благословенного хлеба — чрезмерной продолжительности богослужения, заставляющей думать о подкреплении сил как служащих, так и молящихся. Кроме того, в некоторые богослужебные периоды совсем не бывает раздробления или хлебопреломления "за краткость нощи". Ясное дело, что в эти периоды и иерею не следует употреблять хлебы на бдении же, а согласно указанию Устава — съесть их дома "честно на трапезе прежде общих брашен". Относительно указания Устава об елее, что его можно "в брашнах снести", "Церк. Вестник" разъясняет, что это является невозможным по современным качествам елея, поэтому оный елей можно сжечь или в запрестольной лампаде, или раздать болящим для благоговейного употребления».

В. Розанов, "Богослужебный устав Православной церкви", стр. 28: «В Типиконе замечено, что "сицевое раздробление хлебов и почерпание" вина "творим от 1-го дне месяца септемврия до 25 дне марта" и что в летнее время благословенные хлебы раздробляются и до принятия другой пищи вкушаются в трапезе, а не в церкви (гл. 2); в том же Типиконе, только в другом месте, говорится: "От недели святаго Фомы не бывает хлеболомление по благословении хлебов за краткость нощи (см. 50 гл., нед. 3-ю по Пасце)"».

Так что, отче, думаю, ясно, как поступать с литией и на полиелейной службе — по примеру литии на такой всенощной, когда нет нужды вкушать в храме: хлебы благословляем и раздробляем непременно, но вкушаем их на общей трапезе в самом её начале.

 Re: вдогонку
Вадим Ситников - 13:19 11.11.2006
>>>Прочли Ныне отпущаеши, спели тропарь с богородичным. А дальше?


А дальше то же самое, что и на всенощном бдении по "Борогодице Дево": «Господу помолимся!» — «Господи, Иисусе Христе, Боже наш, благословивый пять хлебов...»

 Ну а дальше?
Архим. Товия - 15:39 11.11.2006
хлебы благословили, хор спел аминь. Что дальше - отпуст? Ну и чего ради хлебы освящать, ежели потом - ужин?

 Re: Ну а дальше?
Вадим Ситников - 16:02 11.11.2006
Да, хор спел "Аминь". Диакон: "Премудрость". Лик: "Благослови". Иерей: "Сый благословен" и далее по обычаю отпуст. Затем сразу служится малое повечерие. Потом идём кушать, и сначала вкушаем за столом освященный хлеб.
Откуда я знаю, для чего так? Проглядел много литературы, но везде словосочетание "лития на вечерне" синонимично "благословению хлебов".
Объяснено ведь у Булгакова и Розанова: Типикон говорит о том, что в некоторые дни не вкушаем освящённый хлеб в храме, а кушаем его за столом перед едой, "краткости ради нощи", т. е. когда братия не успевает проголодаться на службе и нет нужды в подкреплении сил. Но! Всё равно же ведь благословение хлебов совершается. Зачем? Ну, наверное, для торжественности или как дань традиции — положено в особо торжественные дни служить литию и хлебы благословлять.


Архив форума