На клиросе
Архив форума
Клирос.ru   
Пусть тебя гонят, ты не гони; пусть тебя распинают, ты не распинай; пусть тебя обижают, ты не обижай; Пусть на тебя клевещут, ты не клевещи... Веселись с веселящимися, и плачь с плачущими; ибо это признак чистоты. С больными болезнуй; с грешными проливай слезы; с кающимися радуйся. Будь дружен со всеми людьми, а мыслью своею пребывай один.
Исаак Сирин, преп.

 О церковной "музыке". (Размышления)
Дмитрий Телегин - 13:27 01.03.2007
Любой из нас, встечаясь в повседневной жизни с песнопениями прошедших лет, иногда невольно задумывается: "А что же будет завтра? какие приоритеты будут у сочинителей и исполнителей церковных песнопений?"

Т.е. перед нами стоит вопрос - каким будет наше церковное пение через 10-20 или даже 50 лет?

Много усилий прилагается в области археологической - находятся и возрождаются хорошие, но незаслуженно забытые произведения и сочинители.

Много усилий прилагается и в области сохранения нашего певческого наследия. К примеру сказать, некоторые песнопения Дм. Бортнянского - безсмертны.

Частично и медленно возрождаются русские традиции осмогласного пения.

Также в некоторых крупных монастырях и храмах заново создаются церковно-певческие традиции и возрождаются бывшие некогда.
...

Жизнь течет своим чередом...

Современные люди тоже стараются внести свой вклад в историю церковного искусства. Кто-то - как Смоленский или Кастальский, кто-то - как Сарти или Галуппи..

********

Меня иногда удивляет некоторое несоответствие между текстом и смыслом поемого и его мелодико-гармоническим изложением.

О чем думает автор, когда пишет торжественную песнь "Слава в вышних Богу" в глубоком мрачном ре-миноре? о чем думает автор, когда в момент пресуществления Святых Даров предлагает хору спеть арию или что-то "красиво-романтическое".
Чем руководствуется регент, когда "Тебе одеющагося" поет как можно скорее..
Наконец, о чем думет современный композитор, когда предлагает Церкви Православной песнопения, написаные в духе и стиле церкви латинско-папской? Зачем, например, в Литургии, в "общем деле" вставлять концерт, написанный в полифонической форме?.. Убери слова - получится фуга для органа 17 века...

И, что самое печальное, композиторы и регенты не учитывают самой сути своих деяний. "Умею писать - напишу церковное произведение!", "Красиво - споем!", "С листа? - запросто!" А прихожане молчат.. Их заставили молчать... Они только слушатели..

****** Это всего лишь размышления. *******

 "мажор - это радость, минор - это гадость" :)
Владимир Ковальджи - 14:17 01.03.2007
Сей штамп любит иронически цитировать Кустовский.
Поэтому:

> Меня иногда удивляет некоторое несоответствие между текстом и смыслом поемого и его мелодико-гармоническим изложением.

>

> О чем думает автор, когда пишет торжественную песнь "Слава в вышних Богу" в глубоком мрачном ре-миноре?


тут все невероятно неоднозначно. Я по этому поводу недавно читал в эфире статьи из периодики начала 20 в (щас точно не помню какие).

Самый простой и яркий пример - дайте любому постороннему светскому человеку ноты (без слов ессесьно) обиходного пасхального тропаря. Кто-нибудь скажет, что эта простенькая и в целом минорная мелодия - мелодия самой великой в мире радости и торжества? НИКТО и никогда.
А в соединении во словами она для нас именно такова.

Так что следует предостеречь от попытки оперировать простыми критериями типа мажор/минор. Тут всё ооочень сложно и хитро, просто так по полочкам не разложить.

 Re: О церковной "музыке". (Размышления)
Вадим Ситников - 14:21 01.03.2007
>А прихожане молчат.. Их заставили молчать... Они только слушатели..


Вы о том, что они не поют? Так и слава Богу! Я представляю, что бы было, если б они пели! :-) Если даже бабки, которые вроде как клиросные, вытворяют на службах такое, что бежать порой охота из храма, то что будет, если запоют прихожане, среди которых половина без слуха, а кто со слухам, у тех нет никакого понятия о пении.

Не-не, избавь нас от этого, Боже!

 как слезы первые любви
Анна - 17:09 01.03.2007
ой, знаете - лишь бы хорошо пели!

я пришла в Церковь в конце восьмидесятых, в Обыденку, и до сих пор для меня милее Веделя ничего нет ;) - хоть я и понимаю, что оно и некрасиво, и бездуховно... а вот выросла на этом, и все.

А так - жизнь моя была полна лишений и выгоняний, и мне пришлось пройти через самые разные приходы, на разных языках, в разных традициях. И мой вывод:лишь бы было сделано хорошо и с молитвой. Если хорошо - пойдет и греческое пение, и восстановленное византийское, и знамя, и наш обиход, и даже иже купидоны. А если нет - то все едино страдаешь. И еще важно привыкнуть - чтобы не было эффекта новизны. Он-то сильнее всего и мешает.


А обиходное Великое славословие в миноре на три ноты - имхо, самое лучшее. Ну не хуже греческий вариант, как на Александрйском подворье поют, когда Владыка есть. Тут главное - слова, а не мелодия. То есть в идеале мелодия должна отличаться не "красотой", а тем, что доносит смысл, чтобы "слова входили не только в уши, но и в душу" (с).

А красивости, вроде разрешения минорной мелодии в мажор, раздражают, да.

 Re: как слезы первые любви
Владимир Ковальджи - 17:31 01.03.2007
> ой, знаете - лишь бы хорошо пели!


Амиииииииииииииинь :)

> я пришла в Церковь в конце восьмидесятых, в Обыденку, и до сих пор для меня милее Веделя ничего нет ;) - хоть я и понимаю, что оно и некрасиво, и бездуховно... а вот выросла на этом, и все.


А вот и зря "понимаете". "Духовность" ведь не "стилем" определяется. В подобном стиле написаны сотни кубометров нотной макула... литературы. Как и в любом другом. И лежат они себе на свалке да гниют спокойненько. А вот несколько листочков из этого долгие-долгие годы продолжает жить и петься. И ни один "музыкоед" и ни один компьютер не скажет, почему (по формальным критериям - всё примерно одно и то ж...) Тут чудо некое, понимаете ли... его не объяснишь, только голый факт налицо.

> И еще важно привыкнуть - чтобы не было эффекта новизны. Он-то сильнее всего и мешает.


С этим несколько сложнее, имхо. Новизны не может не быть, это жизнь. Но новизна новизне рознь (тут опять чудо). Иная новизна сразу бац - и прилепляется, как тут и была. А иная нет (это чаще, конечно).


Архив форума