На клиросе
Архив форума
Клирос.ru   
Преподобный Серафим сказал: "Если хочешь себя расстроить, поговори с человеком другого устроения"; на опыте так и бывает. Иногда с одним человеком говорить - просто отдыхать, а с другим говорить - делается тяжело; хоть спорь с ним - не находится, что и сказать ему; думаешь, как бы скорей ушел.
Иоанн (Алексеев), схиигум.

 Выношу на суд сочинение
Katia Brovko - 18:17 25.05.2007
Впервые, вдруг, совсем для меня неожиданно сложилось такое песнопение. Была бы очень рада услышать мнения связанных с клиросом людей, особенно относительно гармонии и вообще нижних голосов, потому что сначала появилась именно партия сопран, а потом пришлось как будто "достраивать" все остальное. Заранее благодарна всем, кто откликнется.
 

 Re: Выношу на суд сочинение
Дмитрий Телегин - 21:57 25.05.2007
Довольно интересное сочинение!!! Спасибо Вам большое!!! :)

Имхо: в последнем слове "величаем" на слоги "ча--ем" у альта могло бы быть так: соль-фа#--ми. На мой взгляд, седьмая повышенная ступень у альта не совсем в стиле песнопения .

 Re: Выношу на суд сочинение
Katia Brovko - 14:15 26.05.2007
Спасибо, Дмитрий! Отметила Ваше замечание. Буду над последней строкой еще думать.

 Напутствие
A.V. Рrof - 14:46 26.05.2007
Правила гармонии, голосоведения и т.д. Вы со временем выучите. Прочитав данную ветку я вспоминаю себя несколько лет назад - параллельные октавы, параллельные квинты, всевозможные правила разрешения... Все когда-то с этого начинали:)). Самое главное, что у Вас внутри сидит ощущение музыки, мелодии, чувство лажи и т.д. Это самое главное. если ничего этого нет, то человек может быть максимум исполнителем, но никак не автором. И не смущайтесь от того, что Вам кто-то что-то будет говорить - никогда не останавливайтесь, продолжайте писать дольше и совешенствовать себя. Благо среди здесь есть грамотные люди, которые смогут Вам помочь. Как сказал один мой знакомый джазмен - музыкант должен быть в меру [пардон_за_грубость] пофигистичным, дабы его не съели заживо и не задушили его творчество на стадии зарождения/формирования, но при этом прислушиваться к мнению профессионалов. Когда я принёс своё первое "творение" и показал его регенту, то мне вообще было категорически не рекомендовано писать музыку. Это конечно было воспринято с обидой (увы, грешен), но мои эксперименты на этом не закончились, и продолжаются до сих пор. Так что, Катя, Бог Вам в помощь!:)) Скажите, это Ваше первое произведение, или у Вас есть ещё?:))
Посмотрел Ваш профиль - мы оказывается с Вами земляки:)). А где находится Ваш храм, я просто про такой не слышал. Я хожу на подворье Александро-Свирского в Весёлом посёлке.
С ув., A.V. Prof.

 Re: Напутствие
Katia Brovko - 16:03 26.05.2007
Спасибо Вам за добрые слова. Собор Феодоровской иконы Божией Матери Вы, возможно, знаете, просто не представляете, что это он. Это полуразрушенный храм возле Московского вокзала, на пересечении Миргородской и Полтавской улиц. Меньше двух лет назад он был возвращен Церкви, а до этого в его здании располагался молокозавод и разные другие производства, а мы служили в построенной рядом часовне Новомучеников и Исповедников Российских. Сейчас храм постепенно восстанавливается, но, конечно, это еще практически развалины… Но приход растет очень быстро, и это радует. Два года назад на Пасху мы еще как-то все помещались в часовне, а сейчас, наверное, и в двух таких часовнях не поместились бы!
А насчет произведений… да, это первое. До этого были только песни под гитару :) А вот вчера вечером после работы сложилась еще одна вещь, которую я уже давно хотела изобразить: гармонизация на «Преблагословенна еси» (2-й глас, наш, минорный, питерский, как он правильно называется – придворный?). Но это показать пока не могу, так как до сканера доберусь не раньше вторника :) Навеяно стихирами в гармонизации Кастальского, которые мы в этом году впервые пели на Страстной Седмице и которые произвели на меня неизгладимое впечатление.

 Стихиры Кастальского
Кирилл - 16:47 27.05.2007
Простите, что вопрос немного не по теме: а как вы пели стихиры Кастальского на службах Страстной Седмицы? Каким составом? Вы пели все стихиры в таком изложении или только некоторые избранные? И откуда вы их брали?

 Re: Стихиры Кастальского
Katia Brovko - 21:55 27.05.2007
Мы пели по ксерокопиям из какого-то сборника, не знаю какого. Мы пели только стихиры самого Кастальского, и то не все. Была идея самим переложить другие стихиры, чтобы шло хотя бы несколько подряд, но потом решили оставить затею до следующего года, а в этом выучить то, что получится. (Потом увидела, что эти стихиры и здесь, на kliros’е появились, и не только Кастальского, но и другие, переложенные на его манер, и запевы к ним. Вы их найдете в соответствующих сводных разделах Страстной Седмицы) Для нашего хора тот год был «экспериментальным» в этом плане, хор у нас любительский и даже далеко не все читают ноты и, например, мы никогда раньше не разделяли сопран и басов на первых и вторых. Но у нас довольно большой хор, около 25 человек. Звучало очень неплохо. Правда, кое-что пришлось петь чуть пониже. Слышала пару стихир в гармонизации Кастальского и в исполнении профессионального хора из 8 человек. Тоже хорошо звучало! :)

 Re: Стихиры Кастальского
Кирилл - 18:06 29.05.2007
Спасибо! Меня очень интересует, насколько методика Кастальского распространена в современной певческой практике. Поэтому мне интересно любое упоминание об использовании стихир Кастальского за богослужением.
А прочие песнопения Страстных служб вы тоже подбирали в соответствующем стиле, или исполняли обычный репертуар?

 Re: Стихиры Кастальского
Katia Brovko - 00:38 30.05.2007
Все остальное - обычный репертуар. То есть, в нашем случае, почти все - обиход, разные народные распевы, напевы. Даже, наверное, вообще все - обиход. Из авторских помню "Приидите, ублажим" Бортнянского.
У меня где-то были наши записи нескольких стихир на mp3-плеере. Если Вам любопытно, могу поискать.

 Re: Стихиры Кастальского
Katia Brovko - 22:16 27.05.2007
Сейчас открыла и внимательно посмотрела стихиры, которые есть на kliros'е. Они для мужского хора. У нас была несколько другая запись: в верхней строке у нас были два сопрано и альт (которому в нотах, лежащих здесь, соответствует верхняя басовая партия, только, соответственно, на октаву выше), а теноровая партия у нас почти всегда повторяла сопрано, за исключением отдельных нот, когда сопрано шли вниз, а тенор вверх. Басы иногда раздваивались. А иногда все голоса сходились в унисон на целую строку. В общем, я могу спросить у регента, как назывался сборник, и Вам сказать. Там были стихиры для смешанного состава, это точно.

 Re: Выношу на суд сочинение
Владимир Ковальджи - 23:55 25.05.2007
Ну что ж, раз сами просили суда, то судим.

У меня возникли следующие соображения:

а) В целом - очень хорошо.

б) Но очень "рисковано" в плане фактуры, диапозонов, тонального плана и т.п. Т.е. это хорошо будет звучать исключительно в немаленьком и весьма умелом хоре. А чуть кто "поедет" не совсем в кассу - сразу всё в полную лажу превратится. Такая высокая степень "рискованности" для церковной музыки - большой минус.

в) Спорных в плане голосоведения мест много. Выделю лишь самые, имхо, просящиеся к исправлению:

в-1) В переходе "БогА НАшего" не вижу особого смысла в параллельных квинтах у Т и Б. Можно, например, подготовить переход, поведя уже на слог "-га" альта в соль, а баса в "ми".

в-2) "ХерувИМ" - сделайте последний слог половинкой!

в-3) В переходе "без истлениЯ БОга" совсем незачем оставлять грубоватую параллельность "ми-ре" у С и Б. Дайте сопрано на слог "-я" "си" всемто "ми" - будет красивый микро-"заход".

в-4) Сразу далее - уберите парал. октавы у Т и Б. Или на "-га" тенора в "ля" уведите, или еще как. Незачем они там.

в-5) "СущуЮ" - оставьте бас на "до", чтоб не параллелил с сопраной.

в-6) А вот общий дружный параллелизм, который через две ноты - можно и оставить. Хотя... Хотя, вероятно, над всей последней строкой надо подумать еще. Какая-то она немного выпадающая из общего целого... Надо Вам над ней помучиться, покумекать, найти нужную органику со всем предыдущим.

г) А в целом - хорошо.

 Re: Выношу на суд сочинение
Katia Brovko - 14:26 26.05.2007
Спасибо большое, Владимир Кириллович, за такой чуткий и доброжелательный суд!
Буду думать дальше. Пока разрисовывала партитуру, внося Ваши исправления, которые я с благодарностью принимаю, пронеслась какая-то идея в голове насчет того, чтобы часть последней строки (Тя величаем) полностью шла в унисон, перекликающийся с унисоном вначале. Мне даже понравилось, но не записала сразу и не помню, как к этому унисону все подводилось...
А в гармонии в принципе нежелательна параллельность? может быть, можно где-то посмотреть какие-нибудь правила на этот счет? Я понимаю, что вопросы, скорее всего, не имеют четкого ответа и что это целая наука, которой я никогда не изучала... Я простраивала нижние голоса, ориентируясь большей частью (по памяти) на те партитуры, которые я знаю, то есть которые мы поем или еще только разучиваем. Выстроить что-то, следуя правилам, я, конечно, не умею...
Спасибо еще раз. Катя

 Re: Выношу на суд сочинение
Владимир Ковальджи - 00:37 27.05.2007
> ...пронеслась какая-то идея в голове насчет того, чтобы часть последней строки (Тя величаем) полностью шла в унисон, перекликающийся с унисоном вначале.


Идея неплохая! Подумайте в эту сторону.

> А в гармонии в принципе нежелательна параллельность? может быть, можно где-то посмотреть какие-нибудь правила на этот счет? Я понимаю, что вопросы, скорее всего, не имеют четкого ответа и что это целая наука, которой я никогда не изучала...


Да, тут трудно коротко ответить. Обязательно ознакомьтесь с основами гармонии, без этого никуды.
Правила, конечно, есть. Но именно "правила", а не "законы". Исключение подтверждает правило, но опровергает закон. Т.е. правила (в частности, о параллелизмах) нарушать можно, НО - только тогда, когда это музыкально-логически оправдано, а не просто так. Правила голосоведения - они ж не с потолка взялись, а родились преимущественно именно из хоровой практики.
Вот, скажем, параллельности на "нашего" и "рождшую" - я же про них ни слова не сказал. Потому что они оправданы, это прием, задумка такая. А где сказал - там без надобности, просто от неумения.
Короче, афоризм от Кирилыча - повесьте на стенку:
"Чтобы не соблюдать правила, их надо хорошо знать"

 Вот что в итоге получилось...
Katia Brovko - 21:50 08.06.2007
Мне кажется, что так произведение приобрело какую-то логическую завершенность. Мне нравится :) Но критическим отзывам буду очень благодарна!
Заодно отсканировала "Преблагословенна еси" - гарм. 2 гласа. Попробовали тут ради интереса пропеть женским трио - сестрам понравилось, а у меня такое ощущение: ну совсем я не это писала! хотя пробовали без баса и тенора, а они, по крайней мере, судя по тому, что у меня получалось на пианино, здесь очень важны... Такие, в общем, эксперименты :)
  

 Re: Вот что в итоге получилось...
Светла - 22:02 14.06.2007
А не качается что-то...

 Re: Вот что в итоге получилось...
Владимир Ковальджи - 00:32 15.06.2007
Вы знаете, у Вас, несомненно, есть хорошая "творческая жилка", хочется Вас похвалить и ободрить. Но... Вы все ж постановите для себя решительно и твердо - изучить самые элементарные основы гармонии. Без этого никуды. Я сейчас сделаю еще десять или двадцать технических замечаний - а толку? Надо просто понять какие-то самые главные вещи самой. Тогда просто и не возникнет того, что, например, в переходе с 3 на 4 строку (альт стоит на ми, а бас - ми-ре-ми...) В "Преблагословенна" я даже и не влезаю - там ой-ой-ой... Короче, обязательно поднаторейте в основах (в общем-то, ничего сложного ж). Самой будет легче и приятней.

 Re: Вот что в итоге получилось...
Katia Brovko - 22:01 15.06.2007
Спасибо! Да, я уже это ощутила и твердо решила для себя заняться изучением теории. Уже нашла книгу! (Надеюсь, поможет.) База со школы сохранилась неплохая. Тем более, что в голове рождаются все новые и новые идеи... не хочется терять! Правда, дома нет инструмента никакого, кроме гитары и камертона :))) но скоро и это решится.
Я Вам очень благодарна. Катя


Архив форума