На клиросе
Архив форума
Клирос.ru   
Никакой человек ни при каких подвигах не спасется, если не будет бороться с гордыней и с высокоумием. Дьявол горд, и люди гордые после смерти пойдут к нему.
Никон (Воробьев), игум.

 Помогите с литургикой
Даша К. - 20:53 18.12.2007
Братья и сестры, мне на неделе сдавать зачет по литургике, а нужный материал никак не могу найти. Посему обращаюсь за помощью.
Если кто-нибудь знает, где взять информ. о возникновении осмогласия (не о развитии, а именно о возникновении!), пожалуйста, дайте ссылочку!
Заранее благодарю. Спаси Бог!

 Re: Помогите с литургикой
Владимир Ковальджи - 21:48 18.12.2007
> информ. о возникновении осмогласия (не о развитии, а именно о возникновении!)


Прикрепляю к данному сообщению текстовый файлик в цитатами из Никольского и Скабаллановича. Для "зачета по литургике" этого должно хватить.
У Никольского некоторые фразы весьма спорны, но это уж тонкости...
А. Никольский
История церковного пения

Из главы 3:

Еще в IV веке замечалось определенное тяготение к диатонизму как наиболее 
уместному для Церкви роду музыки и к избранным только ладам (а не ко всем им 
безразлично), как единственно достойным служить основой для церковных мелодий.
 
       В период V-VII веков эта тенденция отбора привела к созданию осмогласия в 
качестве незыблемой церковно-музыкальной системы, в границах которой должно 
существовать и развиваться впредь богослужебное пение. Ход постепенного 
образования осмогласия и закрепления его в практике богослужения в общих чертах 
таков.
 
       Западная Церковь в IV и начале V века окончательно установила у себя 
господство пения на четыре гласа (дорийский, фригийский, лидийский и 
миксолидийский), построенные притом исключительно в диатоническом роде, 
отвергнув прочие лады и роды.
 
       Это пение впервые было введено стараниями епископа Амвросия, почему и 
было впоследствии названо амвросианским. В своих главных основаниях оно было 
общецерковным, близким к пению Восточных Церквей. Амвросианское пение было 
принято и Римской Церковью, при Папе Дамасии (IV век), и затем в течение V века 
распространилось не только по всей Италии, но и в Галлии и Германии.
 
       В начале V века подобное же пение введено было и в Церкви Иппонийской 
(Африка) блаженным Августином.
 
       К концу IV века и началу VII западное пение развилось и расширилось в 
своем содержании, и амвросианское четверогласие обратилось постепенно в 
осмогласие через добавление новых четырех ладов в качестве побочных (плагальных) 
к первым четырем.
 
       Принятие нового вида пения, то есть осмогласного вместо четверогласного, 
относят ко временам Папы Григория Двоеслова, или Великого, но в действительности 
это произошло позднее.
 
       Во всяком случае, пение григорианское, осмогласное, заменило собою 
прежнее (амвросианское) и принято Западной Церковью в качестве "Сantus'a 
firmus'a" то есть пения, утвержденного как бы на все времена. В восточной 
половине Церкви Вселенской развитие пения шло также в сторону осмогласия, но 
несколько иным путем, чем это было на Западе. Прежде всего, на Востоке не 
наблюдалось исключительного преобладания диатонизма. По крайней мере, местности 
с преобладающим греческим населением сохранили (даже доселе) в своем пении все 
музыкальные традиции древних эллинов, и в частности хроматический и 
диатонический роды музыки.
 
       Но принципиально и Восточная Церковь признавала за диатонизмом наибольшее 
соответствие его с духом Церкви. Что касается количества ладов, или гласов, то в 
Восточной Церкви начиная с V века устойчиво практиковались все восемь гласов и 
никаких уступок в постепенном нарастании по четверогласиям не было.
 
       Так, святитель Анатолий, Патриарх Константинопольский, писал свои 
воскресные стихиры на восемь гласов; также на восемь гласов составлял кондаки и 
икосы святой Роман Сладкопевец (V век), бывший диаконом в Берате (Сирия).
 
       Святитель Софроний Иерусалимский и Иоанн Мосх (VI век), когда были в 
монастыре у Нила Синайского, удивлялись тому, что там не поют осмогласно ни 
Господи, воззвах, ни Бог Господь, ни Всякое дыхание.
 

Из "ТОЛКОВОГО ТИПИКОНА" М. Скабаллановича:

Из главы 4-5 века:

Именем св. Амвросия надписывается имеющий более позднее происхождение нотный 
Антифонарий [146]. Он заключает в себе 4 напева, основанных на четырех греческих 
музыкальных ладах: дорийском, фригийском, лидийском и миксолидийском; различие 
этих напевов замечалось на том, что они начиналось с разных звуков октахорда: 
1-й с ре, 2-й ми, 3-й фа, 4-й соль, и потому господствующий звук (с. 176) 
(доминату), приуроченный к 1 ступени октахорда (во втором напеве — к 6, так как 
на 5 ступени изменчивое «си»), имели на разных нотах. Так получилось 4 гласа (к 
ним позднее прибавлено еще 4) [147]. Гласы эти носят название амвросианских; в 
составе нынешнего р.-католического осмогласия (григорианского) они соответствуют 
гласам 1, 3, 5 и 7. Из наших гласов они (первые три из них) близки к 1, 2 и 3 
гласам.
 

Из главы 6-7 века:

Осмогласие.

В отношении церковной песни настоящая эпоха сделала особенно много и тем, что 
теперь только окончательно был установлен, как на западе, так и на востоке, круг 
богослужебных напевов. На западе это дело приписывается папе св. Григорию 
Великому, на востоке св. Иоанну Дамаскину. По словам жизнеописателя диакона 
Иоанна (IX в.), св. Григорий собрал напевы, возникшие веками в церкви, удалили 
менее ценные, а остальный исправил и восполнил недостающие; из полученного т.о. 
материала он составил новый Антифонарий [83]. На основании этого известия 
нынешний Антифонарий римской церкви и принятая там система гласов называются 
Григорианскими. Еще более позднее предание приписывает упорядочение церковных 
напевов на востоке св. Иоанну Дамаскину: именем его и учителя его Космы 
надписывается музыкальный трактат с заглавием «Святоградец» [84]. Как мы видели 
(см. выше, стр. 175), упорядочение церковных напевов должно было начаться 
гораздо ранее и Григория В. и Иоанна Дамаскина; и предание связывает начало 
этого упорядочения на западе с именем св. Амвросия, Григорию же В. приписывается 
только прибавление к существовавшим до него 4 амвросианским гласам, в основу 
коих легли напевы дорийский, фригийский, лидийский и миксолидийский (см. там 
же), новые четыре напева, сродные с теми, «побочные гласы» (toni plagales), 
именно: иподорийский, начинающийся с ля и имеющий доминанту на 6 ступени, 
ипофригийский, начинающийся с си с доминантой на 7 ступени, иполидийский с фа с 
доминантой на 6 ступени, ипомиксолидийский с ре с доминантой на 7 ступени. Так 
получилось 8 гласов (впоследствии прибавлен 9-й, представляющий смесь 2-го и 
8-го — tonus peregrinus sive irregularis). Столько же гласов и с таким же 
музыкальным характером установил, по преданию, и Иоанн Дамаскин в восточной 
церкви, только счет гласов здесь другой: сначала идут все прямые гласы, а потом 
из побочные, тогда как на западе за каждым (с. 372) прямым следует его побочный. 
 

 Re: Помогите с литургикой
Даша К. - 12:23 23.12.2007
Очень благодарна за помощь. Спаси Господь! Вчера (22.12) сдала литургику на "отлично". Еще раз спасиБо!

 Re: Помогите с литургикой
Наталья Петровна - 11:26 20.12.2007
http://www.wco.ru/biblio/books/krasov1/Main.htm
учебник Красовицкой.

 Re: Помогите с литургикой
Даша К. - 21:11 22.12.2007
СпасиБо за неравнодушие! У Красовицкой немого не то, что нужно. Но я очень благодарна Вам за само желание помочь.


Архив форума