На клиросе
Архив форума
Клирос.ru   
Все мы находимся в "злейшей прелести", по выражению преп. Симеона Нового Богослова, то есть во тьме, в заблуждении, в рабстве у диавола. Только немногие бывают освобождены Господом от этого состояния. Как же слепой может вести слепого? А вы всех учите. Перестаньте!
Никон (Воробьев), игум.

 Замкнутый круг (к вопросу по вокалу).
Роман Валенков - 11:39 16.03.2008
Уважаемые посетители форума. Прошу вас оказать теоретическую помощь, в решении следущего вопроса.
Состав, которым я сейчас управляю, достался мне, что называется по "наследству", от другого регента. На 90% он самодеятельный, а суть проблемы в том, что певцы поют каждый как умеет, а умеют, в большинстве, без "опоры" и открытым звуком. В теории понятно, что нужен человек, которы занялся бы постановкой голоса у певчих, а на практике выходит; и человека такого нет, да и для реализации этой "перековки" необходимо, как мне известно, "молчание", и частые знанятия с педагогом по вокалу, к сожалению, и то, и другое невозможно. Вот и получается замкнутый круг. Помогите разобраться.

 Re: Замкнутый круг (к вопросу по вокалу).
Елена Назарова - 08:56 17.03.2008
А почему Вам самому не проделать эту работу? Ведь никто лучше Вас, не знает, какого именно звучания Вы хотите добиться? К тому же наиболее важно в хоровом исполнении не "хорошо поставленный голос", а одинаковая манера пения. По своему опыту могу сказать, что даже без длительныхь регулярных репетиций и работы с педагогом индивидуально, приблизительно за полгода можно добиться одинаковой манеры звукоизвлечения, следствие которой - стройные аккорды. А что еще нужно? Вам повезло, что Вам достался более-менее опытный хор, знакомый с богослужебными текстами и понимающий смысл исполняемых песнопений - это уже немало. А дальше "дерзайте убо, дерзайте..."

 Re: Замкнутый круг (к вопросу по вокалу).
Татьяна Ивашкова - 14:29 17.03.2008
Как говорится, +1. Потому что лучше уж пусть все поют открытым звуком и глоткой, чем половина так, а половина поставленным голосом. Особенно если в партии больше одного человека - унисона не добьетесь, что грязь увеличит многократно - проверено.
Если не можете найти специального человека, который будет заниматься со всем сразу и одновременно, действительно попробуйте заняться этим сами. Молчание (точнее, "непение") не обязательно, просто времени понадобится больше (и это проверено на личном опыте). На самом деле прикрыть звук не так сложно, особенно если ваши певчие не профессиональные фольклористы. Приоткрыть закрытый гораздо сложнее. А вот с опорой - да, тут придется поломаться. Потому что людям, привыкшим давить глотку, понять и, главное, принять на автомат механизм опоры - задача вселенского масштаба. Зря что ли говорят, что научить с нуля гораздо легче, чем переучить.

 Re: Замкнутый круг (к вопросу по вокалу).
Катерина - 12:18 18.03.2008
Попробуйте один из действенных способов приведения всего хора к относительно ровному и однородному звучанию. Настаивайте как можно чаще повторяйте хористам, чтоб все гласные формировали естественно и ОДИНАКОВО. "А"- это открытый рот, "У"- губы трубочкой, "И"-улыбка и т.д. Этот метод использовали в царское время и сейчас он помогает собрать хор в более менее поющий коллектив.
Удачи в Вашеи (нашем) нелёгком труде!

 Re: Замкнутый круг (к вопросу по вокалу).
Роман Валенков - 10:41 20.03.2008
Уважаемая Катерина, вы затронули "больную" тему. Казалось бы все просто. Но одно 1-е сопрано у меня поет А, как Евгения Смольянинова, а другая, как Елена Образцова. Что делать?
Хотелось бы затронуть еще одну тему - дикции - . Храм у нас большой и что поет 30-ть человек не понятно, а чтеца и слышно и понятно. Мне кажется этот вопрос, так же относится к вопросу о вокальном исскустве.

 Re: Замкнутый круг (к вопросу по вокалу).
Роман Валенков - 10:27 20.03.2008
Уважаемая Татьяна, спасибо за ответ. На практике, я убедился, что звук прикрыть действительно не сложно; но какой это звук. В этом составе я начинал певчим (профессионалов было 80%), профессионалы уходили и на их место брали прихожан со слухом, преемственности, увы не получилось, нужно было петь службы и на второй план отходил вопрос – как -. Наш регент видел этот недостаток, и пытался его исправить, но тщетно; работал и профессиональный хоровик, и результата никакого. По-моему, все дело в том, что они как раз работали со звуком, который у многих уже сформировался, а внимание на основу основ - дыхание внимание уделяли второстепенное. А как говорят итальянцы: научись правильно дышать и научишься правильно петь. Подлинное ощущение от пения на опоре, я получил вследствие знакомства с одним человеком, знающим в этом толк. Как обучить этому уже поющих певцов, я ума не приложу. О чем мы говорим, это действительно, вселенская задача. А работа над однородным звучанием, по-моему, без однородного формирования звука на опоре – не возможна. Или я ошибаюсь?

 Re: Замкнутый круг (к вопросу по вокалу).
Леонид - 12:52 20.03.2008
* А работа над однородным звучанием, по-моему, без однородного формирования звука на опоре – не возможна.*

Возможна. Посмотрите, в детском хоре дети поют без опоры, а достигают ансамбля. Другое дело, что дети - чистый лист бумаги, делай что хочешь, а взрослых переучить всегда намного сложнее. К сожалению, вся хоровая работа может протекать только на репетициях (спевках). Любая служба - уже по сути концерт. Конечно с непрофессионалами Вы не достигнете звучания хора Shaw, но определенным образом причесать хор всё же можно. Но и любители бывают разные. Здесь, чем моложе, тем восприимчивие, как в любом деле. Стабильность состава тоже важная вещь. А то бывает, учишь, учишь, а человек уходит и на его место приходит новый, с кот. надо всё с начала начинать.
Не воспринимайте только мои слова о возможности пения без опоры, как единственный вариант. Я сам сторонник академического вокала.

 Re: Замкнутый круг (к вопросу по вокалу).
N.S. - 15:29 19.03.2008
Елена Назарова, Вы писали:
> даже без длительныхь регулярных репетиций и работы с педагогом индивидуально, приблизительно за полгода можно добиться одинаковой манеры звукоизвлечения, следствие которой - стройные аккорды. А что еще нужно?



Согласна. Полгода назад я попала в подобный хор, пришлось руководить. У меня вообще хор был не то чтобы самодеятельный, а в большинстве - никакой. Люди просто так приходили (их просто когда-то настоятель поставил, а я убрать их не могла, т.к. знала, что я там временно, и после каких-либо разборок останется очень нехороший осадок у всех; тем более в основном это были женщины, которым далеко за 50-60). Поначалу я была просто в шоке, т.к. ни тона, ни регентской руки они не знали ВООБЩЕ, пели так, надеясь на "авось", и вступали все разом. Но где-то через месяц они стали прислушиваться-присматриваться, и в конце концов кое-как мы спелись. По крайней мере, звучание стало более-менее однородным.
Но свой случай я считаю "тяжелым". Ну а у Вас-то, romanvalenkov, думаю , тем более должно получиться. Вы ведь, я так понимаю, профессионал (а я любитель...)

 оффтоп, простите.....
N.S. - 15:31 19.03.2008
Простите, забыла добавить, что зовут меня Наталия. (давно когда-то зарегистрировалась под ником из двух букв, а как его сейчас поменять - не знаю..

 Как поменять ник
Недостойный раб Божий †Иоанн - 16:01 19.03.2008
N.S., Вы писали:
> давно когда-то зарегистрировалась под ником из двух букв, а как его сейчас поменять - не знаю..



см. http://www.pravbeseda.ru/forum/download_thread.php?site=pb&bn=pb_technical&thread=1200648577

 Re: Замкнутый круг (к вопросу по вокалу).
Даша К. - 14:18 22.03.2008
У нас на клиросе поначалу была та же песня :) Половину певцов бы к вокалисту отправила. Изходя частично из личного опыта, частично из опыта знакомых профессионалов, могу кое-что посоветовать.

Перед спевкой полезно распевать певчих, это помогает достич единнообразия в звучании голосов и повышает эффективность работы над произведением.
У меня была страничка (или даже несколько) с распевками-упражнениями для хора - из курса "методики работы с хором". Если хотите, могу отсканировать и выслать Вам на e-mail.
Кстати, для пения "на дыхании" есть одно смешное и эффективное упражнение (ему еще учат беременных женщин). Называется "Собачка". Нужно высунуть язык и часто-часто дышать через рот. При этом активно работает живот. При пении живот должен работать так же, как и при выполнении этого упражнения (разве что не с той скоростью).
Кстати, некоторые певчие (по себе сужу) до поры до времени не могут понять, КАК это - петь "на дыхании". Иногда лучше требовать пения "на выдохе" - суть та же, а непонятливым певцам осмыслить гораздо легче.
Помогай Господь!

 Re: Замкнутый круг (к вопросу по вокалу).
Даша К. - 15:33 23.03.2008
> У меня была страничка (или даже несколько) с распевками-упражнениями для хора - из курса "методики работы с хором". Если хотите, могу отсканировать и выслать Вам на e-mail.


Молчание... Что ж, было бы предложено... :-/

 Re: Замкнутый круг (к вопросу по вокалу).
Роман Валенков - 21:37 23.03.2008
Уважаемая Дарья, спасибо за готовность помочь (мой адрес: valenkov.r.m@mail.ru), буду весьма признателен за рассылку распевок; также, в Вашем лице, хочу поблагодарить всех откликнувшихся, на поднятую мой тему. Для себя решил, что придется мне самому пробовать заниматься этим нелегким делом. Способ дыхания по "сабачьи", действительно хорош, но то-то и проблема, что занимаешся индивидуально - схватывают, а как петь - так по-старому, чтоб довести до автоматизма нужно частые занятия как с педагогом, так и индивидуально. Студент хочет не хочет идет на занятие по вокалу, а как убедить заниматся этим взрослых людей, да еще в свободное время, тут и семья, и дом, и т.д, и т.п.; пробовал давать видеокассету с упражнениями по Стрельниковой, и что Вы думаете, как говорится, а воз и ныне там. Нет, певчие у нас ответственные, но уж больно задача глобальная.

 Re: Замкнутый круг (к вопросу по вокалу).
Даша К. - 22:33 23.03.2008
Дгогворились. Постараюсь выслать обещанное в течение ближайших 3-х дней.


Архив форума