На клиросе
Архив форума
Клирос.ru   
Не желай слышать о несчастии, постигшем человека, враждебного тебе.
Марк Подвижник, преп.

 Тонкий вопрос или вновь о финансах
Роман Валенков - 11:44 22.09.2008
Уважаемые коллеги.Управляющему хоровым составом, нельзя пройти мимо вопроса о финансовом поощрении (зарплате) певчих. Существуют разные схемы, основной принцип которых, сводится к отношению настоятеля к данному вопросу. По моему, собор 1917 г.пытался решать эти вопросы, ставя процентное соотношение от дохода прихода. Вопрос не маловажный, учитывая современые реали, поэтому и вопршаю, и прошу поделиться опытом ваших приходов. С уважением Роман.

 Re: Тонкий вопрос или вновь о финансах
Татьяна Ивашкова - 13:10 22.09.2008
У нас твердая ставка из расчета: будни поет трио, праздники квартет, самые больщие праздники - полный состав (7-8 человек). Будни 200 руб. за службу, праздник 250 (обещают скоро поднять немного). Это значительно ниже среднего по городу, но храм у нас маленький, небогатый и в состоянии ремонта. Никаких доплат за высокую квалификацию нет. Отпевания у гроба и венчания оплачиваются отдельно (200 руб. на всех поющих), остальные требы не оплачиваются.

 Re: Тонкий вопрос или вновь о финансах
Владимир Ковальджи - 13:28 22.09.2008
> ...процентное соотношение от дохода прихода.


Это точно не решение проблемы. Ибо, говоря эдак по-прутковски, трудно взять процент от неизвестного :)

 Re: Тонкий вопрос или вновь о финансах
Роман Валенков - 20:08 22.09.2008
В чем же, по Вашему, решение проблемы? Положение певчих в храме сложное, в 19в. Архангельский (заметьте не церк. служитель)инициировал этот вопрос , так создалось благотворительное общество, помогающее певчим, которые в преклонном возрасте, оказались без средств к содержанию. Любой музыкантишка в оркестре имел жалование и пенсию, но церковный певчий был этого лишен. У одного моего знакомого регента, весь состав ушел в близ лежащий храм, из-за возможности заработать больше. Конечно, я против уравниловки, но процентная ставка - это логический выход.
Кстати, там где осталась, традиция ходить с 3-мя кружками (тарелками) по храму, не лишне вспомнить, что в одной из них жертвовали на клирос.

 Re: Тонкий вопрос или вновь о финансах
Владимир Ковальджи - 21:29 22.09.2008
> В чем же, по Вашему, решение проблемы?


Я не знаю универсального рецепта.
Эта проблема вторична по отношению к целому букету
фундаментальных проблем, поэтому простого и изящного решения ее
в отдельности, имхо, просто не существует.

> процентная ставка - это логический выход


...в никуда.
Помню, на каком-то из съез... соборов была озвучена цифра
официального годового бюджета МП, которая оказалась сравнима с
оборотом хорошего магазина (не супермаркета). Ну, все понимают...
Так же и с доходом от прихода, любой _официальный_ процент от
которого окажется, боюсь, горше нынешнего.

> в одной из них (тарелок) жертвовали на клирос.


Помню много тарелок, но не такую. Впрочем, какая разница, что на
них было написано? Я помню, что с них всё тут же со звоном
ссыпалось в один ящик/мешок под бдительным оком старосты.

 Re: Тонкий вопрос или вновь о финансах
Роман Валенков - 22:38 22.09.2008
С Вами трудно не согласиться, все это так. Что до певчих для них это приработок, а как с церковнослужителями псаломщиками и регентами? У нас, к примеру, 4 псаломщика служат на буднях, их зарплата составляет минимум по гос. законодательству. Ну и как семейному да если еще с детьми прожить? Все это, увы, не способствует популярности данного служения. Боюсь, что ситуация повторится, когда клиросное служение будет совершать старый псаломщик, а новых не будет; и вновь придется какому-нибудь собору принимать не популярные меры такик как участие в требоисполнении и пр., что и было резолюцированно в 1917г.А кому захочется делится?

 Re: Тонкий вопрос или вновь о финансах
Владимир Ковальджи - 23:36 22.09.2008
> как семейному да если еще с детьми прожить?


Имхо - два варианта:
Если при том настоятель на лэндкрузере и чадам квартиры покупает.
И если храм настолько беден, что не может больше платить.
В первых случаях всё ясно: пока нет четкого механизма ограничения
полного произвола и беспардонного хапанья, ничего не изменится.
Во вторых случаях, храм просто не должен работать по ежедневному
расписанию, а только по выходным и великим празникам. Тогда и
алтарники и певчие (и священник в идеале) будут из работающих
где-то нормально, а тут служащие во славу Божию вместе с такими
же прихожанами.
Но это теории, практика сложнее и запутаннее...

 Re: Тонкий вопрос или вновь о финансах
Лексей - 13:14 23.09.2008
Владимир Ковальджи, Вы писали:
> > как семейному да если еще с детьми прожить?

>

> Имхо - два варианта:


> Тогда и алтарники и певчие (и священник в идеале) будут из работающих

> где-то нормально, а тут служащие во славу Божию вместе с такими

> же прихожанами.

> Но это теории, практика сложнее и запутаннее...


Вот кстати интересная мысль. Ибо пришлось с подобным столкнутся и терзают меня разные сомнения по этому поводу. Апостол Павел проповедовал и шил палатки, надо думать, что и продавал. Есть у нас в епархии опыт когда ректора горного университета рукоположили в иереи. По будням он вроде как ректор, а выходные священодействует в университетском храме. Имею сведения, что и нашем храме была мысль рукоположить дьяконом человека работающего "на гражданке" ибо по мнению настоятеля он аксиос, но вот в долгах и кредитах опутан, и вроде как на церковное жалование не пронести ему это бремя. Кадровый кризис один из бичей современной жизни.
И вот представить себе такую картинку, когда все священоначалие по будням робит в бизнесе (а правила игры тут мягко говоря не совсем чистые, свои правила навязать сложно), а выходные служат, принимают исповедь, поучают народ положиться на волю Божию, довольствоватся малым и прочее. Какая участь такого прихода в ближайшей перспективе?
Я уже не говорю о распространённом мнении среди населения Святой Руси про зажравшихся попов.

 Re: Тонкий вопрос или вновь о финансах
Владимир Ковальджи - 13:50 23.09.2008
> И вот представить себе такую картинку, когда все священоначалие по будням робит в бизнесе (а правила игры тут мягко говоря не совсем чистые, свои правила навязать сложно)


Не понял. На свете что, не осталось видов деятельности с правилами игры, не противоречащими элементарной совести?
Вот один мой знакомый дьякон - проф. программист. Войно-Ясенецкий, скажем, доктором был. Есть на свете учителя и дизайнеры, и пр. и пр.

> Я уже не говорю о распространённом мнении среди населения Святой Руси про зажравшихся попов.


А кто в этом мнении виноват? Только ли пережитки большевицкой антицерковной пропаганды? Увы, далеко не только.

 Re: Тонкий вопрос или вновь о финансах
Лексей - 14:43 23.09.2008


Владимир Ковальджи, Вы писали:
>

> Не понял. На свете что, не осталось видов деятельности с правилами игры, не противоречащими элементарной совести?

>

Вот именно. Пропаганда использовала лишь имеющиеся в наличии печальные факты расхождения. Вопрос с выбором профессии конечно сугубо индивидуален ибо у всех разные способности, знания, навыки востребованные на рынке труда и достойнооплачиваемые. Мы веть заговорили именно о работе с целью заработка, а не ради самой работы. Ситуации в жизни бывают достаточно щипитильными, особенно у руководителей и лиц принимающих решения. Задачу поставленную нужно выполнить, а выбор средств и методов ограничен. И с работодателем нужно по-совести и с работниками. Зачастую их зарплата зависит от принятого тобою решения.
Опять же "не можете служить двум господам, Богу и мамоне..."

 Re: Тонкий вопрос или вновь о финансах
Владимир Ковальджи - 15:01 23.09.2008
> Опять же "не можете служить двум господам, Богу и мамоне..."


Ой. Шить палатки за деньги - тоже маммона? :-)

Впрочем, я абсолютно не считаю обязательной схему "поп работает пять дней, а в выходные служит". Это только вариант (как и Павел иногда жил за счет общины, иногда палатки шил - по обстоятельствам).
В идеале служители алтаря питаются от алтаря. НО - они именно служители, а не "хозяева-баре", это две бааальшие разницы.

 Re: Тонкий вопрос или вновь о финансах
Лексей - 15:20 23.09.2008
Владимир Ковальджи, Вы писали:
>

> В идеале служители алтаря питаются от алтаря. НО - они именно служители, а не "хозяева-баре", это две бааальшие разницы.


Мне тоже кажется , что тут важнее пересмотреть отношения "хозяйствующих субъектов". Перераспределить роли, разделение ветвей власти, духовной и исполнительной, когда священослужители берут на себя духовные вопросы, а совет общины во главе со старостой тянет хозяйственные и финансовые. Наверное, сегодняшний порядок в мирских храмах исторически принят по подобию монастырей, где отец настоятель управляет всеми вопросами, оттого и перекосы. Устав то у нас один, монастырский.

 Re: Тонкий вопрос или вновь о финансах
Роман Валенков - 18:56 23.09.2008
Кто такой староста. Это зажиточный помещик, управляющий фин.прихода. Хотя в реали, существует и церк.десятка и староста и казначей, но их функцию, в области распределения фин. потоков, выполняет настоятель.Вот и получается, что форма управления, прекрасна, а исполнение - подкачало.

 Работающий поп
Анна - 16:56 25.09.2008
Тут у нас в Западной Европе я на это дело насмотрелась.

На самом деле, это не здорово. Например, как ему служить на буднях? отпрашиваться с работы? Это если у него полставки и начальство идет навстречу - тады да. А если нет? Тады ой, тады никаких тебе великих праздников (либо одна всенощная). А Страстная? ну понятно, чтобы Страстную служить, поп на основной работе берет отпуск.
А ведь он будет еще и бегать по больным, крестить-венчать-отпевать, да приходские дела... А если еще и семья немалая - вообще у человека жизни не остается. К 45 годам у человека уже ни здоровья, ни нервов, да и вменяемость начинает хромать. На такой мученический подвиг не многие идут, прямо скажем.

Опять же, непрофессионал-регент=кошачий концерт на клиросе ( в половине случаев). А вот певчие и алтарники запросто могут быть непрофессионалами: работать на неделе, а в воскресенье и праздники трудиться в храме. Кто не поет, тот просфорки печет, убирается и всякое такое.

 Re: Тонкий вопрос или вновь о финансах
Виктор Радич - 11:12 23.09.2008
> Помню, на каком-то из съез... соборов была озвучена цифра официального годового бюджета МП, которая оказалась сравнима с оборотом хорошего магазина (не супермаркета)>

Помню, неофициальные цифры, опубликованные в весьма авторитетных изданиях, гораздо большие. Но дело не в этом, и даже не в том, что
>любой _официальный_ процент ... окажется, боюсь, горше нынешнего.>


Мне кажется, наша расейская беда в том, что, восприняв от Византии красоту и благолепие богослужения, мы забыли взять в комплект "таблетку от жадности". Не прижилось как-то у нас осознание того, что искусство (не от одного слова "искус" происходящее, а от сочетания этого корня со словом "творение", поборовшим искушение) всегда дорого, не только в силу больших затрат на материалы, но и потому еще, что настоящее творение требует от его создателя отрешения от участия в мирских проблемах, а следовательно, создает ему дополнительные трудности, если он - человек мирской.
Запад со своей прагматичностью пошел по иному пути. Еще лет десять назад были мы в Германии, так вот экскурсовод, показывая красоты Мюнстерского собора, обронила фразу: мол у них в неметчине государство в соответствии со статистическими данными о количестве исповедующих ту или иную религию, выделяет средства из бюджета на содержание храмов. А средства берутся из церковного налога. И все, тему закрыли. Свечи в приходах выдают бесплатно, на службах с кружками не ходят, священнослужители сидят на твердых ставках, и все это финансово прозрачно... Правда, и вера, на мой взгляд, у них какая-то плоская, не горячая (в противовес нашей, иногда даже слишком ГОРЯЧЕЧНОЙ), налог заплатил - и спи спокойно. Но и в храм, и на клирос приходят бесплатно, поют во славу Божию.
>

> > в одной из них (тарелок) жертвовали на клирос.>

>

Да никакая тарелка не сможет собрать столько средств, чтобы содержать хор, способный грамотно и высокопрофессионально исполнить ту музыку, которую создавали наши российские композиторы. Правда, тарелочка сия могла быть лакмусовой бумажкой, показывающей насколько проникновенно поет хор и стоит ли ему вообще платить...

В общем, полностью согласен, что
> > процентная ставка - это логический выход

> ...в никуда.>


На Руси говорят "профессионализм не пропьешь". Так вот и веру, и усердие не купишь. Уж сколько веков певчие гроши получают, а Матерь Божия хранит их под своим покровом. И, заметьте, в подавляющем большинстве, кто попал однажды на хора, уже не спускаются с них. Да, бегают к тем, кто больше платит, да, хотят жить лучше, да, надо бы священнослужителям повнимательнее относится к певчим. Но выход должен быть в другом - в православном отношении к богослужению у всех православных.

 Re: Тонкий вопрос или вновь о финансах
Владимир Ковальджи - 12:21 23.09.2008
> в подавляющем большинстве, кто попал однажды на хора,

> уже не спускаются с них.


Позволю не согласиться. Среди моих прямых или косвенных
знакомых весьма высок процент людей, ушедших с регулярного
пения в храме (время от времени, "для души" - не прочь). Как
правило, в процессе взросления и осемействования. Да и нелепо
было бы надеяться, что миряне сплошь могут жить в аскетической
нищете аля отцы-пустынники и жены непорочны... В результате
наблюдается очень высокий процент зеленой благочестивой
молодежи на клиросе, которая через несколько лет плавно заменяется
на следующую зеленую благочестивую молодежь.

> в православном отношении к богослужению у всех православных.


Именно что у _всех_. А то слишком уж часто вспоминается
двусмысленное словосочетание, часто встречавшееся в официозных
текстах старых ЖМП - "духовенство и верующие" :)

 Re: Тонкий вопрос или вновь о финансах
Виктор Радич - 12:59 23.09.2008
> Позволю не согласиться. Среди моих прямых или косвенных знакомых весьма высок процент людей, ушедших с регулярного пения в храме (время от времени, "для души" - не прочь).>


А это, как говорится, извиняйте, Петрусю, красоты большого города. Уровень жизни у вас выше, запросы побольше, а воцерковленность, в общем, такая же, как и по всей матушке России. Я обращаю внимание на провинциальные хоры, и здесь картина иная. Молодая и зеленая молодежь, чаще всего - студенты, уезжают потом в свои веси и поют на клиросах. А основная масса певчих все же десятилетиями не покидает храмов. Правда, и выбор у нас не тот, что в столицах, и это накладывает определенные отпечаток на взаимоотношения регента и хора. Иной раз у "товарища" и голос давно сел, и с ушами не все впорядке, а "звездатость" прет во все щели, и ты все равно терпишь, смиряешься (в самом деле, смиряет!). А уж репертуар перелопачиваешь, чтобы спелось и до души дошло!!! Так ведь и это не просто, попробуй найди что-то новое. Плюс к тому же, свои местечковые особенности и привычки, уж ежели что-то легло на слух прихожанам и батюшке - год петь будешь.
Мы как-то спросили нового настоятеля, что бы ему хотелось услышать - получили заказ: "Старосимоновскую Милость мира". Может, спрашиваю Херувимскую? Их у меня полно. Нет, - говорит, - Милость мира. Так досель ищу. (Может у кого есть? Подсобите!)
А еще, - говорит, - у нас в деревне бабушка такую заковыристую вещь пела, аж муражки по коже: "И Присноде... И Присноде... И Присноде... вы Мари-и-и". Вот, - говорит, - певчая была! Нот не знала, а все по памяти...
Ну поставили ему Турчанинова. Да, - говорит, - она самая, только вот вы Присноде... три раза поете, а баба Маня четыре пела. Переделайте и пока семьдесят раз не пропоете - ничего нового не меняйте.
Так что после семедесятого раза вопрос об оплате и стоять не может - стыдно деньги просить, если у тебя создается ощущение, что ты как-бы и не работаешь и новых усилий не предпринимаешь...

 Re: Тонкий вопрос или вновь о финансах
Дмитрий Телегин - 14:14 23.09.2008
Знаете, глядя на некоторые храмы и некоторые виды деятельности РПЦ МП создается такое впечатление:

Церковь - это не богочеловеческий организм, не общество верующих, а бюро сакрально-психологических и туристических услуг.

В бюро есть свой интерьер, помогающий успокоиться, своя атрибутика, своя лексика, свои мифы и предания, помогающие бюро продолжать свою деятельность. Все услуги бюро оценены и четко регламентированы. Работники бюро получают копейки, зато хозяева живут припеваючи. А чтобы работники не особо задумывались, их "кормят" психологическими установками вроде - "во славу Божию", "на небе вам воздастся", "смиряйтесь", "ну, потерпите чуть-чуть"... И так далее. Социальный вопрос решается слабо и не везде. Трудовые книжки редко где заводят.. На усмотрение начальника, опять же. В идеале было бы хорошо, если бы работники не только безплатно и хорошо работали, но и несли бы в бюро собственные сбережения и довольствовались бы малым..

Вот я никак не могу понять "записочный" институт, когда существуют несколько степеней записок (простая, заказная, и т.д.) Неужели трудно самому помолиться о близких? почему прочтение записки алтарником оплачивается?.. он читает имена и не знает этих людей, а тот, кто пишет - знает. (На полном серьезе - поясните пожалуйста)

Наболело.. не все храмы такие, и не все так грустно, но это есть в определенной мере..

Есть и другие храмы, где почти все, начиная настоятелем и заканчивая бабушкой-свечницей действительно следуют Христу и стараются жить по-христиански. И прихожане, глядя на них, стараются жить так же. :)

 Re: Тонкий вопрос или вновь о финансах
Виктор Радич - 15:28 23.09.2008
А я, знаете ли, всерьез считаю, что
>В идеале было бы хорошо, если бы работники не только безплатно и хорошо работали, но и несли бы в бюро собственные сбережения и довольствовались бы малым.>

Тот, кто приходит в храм к Настоящему Хозяину, он ему служит душой и телом, и никакие психологические установки здесь не причем, он действительно все делает во славу Божью.
Другой вопрос - это то, что, к сожалению, жизненный уровень в нашей стране всегда оставлял желать лучшего и для многих служение в храме становится еще и какой-то частью приработка. И если именно приработок - главное, то никакими сверхвысокими доходами (даже, если кто-то из священников решится, как Иоанн Кронштадский, снять свои сапоги для ближнего) решения вопроса не добьешься.

> Есть и другие храмы, где почти все, начиная настоятелем и заканчивая бабушкой-свечницей действительно следуют Христу и стараются жить по-христиански. И прихожане, глядя на них, стараются жить так же.>

Так ведь, и батюшка и клирошане - лишь отражение нашего общества и выходцы из него. Нечего на зеркало пенять, коль в нас самих не много проку.

 Re: Тонкий вопрос или вновь о финансах
Роман Валенков - 19:02 23.09.2008
> получили заказ: "Старосимоновскую Милость мира".


Может быть Симоновская?

 Re: Тонкий вопрос или вновь о финансах
Роман Валенков - 19:28 23.09.2008
Отрадно, что тема вызвала интерес, но увы не решения. Певчие на приходе рассказывали, что ставка во времена "перестройки" была такая, что они между службой и работой выбирали первое. Хор был один профессиональный, впоследствием создался подростковый хор, певший "во славу Божию", который развился в самодеятельный с меньшей оплатой (у нас платять профессионалом больше). Потом известные финансовые каллизии в нашем гос-ве. И после порешили зачем платить больше, если и так ничего. Профессионалы стали искать другие возможности заработать и я их понимаю.Вообщем от профессионалов осталось "нет ничего". Вот вам реальная ситуация. Конечно, верующий певчий, готовый служить на любых условиях - это здорово; но верующий и поющий, это как-будто абсурд. Так получается хороший состав требует фин.вложений.
Я впрочем не о том, беря за основу гос. учрежден. где существуют профсоюзы или подобные организации решающие разные вопросы производственной сферы, то почему на разных съездах регентов, такой ворос не поднимается, или это не важно?

 Re: Тонкий вопрос или вновь о финансах
Владимир Ковальджи - 21:30 23.09.2008
> почему на разных съездах регентов такой вопрос не поднимается


Выражаясь снова по-прутковски или по-конфуциански: трудно
поднять на съезде вопрос, не созвав съезда :)

В начале 20 века таковые имели место, и вопросы подобные там
поднимались (о чем Вы сами писали). В наши же времена ни одного
мероприятия, хоть отдаленно напоминающего таковой масштаб, не
было ни одного. Некогда была слабая надежда, что нечто таковое
вырастет со временем из зерна регентских тусовок-конференций (их
даже сперва назвали "съездами", но масштаб был, конечно,
тютюлечный), организованных Кустовским. Но дело не только не
расширялось, но и заглохло вовсе. Были и есть иные инетересные
тусовки, но опять-таки ни одна и близко не могла претендовать на
серьезный статус.

А вы проробуйте сами организовать реальный съезд регентов всего
лишь своей епархии.

 Re: Тонкий вопрос или вновь о финансах
Виктор Радич - 11:37 24.09.2008
> А вы проробуйте сами организовать реальный съезд регентов всего лишь своей епархии.>


Попробовал раз заикнуться об этом... Теперь (и по этой причине, наверное, тоже) пою в другом храме.

> получили заказ: "Старосимоновскую Милость мира".

>Может быть Симоновская?>


Симоновская из сборника Касторского у нас есть, говорит, не то...

> Певчие на приходе рассказывали, что ставка во времена "перестройки" была такая, что они между службой и работой выбирали первое.>


У нас один регент подметил: в постсоветское время ставка выхода была равноценна килограмму мяса. А в период от пятидесятых до Горбачева, действительно, вечер на службе оплачивался гораздо выше, чем госслужба советской интеллигенции (рабочие получали побольше)
А вообще-то, этот разговор бесполезен до тех пор, пока церковное сообщество не поймет две, казалось бы простые, вещи:
1. Хоровое пение - неотьемлемая и весьма важная часть не только внешней атрибутики, но и внутреннего состояния Церкви. А хористы - не наемники, а часть клира, несущая свою специфическую нагрузку.
2. Исторически так сложилось, что гениальнейшие российские музыканты создали обширный репертуар церковной музыки столь глубокого философского и певчески сложного содержания, что качественное исполнение его доступно только профессионалами. А профессионал вынужден посвящать работе все свое время, у него нет иной возможности заработать на жизнь себе и своим близким.
До тех пор, пока не изменится отношение к певческому труду у священства, церковного общества и у самих хористов, вопрос этот не решится.
Когда-то я долго беседовал с одним священником, убеждая его немного поднять оплату хору, т.к. певчите были уже "на стартовой дорожке" в другой храм. Ответ, который я получил в конце беседы - "не по хору приходят в храм. а по благодати". Так-то оно так, да только не раз уже приходилось видеть - ушел хор, и нет прихода. Проходит месяц-другой, кто-то из бабушек, десятилетиями ходивших в свой любимый храм, вернется опять, станет на свое место. А вот недавно ходящие предпочтут пойти туда, где разносится пение...

 Re: Тонкий вопрос или вновь о финансах
Владимир Ковальджи - 11:58 24.09.2008
> Попробовал раз заикнуться об этом...


Об чем и речь.
Ситуация осложняется еще и тем, что сто лет назад положение
регента было каким-никаким, но вполне официальным. А сейчас
большинство трудится на абсолютно птичьих правах, т.е. регент
получает много или мало - это не суть, но юридически, формально -
он НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Отосительно певчих - таких не просто
большинство, а подавляющее большинство. А как может НИКТО
быть правомочным делегатом съезда или членом некоего
"профсоюза"? Опять полный "дзен" получается...

> "не по хору приходят в храм. а по благодати".


Несомненно! Ну а далее логика железная: гораздо дешевле строить
храмы как плоские бетонные кубики, а не сложной формы
сооружения с куполами. Внутрях тоже, само собой, ничего не нужно.
И кто скажет, что в таком храме (правильно освященном епископом)
нету благодати? Никто, конечно.
Только забываем, что сам храм и всё, что в нем - это выражение
нашей любви к Богу. Если самая главная наша цель - затратить на это
выражение как можно меньше рублей...

 Re: Тонкий вопрос или вновь о финансах
Лексей - 14:31 24.09.2008
Увы, батюшек коммерции в духовных училищах не учат, не понимают что инвестируя в хор можно поднять маржинальную доходность за счёт увеличения объёма записочек прихожан. Ещё в качестве пиар-акции можно устраивать выездные концерты хора и тогда поток прихожан по идее так же может увеличится, в общем при грамотной раскрутке хора бабла срубить можно прекрасно, хватит всем.

 Re: Тонкий вопрос или вновь о финансах
Владимир Ковальджи - 15:30 24.09.2008
> инвестируя в хор можно поднять доходность


Очевидней очевидного!
Более того: за свой двадцатилетний церковный опыт (правда, почти в рамках одного города) я ни разу не видел храма с хорошо налаженым пением, который бы плохо наполнялся народом (при самых разных прочих условиях - наличие или отсутствие популярного духовника, выгодное или нет местоположение и проч.)
Конечно, наличие очень популярного батюшки тоже при прочих разных условиях всегда наполняет храм. Но и пение делает это ничуть не хуже. Ибо собственно богослужение из последнего (внешне) на 95% и состоит...
А вот с жалким бардаком вместо пения видал и практически пустые храмы в густонаселенном микрорайоне! Народ не дурак по два часа стоять под жуткий и фальшивый гундос - лучше лишние семь остановок на автобусе проедет, но вкусит на службе радости, утешения и благолепия.

Впрочем, это беда не церковная, а всеобщая наша. Редко где встретишь "умную жадность", почти везде "глупая жадность" (с)Юра Аммосов

 Re: Тонкий вопрос или вновь о финансах
Роман Валенков - 20:49 24.09.2008
Что до съезда, в нашей Владимирской епархии, был такой опыт, по всей видимости, благодаря действию епархиального отдела по богослужению. Читались разные интересные доклады, а в колуарах регента могли пообщаться наразные темы, в том числе и фин. положении. Ну, как говорится, поговорили и разбежались. Пару лет назад, организовывали епархиальный фестиваль церковных хоров, было здорово, встретится, пообщаться. Вообще-то, наш владыка, ратует за церк. благолепие и пению уделяет большое значение, приходилось видеть, как отчитывают настоятеля городского прихода, у которого хор поет кое как.
Знаю и положительный опыт, когда ценящий пение настоятель всячески поддерживал своих певчих.
Что же до грамотной раскрутки хора, боюсь как бы, эта раскрутка не обернулась боком. У меня друг поет во втором составе "Ковчега", увы, но на службах они не поют.
Конечно, есть еще один путь, это- меценатство. В 19в. были т.н. хоросодержетели, богатые люди вносившие свои пожертвования в такой форме, содержа церк.хор, или вы думаете, что нынешним это слабо?

 Re: Тонкий вопрос или вновь о финансах
Лексей - 07:11 25.09.2008
Роман Валенков, Вы писали:


> Что же до грамотной раскрутки хора, боюсь как бы, эта раскрутка не обернулась боком. У меня друг поет во втором составе "Ковчега", увы, но на службах они не поют.


золотая середина, чувство меры, царский путь везде и всегда необходимы

> Конечно, есть еще один путь, это- меценатство. В 19в. были т.н. хоросодержетели, богатые люди вносившие свои пожертвования в такой форме, содержа церк.хор, или вы думаете, что нынешним это слабо?


Не слабо. У нас городок небольшой, храм единственный, на вербное воскресение (особо популярный праздник у населения ибо с веточками) человек 700 приходит, на пасху (нонсенс) человек 400, а в воскресенье 150-200 бывает при численности населения в городе 100 000 . Есть свой попечительский совет. В прошлом году начали строить коттедж на 4 полноценных квартиры. Одну выделяют для регента.

 Re: Тонкий вопрос или вновь о финансах
Виктор Радич - 09:06 25.09.2008
>В прошлом году начали строить коттедж на 4 полноценных квартиры. Одну выделяют для регента.>

Тут два варианта: либо регент чей-то родственник, либо всему попечительскому совету надо при жизни памятник ставить.

 Re: Тонкий вопрос или вновь о финансах
Лексей - 09:14 25.09.2008
Виктор Радич, Вы писали:
> >В прошлом году начали строить коттедж на 4 полноценных квартиры. Одну выделяют для регента.>

> Тут два варианта: либо регент чей-то родственник, либо всему попечительскому совету надо при жизни памятник ставить.


Второе. У нас и настоятель не "кадровый", бывшее гражданское лицо.

 Re: Тонкий вопрос или вновь о финансах
Владимир Ковальджи - 11:52 25.09.2008
> золотая середина, чувство меры, царский путь везде и всегда

>необходимы


Хм, заговорили стихами, но сами не заметили,
а ведь оставалось чуть-чуть:

Золотая середина,
Чувство меры, царский путь
Нам во всём необходимы,
А иначе просто жуть.

:)

 Re: Тонкий вопрос или вновь о финансах
Лексей - 16:03 25.09.2008
Владимир Ковальджи, Вы писали:
> > золотая середина, чувство меры, царский путь везде и всегда

> >необходимы

>

> Хм, заговорили стихами, но сами не заметили,

> а ведь оставалось чуть-чуть:


>

> :)

Респект, а веть и вправду незаметил. Неодарён-с.

 Re: Тонкий вопрос или вновь о финансах
Лексей - 07:19 25.09.2008
Владимир Ковальджи, Вы писали:
>

>Ибо собственно богослужение из последнего (внешне) на 95% и состоит...

> А вот с жалким бардаком вместо пения видал и практически пустые храмы в густонаселенном микрорайоне! Народ не дурак по два часа стоять под жуткий и фальшивый гундос - лучше лишние семь остановок на автобусе проедет, но вкусит на службе радости, утешения и благолепия.


Вот пожалуй главным аргументом в разговоре с духовным лицом и должно быть как раз упор на службу, как проповедь Христа, ибо это главная задача любого пастыря. Потому как "храм не в брёвнах, а в рёбрах" (Ц) Кажется Александр Павлов, не к ночи буть помянут. Всё остальное внешнее благолепие второстепенно, не всё сразу, первый ХХС 40 лет строили.


Архив форума