На клиросе
Архив форума
Клирос.ru   
Никто не должен оправдывать свою раздражительность какою-нибудь болезнию, - это происходит от гордости. Чтобы не предаваться раздражительности и гневу, не должно торопиться.
Амвросий Оптинский, преп.

 Уроки дирижирования и регентования
Дионисий Малыгин - 01:49 04.10.2010
Преподаватель одного из московских ВУЗов дает уроки хорового дирижирования и регентования.Тел.:8963-601-93-91.

 Re: Уроки дирижирования и регентования
Владимир Ковальджи - 08:59 04.10.2010
> хорового дирижирования и регентования


Интересно: эта формулировка - его или ваша?
Потому что она сразу навевает мысль, что "вуз" - это Тихоновский институт (кажется, именно там додумались разделять два этих понятия, означающих на самом деле ровно одно и то же - управление хором).

 Re: Уроки дирижирования и регентования
Дионисий Малыгин - 01:42 05.10.2010
Уважаемый Владимир,я не имею никакого отношения к Свято-Тихоновскому Университету,хотя и имею представление об их "системе обучения".Совершенно с Вами согласен,что дирижирование и регентование по сути своей являются понятиями очень близкими(управление исполнительским процессом с помощью "языка" дирижерских жестов,т.е. мануально-технических средств),но все же,я полагаю что эти два понятия можно условно разделить по репертуарному аспекту.К регентованию на мой взгляд можно отнести все произведения,написанные в традициях православной духовной музыки(включая сугубо церковные : гласовые песнопения, подобны, знаменный, византийский распевы, а также партес), а область хорового дирижирования охватывает всю светскую хоровую музыку(кантатно-ораториальные жанры,оперные сцены,реквиемы,хоровые циклы и сюиты и т.д.). Я полагаю, будет несколько нелепо звучать,если кто-то скажет, например, что он дирижирует 6-й глас или регентует "Реквием" Верди..

 Re: Уроки дирижирования и регентования
Prochor - 00:04 15.10.2010
Уважаемый Дионисий!
Наконец-то я собрался со свободным временем Вам ответить по принципиальному, как мне кажется, вопросу.

Итак, дирижирование и регентование.

Если что-то из этих двух понятий не является наукой об управлении поющими людьми при помощи рук, то такое понятие нужно исключить из употребления.
До недавнего времени вполне достаточно было термина "дирижирование". Этот термин был всегда тождественен тому, что собой представлял - тщательно подобранная и функционально совершенная система приемов, при которой любой поющий человек понимает задачу этих приемов, применяемых дирижером.

Регентование, как я это понимаю - ГРАМОТНОЕ применение приемов дирижирования в условиях церковного богослужения. Ни больше, ни меньше. Регентование не может быть "альтернативой" дирижированию, поскольку (технически!) им же и является. Терминологическое неудобство (дирижирование 6-м гласом) отнюдь не освобождает дирижера от соблюдения элементарных дирижерских задач, содержащихся в этом самом 6-м гласе. А "регентование" ораторией - это действительно бред, "треугольное варенье", поскольку оратория не является частью церковной службы.

Думаю, что опытный дирижер не только узнает обиходный "читок" в кантате Танеева "Иоанн Дамаскин", но и найдет для него те же приемы дирижирования, что и для читка на службе в церкви, поскольку современное академическое дирижирование взросло именно в Синодальном Училище и Придворной Певческой Капелле. И это был далеко не тот современный бабулькин "тремор", который для многих, увы, так и остается синонимом "регентования")))

Что же до извечных споров - дирижировать нотами или регентовать текстами, то эти споры ведутся в основном среди дилетантов. Рука дирижера управляет ни нотами и ни текстами. Рука управляет ЗВУКАМИ, имеющими высотность, протяженность, акцентность - а чем эти звуки записаны - дело десятое.

Буду совсем не против продолжения нашей дискуссии, уважаемый Дионисий.

Е.С. Кустовский.


Архив форума