На клиросе
Архив форума
Клирос.ru   
Должно с насилием отвлекать себя от осуждения ближних, ограждаясь от него страхом Божиим и смирением. Чтоб ослабить и, с Божией помощью, совершенно искоренить из сердца своего соблазн на ближнего, должно при свете Евангелия углубиться в себя, наблюдать за своими немощами, исследовать свои греховные стремления, движения и состояния. Когда грех привлечет к себе наши взоры, - некогда нам будет наблюдать за недостатками ближнего, замечать их. Тогда все ближние покажутся нам прекрасными, святыми...
Игнатий (Брянчанинов), свт.

 Обычный распев
cathie - 23:36 27.10.2010
Что такое обычный распев? Где можно было бы о нем прочитать? Это не знаменный, не греческий, не киевский... А какой? Есть ли какая-то литература о нем? Существует ли разница между песнопением "обиходным" (так написано в нотах) и "обычного распева"? Откуда этот распев взялся - или так пишут в нотах, когда происхождение песнопения неизвестно? Издаются ли ноты отдельно "обычного распева"? Или это вообще "клиросный жаргон" (то есть народное, не запечатленное в научной и научно-популярной литературе) название? Спасибо форумчанам за любой вариант ответа.

 Re: Обычный распев
Владимир Ковальджи - 00:10 28.10.2010
> Что такое обычный распев? Где можно было бы о нем прочитать? Это не знаменный, не греческий, не киевский... А какой?


Ну, в общем-то, да - "обычный распев" чем-то напоминает сакраментальные "обычный стиральный порошок" и "обычные батарейки" из реклам :-)

Если задаться такой целью и собрать вместе все песнопения, помеченные таким образом, то картина выйдет довольно пестрая. В одних случаях это будет некий наиболее простой вариант данного песнопения, распространенный в московской или иной традиции. В других случаях генезис от какого-то из именованных напевов (типа упомянутых вами или "придворного") будет вполне очевиден, и "обычность" ("обиходность") будет заключаться в опять-таки наибольшем распространении данного варианта в данной традиции. В третьих - еще что-то.
Практически так же трудноопределимо и неуловимо современное понятие "обихода".
Но - что интересно - это ничуть никому не мешает. Потому что понимание под одним термином нескольких разных вещей - явление весьма частое, но когда человек находится "в материале" - он прекрасно (иногда четко, иногда интуитивно) понимает, о чем в каждом конкретном случае речь. А "внешний" - испытывает трудности и видит противоречия.
Пример: вот явное противоречие: в субботы великого или иного длинного поста мы постимся? Да, конечно. В то же время есть каноническое правило, гласящее, что если кто постится в субботы (исключение - Великая суббота), то да извержен будет. А на самом деле противоречия нету, ибо в одном случае (используя терминологию Шмемана) речь идет об "аскетическом", а в другом - о "совершенном".

 Re: Обычный распев
cathie - 22:08 28.10.2010
Таким образом, такого термина не существует? А чем же руководствуются составители сборников? Кто первый "прицепил" к конкретному песнопению фразу "обычнаго роспева" (или "обычного распева", в зависимости от года издания сборника) - тот и прав, и отныне это песнопение перепечатывается с этим определением? А если где-нибудь приживется на клиросе Литургия Чайковского, её тоже могут напечатать как "обычный распев"? Существует ли какая-либо литература на эту тему? На что ссылаемся?

 Re: Обычный распев
Владимир Ковальджи - 22:38 28.10.2010
> Таким образом, такого термина не существует?


Де-факто существует. Только размытенький такой.

> А чем же руководствуются составители сборников?


Кто чем. Вопросы атрибуции тут очень слабо проработаны. Нередко одно и то же песнопение имеет два, три и более вариантов его надписания в разных источниках.

> Существует ли какая-либо литература на эту тему?


Да я вам тут за два ответа изложил всю информацию по данному вопросу.
Да и какая, в общем-то разница, как что назвать. Вот у нас один известный аттракцион называется "американские горки", а в америке он же называется "русские горки", и ничего :)

 Re: Обычный распев
Prochor - 23:48 20.11.2010
А чем Вам не нравится определение "обычный распев"?
Начнем с того, что это - синоним "обиходный", просто в лексике 19 века оба термина сосуществовали параллельно. Да и по смыслу это близнецы - например, "обиход Киево-Печерской Лавры" - это как раз то, что ОБЫЧНО и ПРОСТО для пения рядового насельника ентой самой Лавры.

 Re: Обычный распев
Елена Л. - 12:41 06.11.2010
Владимир Ковальджи, Вы писали:
> Пример: вот явное противоречие: в субботы великого или иного длинного поста мы постимся? Да, конечно. В то же время есть каноническое правило, гласящее, что если кто постится в субботы (исключение - Великая суббота), то да извержен будет. А на самом деле противоречия нету, ибо в одном случае (используя терминологию Шмемана) речь идет об "аскетическом", а в другом - о "совершенном".


Владимир, скажите пожалйуста, а где такое правило существует и почему тогда католики в субботу держат пост?

 Re: Обычный распев
Владимир Ковальджи - 13:46 06.11.2010
> где такое правило существует


64-е "апостольское"

> почему тогда католики в субботу держат пост?


Это их и спросите. Насколько же я знаю, этого давно нет (как и латинского языка службы). Во всяком случае "Кодекс канонического права" предписывает "воздержание ... следует соблюдать во все пятницы всего года, кроме тех, на которые приходится то или иное торжество", а про субботы ни слова.

И паки повторяю: пост посту рознь. Когда писались "апостольские правила" (начало 3 в.) многодневных "аскетических" постов по сути еще не было (только перед Пасхой, да и то много короче), и имелся в виду только пост совершенный. Иначе любой благочестивый человек, причащающийся по воскресеньям и постящийся перед этим хотя бы день, автоматом подпадает под прещение.

 Re: Обычный распев
Дмитрий Телегин - 11:56 12.11.2010
"автоматом попадает под прещение".. интересно..

А как же русская традиция, которая предписывает ВСЕМ поститься 3 дня, а то и неделю перед Причащением? тут попадает не только суббота, но и четверг, получется..

А если человек стремится причащаться каждую неделю - то жизнь должна превратиться в сплошной пост?..

 Re: Обычный распев
Владимир Ковальджи - 13:22 12.11.2010
> "автоматом попадает под прещение".. интересно..

> А как же русская традиция, которая предписывает ВСЕМ поститься 3 дня, а то и неделю перед Причащением?


Вы будто не читали ,что я писал. Трехдневный пост перед причастием - аскетический, а не совершенный. Так же, как субботы и воскресенья внутри многодневных постов.

> А если человек стремится причащаться каждую неделю - то жизнь должна превратиться в сплошной пост?..


Вопрос риторический. Очевидно же, что трех- или более -дневные посты перед причастием не имеют никаких оснований и рождены из практики последних веков причащаться только длинными постами (там и так пост) да по особым случаям типа именин. Конечно, то, что делается очень редко, то можно и обставить подобной особой подготовкой.


Архив форума