На клиросе
Архив форума
Клирос.ru   
Делами твоими, каковы бы они ни были, не превозносись.
Антоний Великий, преп.

 Критерий церковности в духовной музыке
Матфей - 23:47 07.11.2010
Здравствуйте, уважаемые посетители форума! Указанный в теме вопрос - указать критерии, по которым мы можем судить о приемлимости произведения в Церкви - является моим насущным вопросом (пишу диплом о проблеме церковности в духовной музыке в нач. 20 в). Поэтому мне хотелось бы слышать мнение всех об этой проблеме: где проходит граница того, что можно исполнять в храме, а что нельзя? Есть ли эта граница вообще? что лучше исполнять и что предпочтительнее и почему? может кто то даст даже БОГОСЛОВСКОЕ обоснование?

 Re: Критерий церковности в духовной музыке
Владимир Ковальджи - 00:28 08.11.2010
> (пишу диплом о проблеме церковности в духовной музыке в нач. 20 в)


Тогда вы, наверное, уже досконально изучили весьма богатые дискуссии на эту тему, имевшие место сто лет назад на страницах нашей музыкальной и церковной печати с участием Никольского, Гречанинова и многих других.
Я сильно подозреваю, что все основные аргументы со всех основных позиций там уже были высказаны, вряд ли кто-то скажет сейчас нечто оригинальное, будут лишь перепевы уже известной гаммы мнений.
К тому же вы пишете именно о начале 20-го века, зачем для этого мнения из 21-го? Есть недавно изданные и всем известные тома в серии "Русская духовная музыка в документах и материалах", есть и другие архивы. Материала более чем достаточно.

 Re: Критерий церковности в духовной музыке
Матфей - 22:18 08.11.2010
Вы правы, Владимир! Можно сказать, меня "раскусили". Я знаком неплохо с церковно-певческой периодикой того времени. Знаю М. Рахманову и имею замечательное многотомное издание "Русская духовная музыка в документах и материалах".
Почему я задал все же этот вопрос: о критериях? Не ради своей работы, а ради того чтобы узнать разные современные мнения! потому что вопрос то остался НЕРАЗРЕШЕННЫМ... И меня не смущает, если мнения, которые высказываются, будут повторением того, что уже сказано столетие назад. Ведь тема не закрыта. Проблема жива. Пусть люди говорят свое мнение, выковывают свою позицию... Надоел венигрет на некоторых клиросах, когда поют без разбора, что под рукой, бездумно поют.
Поэтому хочу знать! Хочу знать позиции всех, кто связывает себя с клиросом: каким он видит этот клирос?

 Re: Критерий церковности в духовной музыке
Владимир Ковальджи - 23:43 08.11.2010
> чтобы узнать разные современные мнения! потому что вопрос то остался НЕРАЗРЕШЕННЫМ... И меня не смущает, если мнения, которые высказываются, будут повторением


Не понял, честно говоря. Вы согласны, что мнения будут повторением (а они такими и будут). Тогда зачем? Потому что вопрос остался неразрешенным? Так ведь он таким и останется, как и тогда остался :)

> ...Бортнянскому? его произведения можно спеть очень молитвенно!


А) Гамма толкований словосочетания "петь молитвенно" ровно столь же велика, как и исходного "церковность музыки"...
Б) Можно да, а можно и нет. Из чего следует старый как мир вывод, который я, впрочем, не устаю повторять - главное не "что", а "как".

Тут вот в соседней ветке Даша произнесла такую фразу: "церковное искусство до тех пор остаётся церковным, пока оно соответствует основной цели христианства, а не отвлекает от неё". На что я попросил конкретизировать эту самую цель. Ответа еще нет, хотя он мог бы и последовать очень быстро, достаточно чуть перефразировать старца Иоанна их соловьевской "повести об антихристе": главной ценностью и целью христианства является Христос.
А Он в свою очередь говорил, что наибольшие заповеди - о любви к Богу и ближнему. А апостол Павел прекрасно развил эту тему, говоря, что всё-всё (дары, чудеса, аскеза и даже мученичество), если любви не имеешь, не имеет по большому счету никакого значения.
Из чего можно сделать вывод, что искусство церковно, если создается с любовью к Богу и ближнему. Как это ни банально звучит.
А еще "церковь" означает "собрание", поэтому "церковность" искусства определяется просто принятием его в этом собрании.

 Re: Критерий церковности в духовной музыке
Чекан - 20:20 16.02.2011
Мир Вам, форумчане!
Случайно набрёл на эту тему и зарегистрировался, что бы написать.
Для меня пение в церковном хоре является крайне ответственной и важной составляющей службы. Сам пою на клиросе в меру своих скромных возможностей, кроме того, слушаю много разнообразного церковного пения в записи. Так вот лично у меня сформировалось следующее мнение. Большинство из распостранённых на сегодняшний день песнопений в храмах категорически противопоказано к пению на службах! Концерты - пожалуйста, но вне Храма. Попытаюсь объяснить покороче, почему.
Как правильно подметил р.Б. Александр, католки стали начинателями искажения церковного пения и постепенного появления в нём концертной составляющей. Где грань между допустимым и нет? Считаю, что она очень расплывчата и условна, но есть. Обозначить её сложно. Для меня правильным является пение древнее, дораскольнического периода - Византийское, Древне-Русское, Греческое, Миланское (слушал произведения ~IV-V в.в.), Болгарское, Сербское, Грузинское, Синайское... После раскола наша держава потянулась к западу, оказывающему не только положительное, но и отрицательное влияние на Русь. По-этому большую часть произведений, появившихся после раскола и до наших дней, для себя отношу к неподходящим для службы, вторую часть признаю правильной, а третью - ставлю под сомнение, т.е. как раз на эту грань.
Можно сколько угодно указывать на некие дискуссии столетней давности о правильности церковного пения. Но считаю, что эти дискуссии проходили в эпоху искажения понятия о правильном пении в Храме в России. В то время сложилась большая аудитория поклонников концертного стиля песнопений. В основном светских людей, видимо, зачастую мало знакомых с тем, как вообще правильно молиться.
Что такое правильное пение в Храме? На этот вопрос сложно ответить словами, это нужно пытаться прочувствовать. Если всё-же попытаться коротко на словах, то примерно так: песнопение в Храме - это ВОСПЕВАНИЕ МОЛИТВЫ! По-этому правильное пение для меня состоит из двух составляющих:
1. как петь
2. что петь.
По первому пункту углубляться не будем. Имеется ввиду молитвенно. А вот про второй пункт и есть вся эта тема. Можно ли исполнить Бортнянского молитвенно? Да можно. Но можно так-же (уж простите) взять и наложить текст какой-либо молитвы на мелодию, например, "в траве сидел кунечик." И исполнить молитвенно. Так вот второй составляющей при этом не будет. Как её нет (ИМХО) и в большинстве (если не всех) произведений Бортнянского. Да и первая составляющая не очень удасться по причине отсутствия второй. Невозможно настроиться на молитвенный лад на Богослужении, когда песнопения чересчур усложнены и насыщены бесконечными вилками, вскрикиваниями и воплями, резкими сменами громкости, скорости и скачками нот... Или, если они простые, но пустые для молитвы. Часто например "Господи помилуй" звучит гораздо более молитвенно неспешно на одной ноте, чем пропетая по чьим-то недостойным Богослужения нотам. Да, Дмитрий Степанович имел уникальный голос и превосходно пел. Да, он гениальный композитор, оказавший огромное влияние на развитие музыкальной культуры не только России, но и запада. Но! Ему физически было сложно писать "правильные", а не концертные песнопения потому, что его музыкальный вкус был сформирован с детства под большим влиянием концертной, оперной и вообще светской музыки.
Писать песнопения - крайне ответственная и сложная задача. Для того, чтобы это сделать, необходимо практически хорошо представлять, как входить в состояние молитвы и как в ней пребывать до конца. Даже у монахов, в основном гораздо лучше мирских людей представляющих, как это сделать, не всегда и не сразу может получиться написать песнопение для Богослужения. Чего уж говорить о мирских композиторах. Их шансы на успех ещё меньше.
На сегодняшний день многие прихожане Храмов принимают концертное пение в Храмах, не задумываясь о всём вывшеописанном. По-прежнему оказывает сильное влияние то самое искажение понятия о песнопениях, превратившееся в стереотип. Да и сам, чего греха таить, был таким же несколько лет назад. Когда в первый раз попытался прослушать запись ДревнеРусского исона, показалось нудным и неинтересным, только гораздо позже стал вслушиваться и понимать, что правильно, а что нет. Молюсь, о том, чтобы скорее времена изменились в лучшую сторону, чтобы в Храмах звучало правильное пение, которое по моему глубокому убеждению способствует усилению, а не ослаблению силы общей молитвы.

 Re: Критерий церковности в духовной музыке
Владимир Ковальджи - 23:05 16.02.2011
> Можно сколько угодно указывать на некие дискуссии столетней давности о правильности церковного пения. Но считаю, что эти дискуссии проходили в эпоху искажения...


Прошу прощения, а вы их читали?
Я так полагаю, что прежде, нежели судить о чем-либо, надо это знать.
В этих дискуссиях была и представлена вся гамма мнений (включая подобные вашему), и ряд очень интересных церковно-теоретических мыслей.

> 1. как петь

> 2. что петь.

> По первому пункту углубляться не будем. Имеется ввиду молитвенно.


Кстати, попробовали бы углубиться, почему сразу "не будем"?
Молитвенность зачастую крайне индивидуально-субъективно понимается. И надо отдавать себе в этом отчет и остерегаться свое понимание выдавать за объективное, осуждая иные.
Помните, как наказана была Мелхола, посчитавшая Давидову манеру выражать радость о Господе неправильной и нелепой:

"Давид скакал из всей силы пред Господом; одет же был Давид в льняной ефод. Так Давид и весь дом Израилев несли ковчег Господень с восклицаниями и трубными звуками. Когда входил ковчег Господень в город Давидов, Мелхола, дочь Саула, смотрела в окно и, увидев царя Давида, скачущего и пляшущего пред Господом, уничижила его в сердце своем. (...)
Мелхола, дочь Саула, вышла к нему на встречу и сказала: как отличился сегодня царь Израилев, обнажившись сегодня пред глазами рабынь рабов своих, как обнажается какой - нибудь пустой человек!
И сказал Давид Мелхоле: пред Господом, Который предпочел меня отцу твоему и всему дому его, утвердив меня вождем народа Господня, Израиля; пред Господом играть и плясать буду; и я еще больше уничижусь, и сделаюсь еще ничтожнее в глазах моих, и пред служанками, о которых ты говоришь, я буду славен.
И у Мелхолы, дочери Сауловой, не было детей до дня смерти ее"
(2 Царств, гл.6)

> Дмитрий Степанович ... гениальный композитор, оказавший огромное влияние на развитие музыкальной культуры не только России, но и запада.


При всем моем глубоком уважении к Дмитрию Степановичу следует внести уточнение: никогда и ни малейшего влияния на развитие муз. культуры запада он не оказывал.

> Для того, чтобы это сделать, необходимо практически хорошо представлять, как входить в состояние молитвы и как в ней пребывать


Извиняюсь, но мне какой-то душок "гностицизма" (в плане "знания для избранных") в таких словах мерещится. Евангелие обращено ко всем и вовсе не требует каких-то "техник", недоступных большинству. Вот только что была неделя о мытаре и фарисее - т.е. об искренне молящемся и кающемся "религиозном профане" и крутом "религиозном профи", всю жизнь на это кладущем типа монахов. И таких сопоставлений в Евангелии немало (женщина, слезами умывшая ноги Иисусу и фарисей, воды Ему на ноги не давший, и др.) Как же первые по-вашему "входили в состояние молитвы" без соответствующей глубокой "практики" (а вторые - наоборот)?

 Re: Критерий церковности в духовной музыке
Чекан - 21:12 17.02.2011
Владимир Ковальджи, Вы писали:
> > Прошу прощения, а вы их читали?

> Я так полагаю, что прежде, нежели судить о чем-либо, надо это знать.

> В этих дискуссиях была и представлена вся гамма мнений (включая подобные вашему), и ряд очень интересных церковно-теоретических мыслей.

В свою очередь также прошу прощения, не читал. Но результат известен, а точнее его отсутствие, т.к. вопрос так и остался не разрешённым. И случилось это лишь потому, что как я описывал в своём предыдущем посте, к тому времени под влиянием распространения концертно-оперной составляющей в песнопениях, сложилась большая аудитория поклонников такого стиля. И участие таких людей в этих дискуссиях как раз и оставило вопрос неразрешённым. А ещё правильнее сказать так: этот вопрос уже стал не разрешённым с появлением и развитием концертно-оперного влияния на песнопения, т.е. ещё до появления указанных дискуссий. И останется не разрешённым явно ещё очень долго. Если вообще когда-то разрешится. Но это не значит, что раз так, то не нужно выносить эту тему на обсуждение. Да, высказываемые мнения схожи. Но здесь важнее то, каков процент людей, высказывающихся за ту или иную сторону в разные времена. Конкретно мне интересен этот процент (условно) на сегодня. Полагаю что людей, имеющих по данной теме точку зрения схожую с моей, не много. Но рад, что такие люди есть. В т.ч. люди, отписавшиеся в этой теме.

> > 1. как петь

> > 2. что петь.

> > По первому пункту углубляться не будем. Имеется ввиду молитвенно.

>

> Кстати, попробовали бы углубиться, почему сразу "не будем"?

Только потому, что тема про составляющую №2. Но, раз Вы предложили, попытаюсь.
> Молитвенность зачастую крайне индивидуально-субъективно понимается. И надо отдавать себе в этом отчет и остерегаться свое понимание выдавать за объективное, осуждая иные.

Что значит «осуждая иные»? Вам показалось, что в своём предыдущем посте я кого-то осуждал? Если да, простите, быть может, не так выразился. Сам считаю, что если я высказал своё мнение о том, что, по моему убеждению, какие то люди в чём-то заблуждались или заблуждаются, то это не значит, что я их осуждаю. Все люди могут ошибаться. Но, не смотря ни на что, я стараюсь всех любить, уважать и не осуждать. И уважаю мнение своих оппонентов.

> > Для того, чтобы это сделать, необходимо практически хорошо представлять, как входить в состояние молитвы и как в ней пребывать

>

> Извиняюсь, но мне какой-то душок "гностицизма" (в плане "знания для избранных") в таких словах мерещится. Евангелие обращено ко всем и вовсе не требует каких-то "техник", недоступных большинству. Вот только что была неделя о мытаре и фарисее - т.е. об искренне молящемся и кающемся "религиозном профане" и крутом "религиозном профи", всю жизнь на это кладущем типа монахов. И таких сопоставлений в Евангелии немало (женщина, слезами умывшая ноги Иисусу и фарисей, воды Ему на ноги не давший, и др.) Как же первые по-вашему "входили в состояние молитвы" без соответствующей глубокой "практики" (а вторые - наоборот)?


Итак, Вам интересно, как по-моему правильно молиться? Считаю, что это нужно делать сосредоточенно, абсолютно отвлечённо от посторонних мыслей, трепетно, искренне и от всего сердца, неспешно, чётко и ясно прочитывая молитву (или просить о чём-то по-своему), не слишком громко (не орать), но и не слишком тихо (не мямлить), при чём всё это относится как к молитве вслух, так и к чтению молитвы (обращению к Богу) «про себя». Кроме того, читая молитвы, необходимо понимать, что мы читаем и не просто читать на автомате, а как бы произносить это от себя, от своего сердца.

Вот и вся практика. Она доступна каждому, и ни какого гностицизма здесь нет. И бывало, что после каких-то неожиданных событий человек, ранее никогда не молившийся, вдруг начинал правильно и молитвенно обращаться к Богу. Вроде бы не сложно, но нюанс в том, что как мне кажется, в настоящее время не многие умеют так «входить в состояние молитвы», по-настоящему, да ещё и на протяжении всей службы. У меня, например как у мирского человека с бесконечными мирскими мыслями и заботами, к сожалению, на долго не получается. Может, только иногда, на короткое время. А если ещё и хор поёт оперу….


Danovskii, прослушал Ваш тропарь Иверской иконе по ссылке http://narod.ru/disk/27150563000/%D0%98%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F.mp3.html. Если интересно, то моё мнение: Замечательное, красивое, гармоничное и великолепно исполненное произведение! Скачал себе в архив, может, ещё с удовольствием послушаю в машине. Но! Простите за прямоту, ни в коем случае не хочу Вас обидеть. Оно подходит для концерта. Для Богослужения – нет. Причина та же, что и описанная в моём предыдущем посте.

 Re: Критерий церковности в духовной музыке
Владимир Ковальджи - 23:31 17.02.2011
> ...под влиянием распространения концертно-оперной составляющей в песнопениях, сложилась большая аудитория поклонников такого стиля. И участие таких людей в этих дискуссиях как раз и оставило вопрос неразрешённым.


Т.е. надо просто не допускать к дискуссии никого, чье мнение отличается от твоего, и тогда любой вопрос будет разрешен легко и быстро. :)

А если серьезно, на мой взгляд всё не так просто (я вот больше двадцати лет об этом постоянно думаю, но чем больше это делаю, тем менее склонен к простым "черно-белым" суждениям).

> Что значит «осуждая иные»? ...если я высказал своё мнение о том, что, по моему убеждению, какие то люди в чём-то заблуждались или заблуждаются, то это не значит, что я их осуждаю.


А я и не говорил, что "иных" (т.е. людей) осуждаете, а "иные" - т.е. иные мнения. Что вы и подтвердили, уверенно назвав оные заблуждениями. Имеете полное право. Но всё же, как мне кажется, основания для своего жесткого мнения у вас несколько слабоваты и более субъективно-эмоциональны, нежели логичны. Точнее сказать, логика определенная есть, но она может запросто быть и иной; иными словами - обоснования подвёрстываются под готовый желаемый вывод.

> Итак, Вам интересно, как по-моему правильно молиться? Считаю, что это нужно делать сосредоточенно, абсолютно отвлечённо от посторонних мыслей, трепетно, искренне и от всего сердца, неспешно, чётко и ясно прочитывая молитву


Если не вдаваться в некоторые детали - совершенно с вами согласен. Но к пению всё это могу приложить совершенно по-другому! Меня лично, т.е. субъективно весьма раздражают нелепые подёргивания, подпрыгивания и синкопы во многих попевках знаменного роспева. Мне видится гораздо более подходящим к вышеперечисленным свойствам правильной молитвы более плавный и поступенный по мелодике и естественнее и проще организованный ритмически обиход нынешней традиции.
Другими словами, на одном и том же определении молитвенности можно отстаивать и знамя, и терцовый обиход, и Веделя, и Чеснокова, и туда-обратно со всеми остановками.

> не слишком громко (не орать), но и не слишком тихо (не мямлить)


Подписываюсь. Но это целиков вопрос про "как", а не про "что".

 Re: Критерий церковности в духовной музыке
р.Б. Александр - 00:28 08.11.2010
Большая беда, когда в храме происходит не богослужение, а концерт.
По этому пути пошли католики. Еще в 15-м веке, в костелах начались концерты. С утра служба, - вечером концерт, т.е. храм, это уже не святое место, где можно только Богу молится и принимать Святые Тайны, а еще и место развлечения. К этому дьявол подводит незаметно. К сожалению, я встречал это и в московских храмах.
Не возможно сосредоточится., отвлекает голосистая, чуть ли не оперная музыка. Как следствие, потеря благоговения. Потеря покаянного чувства.
И вообще, потеря чувства богоприсутствия и нечувствие Его благодати.
Молитва, должна быть молитвой, а не просто красивым песнопением.
Здесь не размытая граница, а четкая, красной линией грань. И если человек
ее переходит, последствия неминуемы.

Помоги, спаси, помилуй и укрепи вас Господи.

 Re: Критерий церковности в духовной музыке
Матфей - 22:22 08.11.2010
Спасибо! хочу тогда уточнить грань более конкретно: как вы относитесь, например, к Бортнянскому? его произведения можно спеть очень молитвенно! например: "Тебе Бога хвалим" в исполнении хора о. Матфея Мормыля...

 Re: Критерий церковности в духовной музыке
Кирилл - 03:51 08.11.2010
Думаю, для начала вам нужно посмотреть этот сборник: http://www.ozon.ru/context/detail/id/1490634/

Как верно заметил Владимир, вам вряд ли скажут что-то новое.

 Re: Критерий церковности в духовной музыке
Матфей - 22:29 08.11.2010
Знаю эту книгу. Просто замечательная! Спасибо! пусть и не новое, но пусть скажут. Сколько уже можно молчать... сидят наши певчие и регенты по клиросам и молчат, и все при своем мнении. Мне кажется стоит говорить. Вот например: недавно один мой знакомый сочинил Милость Мира схожую с музыкой Титаника...Как к этому отнестись? Или как оценить все большее проникновение джазовых гармоний в духовную музыку?

 Re: Критерий церковности в духовной музыке
Дановский - 12:23 08.11.2010
Для меня это важный вопрос . Я недавно начал писать музыку на тексты молитв и тропарей . Я ещё не воцерквлённый человек и совершенно безграмотен в вопросах церковной жизни , хотя к церкви стремлюсь . У нас в городе в Спасском храме я создаю профессиональную студию звукозаписи для записи хоров . Архирейский хор исполняет мои произведения в храме только в перерыве службы , и с благословения владыки . (исполнение запричастием ) А так мы даём концерты духовной музыки в концертных залах . Конечно , храм - это не концертная площадка . Я много работал театральным композитором , от меня режиссёр требовал , чтобы музыка соответствовала сюжету спектакля и не мешала театральному действию . На службе в церкви поют и пение должно соответствовать службе .

 Re: Критерий церковности в духовной музыке
Матфей - 22:33 08.11.2010
Здорово! Интересно было бы посмотреть Ваши сочинения...

 Re: Критерий церковности в духовной музыке
Lenareg - 13:02 09.11.2010
А для чего человеку, безграмотному в церковной жизни, браться писать церковную музыку? Сему деянию уже есть немало грустных примеров...Леся Дычко "Вечерняя Литургия"...Церковной музыки написано вполне достаточно. Стяжите для начала хоть какую-то церковную грамотность, не исключаю, что тогда поймете, что на пишущем и вообще, делающем что-либо для Церкви лежит настолько большая ответственность, что нужно неоднократно подумать и взвесить свои таланты и возможности...И станьте воцерковленным человеком..."Беда, коль сапоги начнет тачать пирожник...". Ни в коей мере не умаляя Ваших достоинст советую Вам продолжать писать музыку для театра, а в церковь приходить молиться и изучать церковную жизнь и церковную музыку.
Дановский, Вы писали:
> Для меня это важный вопрос . Я недавно начал писать музыку на тексты молитв и тропарей . Я ещё не воцерквлённый человек и совершенно безграмотен в вопросах церковной жизни , хотя к церкви стремлюсь . У нас в городе в Спасском храме я создаю профессиональную студию звукозаписи для записи хоров . Архирейский хор исполняет мои произведения в храме только в перерыве службы , и с благословения владыки . (исполнение запричастием ) А так мы даём концерты духовной музыки в концертных залах . Конечно , храм - это не концертная площадка . Я много работал театральным композитором , от меня режиссёр требовал , чтобы музыка соответствовала сюжету спектакля и не мешала театральному действию . На службе в церкви поют и пение должно соответствовать службе .

 Re: Критерий церковности в духовной музыке
Дановский - 18:44 09.11.2010
Я не собираюсь писать музыку для церковной службы у меня это не получится и к этому я не стремлюсь . Я вижу возможность сотрудничества с нашей епархией только в мессионерском отделе . Установка студии звукозаписи в Спасском храме , организация концертов духовной музыки . Я написал 10 тропарей иконам Божией Матери . На тропарь Табынской иконе ( это наша икона Уфимской епархии ) в исполнении архирейского хора , на телевидении был снят клип , показали на пасху . Тропарь Иверской иконе хор из Украины исполнил на фестивале в Сербии . Мужская капелла Московского кремля записала компакт-диск , туда вошли три моих произведения . А в театре работа потеряла всякий смысл , сейчас там ставят в основном авангард и мюзиклы . Музыки нет , одна попса или музыкальный подбор , что для них дешевле . Прикрепляю два файла Тропарь Иверской иконе в исп . " Благовеста " http://narod.ru/disk/27150563000/%D0%98%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F.mp3.html и тропарь Табынской иконе в исп " Уфимские певчие "http://narod.ru/disk/27153434000/%D0%A2%D0%B0%D0%B1%D1%8B%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-mp3.html

 Re: Критерий церковности в духовной музыке
Дмитрий Телегин - 10:48 12.11.2010
Знаете, Дановский (не знаю Вашего имени, к сожалению) не слушайте никого, кто советует Вам не писать музыку для церкви.

Если кто-то не может молиться под эту музыку - это его личные проблемы.

Вот мне например, певчему с 14-летним стажем, хочется молиться и петь эту музыку. Потому, что все КРАСИВОЕ - от Бога. И эта музыка вполне церковная.

Другое дело, что Ваши тропари не споешь на обычном водосвятном молебне, где нужно спеть 20-40 тропарей со скоростью пулемета.. :))) Но ведь и писались для праздника. А в праздник надо РАДОВАТЬСЯ!!!

Я не понимаю людей, которые знают только доминанту, субдоминанту и тонику, а все остальное называют "джазовыми аккордами".. Простите, но это смешно..

 Re: Критерий церковности в духовной музыке
Anyagoro - 00:56 13.11.2010
Дановский, Вы писали:
> Я написал 10 тропарей иконам Божией Матери . На тропарь Табынской иконе ( это наша икона Уфимской епархии ) в исполнении архирейского хора , на телевидении был снят клип , показали на пасху . Тропарь Иверской иконе хор из Украины исполнил на фестивале в Сербии . Мужская капелла Московского кремля записала компакт-диск , туда вошли три моих произведения .

Очень понравились тропари, спасибо. С удовольствием пошла бы на концерт, где бы звучали Ваши произведения.

 Re: Критерий церковности в духовной музыке
Дмитрий Телегин - 10:52 12.11.2010
Зачем на певческом форуме разводить ханжество?

Можно сто лет подряд ходить в Церковь и не стяжать ни малейшей церковности..

Советовать могут все.

Лучше послушайте музыку г-на Дановского. :)

 Re: Критерий церковности в духовной музыке
Lenareg - 12:49 15.11.2010
Советовать могут все? Не для этого ли форум? Если точка зрения, отличная от Вашей есть ханжество, простите...В церкви я не 100 лет, но церковности, возможно, не стяжала, согласна. Хотя понятие "церковности" весьма размыто. Представленные произведения красивы, но петь их с хором в церкви я бы не стала. На концертах - возможно. Не исключаю, что под эту музыку можно подставить нецерковные тексты...
Дмитрий Телегин, Вы писали:
> Зачем на певческом форуме разводить ханжество?

>

> Можно сто лет подряд ходить в Церковь и не стяжать ни малейшей церковности..

>

> Советовать могут все.

>

> Лучше послушайте музыку г-на Дановского. :)

 Re: Критерий церковности в духовной музыке
Дановский - 09:52 17.11.2010
Lenareg, Вы писали:
> Не исключаю, что под эту музыку можно подставить нецерковные тексты...

Не получится, в молитве нет рифмы, по-этому размер меняется часто. Какой смысл
подставлять нецерковные тексты? Наверное, проще написать что-то новое . А всё что новое, в
настоящее время, для меня только в церкви.


Архив форума