На клиросе
Архив форума
Клирос.ru   
Некоторые братия и монахи хвалили авве Антонию одного монаха. Антоний сравнениями испытывал, перенесет ли он уничижение и, увидев, что не переносит презрения, сказал ему: ты подобен селу, которое спереди красиво, а сзади разграблено разбойниками.
Древний Патерик

 Натуральный минор
Екатерина Николаева - 22:04 26.02.2011
Уважаемые регенты, как вы относитесь к пению обихода (и не только обихода) в натуральном миноре? В нас в храме это практикуется. Встречаются авторские произведения с закрашенными белым штрихом диезами. Меня терзают сомнения, что пение вещей гомофонно-гармонического склада в натуральном миноре не есть гуд.

 Re: Натуральный минор
Ситников Вадим - 22:31 26.02.2011
Пение в натуральном миноре воспринимается ухом слушателя благозвучно и строго (можно сказать, по-древнему, по-знаменному), когда 7-я неповышенная ступень находится вверху аккорда (сопрано/1-й тенор) или, при пении дуэтом или трио, — в нижнем голосе. А при исполнении унисонных или сольных вещей такой минор даже будет предпочтительнее, хотя всё зависит от конкретного произведения: так исполнять, например, весёлые итальянские попевочки просто смешно, и это изуродует и без того тошную музыку включением в неё чужеродных элементов.

В случае же, когда эта нота находится в середине аккорда (пение того же классического обихода на 3–4 голоса), ничего хорошего не выходит: это слышится так, будто бы альт просто не дотянул и спел грязно. Обычно так и бывает: в любительских (чаще пенсионерских) хорах бабушки, как правило поют 7-ю ступень без повышающего знака альтерации (натренировались, видно, на застольных русских песнях :-) ), а иногда вообще что-то посередине (четверть тона — это довольно большой интервал, и многие "певцы" вообще перманентно "поют" на четверть ниже), и слышится это, мягко говоря, грустно...

 Re: Натуральный минор
Владимир Ковальджи - 23:10 26.02.2011
Присоединияюсь к написанному Вадимом.
Но чуть-чуть конкретизирую некоторые моменты:

> А при исполнении унисонных или сольных вещей такой минор даже будет предпочтительнее, хотя всё зависит от конкретного произведения.


Именно. Разные напевы имеют разную т.ск. "ладовую органику".
Например, обиходное "Христос воскресе" при пении отдельно одной мелодии не нуждается в обдиезивании (особенно на последнем "даровав", там оно совсем ни к селу ни к городу!)
А вот современный четвертый тропарный глас, напротив, вообще немыслим без диеза.
Другими словами, "натуральностью", как и всем на свете, надо пользоваться с умом и тактом. "Полезно всё, что кстати" (брат Лоренцо из "Ромео и Джульетты")


Архив форума