На клиросе
Архив форума
Клирос.ru   
Не считай себя мудрым: иначе гордостию вознесется душа твоя, и ты впадешь в руки врагов твоих.
Антоний Великий, преп.

 "Христос воскресе" и "Плотию уснув" - выношу двухголосные обработки на ваш суд
Даша К. - 14:05 14.04.2011
Творчество Ивана так жёстко раскритиковали... Может, я тоже ерунду пишу, а думаю, что всё классно? Прошу критики специалистов!
  

 Re: "Христос воскресе" и "Плотию уснув" - выношу двухголосные обработки на ваш суд
Владимир Ковальджи - 14:34 14.04.2011
Посмотрю внимательнее дома. А навскидку:
1) Плотию: нужны ли диезы в мелодии? Мне кажется, что когда мелодия располагается сверху (тем более в мало-голосии), гармонического минора можно благополучно избегать, хуже не станет точно, а зачастую и лучше.
2) ХВ: странноватый (мягко говоря) подход - гармонизовать вообще не саму мелодию тропаря, а ее терцовый подголосок... Я не говорю с порога, что это плохо. Но странно - чрезвычайно.

 Re: дополнительно
Владимир Ковальджи - 14:54 14.04.2011
Ой... Короче, все вообще обдиезивания надо выметать поганой метлой! В обеих обработках.
Снимаем диезы во втором голосе ХВ - сразу нормально. А так - и звучит плохо, и петь крайне неудобно (и фальшиво будет наверняка).
Даже странно, почему вы - вроде как любитель архаики - вдруг столько диезов налепили?

 Re: дополнительно
Даша К. - 15:40 14.04.2011
Это Вы уже посмотрели повнимательнее дома?

 Re: дополнительно
Владимир Ковальджи - 16:23 14.04.2011
> Это Вы уже посмотрели повнимательнее дома?


Нет, пока только невнимательно и на работе :)

 Re: дополнительно
Владимир Ковальджи - 23:46 14.04.2011
Мое мнение по внимательном рассмотрении - не, что-то не то...
Плотию:
До первой тактовой черты мне всё нравится (только ре# надо либо обездиезить, либо превратить в си). Очень удачный и красивый получился кунштюк с лишением первого голоса слов "яко мертв". Сначала я дёрнулся - мол, что за фигня, это же главная мелодия, ее нельзя кастрировать. А потом проникся и даже восхитился. Ведь связность текста у первого не разрушается ("Плотию уснув, Царю...), а второй поет по сути главную мелодию (в современной обработке 3 гласа эти ноты у второго голоса, который воспринимается /по аналогии с остальными гласами/ как основной напев, хоть это и не вполне так в данном гласе). Короче, клево вышло.
Переход на "е-си" решительно не нравится. Знаю, что в двухголосии такой ход встречается иногда. Но в данном контексте - не лызе как-то. Может, во втором на "е-" вместо четверти фа поставить восьмые фа-ре?
На "-двигл от тли" не нравится занудство во втором голосе до-си-до-си. Пробовал второе до заменить на ре - тоже плохо, даже еще хуже. Тут надо думать и искать.
"Пас-ха не-тле-ния" вся не нравится - и два раза кряду одинаковый ход у второго, и невесть откуда взявшаяся туда-сюда-кварта в первом.
В конце формально все боль-мень (кроме диеза, конечно), но кода совсем как-то не лезет стилистически - такое впечатление, что это голоса из четырехголосия (сопрано, и тенор), где так всё и бывает; а для двухголосия такая каденция неорганична, имхо.
Сухой остаток: классное начало, а на продолжение у автора обработки не хватило ни интересных идей (больше ни одной подобной находки), ни вдумчивости (многое как-то абы как и типа "так сойдет". Не, не сойдет...)
ХВ:
Формально всё, кроме диезов, возможно. Но если в "Плотию" есть хорошие моменты, т.е. потенциально может что-то получиться и в целом, то тут я лично не принимаю на уровне задумки. Искаженная мелодия ХВ не радует однозначно.

 Re: дополнительно
Даша К. - 10:50 15.04.2011
СпасиБо за отзыв. Я подумаю над замечаниями - может, действительно, надо доработать. Только сейчас некогда - с лялькой особо ноты не попишешь. К следующей Пасхе, даст Бог, дозрею... :)

PS: А вот Игорю Сахно понравилось! :) Правда, тоже сказал про диезы и сексту в конце "Плотию".

 Re: "Христос воскресе" и "Плотию уснув" - выношу двухголосные обработки на ваш суд
Даша К. - 15:47 14.04.2011
В Плотию уснув тоже не уверена, что нужны диезы, но с ними как-то мягче звучит. В конце концов это не стилизация под древнее церковное пение.

Тропарь - ну и пусть будет странно! Никто ведь не сказал, что так НЕЛЬЗЯ! :)
Я, кстати, такой метод обработки переняла у Игоря Леонидовича Сахно - очень понравился.

 Re: "Христос воскресе" и "Плотию уснув" - выношу двухголосные обработки на ваш суд
Владимир Ковальджи - 16:42 14.04.2011
> В Плотию уснув тоже не уверена, что нужны диезы, но с ними как-то мягче звучит. В конце концов это не стилизация под древнее церковное пение.


Да не, дело не в стилизации. Просто без диезов лучше будет. Малоголосие в принципе в них меньше нуждается.
А в восходящих ходах (да еще и не поступенных, ре - фа#) - имхо, просто однозначно не надо!
Диез в малоголосии - это такая штуковина, которую надо сперва по умолчанию нигде не ставить, а потом долго слушать, слушать - и, наконец, там и только там, где ну никак нельзя не обдиезить, где это просто ну неизбежно необходимо - ставить.
А где _можно не ставить_ - не ставить. По принципу "можешь не писать стихов - не пиши" :)

> Тропарь - ну и пусть будет странно! Никто ведь не сказал, что так НЕЛЬЗЯ! :)


Никто, в т.ч. и я.
Но уж где-где, только не в обиходном тропаре Пасхи, имхо.
Есть такие вещи (типа обиходного ХВ, вечной памяти или, скажем, Отче наш на двух нотах), которые переделывать не надо вообще _ни-как_. А уж тем более так, что меняется мелодия, гармония и/или ладовая окраска.
Ведь это поют (гласно или про себя) все без исключения.
До сих пор помню один свой дурацкий опыт, когда я был молодым только-что-стал-регентом. Я "Вечную память" маленько подработал. Улучшил, понимаешь, немного. Ну, на первой же панихиде на меня все (сбившись на пятой ноте) просто посмотрели, как на идиота. Собсно, совершенно справедливо :)


Архив форума