Беседы о Православии

Прошу помощи
Дмитрий, православный христианин - 03:28 08.05.2002
Христос Воскресе, возлюбленные!

Простите, братия.
Всем нам приходилось встречаться с атеистами и все мы знаем, что атеизма, как такового, не существует - это ширма. Так или иначе, люди верят в науку, в материю, в десятки иных бесовских блесен. Верят беспочвенно и фанатично. «Под предлогом просвещения мы зашли в такую тьму неведения, что нам уже кажется неудобопостижимым то, о чем древние явно разумели»(Преподобный Серафим Саровский). Есть такой человек и у меня. Это ученый, доктор(простите, не помню каких именно) наук, профессор, преподаватель одного из ВУЗов, замечательный собеседник, добрый и рассудительный человек. Мы знакомы более четверти века, но по некоей молчаливой договоренности никогда не касались вопросов веры. Сегодня этот дорогой мне человек прислал письмо очень странного содержания. Хотя, почему странного? Степени нашего знакомства вполне достаточно, чтобы понять, что у него что-то случилось и он начал свой путь «из Савла в Павла». Метод вполне понятен, именно так было принято в те годы (может быть и сейчас) среди ученых - при исследовании некоей проблемы, исследователь выбирал из своих знакомых человека, о компетентности которого в данной теме (простите невольный самокомплимент) знал наверняка и завязывал с ним переписку, обсуждая свои мысли и результаты экспериментов. Это предыстория.
Теперь к сути проблемы. Как вы сможете увидеть ниже, письмо это, мягко говоря, агрессивно. Кроме того, вольно или невольно, автор применяет полемические приемы, именуемые в психологии "информационным блокированием" - ставит вопросы и отвечает на них и "временной прессинг" - т.е. выдаёт на гора результат своих достаточно долгих размышлений и требует мгновенного ответа. Даже беглого просмотра хватило, чтобы понять - в более-менее "удобоваримые" сроки мне не справиться. Прошу вашей помощи, друзья. Может быть, взяв каждый ту тему, которая ему ближе, мы, с Божией помощью, смогли бы помочь этому человеку.
И, наконец, само письмо:

«1. Что есть Человек?
Человек - это одновременно: материальное тело, процесс и виртуальная программа.
В социальном плане, Человек - это животное более других живых существ восприимчивое к разуму. В биологическом - Человек это совокупность сбалансированных материализованных процессов электробиохимического превращения веществ и энергии из одних видов в другие.
В духовном - Человек, это виртуальная программа решения жизненных проблем существования и развития вида, на основе унаследованного и приобретенного, в процессе жизни, своего и чужого опыта.
2. Цель жизни Человека -Жизнь.
Как и все живые существа, Человек обладает генетически запрограммированным инстинктом сохранения вида, в том числе механизмом автоматической настройки течения электробиохимических процессов жизнеобеспечения собственного организма, в ответ на негативные и позитивные отклонения параметров окружающей его среды. Разумеется существуют пределы этих отклонений, превышение которых снижает способность механизма настройки выдерживать режим нормального жизнеобеспечения.
Отсюда смерть Человека-это прекращение действия его программы сохранения жизни, с последующим превращением составляющих его веществ и энергии в другие виды
Главная тайна человека, вероятно, кроется в вопросе: кем и как задана программа видового самосохранения и развития?
С развитием генной инженерии наука постепенно приближается к раскрытию этой тайны. Пока, хотя бы, с точки зрения раскрытия структуры этой программы, а не поиска ее автора.
Из-за относительной слабости науки этого направления и большой социальной актуальности вопроса, существует и другое направление объяснения этой тайны - мифологическое. Наиболее известные и обсуждаемые это: все виды классических религий, египетские и мексиканские пирамиды, чудеса Памира и Тибета, Шамбала и т.п. В этих мифах широко используются и последние, скромные достижения науки, например, идеи наличия генофонда Человека. Только почему-то речь идет только о генофонде Человека, а о генофонде всего остального растительного и животного мира умалчивается. Видно не хватает места в пещерах и под пирамидами. Вобщем, это типичное полудетское "каля-баля". Почему люди верят в эти полуглупости? - очевидно существует потребность в этом, об этом далее.
3. Что такое Душа Человека?
Это комплекс унаследованных и приобретенных этических, нравственных и моральных норм ценностей поведения и образа мышления Человека.
Существует понятие Мировой души. Думается, что это совокупность признаваемых большинством человеческих сообществ этических, нравственных и моральных норм и ценностей поведения и мышления.
4.Что есть религия?
Религия - это идеология веры. Веры во что-либо: в себя, Бога, судьбу, сильного человека, огонь, воду, солнце и т.д., основанной на потребности Человека в поиске защиты себя, своих близких от возможных негативных воздействий окружающей среды. Отсюда следует, что все люди верующие - в себя, в свои силы или во что-то иное, Бога, судьбу и т.д.
Вера в себя, как разновидность религии, имеет, в основном, прагматическую основу и опирается на личные, унаследованные (например, обостренная интуиция) или приобретенные знания свойств окружающей среды, обобщение статистических данных, личного опыта, о возможных угрозах и возможных средствах защиты от них. Все остальные формы веры, в том числе, используемые в классических религиях, носят иррациональный характер и основываются на предположениях, ожиданиях, интуитивных представлениях силы источника веры в возможности предотвращения угроз, способности
источника веры защитить человека от негативных воздействий окружающей среды.
5. Функции классических религий в жизни Человека.
Основные функции классических религий, не обладающих светской властью, безусловно, гуманистические: утешение, повышение потенциала надежды на лучшее, счастливое течение интересующих Человека событий.
Прибегая к помощи религии, Человек, как бы, уходит в виртуальную защитную оболочку, оберегающую его от угроз внешней среды, под защиту признаваемого им Бога, находит утешение в неких традиционных, часто фаталистических объяснениях, случившихся негативных событий. Эта потребность в защите и утешении возникает при недостаточности, отсутствии или утрате веры Человека в свои силы и возможности, а также при неожиданных сильных душевных потрясениях, связанных, например, с факторами неподвластными или поражающими его волю: катастрофы, войны, утрата близких и т.д.
Таким образом, Человек, прибегая к религии за защитой и утешением, использует её в качестве "духовного костыля", на который он опирается при недостатке собственных душевных и физических сил в противостоянии негативным воздействиям окружающей его среды: социальной или экологической. Человек находит опору в Религии в случаях растерянности, утраты жизненных стимулов, ориентиров. В этом состоянии Человек, безусловно, заслуживает деликатного сочувствия, нуждается в нем. Это может помочь ему вновь обрести уверенность и веру в себя, в свои силы и может даже помочь ему освободиться от "духовного костыля" за его временной ненадобностью.
С другой стороны, следование требованиям и нормам классических религий, оберегает Человека от многих ошибок, повышает потенциал его жизненных ожиданий и надежд. Это связано с тем, что классические формы религии, как правило, аккумулируют в себе жизненный опыт многих поколений людей. Предлагая смирение, близкий к пассивному, сбалансированный стиль поведения в решении жизненных проблем, религия, посредством душевного успокоения, способствует созданию благоприятных условий для работы системы саморегулирования Человека, повышению её защитных свойств.
. И наоборот, вера в другие неклассические формы источников силы: религиозные секты, сильного человека и т.д. обладающих меньшим потенциалом жизненного опыта, сопряжена с увеличением жизненных рисков.
Наконец, нельзя отрицать и эстетическую ценность классических религий. Стремясь к привлечению паствы, они в совершенстве овладели приемами театрального искусства. Их ритуалы, художественное и музыкальное оформление, в том числе и мифы, постоянно совершенствуются и являются сегодня важной составной частью духовных ценностей нашей цивилизации.
6. Может ли Человек обходиться без религии?
Думается может, пока он верит в себя, в свои силы и возможности прогнозировать и успешно решать свои основные жизненные задачи, противостоять угрозам и рискам окружающей его среды. Каждый сам в себе Бог и не нуждается в общественном до тех пор, пока обстоятельства - болезни, проблемы, несчастья, не свергнут его с этого пъедестала.
7. Что такое добро и зло ?
Добро и зло - всего лишь социальные понятия, отражающие степень удовлетворения текущих потребностей социума, а отсюда и Человека, как его части. Не случайно эти категории заложены в видовой программе, т.е. Творец не имеет к этим понятиям никакого отношения. Признано, что дети не рождаются добрыми или злыми. Они становятся ими в процессе социального воспитания. Исключение - патологические отклонения, но это уже сбои видовых программ, которые происходят, опять таки, под негативным воздействием окружающей среды.
8. Происхождение Человека.
В основе происхождения человека, как и всего живого, по-видимому, лежат видовые виртуальные алгоритмические программы, созданные, скорее всего, Космическим Разумом, а не видовым отбором.
Имея такую программу вполне возможно воспроизведение любого вида жизни. Ведь решила же наука проблему алхимии, видоизменения растений, клонирования и, думается, на этом перечисление не закончится.
9. Чудеса религии?
Основываются иногда на недостатке знаний о некоторых природных явлениях, например, ясновиденье, но чаще на элементарной неграмотности людей. Кстати, верующие не очень-то и хотят знать об истинной природе этих явлений, их больше устраивает иррациональная тайна, иначе они вновь впадают в сомнение, лишаясь тем самым утешения и надежды. В качестве последних чудес часто приводятся примеры:
- мироточение- хотя это всего лишь одна из форм конденсации жидкости, которая происходит при определенных условиях окружающей, предмет мироточения, среды - влажности, температуры, химического состава близлежащих предметов.
- необжигающий огонь - одна из многих форм фосфорного свечения.
Наверное, в этом же плане могут широко использоваться и труднообъяснимые для обывателя "чудеса" В.Мессинга, Гудини, Кио, Копперфилда и многих других фокусников.
Может быть, их чудесные приемы не применяются впрямую в классических религиях из-за наличия авторов? А те, что применяются (мироточение, огонь) уже утратили авторов?»

Спаси Господи.

                


Re: Прошу помощи
Ольга, Православие - 07:41 10.05.2002
Я согласна с "ученым мужем", что вокруг человека: птицы, звери, рыбы - это биологические роботы, они всегда послушны воле Творца, вложенной в них программе жизни. Но человек создан по образу и подобию Бога и Творца, имея свободу воли, свободу творчества. На иконе Андрея Рублева "Троица" мы видим этот троическия совет о создании человека, об отдании ему всей полноты разума, воли, Они печальны, ибо ведают, что человек скажет, что Бога нет и на на столе перед Ними причастная Чаша Они согласны и с этим.

                


Re: Прошу помощи
Anton, Православный, РПЦ МП - 14:32 09.05.2002
Может быть поможет акцент на вопросе "Зачем ты живёшь, человек, и как ты собираешься умирать" ? Очень часто искренний поиск ответа на него приводит человека к вере, т.к. ответ, предлагаемый т.н. "атеизмом\материализмом", imho, способен удовлетворить лишь того, кто "сам обманываться рад".

А вообще же, полностью согласен с Фамарью - без личного откровения никуда, а его, наверное, находит лишь тот, кто ищет. Ну и молитвы ближних, конечно.

                


Re: Прошу помощи
Елена О., православие - 00:46 09.05.2002
Может быть, Вам немного поможет книга белорусского ученого В.И. Вейника "Почему я верю в Бога".
http://xspik.boom.ru/veinik.htm
Там как раз есть кое-что про компьютеры с программами.

                


Re:
Дмитрий, православный христианин - 03:51 09.05.2002
Прости, сестра
Несколько раз, с 1998 г., пытался прочесть эту книгу - бесполезно. Не ложится на сердце, не могу понять автора и того, о чем он пишет. Гематрия на новый лад? Набор цитат из Священного Писания и Святых Отец, "подкрепленных" статьями из "книги рекордов Гинесса"? Нуждаются ли Святые Слова в "подкреплении"... Что за "открытие Ивана Панина"? Пытался найти в сети - безуспешно. Так и оставил.
Спаси Господи

                


Re: Прошу помощи
Фамарь, христианка, РПЦ МП - 15:35 08.05.2002
Воистину Воскресе!
Единственное, что с ходу пришло в голову - это разрабатывать тему "если есть виртуальная программа, то должен быть и программист". Впрочем, судя по продолжению письма, его автор и так об этом задумывается. И уже ищет себе пути к отступлению.
Вообще, из личного опыта (у меня среди друзей тоже имеется пара таких "головастых" любителей задавать вопросы), университетские преподаватели, особенно - точных наук, если в детстве-юности сами к вере не пришли - самая трудная для проповеди часть населения. Мне кажется, что на одной голой логике, без личного откровения, здесь никак не выехать. Впрочем, может, Вы окажетесь более убедительны и авторитетны для своего друга, нежели я для своих.
Бог в помощь!
Тамара aka Фамарь.

                


Re:
Дмитрий, православный христианин - 03:28 09.05.2002
Прости, сестра
Прошу прощения, во-первых, за то, что говорю "ты" - всем сердцем люблю и уважаю вас, братия и сестры, как ближних своих, как нерукотворенную живую икону, дарованную мне Господом. Знаю, это очень спорно, иногда смешно, но так мне чувствуется и кажется неправильным говорить кому-либо "Вы" рядом с Именем Господа и обращением к Нему на "Ты". Простите мне.
Во-вторых, за поднятый шум. С помощью Божией, по словам «если у кого недостает мудрости, пусть просит у дарителя ее Бога, и получит», уже ответил своему товарищу. Правда твоя, сестра, - письмо получилось гораздо более личным и сокровенным, чем даже мог себе предположить. Насчёт "самой трудной для проповеди части населения" не соглашусь - разве может быть трудно с людьми ищущими? По мне, так самая трудная "часть населения" - это люди считающие себя верующими, но не знающие в кого и во что они верят - различного рода сектанты и язычники. «В мыслях у них, что домы их вечны, и что жилища их род в род, и земли сваи называют они своими именами»
В третьих, за то, что не решаюсь, по вышеуказанным причинам, публиковать свой ответ, хотя, наверняка, кому-нибудь это кажется интересным.
Спаси Господи

                


Re:
Фамарь, христианка, РПЦ МП - 13:19 09.05.2002
> Насчёт "самой трудной для проповеди части населения" не соглашусь - разве может быть трудно с людьми ищущими? По мне, так самая трудная "часть населения" - это люди считающие себя верующими, но не знающие в кого и во что они верят - различного рода сектанты и язычники. «В мыслях у них, что домы их вечны, и что жилища их род в род, и земли сваи называют они своими именами»

Где-то слышала или читала (источника, к сожалению не помню), что есть мнение (и это мнение совпадает с моим личным опытом) о том, что человеку проще прийти к Богу через какой-то иной религиозный, порой и оккультный опыт, нежели из-ничего, из полного безверия. Т.е., повторюсь, должно быть какое-то личное откровение, человек должен сам, через свой личный опыт прийти к мысли о существовании некоей трансцендентной силы. На одном же разуме, увы, едва ли возможно прийти к вере. Так что, прости брат, но здесь я с тобой согласиться не могу. Другое дело, что для того, чтобы твой друг принял Бога, он должен прежде услышать Его зов, а для этого - захотеть его услышать. И вот тут ты можешь (и, как христианин, наверное, должен) ему помочь. Но дальше - все будет зависеть только от самого человека.

Что же касается твоего ответа Елене... "Нуждаются ли Святые Слова в "подкреплении"..." Понимаешь, брат, это для нас они - Святые Слова. Для внешнего же человека - просто еще один литературный источник, эпос, абсолютно ничем не отличающийся от Беовульфа или Махабхараты. Знаю литературоведов, прочитавших все Писание и столько Отцов, сколько мне с моими немощами за всю жизнь едва ли прочесть. И что же? Для них св. Григорий Палама - всего лишь образец византийской философии, ничем не лучше Платона или Аристотеля. Так что, не все, наверное, столь просто и однозначно.

С любовью о Христе воскресшем
Тамара aka Фамарь.

                


Re:
Дмитрий, православный христианин - 21:16 09.05.2002
От себя ли говоришь, сестра?
Давай-ка помолимся лучше.
Слава Богу за все!
Спаси Господи

                


Re: Прошу помощи
Yuri- S., православный, ОСА - 06:34 08.05.2002
Воистину Воскресе, возлюбленный брат Димитрий !

Прошу ,если можно, сообщить имя этого человека для поминания в молитвах.
Может я и не прав, но обычно "высокие" споры мало к чему приводят. А если спорить с таким головастым, то нужна не только богословская "ученость", но воцерковленность и ..сердечность. Может его попробовать все-таки пригласить в храм ? И оттаит сердечко там на нужную пядь, чтобы семя проросло ?

прошу прощения, если не по ситуации совет..

Юрий(Георгий)

                


Re:
Дмитрий, православный христианин - 08:34 08.05.2002
Прости, брат Георгий
Малодушно пытался переложить свой крест на ваши плечи.
Не дай, Господи, уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных.
Ты совершенно прав, брат, спорить не нужно. Требуется спокойное, с любовью объяснение, поскольку «только поверхностное знание удаляет от веры, а более глубокое вновь приближает к ней»(Фрэнсис Бэкон).
Спаси Господи за желание упомянуть блуждающего Александра в молитве. Он живёт в другом городе и даже в другой стране теперь. Выберу время, навещу и постараюсь, с Божией помощью.
Ангела Хранителя

                


Re: Дмитрию
Yuri- S., православный, ОСА - 04:57 09.05.2002
Христос Воскресе !

Дорогой о Господе брат Дмитрий !

Постараюсь не забывать Александра в своих молитвах. Могу ли я вписать его имя в церковное поминание - крещен ли Александр ?

Мне лично эта история напомнила о двух старинных моих друзьях, оставленных в России, тоже блуждающих и тоже головастых.. Редкие наши встречи не позволяют "слышать биение сердца", но доверие многолетней дружбы дает надежду донести другу самое сокровенное и надежду быть услышанным.

Помоги Господи тебе, брат !

с любовью,
Георгий

                


Другая страна
Kirrr, православный христианин - 20:36 08.05.2002
Это не США случаем? А какими науками занимается ваш друг?

Христос воскресе!
Кирилл

                


Re:
Дмитрий, православный христианин - 04:01 09.05.2002
Воистину Воскресе!

К сожалению, не знаю, как это точно называется - что-то там с управлением и кибернетикой. Заграница, помянутая мной - Молдавия, ныне Молдова.
Спаси Господи