Беседы о Православии

Общий фундамент
Михаэль, иудей - 10:08 23.05.2002
Уважаемые господа!

В одной из дисскусий на форуме "Маханаим"
http://www.rjews.net/discus/messages/74/345.html?1420020915
имеющий богословское образование православный христианин под ником "Ортодокс" в своем сообщении от 18.04.2002 в 12:55 заявил следующее: "У меня и у вас есть только один общий фундамент - Танах и толкования ваших мудрецов ну максимум до 2 века по Р.Х."

Я был бы весьма признателен уважаемым форумчанам за точную ссылку на догматический православный источник, на основании которого г-н Ортодокс сделал подобное заявление.

И если такой источник имеется и вышеприведенное заявление не является голословным, то позвольте задать вам еще один вопрос. Первая часть записанной устной Торы - Мишна - складывалась в этот период и была окончательно записана евреем по-имени Рабби Йehуда hа Наси в 210 году н.э. Признаете ли Вы истинным Устным Преданием, полученным Моше во время Синайского Откровения, записанные в ней законы, не относящиеся напрямую ни к Ииcycy, ни к христианам, ни к законам об идолопоклонстве вообще?

                


... отсутствует
Александр Иванов, православный христианин, РПЦ - 11:18 23.05.2002
Высказывания г-на "Ортодокса" не имеют отношения к учению Православной Церкви. Вы бы сами у него источник-то попросили. По источнику и стало бы понятно, откуда ноги растут у его взглядов.

                


и вce-таки
Михаэль, иудей - 19:00 23.05.2002
Bновь объявившийся на форуме Маханаим
http://www.rjews.net/discus/messages/74/345.html?1420020915
г-н "Ортодокс", привел довольно интересный источник его взглядов. Мне представляется, это будет небезынтересным и для Вас.

Итак, сообщение Ортодокса от 23-го Мая 2002 в 13:40

** Если этих записей нет в библейском каноне - значит не признаём. **

Hекоторые "девтероканонические" книги, вошедшие в полную православную Библию датируются современными исследователями второй половиной 1-ого века. Суть подходa Церкви к девтероканоническим книгам и к некоторым, пользующихся "условным авторитетом" апокрифам (напр. Евангелие от Иакова) очень проста: все что согласуется и не противоречит каноническим текстам Писания, а также догматическому учению Церкви, может быть принято. Однако, не возводится в ранг догмата, но остается на уровне "благочестивого предания".
То есть, если вы к примеру на исповеди скажете батюшке, что не верите в Вознесение по смерти Богородицы, батюшка, конечно, вас не похвалит, но однако же и не сможет вас отлучить от Причастия, так как основанное на апокрифе благочестивое предание о Вознесении на небо на третий день после Успения Богородицы - не догматизировано Церковью.
Поясню еще на нескольких примерах.
Есть общецерковный постулат, согласно которому самым авторитетным текстом для Церкви является Септуагинта. Т.к., во-первых, она возникла задолго до споров о Христе и свободна от антихристианских "конъюктурных поправок", во-вторых, именно ее цитируют Евангелисты и Свв. Отцы, в-третьих, еще до отвержения Христа, она пользовалась авторитетом и в Ветхозаветной Церкви, так что свободно читалась не только в синагогах рассеяния, но и в Палестине.
И тем не менее, несмотря на распространенное мнение о том, что масоретский текст является в важнейших мессианских местах "порченым", великий святой, знаток и учитель свт. Филарет Московский в одной из своих статей, посвященных принципам переводческой деятельности, во-многом отдает предпочтение именно еврейскому тексту, а в некоторых случаях прямо предписывает "следовать масоретскому тексту, а не Септуагинте" при переводе Священного Писания на русский язык.
Таким образом, он фактически признает, что во 2-6 веках в общем и целом иудаисткая традиция аутентично передала богодухновенный текст, лишь в редких ("хорошо известных любому исследователю") местах исказив текст.
Это что касается писания.
А теперь о догматике. Не сочтите за труд. Найдите где-нибудь в библиотеке фундаментальный (и во многом непревзойденный) труд архм. Макария "Догматическое богословие". Просмотрите там главы, посвященные "свидетельству о Троице в Ветхом Завете" или о "Боговоплощении" или о "всеобщности ожидания Мессии". И вы поразитесь обилию ссылок на многие трактаты Талмуда. Для чего, как не для указания на укорененность в древнем неразделенном предании этих представлений ссылается на них уважаемый архимандрит? И это ли не доказательство того, что Церковь считает, что зерна истины содержатся и в наиболее древних, еще неповрежденных полемикой с христианством, преданиях иудеев?
Но, еще раз повторюсь, отношение это избирательное.
По несколько грубой аналогии: если Аристотель сказал, что мир создан Богом, мы скажем: аминь. Но, если он добавит, что есть и другие боги, мы скажем: анафема.
Надеюсь, примеров и аналогий более чем достаточно.

                


Re: и вce-таки
Анна, православная христианка, РПЦ МП - 13:11 24.05.2002
Михаэль, Вы писали:

> По несколько грубой аналогии: если Аристотель сказал, что мир создан Богом, мы скажем: аминь. Но, если он добавит, что есть и другие боги, мы скажем: анафема.

По сути Вашего первого вопроса - не только Гемару, но Мишну православные не признают, и тут двух мнений быть не может. Но тем не менее аггадические истории можно встретить в самых неожиданных местах, скажем, в "Повести Временных лет".
А почему Вы спрашиваете?
Анна

                


Re: и вce-таки
Михаэль, иудей - 05:12 26.05.2002
И все же ведь пользуется Макарий в "Догматическом богословии" цитатами из Талмуда. Что с этим-то делать?

                


Re: и вce-таки
Анна, православная христианка, РПЦ МП - 18:59 26.05.2002
Михаэль, Вы писали:
> И все же ведь пользуется Макарий в "Догматическом богословии" цитатами из Талмуда. Что с этим-то делать?

имхо, между признанием Мишны ( и/или Гемары) как составной части Синайского Откровения и использованием ее в качестве доказательства того, что такие-то люди тогда-то имели такие-то взгляды - дистанция огромного размера. Пример: через тысячу лет ученые могут использовать и нашу дискуссию с той же целью, хотя Богодухновенной ее вроде не назовешь... :)

                


Re: и вce-таки
Михаэль, иудей - 01:58 27.05.2002
Но Макарий все-же не Заратустру цитировал, а именно Талмуд. Почему?

                


Re: и вce-таки
Kirrr, православный христианин - 00:55 29.05.2002
Михаэль, Вы писали:
> Но Макарий все-же не Заратустру цитировал, а именно Талмуд. Почему?
Видимо, чтобы показать, что даже Талмуд свидетельствует в пользу Троицы.

Кирилл

                


Re: и вce-таки
Михаэль, иудей - 14:26 29.05.2002
Почему же все-таки он предпочел слова Талмуда в пользу Троицы, а не слова Заратустры?

                


Re: и вce-таки
Kirrr, православный христианин - 21:24 29.05.2002
Михаэль, Вы писали:
> Почему же все-таки он предпочел слова Талмуда в пользу Троицы, а не слова Заратустры?
Ну, видимо, по его мнению иудеи ближе к христианству, чем огнепоклонники. И еще первых было больше, особенно в России, так что Заратустра не так актуален.

Кирилл

                


Re: и вce-таки
Михаэль, иудей - 22:10 29.05.2002
** Ну, видимо, по его мнению иудеи ближе к христианству, чем огнепоклонники. **

В чем же, кaк Вы думaете, усмoтрел oн близoсть Тaлмудa к христиaнству?

** И еще первых было больше, особенно в России, так что Заратустра не так актуален. **

Учебник Мaкaрия нaзывется "Дoгмaтическoе бoгoслoвие", a не "Курс мoлoдoгo миссиoнерa".

                


Re: и вce-таки
Тарас, православный, АААПЦ - 23:21 29.05.2002
Михаэль, Вы писали:

> В чем же, кaк Вы думaете, усмoтрел oн близoсть Тaлмудa к христиaнству?

:)

Ирония всегда хороша. Но есть и простая общечеловеческая логическая пословица: "Хорошо смеется тот, кто смеется последним." Талмуд конечно можно привязывать к иудео-христианской вере, но без натяжки необойдешься. Иудеди уверовавшие в Христа все же без натяжки сохранили ту часть Св. Писания, которая иудеям неуверовавшим во Христа встала поперек горла. Это я говорю о временах, когда и те и другие все еще молились в одном Храме и он еще стоял.

                


Re: и вce-таки
Михаэль, иудей - 00:04 30.05.2002
** Талмуд конечно можно привязывать к иудео-христианской вере, но без натяжки не обойдешься. **

Давайте разберем это поподробнее. Какую именно часть Талмуда Вы считаете возможной "привязать" к Истинной Вере на момент до распятия Иисуса?

** Иудеи уверовавшие в Христа все же без натяжки сохранили ту часть Св. Писания, которая иудеям неуверовавшим во Христа встала поперек горла. **

О какой именно части Священного Писания Вы говорите?

                


Re: и вce-таки
Тарас, православный, АААПЦ - 00:40 30.05.2002
> Давайте разберем это поподробнее. Какую именно часть Талмуда Вы считаете возможной "привязать" к Истинной Вере на момент до распятия Иисуса?

Вы знаете Талмуд? А я нет. Что же получиться из того, что мы с вами будем сидеть и спорить какой мидраш с натяжкой подходит на привязку к истинной вере, а какой нет? Время мы точно убъем массу, так по-видимому ничего никому и не доказав. Пустое это дело. Но впрочем я говорил о связи Талмуда и верой иудеев до прихода Мессии не для сравнения их между собой, а именно о факте того, что часть иудеев так и осталась жить в истинной вере, уверовав в Иисуса Христа, а часть отпала от истинной веры, но продолжала (и продолжает) на нее претендовать, вопреки своему же Закону и здравому (общечеловечески-логическому) смыслу. Т.е. произошло разделение детей Авраамовых. Одни свое наследство по плоти поставили во главу угла, думая, что это их спасет, и начали гнать тех, что по духу. Но, потеряв наследство свое окончательно, испытали на себе свершение всех пророчеств. И до сих пор блуждают без храма и без Отца как сироты, не зная с какой стороны их будут гнать. :(
>
> ** Иудеи уверовавшие в Христа все же без натяжки сохранили ту часть Св. Писания, которая иудеям неуверовавшим во Христа встала поперек горла. **
>
> О какой именно части Священного Писания Вы говорите?

В какой части Священного Писания описаны соббытия положившие начало праздника Хануки?

                


Re: и вce-таки
Михаэль, иудей - 01:21 30.05.2002
** Вы знаете Талмуд? А я нет. Что же получиться из того, что мы с вами будем сидеть и спорить какой мидраш с натяжкой подходит на привязку к истинной вере, а какой нет? **

Мы мoгли бы, нaпример, нaйти фoрмулу, кaкие чaсти Тaлмудa прaвильнo для христиaн считaть искaженными, a кaкие сoхрaнившими Истинную Веру.

** Но впрочем я говорил о связи Талмуда и верой иудеев до прихода Мессии не для сравнения их между собой, а именно о факте того, что часть иудеев так и осталась жить в истинной вере ... **

Hе пoнял. В Тaлмуде, пo-Вaшему, вырaженa верa кaкoй чaсти иудеев?

** а часть отпала от истинной веры, но продолжала (и продолжает) на нее претендовать, вопреки своему же Закону и здравому (общечеловечески-логическому) смыслу. **

Этo, бaтенькa, следует дoкaзывaть нa oснoве Зaкoнa евреев, кoтoрoгo, кaк Вы скaзaли, Вы не знaете.

** В какой части Священного Писания описаны события положившие начало праздника Хануки? **

Есть некaнoнические книги Мaккaвеев. Никoму пoперек гoрлa oни не встaли.

Я нaдеюсь, Вaшу субъективную oценку истoрии евреев в рaссеянии Вы не сoбирaетесь испoльзoвaть в кaчестве aргументaции в нaшей дискусии?

                


Re: и вce-таки
Тарас, православный, АААПЦ - 01:35 30.05.2002
Формула тут одна, дорогой Михаэль - Христос. Анализом Талмуда может и доведется как-то заняться, но в списке приоритетов это стоит не на первом месте. Про Закон иудеев, к коим и себя отношу, я как раз знаком в том контексте, в котором его передали нам те, кто во Христа все же уверовал. Незнаком я с Талмудом, кажется так я писал.

> Есть некaнoнические книги Мaккaвеев. Никoму пoперек гoрлa oни не встaли.
> Я нaдеюсь, Вaшу субъективную oценку истoрии евреев в рaссеянии Вы не сoбирaетесь испoльзoвaть в кaчестве aргументaции в нaшей дискусии?

Почему субъективную? Есть стичники в исторических кругах неоспариваемые. Отказ иудеев от Септуагинты никто кажется еще не оспаривал.

                


Re: и вce-таки
Михаэль, иудей - 09:55 30.05.2002
** Формула тут одна, дорогой Михаэль - Христос. **

А заодно и проповедающие отмену Ветхого Завета Феофилакт с Юлием Африканом, которые ссылаются на закон древних иудеев, известный им в гораздо большей степени, чем продолжающим изо всех сил придерживаться его евреям.

** Про Закон иудеев, к коим и себя отношу, я как раз знаком в том контексте, в котором его передали нам те, кто во Христа все же уверовал. **

Те, кто в него уверовали, постарались, чтобы Вы не узнали про этот Закон ничего. Они, включая Вас в число "иудеев" отменили для Вас и обрезание, и кашрут, и субботу, да и закон о левиратном браке тоже. Они изменили Ваше представление о Ветхом Завете, провозгласив, что он не является более указанием к конкретным действиям, а лишь сборником образов христианской религии. Так что никакого Закона они Вам не передавали и передавать не могли.

** Есть истoчники в исторических кругах неоспариваемые. **

Источники говорят о фактах, а оценку им даете Вы.

** Отказ иудеев от Септуагинты никто кажется еще не оспаривал. **

Конечно оспаривал, и в первую очередь сам Талмуд, в котором перечислены все изменения, сделанные семидесятью мудрецами в переводе. Септуагинта, которую предлагают христиане, имеет неперечисленные у нас изменения и не имеет некоторых перечисленных.

                


Поведайте народу о Септуагинте
Тарас, православный, АААПЦ - 18:36 30.05.2002
> А заодно и проповедающие отмену Ветхого Завета Феофилакт с Юлием Африканом, которые ссылаются на закон древних иудеев, известный им в гораздо большей степени, чем продолжающим изо всех сил придерживаться его евреям.

Я до сих пор не испытывал больших сомнений, но теперь вижу и подтверждение того, что и мне, непросвещенному, этот Закон известен в гораздо большей степени, чем продолжающим изо всех сил придерживаться его евреям. Вижу теперь хорошо, почему Спаситель так резко осуждал тех, кто придерживался Закона "изо всех сил". Ведь такое "придерживание" за Закон противоречит не просто человеческой логике, а всему человеческому существу и здравому смыслу. Как же жалко сие и мерзко должно быть перед Господом.
>
> ** Про Закон иудеев, к коим и себя отношу, я как раз знаком в том контексте, в котором его передали нам те, кто во Христа все же уверовал. **
>
> Те, кто в него уверовали, постарались, чтобы Вы не узнали про этот Закон ничего. Они, включая Вас в число "иудеев" отменили для Вас и обрезание, и кашрут, и субботу, да и закон о левиратном браке тоже. Они изменили Ваше представление о Ветхом Завете, провозгласив, что он не является более указанием к конкретным действиям, а лишь сборником образов христианской религии. Так что никакого Закона они Вам не передавали и передавать не могли.

Может и мотивы укажите?

> Конечно оспаривал, и в первую очередь сам Талмуд, в котором перечислены все изменения, сделанные семидесятью мудрецами в переводе. Септуагинта, которую предлагают христиане, имеет неперечисленные у нас изменения и не имеет некоторых перечисленных.

Вот это, к стати, интересно. Т.е. долгое время (веками) Септуагинта признавалась иудеями, как богодухновенный перевод Св. Писания, а потом вдруг (как ни странно после прихода Христа) у иудеев появляется Талмуд и начинает перечислять все "изменения", сделанные 70 (!) мудрецами-злоумышленниками. Расскажите нам пожалуйста об этом интересном соббытии в истории народа иудейскаго.

                


Re: Поведайте народу о Септуагинте
Михаэль, иудей - 21:26 30.05.2002
Вы, Тарас, можете придерживаться каких угодно воззрений на старание евреев соблюсти Закон, переданный им их отцами, но если Вы не соблюдаете этот Закон, не изучали его, то как Вы можете говорить о том, что он Вам известен? Повторяю, закон о левирате продолжаем соблюдать мы, а не Юлий Африкан, так как же можно утверждать, что Вы знаете этот закон лучше иудеев?

Изменения сделаны ПРАВЕДНЫМИ мудрецами специально и б-годухновенно, они писали перевод по-отдельности и внесли чудесным образом одинаковые изменения. Этот перевод мы и сейчас признаем б-годухновенным. Но так называемая "септуагинта", предлагаемая христианами сейчас не имеет к этому переводу никакого отношения. Критерием для подложности этого перевода является для иудеев Талмуд, передавший нам Устную Традицию, перечисляющие все изменения переводчиков.

                


Re: Поведайте народу о Септуагинте, etc.
Тарас, православный, АААПЦ - 23:03 30.05.2002
> Изменения сделаны ПРАВЕДНЫМИ мудрецами специально и б-годухновенно, они писали перевод по-отдельности и внесли чудесным образом одинаковые изменения. Этот перевод мы и сейчас признаем б-годухновенным. Но так называемая "септуагинта", предлагаемая христианами сейчас не имеет к этому переводу никакого отношения.

Без экскурса в историю видимо не обойтись. Какое же отношение к "той" богодухновенной Септуагинте имела оригеновская Гексапла на ваш взгляд? Будте конкретны, пожалуйста.

                


Тема закрыта. Переходите на е-мейл. (-)
Александр Иванов, православный христианин, РПЦ - 08:30 31.05.2002

                


Довольно
Александр Иванов, православный христианин, РПЦ - 10:11 30.05.2002
Ваши выступления - это уже открытая пропаганда талмудизма, Вы грубо нарушаете правила форума. Как модератор я прошу Вас прекратить свои выступления. Если есть вопросы, пишите почтой.

                


Re: и вce-таки
davyd, ортодокс. РПЦ - 12:00 27.05.2002
Михаэль, что же конкретно вы хотите знать? Наше отношения к Устному Преданию , взглядам Ортодокса, Аристотелю?

В принципе утверждение упомянутого вами Ортодокса *У меня и у вас есть только один общий фундамент - Танах и толкования ваших мудрецов ну максимум до 2 века по Р.Х."

вполне согласуется с написаным ВАМИ же *И это ли не доказательство того, что Церковь считает, что зерна истины содержатся и в наиболее древних, еще неповрежденных полемикой с христианством, преданиях иудеев?* .

потому как моим понятиям наиболее древние (предания), неповрежденные полемикой - это все таки до Рождества Христова.

P.S. *Признаете ли Вы истинным Устным Преданием, полученным Моше во время Синайского Откровения, записанные в ней законы, не относящиеся напрямую ни к Ииcycy, ни к христианам, ни к законам об идолопоклонстве вообще? * - можете пояснить о чем именно речь или хотя бы линк какой?

                


Re: и вce-таки
Михаэль, иудей - 13:03 27.05.2002
Я хочу просто понять одну вещь.

Православные хорошо понимают, что священное Писание существует не само по себе, а является частью Предания, которое в своем большинстве передается устно. И в этом наши взгляды, и.е. взгляд иудаизма и православного христианства совпадают.

Начиная с Синайского Откровения евреи имеют Устное Предание, которое в неискаженном виде передавалось из поколения в поколение, от Учителя к Ученику до распятия Иисуса. С этим православные христиане также согласны.

Теперь давайте посмотрим, из чего же состояло это Устное Предание. Известно, что Мишна и Гемара - две составляющие Талмуда были записаны с целью сохранения Устного Предания в жестоких условиях рассеяния. Даже если считать, что полемика с христианами внесла свои коррективы в составление Талмуда, основную тематику этой книги можно использовать, как источник сведений об Устном Предании, на основе которого он был составлен. Так вот, Талмуд делится на шесть частей, в названиях которых заключаются разные составляющие иудейского закона. То есть, напрямую Талмуд никакого отношения к христианству не имеет. И даже если различные "агадот", местами появляющиеся в Талмуде, христиане могут называть "полемическими", основное содержимое Талмуда к Иисусу, христианам и христианству, да и к проблеме идолопоклонства вообще отношения не имеет ни малейшего.

Именно к такомy разряду законов относяться: правило дочерей Цлофхада, принадлежность к колену через мать, составление родословных и законы о левиратном браке. И если Юлий Африкан и Феофилакт решили за разрешением противоречий между родсловными Иисуса обратиться к иудейскому закону, то есть ли у христиан серьезные основания полагать, что Талмуд предвидел эту полемику и так все во вред себе же поизменял?

                


Re: и вce-таки
davyd, ортодокс. РПЦ - 16:03 27.05.2002
Михаэль, Вы писали:
> Начиная с Синайского Откровения евреи имеют Устное Предание, >которое в неискаженном виде передавалось из поколения в >поколение, от Учителя к Ученику до распятия Иисуса... И если >Юлий Африкан и Феофилакт решили за разрешением противоречий >между родсловными Иисуса обратиться к иудейскому закону, то >есть ли у христиан серьезные основания полагать, что Талмуд >предвидел эту полемику и так все во вред себе же поизменял?

позвольте уточнить (т.к. я не силен в вопросах относящихся к Талмуду) верно ли что:
1.в начале нашей эры было две редакции Талмуда: Вавилонская и Иерусалимская. Талмуд в современном варианте был сформирован к 13 веку н.э. на основе вавилонской редакции? Если здесь я ничего не напутал, то получается, что окончательная версия талмуда, появилась позднее чем труды Феофилакта или Юлиана Африкана. Тогда есть и основания полагать, что были изменения.

2. Насколько мне известно, существуют другие направления в иудаизме (если не ошибаюсь - хасиды), которые вроде не признают талмуд. Если и до этого я сильно ничего не напутал, то в приципе пользуясь так полюбившейся вам формальной логикой можно утверждать, что в действительности ставится под сомнение вопрос о сохранении в неизменном виде Предания, во всяком случае с точки зрения других ветвей иудаизма.

Если в чем ошибся - я не специально.

и еще один вопрос, т.к. в принципе вы первый иудей с которым я веду беседу на религиозную тему (до этого все мои отношения с иудеями ограничивались распитием спиртного и игрой в волейбол и пр.) - скажите , что имеено вам не дает возможность признать, что Иисус Христос - Сын Божий? Если хотите, можете ответить мне на мейл

                


Re: и вce-таки
Михаэль, иудей - 20:39 27.05.2002
1. Определение понятия "брат" в законе о левиратном браке находится в Мишне, записанной в 210 н.э. и являющейся первой составляющей как Вавилонского, так и Иерусалимского Талмудов. Так что понятие о том, что братьями в законе о левирате называются дети одного отца зафиксировано в Устном Предании иудеев гораздо раньше, чем увидели свет сочинения Юлия Африкана и Феофилакта.

2. Все хасидские направления признают Талмуд.

3. На e-mail Ваш ответить не могу, так как он у Вас засекречен. Но тут и отвечать нечего. На том же основании, что Васю Пyпкина мы не признаем Сыном Б-жиим. Да и вообще, в Торе нет такого понятия "Сын Б-жий" в том смысле, как его понимают православные. Да и само понятие Троицы - это, на иудейский взгляд, политеистическая идея.

                


Re: и вce-таки
davyd, ортодокс. РПЦ - 11:37 29.05.2002
Михаэль, Вы писали:

> 3. На e-mail Ваш ответить не могу, так как он у Вас засекречен. Но тут и отвечать нечего. На том же основании, что Васю Пyпкина мы не признаем Сыном Б-жиим. Да и вообще, в Торе нет такого понятия "Сын Б-жий" в том смысле, как его понимают православные. Да и само понятие Троицы - это, на иудейский взгляд, политеистическая идея.

зачем вы так? какого то Васю Пупкина приписали, этот Вася тоже проповедовал Царство Божие, был гоним, претерпел смерть крестную? за его имя так же мучили и казнили людей, а они в ответ молились за своих преследователей и убийц? он тоже предсказал разрушение иерусалимского храма?

                


Re: и вce-таки
Михаэль, иудей - 14:30 29.05.2002
Пока не доказано по Торе, что все перечисленные Вами явления суть критерий для объявления человека "сыном Б-га", то никакой разницы между ним и Васей не видно.

                


Re: и вce-таки
Anton, Православный, РПЦ МП - 16:28 29.05.2002
> Пока не доказано по Торе

нет, я всё-таки не могу удержаться .... :-)

Михаэль, у меня к Вам несколько вопросов.

1. Как Вы представляете себе участие в цепочке формальных доказательств столь логически неопределённых элементов ( ключевых, кстати ), как толкования.
2. Откуда у Вас уверенность, что выбранная Вами система аксиоматики ( т.е. Тора ) является необходимой и достаточной ? Можно ли вообще считать корректной такую аксиоматику, которая после своей установки передавалась устным образом очень долгое время ?
3. Возвращаясь к вопросу о выборе логики для познания Бога. Чем, как не познанием ( попыткой познания ) Бога можно назвать установку критерия, по которому Вы собираетесь для себя принимать или отвергать Господа нашего Иисуса Христа как Мессию и Сына Божия ? Не касаясь аксиоматики - просто почему Вы так уверены в том, что поведение Бога "обязано" следовать законам формальной логики ? ( В качестве примера могу предложить известную заповедь о дне субботнем. Если следовать законам формальной логики, то получится именно формальное соблюдение буквы Закона, в чём Спаситель и укорял иудеев. )

вопросы, честно говоря, почти риторические

                


Re: и вce-таки
Михаэль, иудей - 21:22 29.05.2002
** нет, я всё-таки не могу удержаться .... **

А Вы пытаетесь? Зачем?

** Как Вы представляете себе участие в цепочке формальных доказательств столь логически неопределённых элементов ( ключевых, кстати ), как толкования. **

Видите ли, Антон, я здесь дискутирую не с атеистами, а с православными христианами, т.е. я встаю (не важно, насколько это на самом деле логически оправдано) на мою общую с ними платформу, а именно, мы (иудаизм и православие) признаем истинность Свяченного Писания - Танаха (Тора, как известно, это его первая составляющая), а также истинность Устного Предания на момент, предшествующий распятию Иисуса.

** Откуда у Вас уверенность, что выбранная Вами система аксиоматики ( т.е. Тора ) является необходимой и достаточной? **

Из сведений о Синайском Откровении, переданном мне и всем иудеям их предками.

**Можно ли вообще считать корректной такую аксиоматику, которая после своей установки передавалась устным образом очень долгое время? **

Можно, если известны все звенья передачи, а заодно и всеобщее применение на практике передаваемых сведений.

** Чем, как не познанием ( попыткой познания ) Бога можно назвать установку критерия, по которому Вы собираетесь для себя принимать или отвергать ... **

Смотрите, когда я, к примеру, утверждаю, что такой-то напиток есть вино, то предполагается, что то, что есть вино я уже познал через чувственный опыт, а сейчас занимаюсь сравнением данного напитка с известным мне образцом. То же самое и здесь, когда я говорю, что такой-то есть "сын Б-га", то предполагается, что мне откуда-то известно: а) что у Б-га может быть сын, б) что я знаю, как определять такое сыновство. Единственным достоверным источником таких знаний в то время был полученный от Б-га на Синае Закон.

** Не касаясь аксиоматики - просто почему Вы так уверены в том, что поведение Бога "обязано" следовать законам формальной логики? **

Я уверен лишь в том, что исследовать Его деяния я в состоянии только с помощью формальной логики, иначе человеку не дано.

В случае с Субботой мы поступаем не по законам формальной логики, а по Устному Преданию, полученном нами на Синае.

                


"Ты мой светлый разум, я тебе - чёрная кость" (с) БГ
Anton, Православный, РПЦ МП - 22:33 30.05.2002
пожалуй, всё же отвечу ...

>> нет, я всё-таки не могу удержаться ....
> А Вы пытаетесь? Зачем?

Ну просто, по-моему, разговаривать имеет смысл только в том случае, если собеседник готов услышать и понять. В споре же, т.е. в состязании, где каждый стремится победить, я участвовать не хочу. Да это и бесполезно, как мне кажется. Можно силой ( аргументами ) привести коня к реке - но как заставить его пить ?

>> Как Вы представляете себе участие в цепочке формальных доказательств столь логически неопределённых элементов ( ключевых, кстати ), как толкования.
> мы (иудаизм и православие) признаем истинность Свяченного Писания [skip] на момент, предшествующий распятию Иисуса.

Вы, кажется, не поняли вопроса. Заповедь ( та же "чти день субботний" ) - истинна. Но православные считают, что она истинна по своему духу, а иудеи - формально ( т.е. логически ). Разные подходы, понимаете ? Отсюда разные толкования. Причём, формальный подход только кажется строгим и логичным - а на самом деле является чередой допущений ( нелогичных ), связанных логикой. Именно на эти логически неопределённые элементы в толкованиях я и указывал в своём вопросе.

>> Откуда у Вас уверенность, что выбранная Вами система аксиоматики ( т.е. Тора ) является необходимой и достаточной?
> Из сведений о Синайском Откровении, переданном мне и всем иудеям их предками.

Опять не поняли вопроса. Я не спрашивал ( и не оспариваю ), что Синайское Откровение истинно. Но ведь критерий истинности некоей системы вовсе не обязательно означает, что эта система необходима и достаточна для построения искомой аксиоматики. Например, утверждение "ускорение зависит от силы" истинно, но не является необходимым для построения аксиоматики квантовой механики и не является достаточным для построения аксиоматики Ньютоновской механики. Ну я не знаю, как ещё объяснять ... Подучите матчасть, что ли ...

> Можно ли вообще считать корректной такую аксиоматику, которая после своей установки передавалась устным образом очень долгое время?
> Можно, если известны все звенья передачи, а заодно и всеобщее применение на практике передаваемых сведений.
:-) Ну насчёт "известных всех звеньев" Вы ... э-э-э ... погорячились. Да и применение на практике, во-первых, ничего не гарантирует ( человеческий фактор обычно разрушает формальную систему, а на машине можно ездить, не зная устройства двигателя ), а во-вторых, даже навскидку - ведь оно было совсем не однозначным. Были и фарисеи, и саддукеи, и разные другие ...

>> Чем, как не познанием ( попыткой познания ) Бога можно назвать установку критерия, по которому Вы собираетесь для себя принимать или отвергать ...
> Смотрите, когда я, к примеру, утверждаю, что такой-то напиток есть вино, то предполагается, что то, что есть вино я уже познал через чувственный опыт, а сейчас занимаюсь сравнением данного напитка с известным мне образцом.

:-) Помните, с чего начался наш разговор ? Я написал, что знаю из личного опыта, что Христос есть Сын Божий и Бог. А Вы начали напирать на логику и в итоге пришли к тому же опыту, как началу всего ...

>Единственным достоверным источником таких знаний в то время был полученный от Б-га на Синае Закон.

Это до Христа. А потом Он дал возможность всем верующим в Него познавать Себя Духом. И именно Духом и можно увидеть, что нет никакого противоречия с Законом. Просто познавать это всё надо не логикой, а верой. Ключевое понятие православного христианства - "верою познаём"

>> Не касаясь аксиоматики - просто почему Вы так уверены в том, что поведение Бога "обязано" следовать законам формальной логики?
> Я уверен лишь в том, что исследовать Его деяния я в состоянии только с помощью формальной логики, иначе человеку не дано.

Эврика. :-) Вот оно и есть - Ваше нелогичное звено, принятое на веру ( на самом деле в любой самой строгой системе, даже в математике, есть такие звенья ). Попробуйте допустить, что здесь Вы ошибаетесь и весь двухтысячелетний опыт христиан, знающих Бога - не логикой, но духом, не разумом, но сердцем - свидетельствует об этом ( при этом, на самом деле, логические противоречия только кажутся таковыми ... просто надо уметь видеть не изнутри одной логической системы, а извне её - тогда видишь множество таких систем, где-то они пересекаются, где-то нет ... ).

Итак, Михаэль, я просто предлагаю Вам эксперимент. Попробуете, хотя бы на время, отказаться от ведущей роли логики, разума и своих многочисленных знаний - просто посмотреть - а вдруг есть что-то ещё ... Просто чистым сердцем обратитесь к Нему - пусть Он покажет Вам всё как есть. И постарайтесь быть готовым принять Его ответ.

Спаси Вас Господь !

                


Израиль вне логики
Тарас, православный, АААПЦ - 23:14 29.05.2002
Лукавите, вы, Михаель. Не единственным достоверным источником таких знаний в то время был полученный от Б-га на Синае Закон. Закон данный через Моисея говорит и о том, что Бог через пророков будет "извещать" свой народ, что Он потом и делал (до прихода Мессии). Критерий же верности пророчеств Он тоже записал в Законе (Второзаконие), указав, как надо отличать истинных пророков от лжепророков. Поэтому в ТО время достоверным источником знаний были и пророческие книги, а не один голый Закон. Пророки же явно формальной логике не следовали. Как не следуем ей и мы, новый Израиль, по окончанию времен пророков и начале новый эры, в которой единственным достоверным источником всех знаний является Святой Дух.

                


Re: Израиль вне логики
Михаэль, иудей - 23:53 29.05.2002
Я и не говорил, что Тора и пророки содержат исключительно логические выкладки. Но, как Вы правильно заметили, право говорить вещи, не полученные с помощью логики могут лишь пророки, отвечающие критериям Закона о пророках. В их словах и словах Торы следует искать критерии для Месии и "сына Б-жьего", причем для последнего необходимо найти источник принципиальной возможности существования.

                


Re: Израиль вне логики
Тарас, православный, АААПЦ - 00:08 30.05.2002
Михаэль, Вы писали:
> Я и не говорил, что Тора и пророки содержат исключительно логические выкладки. Но, как Вы правильно заметили, право говорить вещи, не полученные с помощью логики могут лишь пророки, отвечающие критериям Закона о пророках.

В вашем логическом понимании Иисус Христос отвечает критериям Закона о пророках?

                


Re: Израиль вне логики
Михаэль, иудей - 00:20 30.05.2002
** В вашем логическом понимании Иисус Христос отвечает критериям Закона о пророках? **

Нет. Oдним из услoвий для "прoфпригoднoсти" прoрoкa является зaпрет к призыву пoстoяннoгo нaрушения Зaкoнa. Иисус призывaл к несoблюдению Суббoты и oтмене устaнoвления oб oмoвении рук перед едoй.

                


Re: Израиль вне логики
Тарас, православный, АААПЦ - 00:43 30.05.2002
А что насчет критерия Мессии по пророкам, которые не призывали к несоблюдению Субботы и отмене установления об омовении рук перед едой?

                


Re: Израиль вне логики
Михаэль, иудей - 00:56 30.05.2002
A oни гoвoрили o тoм, чтo Мессия дoлжен быть из рoдa Дaвидa и Сoлoмoнa. Рoдoслoвные, кoтoрые нaм предoстaвляют евaнгелисты не удoвлетвoряют этoму критерию. Причину смoтрите в теме "pismo"

                


Re: Израиль вне логики
Тарас, православный, АААПЦ - 01:26 30.05.2002
Михаэль, Вы писали:
> A oни гoвoрили o тoм, чтo Мессия дoлжен быть из рoдa Дaвидa и Сoлoмoнa. Рoдoслoвные, кoтoрые нaм предoстaвляют евaнгелисты не удoвлетвoряют этoму критерию. Причину смoтрите в теме "pismo"

Причину смотрел, но не согласен в принципе с вашими доводами. Вы почему-то считаете, что отсутствие "достоверной" родословной Девы Марии может являться "доказательством" того, что Иссус Христос не может быть из рода Давида. Где же здесь ваша логика?

                


Re: Израиль вне логики
Михаэль, иудей - 09:34 30.05.2002
** Вы почему-то считаете, что отсутствие "достоверной" родословной Девы Марии может являться "доказательством" того, что Иссус Христос не может быть из рода Давида. **

Я такого не говорил. Я сказал, что недостоверная родословная не является доказательством происхождения из рода Давида, которое необходимо для признания человека Мессией.

Более того, родословная через Натана сына Давида, приведенная Лукой, является доказательством для признающих истинным это евангелие, что Иисус не является Мессией, т.к. Мессия должен происходить, не только от Давида, но и от Соломона.

                


Re: Израиль вне логики
Тарас, православный, АААПЦ - 18:21 30.05.2002
> Я такого не говорил. Я сказал, что недостоверная родословная не является доказательством происхождения из рода Давида, которое необходимо для признания человека Мессией.

Опять лукавите, Михаель, уподобляясь тем книжникам и фарисям, которых Господь за это жестоко осуждал. Причем осуждал не только в Новом Завете, но и в Ветхом. Критерии же для признания человека Мессией все заложены в Ветхом Завете. Он попросту весь, всецело, указывает на Христа. Хотите примеры? Пожалуйста. Можем почитать и Ветхий завет. А еще лучше: возьмите на досуге Праздничную Минею и прочитайте службы связанные с Праздником Рождества Христова вдумчиво. Надеюсь, что попадется вам под руку именно такое издание, в котором есть ссылки на Ветхозаветные тексты, чтобы легче было что-то сверить, посмотреть. Читайте спокойно и непредвзято, и если будут вопросы, то приходите опять на наш форум.
>
> Более того, родословная через Натана сына Давида, приведенная Лукой, является доказательством для признающих истинным это евангелие, что Иисус не является Мессией, т.к. Мессия должен происходить, не только от Давида, но и от Соломона.

Вам уже кажется на этот счет кое-что отвечали, а я процитирую еще раз ответ, на этот вопрос: "Различия между родословными у ап. Луки и ап. Матфея проистекает из правовых последствий так называемого левирата. Левиратом называется Моисеево установление, в силу которого брат израильтянина, умершего бездетным, обязан был жениться на его вдове, причем дети от этого брака считались детьми покойного, т.е. первого супруга вдовы (Втор. 25,5). Юлий Африкан, живший в конце второго-начале третьего века, хорошо знал записи родословных преданий потомства Давида. Он сообщает, что Илий, отец св. обручника Иосифа, по родословной ап. Луки, и Иаков, отец Иосифа по ап. Матфею, были единоутробными братьями (сыновьями одной матери от разных отцов),оба происходили из рода Давидова: Илий по линии Нафана, Иаков же по линии Соломона. Иаков женился на вдове бездетного Илия и от этого брака родился Иосиф, который, будучи сыном Иакова, считался по закону левирата, сыном Илия. Отсюда и происходит различие евангельских родословных во времени после Давида. Кроме этого стоит отметить, что евангелист Матфей называет не всех предков Иосифа. Апостол преследует другую цель: он хочет показать, что вся история избранного народа, начиная от Авраама, ведет ко Христу, обетованному Спасителю мира. Евангелист же Лука, как говорит св. иоанн Златоуст, "имея ввиду Евангелие от Матфея, хочет доставить нам больше сведений, чем Матфей" (Толк. на св. Матфея Евангелиста, т.1,кн.1,с.37). Если ап.Матфей излагает родословную в нисходящем, то Лука делает это в восходящем, до Адама, порядке."

А вообще зачем, как вы думаете, был установлен такой Закон?

                


Re: Израиль вне логики
Михаэль, иудей - 21:41 30.05.2002
Не понимаю, Тарас, что Вам не нравится.
То, что Мессия должен быть сыном Давида написано у пророка Исайи 11, 1: "И произойдет отрасль от корня Иессеева..." (Йишай или Иессей - отец Давида, как сказано в книге Руфь 4:22:"...Иессей родил Давида.").

Насчет левиратного брака, только очень неумный человек будет думать, что изо всех сил придерживающиеся Закона иудеи изменили в 210 году н.е. повсюду исполняющийся Закон о левиратном браке, заменив определине "брата" с "брата по крайней мере по отцу" на "любого брата, в том числе и по матери". Кому нужно было это менять? О существования Юлия Африкана в Х веке никто из иудеев тогда даже не подозревал.

                


Re: Израиль вне логики
Тарас, православный, АААПЦ - 22:43 30.05.2002
Мне не нравиться нечестность. А все остальное как раз и без Юлия Африкана (жившего во втором/третьем веке) укладывается в общую картину. Неужели вы думаете, что 20 веков назад простачки-иудеи попались на такую "глупую уловку" каких-то "обманьщиков", которые все переврали о левиратных браках? Вот как бы разочаровался Апостол Павел, и другие законники, если бы только изучили иудейский закон получше! :) Эх, Михаэль, доказательства-то не в родословной Иисуса Христа. Родословная конечно нужна. Она есть. И если бы Евангелисты действительно намеривались бы "обманывать" кого-то, то остановились бы наверное на родословной описанной в Евангелии от Матфея. Но и без нее ровным счетом ничего бы не изменилось. Христос говорил иудеям, что "Бог и из камней сих мог бы воздвигнуть детей Аврааму". А они точно также глупо упирались в Закон, смыла которого они ни тогда не понимали, ни сейчас не понимают.

Я же вас спрашивал, зачем, как вы думаете, вообще нужен этот Закон? Для чего его Бог дал через Моисея на горе Синай именно иудеям, которые ничем вообще кроме как мерзостями своими перед Ним не отличились?