Беседы о Православии

Если ударят "по одной щеке"
Elki-palkin, атеист - 02:20 17.06.2002
Мне интересно, что сделает верующий (или даже, скажем, батюшка), если ему ударят "по одной щеке"... Подставит другую?

                


Re: Если ударят "по одной щеке"
Elki-palkin, атеист - 02:50 22.06.2002
Универсален ли этот принцип?

«Блажен тот, кто положит душу свою за други своя». (Но ведь, тут не сказано «бей!») По-моему, трактовать можно по-разному то, что сказано не конкретно!

А, например, когда чеченские боевики напали на Дагестан, ударив тем самым Россию «по одной щеке», правильно ли сделало наше правительство, что не подставило другую?

                


При чём здесь?
Анахоретъ, Всех люби, от всех беги - 00:33 23.06.2002
Elki-palkin, Вы писали:

> А, например, когда чеченские боевики напали на Дагестан, ударив тем самым Россию «по одной щеке», правильно ли сделало наше правительство, что не подставило другую?

А чего сразу про 22 июня 1941 (его же память ныне совершаем) не спросите?
Ну ладно, вот (копается в записках)... Это не совсем та тема, но очень близко, Вам подойдёт: из "Записки преосвященного Филарета, митрополита Московского, об отмене телесных наказаний в России". Не взыщите за архаику стиля, "записке" почти 150 лет.

"При рассмотрении сего вопроса прежде всего надобно иметь в виду, что Христос Спаситель созидал Церковь, а не государство. Силою внутреннего благодатного закона Он благоустрояет внутреннюю и внешнюю жизнь человеков. Государство старается силою внешнего закона поставить в порядок и охранить в порядке частную жизнь человека и общественную жизнь государства.
И по сему государство не всегда может следовать высоким правилам христианства, а имеет свои правила, не становясь чрез то недостойным христианства. Например, христианство говорит: "кто захочет судиться с тобой и (посредством неправды в суде) взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду (Мф. 5:40). Но государство не может сказать ограбленному: отдай грабителю и то, что ещё не отнято у тебя. С таким правилом не могло бы устоять государство, в котором есть и добрые, и злые. Оно по необходимости говорит ограбленному: иди в суд; по суду грабитель (хитрый или наглый) должен возвратить отнятое, и быть обличен и наказан.
....не противоборствуйте делающему вам зло, не воздавайте обидою за обиду, терпите великодушно, предоставляйте Богу отмщение. - И вот опять правило, которому не может следовать законодательство государственное. Спаситель не кодекс уголовный исправляет; не о том говорит, чтобы изменить род и степень наказания, он преподаёт духовный закон - терпеть и не домогаться наказания за обиду.
Итак вопрос употреблении или неупотреблении телесного наказания в государстве стоит в стороне от христианства. Если государство может отказаться от сего рода наказания, находя достаточными более кроткие роды оного: христианство одобрит сию кротость. Если государство найдёт неизбежным в некоторых случаях употреблять телесное наказание: христианство не осудит сей строгости, только бы наказание было справедливо и не чрезмерно".

Но вообще, должен заметить, Вы странное место выбрали для изложения своих претензий к государству, к которому и у нас, православных, есть что "предъявить".

                


Всё сие говорил Иисус народу притчами... (Мф. 13:34)
Анахоретъ, Всех люби, от всех беги - 13:49 18.06.2002
Elki-palkin, Вы писали:
> Мне интересно, что сделает верующий (или даже, скажем, батюшка), если ему ударят "по одной щеке"... Подставит другую?

Давайте попробуем, в самом деле. В качестве подопытного предлагаю себя. Думаю, одним вопросом, не дающим Вам спокойно жить, у Вас станет меньше :)
На самом деле, если говорить серьёзно, в словах Спасителя очень много образных выражений (что отчасти объясняется колоритом восточной культуры, отчасти - универсальностью языка притч), которые для буквалистов становились камнем преткновения ("если искушает тебя твое око - вырви его.." и проч.)
Речь здесь шла о том, что нанесённое тебе лично оскорбление следует переносить безропотно, только и всего. О защите ближних Он говорил, что "блажен тот, кто положит душу свою за други своя", когда же оскорблялась святыня, Господь сам свивал бич из верёвок.

                


Подставь другую
Anton, Православный, РПЦ МП - 05:04 17.06.2002
> Мне интересно, что сделает верующий (или даже, скажем, батюшка), если ему ударят "по одной щеке"... Подставит другую?

А Вы попробуйте, только покрепче субъект для эксперимента выберите ! :-) Да, кстати, учтите, что люди-то все не столь совершенны, как надобно ... Глядишь, не удержится, в ответ Вам ... :-)

В одном монастыре мне рассказали следующию историю. Один бывший спецназовец, ныне монах, прислуживал в одном храме. И в этот храм зашли двое каких-то пьяненьких хулиганов, которые стали себя просто отвратительно вести. Замечания они, понятно дело, игнорировали. Монах, отвернувшись, терпел. Когда же один из них потянулся измазанной в чём-то рукой к иконе - монах не выдержал и абсолютно не помня себя схватил этих двоих в охапку и вышвырнул из дверей. Летели они метров пять. Монах же, осознав случившееся, закрыл лицо руками и кинулся, раскаявшись, к настоятелю, который видел концовку. "Что ты, милый, это не ты совсем сделал. Это Ангел Господень их выкинул, ты просто рядом был", с улыбкой ответил ему священник.

                


Re: Подставь другую
Русский Мужик, Атеист - 14:04 17.06.2002
Правильно ли я понял?
1. Господь или его Ангелы поучают подставить щеку.
2. Если человек не сдерживается, то это значит, что это не он не сдержался, а подоспел Ангел и надавал тумаков?

                


Re: Подставь другую
Дарья Дмитриевна, православное (РПЦ МП) - 07:45 18.06.2002
Это весьма сложный вопрос - с одной стороны христианин должен терпеть все, а с другой - терпеть когда оскорбляют св. иконы нельзя. Так же, думаю, христианин не должен проходить мимо, если другой подвергается насилию.

Так что лично для себя я вывела так - задевают меня - буду стараться терпеть по мере сил и возможности (давно так подвизаюсь, да вот что-то результатов не видно) :)))
Случаи такие есть. Вот, помнится, давеча о. Артемий Владимиров выносил Чашу для причастия мирян, и одна дама успела влепить ему несколько подщечин, прежде чем ее вывели. О. Артемий, по заповеди, подставил ей другую щеку, так что на обе щеки подщечин пришлось, видимо, равное количество :))
Если дело идет об оскорблении святыни - нужно протестовать всеми возможными способами. Сам Господь изгонял торгующих из храма, когда речь шла о попрании святыни. И Он не был особенно ласков с фарисеями. "Разве не возненавижу ненавидящих Тя, Господи? Страшною ненавистью ненавижу их; враги они мне" (псалом).
Так что молчать при оскорбленнии святыни было бы лицемерием и трусостью.
Так же, думаю, если другой человек подвергается насилию в какой бы то ни было форме, долг христианина - вмешаться; но здесь надобно рассуждение.

                


Почти
Тарас, православный, АААПЦ - 18:08 17.06.2002
Русский Мужик, Вы писали:
> Правильно ли я понял?
> 1. Господь или его Ангелы поучают подставить щеку.
> 2. Если человек не сдерживается, то это значит, что это не он не сдержался, а подоспел Ангел и надавал тумаков?

... точно - либо ангел, либо бес. Но тут уже вопрос о различении духов. А это немного сложнее. :)

                


Re: Почти
Foe, Некорректное - 12:16 18.06.2002
>... точно - либо ангел, либо бес. Но тут уже вопрос о различении духов. А это немного сложнее.

А уж кто точно - установит следствие?
Знаете это всё те же оправдания, защищающие несовместимость челоловека с постулатами веры. Ангел господень, рука божья... А если бы этот бывший СНовец ненароком пришиб одного из пьяных? Кара божья? Вам не кажется что смерть за злоупотребление спиртным это уж слишком.

                


Re: Почти
Anton, Православный, РПЦ МП - 12:58 18.06.2002
> Знаете это всё те же оправдания
Внимательно смотрим, да ? :-) Если бы монах про себя сказал "это не я, но ангел" - это было бы оправданием и, вообще-то, не есть хорошо.

> защищающие несовместимость человека с постулатами веры.
Уточняйте - какого конкретно человека и какой конкретно веры :-)

>А если бы этот бывший СНовец ненароком пришиб одного из пьяных? Кара божья? Вам не кажется что смерть за злоупотребление спиртным это уж слишком.
Ну если ненароком, тогда чего уж тут ... Вот идёт, к примеру, человек по улице - а на голову ему рррраазз ... и сосулька. А человек-то, может быть, считал себя хозяином собственного положения, что-то планировал, копил, стремился ... И лежит с проломленой головой.
А убивать за злоупотребление спиртным, конечно, не нужно - это ведь болезнь на самом деле. Но это не значит, что пьяный человек обладает неприкосновенностью и не может получить адекватное противодействие своему поведению.

                


Re: Почти
Foe, Некорректное - 10:49 21.06.2002
> Внимательно смотрим, да ? Если бы монах про себя сказал "это не я, но ангел" - это было бы оправданием и, вообще-то, не есть хорошо.

Сказал батюшка - какая разница кто оправдывается?

> Уточняйте

Охотно.

> какого конкретно человека

Любого.

>и какой конкретно веры

Любой.

>Ну если ненароком, тогда чего уж тут ...

Да, да! Чего уж тут - убили человека за то что он захотел икону потрогать.

>Вот идёт, к примеру, человек по улице - а на голову ему рррраазз ... и сосулька. А человек-то, может быть, считал себя хозяином собственного положения, что-то планировал, копил, стремился ... И лежит с проломленой головой.

Сосулистый спецназ самый страшный ;-)))
По моему есть разница между неодушевлённой природой и побуждениями живого человека.