Беседы о Православии

Нудизм: христианская оценка
Анахоретъ, Всех люби, от всех беги - 22:49 25.07.2002
Почему христианская, потому что строго православного я вообще ничего не нашёл, кроме довольно лапидарных однообразных ругательств. Теперь интересует, не высказывались ли на сей счёт представители других конфессий, ведь среди них есть и строгие пуритане.
Вообще, писалось ли что-нибудь серьёзное на этот счёт: с прослеживанием культурных традиций, богословским осмыслением и проч.? Если кому-то что-нибудь попадётся, на русском ли, на английском ли языке - благоволите сообщить.
Интерес к теме возник давно, но обострился после недавней "рубки" с одним представителем движения натуристов. В грязь лицом я, вроде, не ударил - целомудрие было прославлено, а зло посрамлено :), но у самого возникли некоторые вопросы.

                


Re: Нудизм: христианская оценка
Фамарь, христианка, РПЦ МП - 17:55 26.07.2002
Первое, что приходит в голову - это иконография. На всех иконах, где, т.с., первичные половые признаки не задрапированы, они, ежели мне не изменяет память, попросту отсутствуют.

"А иже аще соблазнит единаго малых сих верующих в Мя..." В общем, своих-натуристов она, может, и не соблазняет (хотя, зачастую подобный натуризм и ходит бок о бок с неоязычеством и оргиями в купавовскую ночь), а вот случайно оказавшиеся поблизости анахореты могут и пожалеть о своем анахоретстве... :)

                


Здесь искушение другого рода
Анахоретъ, Всех люби, от всех беги - 18:23 26.07.2002
Фамарь, Вы писали:
> а вот случайно оказавшиеся поблизости анахореты могут и пожалеть о своем анахоретстве... :)

Напротив, воздать хвалу Создателю: "Господи, благодарю Тя, что я не таков, якоже сии э-э.. натуристы, загораю всегда в одиночестве, дома, полностью одетым, и т.п." :)

                


:))) (-)
Фамарь, христианка, РПЦ МП - 19:02 26.07.2002

                


Re: Нудизм: христианская оценка
Алексей Чумаков, православный христианин - 15:09 26.07.2002
Я этим вопросом интересовался несколько лет назад. Нашел только иудейские и мусульманские соображения на этот счет. Иудейские сводятся к тому, что после грехопадения Адама и Евы мы облекаемся в одежду и нам стыдно наготы, как напоминание об этом падении. Мусульманские соображения, как и все у них, основаны на соотв. директивах Корана (и для нас неавторитетны).
В христианской среде отношение к наготе как таковой только связаны с воспринятем ее как лишения (т.е. не во что одеться), а также по связи с целомудрием - чтобы не соблазнить ближнего на грех. Против натуризма, таким образом, трудно найти специфический аргумент кроме того, что характерен для иудеев (т.е. "знак падения Адама и Евы"), поскольку у них наготы не носит "полового" характера, и самих натуристов вроде бы никак не "возбуждает" (скорее даже наоборот, как я понял, происходит привыкание). У нас известны свои "натуристы" в виде юродивых Христа ради, которые таким образом выражали свое полное отрешение от мира и его приличий и вызывали смех и поношение сограждан. У меня сложилось впечатление что это явление достаточно нейтральное и специальной "борьбы" с ним со стороны православных не заслуживает - скорее с ним борются из соображений ложной стыдливости, пуританизма, и по ассоциации с разным половыми отклонениями. То, как одеваются в летние дни совсем не "натуристические" дамы в городе, кажется гораздо более соблазнительным чем просто нагота...

                


"И лежу наг, и стыждуся.." (Велик. покаянный канон)
Анахоретъ, Всех люби, от всех беги - 16:41 26.07.2002
Я никогда не считал это явление нейтральным, но и больших переживаний оно у меня не вызывало (да и не вызывает). Тем более не может идти речи о какой-то "борьбе" с этим. Это вопрос осознания яления и самоопределения по отношению к нему. Постепенно накапливался опыт общения с натуристами, и я стал замечать, что у каждого убеждённого (таких меньшинство) сторонника этой байды в голове не всё в порядке (впрочем, кто может похвастаться обратным).
И вот здесь заметьте, Алексей, что юродивые добровольно совлекали с себя одежду, используя это как один из знаков своего мнимого безумия. Наверное, это не просто эпатаж общественной морали, это действительно "вхождение в образ": настоящие психически больные, скачущие нагишом, плевать хотели на мораль.
Ну, в общем, здесь можно много сказать (особенно о культурном аспекте в исторической перспективе, об идеологии натуризма, не имеющей никакого отношения к самому предмету, и т.д.), просто странно, что таких работ действительно, кажется, нет. Я запостил аналогичное сообщение у католиков: там и посещаемость высокая, и эрудитов хватает, а результат тоже нулевой. Только ещё какую-то ахинею несут...

                


Re: "И лежу наг, и стыждуся.." (Велик. покаянный канон)
Алексей Чумаков, православный христианин - 23:46 26.07.2002
На самом деле возражение "от Адама" очень неплохо, и наверное достаточно. Остальное ведь действительно социально-обусловленные нормы. А то что у етой публики с головами тоже не все в порядке, это точно. Есть что-то даже религиозно-языческое, а может одержимость какая-то. Интересно было бы проследить идеологические корни этого явления (кажется, конец 19 и начало 20 века), у меня есть подозрение что они там же где и корни евгеники, планирования семьи, и социально-утопических течений типа нацизма, анархизма и коммунизма. Наверное интересное занятие для историка. А что, в России это как-то сейчас актуально стало?

                


Re:
Анахоретъ, Всех люби, от всех беги - 00:18 27.07.2002
> А что, в России это как-то сейчас актуально стало?

Да не более, наверное, чем любая другая тема, которую мы здесь обсуждаем... Просто жарко. :)

                


Жарко потомушто
Тарас, православный, АААПЦ - 00:56 27.07.2002
Анахоретъ, Вы писали:
> Просто жарко. :)

Помниться в мою бытность на службе Родине у нас в отделении одному прапорщику надоело, что другой к нему прислоняется в тесной дежурке в аэропорту. Он ему и говорит: "Ну чего ты ко мне все прислоняешься и прислоняешься?!" А тот другой без всякой мысли, но выразительно так, ему отвечает: "Жарко потомушто!!!"

:)

                


размышление в жару..
Yuri- S., православный, ОСА - 20:26 26.07.2002
понятно, что такая тема появилась в летный зной :)
кондиционеры, опять, не у всех, на пляжи кое-кто активно ходит :)
но, вот, каждый может попробовать эксперимент - побыть нудистом дома один, без посторонных, пару часиков хотя бы.
Какие духовные переживания появляются ?
У меня, вот, появилась мысль, что , если Господь призовет тебя вдруг сейчас, а ты и будешь такой неприкрытый, неудобно перед людьми-то, кто придет хоронить

                


Кошмарный сон
Тарас, православный, АААПЦ - 21:52 26.07.2002
Дома попробовать - это неплохая идея. Но мне тут недавно такой сон приснился, что требовалось куда-то пойти, а у меня одежды совсем нет. И такой ужас на меня напал, что я пошевелиться не мог! Мне сна этого вполне хватило. А ведь в жизни бы наверное как-то выкрутился, оправдался бы перед людьми, а потом бы посмеивался над собой в зависимости от ситуации.

И тем не менее, одно дело - это вхождение в образ юродивого, т.е. такая своеобразная трансформация в состояние райской невинности, а другое дело сознательная демонстрация своих органов, предназначенных исполнять интимные функции. Конечно случайная и непреднамеренная их экспозиция не должна служить причиной к осуждению человека. Но если это делается осознано и не вызывает у человека стыда, это уже укзазатель на глубокое психическое заболевание.

                


Re: Нудизм: христианская оценка
Евгений Кадосов, православный - 03:09 26.07.2002
Анахоретъ, Вы писали:
> Почему христианская, потому что строго православного я вообще ничего не нашёл, кроме довольно лапидарных однообразных ругательств.

Очень странно, что нынешние "анахореты" не читали такого подлинно "анахоретского" труда, как "Лествица" Св. Иоанна:

Поведал мне некто об удивительной и высочайшей степени чистоты. Некто увидев необыкновенную женскую красоту, весьма прославил о ней Творца, и от одного этого видения возгорел любовию к Богу и пролили источник слез. Поистине удивительное зрелище! Что иному могло быть рвом погибели, то ему сверхъестественно послужило к получению венца славы. Если такой человек в подобных случаях всегда имеет такое же чувство и делание, то он воскрес, нетленен прежде общего воскресения.

(Лествица. 15,59)
http://www.wco.ru/biblio/books/ioannl1/Main.htm

                


Чем дальше в лес, тем гуще партизаны...
Фамарь, христианка, РПЦ МП - 17:34 26.07.2002
Неее, Жень, не на пользу тебе твоя Америка! :) Явно не на пользу...
Мда... Оказывается, и Лествицу каждый понимает в меру своей испорченности... Раньше ты был чище и невиннее :) :) :)

                


офф (2 Евгений)
Фамарь, христианка, РПЦ МП - 21:43 26.07.2002
(прошу прощения у модераторов)
Жень, выйди в асю, плз! :)

                


I can't!
Евгений Кадосов, православный - 22:12 26.07.2002
У меня ася только дома. На работе не разрешают пользоваться.

Если у тебя есть пара ласковых слов для меня, то напиши мне по мылу:

jenkad2000@yahoo.com

                


Re: I can't!
Василий Крюков, родновер - 14:08 27.07.2002
> У меня ася только дома. На работе не разрешают пользоваться.

Есть такая штука -- ICQ2Go. Просто Java-апплет.

<a href=http://go.icq.com/>http://go.icq.com/</a>

                


Re: I can't!
Фамарь, христианка, РПЦ МП - 23:15 26.07.2002
Я уже кинула в асю. Придешь домой - почитаешь. Только не забудь заглянуть :)

                


Зачем говорить, если нечего сказать? (-)
Анахоретъ, Всех люби, от всех беги - 11:55 26.07.2002

                


Re: Нудизм - это не только голые бабы...
Братец Дыкъ, православный обнагленец из OCA - 05:39 26.07.2002
Евгений Кадосов, Вы писали:
> Анахоретъ, Вы писали:
> > Почему христианская, потому что строго православного я вообще ничего не нашёл, кроме довольно лапидарных однообразных ругательств.
>
> Очень странно, что нынешние "анахореты" не читали такого подлинно "анахоретского" труда, как "Лествица" Св. Иоанна:
>
> Поведал мне некто об удивительной и высочайшей степени чистоты. Некто увидев необыкновенную женскую красоту, весьма прославил о ней Творца, и от одного этого видения возгорел любовию к Богу и пролили источник слез. Поистине удивительное зрелище! Что иному могло быть рвом погибели, то ему сверхъестественно послужило к получению венца славы. Если такой человек в подобных случаях всегда имеет такое же чувство и делание, то он воскрес, нетленен прежде общего воскресения.
>
> (Лествица. 15,59)
> http://www.wco.ru/biblio/books/ioannl1/Main.htm

Отрадно, однако, что ты его не только читал, но и помнишь так превосходно.

Но только, где в этом месте говорится о том, что эта "женская красота" была обнаженной???

Я не понял, чего тебе в даже в "Лествице" фиг знает что мерещится? :)
Раньше за тобой такого я не замечал. :)

                


Прошу прощения, что не прокомментировал...
Евгений Кадосов, православный - 21:17 26.07.2002
Братец Дыкъ, Вы писали:
> Евгений Кадосов, Вы писали:
> > Анахоретъ, Вы писали:
> > > Почему христианская, потому что строго православного я вообще ничего не нашёл, кроме довольно лапидарных однообразных ругательств.
> >
> > Очень странно, что нынешние "анахореты" не читали такого подлинно "анахоретского" труда, как "Лествица" Св. Иоанна:
> >
> > Поведал мне некто об удивительной и высочайшей степени чистоты. Некто увидев необыкновенную женскую красоту, весьма прославил о ней Творца, и от одного этого видения возгорел любовию к Богу и пролили источник слез. Поистине удивительное зрелище! Что иному могло быть рвом погибели, то ему сверхъестественно послужило к получению венца славы. Если такой человек в подобных случаях всегда имеет такое же чувство и делание, то он воскрес, нетленен прежде общего воскресения.
> >
> > (Лествица. 15,59)
> > http://www.wco.ru/biblio/books/ioannl1/Main.htm
>
> Отрадно, однако, что ты его не только читал, но и помнишь так превосходно.
>
> Но только, где в этом месте говорится о том, что эта "женская красота" была обнаженной???

Дело в том, что этот рассказ существует не только в Лествице, а и в других святоотеческих творениях (я просто сейчас точно не помню их исходных данных). Так вот, там именно шла речь об обнаженной женщине, причем блуднице, которая купалась в проточной воде (что-то в этом роде). И по другой версии, это увидел старец с учениками; ученики стали негодовать, а старец возблагодарил Бога, а затем сказал, что эта блудница должна быть всем примером, потому что если бы каждый из них заботился также о своей душе так, как она заботится о теле, то они уже достигли бы Царствия Божиего.

И также, по преданию, эта женщина потом покаялась, обратилась в христианство и стала подвижницей.

Я же привел этот отрывок к тому, что "чистому все чисто" по апостолу; и сам по себе вид обнаженного тела не несет в себе ничего дурного. Если же появляются при этом мысленные искушения, то в силу нашей недостаточной очищенности от греха.

>
> Я не понял, чего тебе в даже в "Лествице" фиг знает что мерещится? :)
> Раньше за тобой такого я не замечал. :)

И не заметишь - не волнуйся, я голым по улице не хожу. И нудизм не пропагандирую.:)

Если же мое сообщение так всех искусило, то прошу его стереть.

                


Re: Искушения искушениями дело рук самих искушаемых! :)
Братец Дыкъ, православный обнагленец из OCA - 22:24 26.07.2002
Евгений Кадосов, Вы писали:
> Братец Дыкъ, Вы писали:
> > Евгений Кадосов, Вы писали:
> > > Анахоретъ, Вы писали:
> > > > Почему христианская, потому что строго православного я вообще ничего не нашёл, кроме довольно лапидарных однообразных ругательств.
> > >
> > > Очень странно, что нынешние "анахореты" не читали такого подлинно "анахоретского" труда, как "Лествица" Св. Иоанна:
> > >
> > > Поведал мне некто об удивительной и высочайшей степени чистоты. Некто увидев необыкновенную женскую красоту, весьма прославил о ней Творца, и от одного этого видения возгорел любовию к Богу и пролили источник слез. Поистине удивительное зрелище! Что иному могло быть рвом погибели, то ему сверхъестественно послужило к получению венца славы. Если такой человек в подобных случаях всегда имеет такое же чувство и делание, то он воскрес, нетленен прежде общего воскресения.
> > >
> > > (Лествица. 15,59)
> > > http://www.wco.ru/biblio/books/ioannl1/Main.htm
> >
> > Отрадно, однако, что ты его не только читал, но и помнишь так превосходно.
> >
> > Но только, где в этом месте говорится о том, что эта "женская красота" была обнаженной???
>
> Дело в том, что этот рассказ существует не только в Лествице, а и в других святоотеческих творениях (я просто сейчас точно не помню их исходных данных). Так вот, там именно шла речь об обнаженной женщине, причем блуднице, которая купалась в проточной воде (что-то в этом роде).

И она продолжила после этого ходить голышом? :)

> И по другой версии, это увидел старец с учениками; ученики стали негодовать, а старец возблагодарил Бога, а затем сказал, что эта блудница должна быть всем примером, потому что если бы каждый из них заботился также о своей душе так, как она заботится о теле, то они уже достигли бы Царствия Божиего.

И как ученики "последовали примеру" и тоже разделись? :)

> И также, по преданию, эта женщина потом покаялась, обратилась в христианство и стала подвижницей.
>
> Я же привел этот отрывок к тому, что "чистому все чисто" по апостолу; и сам по себе вид обнаженного тела не несет в себе ничего дурного. Если же появляются при этом мысленные искушения, то в силу нашей недостаточной очищенности от греха.

Ты прояснил мое удивление за чем ты это привел, но посуди сам, в этой истории и близко нет ответа на вопрос заинтересовавший Анахорета, в нем говорится о том как достигшие высот совершенства и чистоты справлялись с тем что для нас грешных искусительно.
В обоих этих версиях не дается оценки поведению этой женщины, не говорится о приемлимости или недозволительности наготы.

Если же начать просто притягивать за уши сюда все места где говорится о наготе, об оголеном теле, то большая мешанина получится во главе с Евангелием от Марка. :)

> > Я не понял, чего тебе в даже в "Лествице" фиг знает что мерещится? :)
> > Раньше за тобой такого я не замечал. :)
>
> И не заметишь - не волнуйся, я голым по улице не хожу. И нудизм не пропагандирую.:)
>
> Если же мое сообщение так всех искусило, то прошу его стереть.

Это уже к модератору. :)

                


Понятно
Евгений Кадосов, православный - 02:13 27.07.2002
Братец Дыкъ, Вы писали:
>> >
> > Я же привел этот отрывок к тому, что "чистому все чисто" по апостолу; и сам по себе вид обнаженного тела не несет в себе ничего дурного. Если же появляются при этом мысленные искушения, то в силу нашей недостаточной очищенности от греха.
>
> Ты прояснил мое удивление за чем ты это привел, но посуди сам, в этой истории и близко нет ответа на вопрос заинтересовавший Анахорета, в нем говорится о том как достигшие высот совершенства и чистоты справлялись с тем что для нас грешных искусительно.
> В обоих этих версиях не дается оценки поведению этой женщины, не говорится о приемлимости или недозволительности наготы.
>
> Если же начать просто притягивать за уши сюда все места где говорится о наготе, об оголеном теле, то большая мешанина получится во главе с Евангелием от Марка. :)
>

Теперь понятно. Видимо, меня не так поняли.

Я вовсе не защищал "нудизм" как право ходить голому по улице. Я говорил только о том, что вид обнаженного тела чем-то плохим сам по себе не является. В конце концов, вспомни античные скульптуры. Или баню, например.

За введение кого-то в соблазн пошел посыпать голову пеплом...

                


Re: Искушения искушениями дело рук самих искушаемых! :)
Алексей Чумаков, православный христианин - 23:53 26.07.2002
Кстати сказать, преп. Мария Египетская, которая как и некоторые другие подвижники того времени пребывала в пустыни нагой, при встрече со "внешними" все-таки целомудренно одевалась...

                


Re: Искушения искушениями дело рук самих искушаемых! :)
Евгений Кадосов, православный - 02:16 27.07.2002
Алексей Чумаков, Вы писали:
> Кстати сказать, преп. Мария Египетская, которая как и некоторые другие подвижники того времени пребывала в пустыни нагой, при встрече со "внешними" все-таки целомудренно одевалась...

К сожалению, не помню деталей жития. А где она там в этот момент одежду брала? :)

                


Re: Искушения искушениями дело рук самих искушаемых! :)
Алексей Чумаков, православный христианин - 13:16 27.07.2002
Завидев издалека просила оставить одежду, насколько помню.

                


"нет, нет никого, кроме милaго мово" :)(народная ближневосточная песня)
Yuri- S., православный, ОСА - 04:47 26.07.2002
Брат Евгений !
я, конечно, понимаю боевой запал, но так поддевать достойных наших мужей, - выглядит некрасиво.

с братской любовью,
Ю

                


Re: "нет, нет никого, кроме милaго мово" :)(народная ближневосточная песня)
Евгений Кадосов, православный - 21:23 26.07.2002
Yuri- S., Вы писали:
> Брат Евгений !
> я, конечно, понимаю боевой запал, но так поддевать достойных наших мужей, - выглядит некрасиво.
>

Почтеннейший брат во Христе Юрий (Георгий)!

Я не знаю этого "достойного мужа". Человек невыясненного вероисповедания с неизвестными именем и фамилией для меня почти что призрак. Соответственно и мое к нему отношение.


> с братской любовью,

Аналогично,
Е.К.

                


В тему
Анахоретъ, Всех люби, от всех беги - 23:26 26.07.2002
"Peter, don't you know what you have said..." (c)JCS

А врать нехорошо-с.

                


Плиз, процитируйте мое "вранье" (-)
Евгений Кадосов, православный - 02:17 27.07.2002

                


Извольте
Анахоретъ, Всех люби, от всех беги - 20:21 27.07.2002
Но по почте. Я бы не хотел, чтобы форум по Вашей прихоти стал местом каких-то склок.

                


Re: Нудизм: христианская оценка
Тарас, православный, АААПЦ - 23:29 25.07.2002
> Интерес к теме возник давно, но обострился после недавней "рубки" с одним представителем движения натуристов.

А ... а я подумал, что после наших бесед о бане...

:)