Беседы о Православии

Полумесяц
МаксимЪ, Православный - 18:43 16.08.2002
Меня давно интересовал символизм полумесяца, который наиболее часто можно наблюдать в подножии храмовых крестов, и периодически - на иконографических изображениях.

Толкование о торжестве над исламом не кажется мне правдоподобным. Полумесяц как якорь - символ более вероятный, однако мне представляется, что должно быть более полное и глубокое объяснение, так как "якорная" символика употребима, в особенности для понимания таких икон, где, скажем, Пресвятая Богородица стоит на полумесяце.

Недавно мною была предпринята попытка разобраться этом вопросе и я с удивлением обнаружил, что практически ни одна энциклопедия - включая "Энциклопедию Ислама" - не дает толкование полумесяца. Самое большее, что мне удалось найти, это то, что последний по вполне понятным причинам может являться символом воскресения.

Не попадалось ли кому-нибудь что-либо на эту тему?

                


Re: Полумесяц
Русский Мужик, Не суть важно. - 16:51 27.08.2002
Все достаточно просто, если копнуть глубже. Иудаизм, Христианство, Мусульманство - лунные культы.

                


Re: Полумесяц
МаксимЪ, Православный - 20:57 29.08.2002
Просто - так и расскажите. Пока участникам этого обсуждения это таким простым не казалось.

                


Re: Полумесяц
Братец Дыкъ, православный обнагленец из OCA - 23:31 27.08.2002
Русский Мужик, Вы писали:
> Все достаточно просто, если копнуть глубже. Иудаизм, Христианство, Мусульманство - лунные культы.

Хмм... Это потому, что они используют лунный календарь что-ли?

Мужик, это твоя собственная наработка или прочитал где?
Во втором случае дай ссылку на автора, наверное, у него другие идеи не хуже. :)

                


Re: Полумесяц
Peter Greif, бог миловал - 10:48 21.08.2002
Если мнене изменяет память, то появление полумесяца на купольных крестах, а также цаты в окладах икон тесно связаны с символикой полумесяца (именно полумесяца, а не чаши или змия) в Византии. Строго говоря, этот символ имел в Константинополе не столько религиозный, сколько светский характер, являясь символом императорской власти и самого Цареграда (при том, что двухглавый орел служил родовым знаком Палеологов, а крест с четырьмя литерами "В", трансформировавшимися позднее в огнива — внешняя гербовая эмблема позднего времени). Эта эмблема древнее получения христианством статуса "государственной религии" и восходит к культу Иштар, либо ее местных аналогов (врать не буду — точно не помню). При этом полумесяц в основании креста воспринимался не как символ победы над чем/кем-либо, а как знак основания и императорской поддержки: нечто типа "ведения осляти" цесарем при интронизации Константинопольского патриарха. После того как Константинополь пал его символы (как более высокие по статусу) были восприняты новыми уже мусульманскими правителями в качестве светских эмблем постепенно закрепившись и в религиозной сфере. Это было тем более легко, что изображения растущей Луны и сходно изображаемой подковы широко использовались как оберег еще в доисламский период...

                


Re: Полумесяц
Димитрий, православный христианин (МП) - 01:52 17.08.2002
Прости брат
«Крест "накупольный" с полумесяцем.
Неудивительно, что часто задается вопрос о кресте с полумесяцем, так как "накупольники" расположены на самом видном месте храма. Например, такими крестами украшены купола собора Святой Софии Вологодской, построенного в 1570 году.
Типичная для домонгольского периода, эта форма купольного креста часто встречается на Псковщине, как-то на куполе церкви Успения Богородицы в селе Мелетово, воздвигнутой в 1461 году.
Вообще же символика православного храма необъяснима с точки зрения эстетического (а посему статического) восприятия, но, напротив, вполне раскрываема для осмысления именно в литургической динамике, так как почти все элементы храмовой символики, в разных местах богослужения, усваивают себе разные значения.
"И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце, - говорится в Откровении Иоанна Богослова, - под ногами ее луна" (Апок. 12;1), а святоотеческая мудрость поясняет: эта луна знаменует купель, в которой Церковь, крестившаяся во Христа, облекается в Него, в Солнце правды. Полумесяц - это еще и люлька Вифлеемская, принявшая Богомладенца Христа; полумесяц - это чаша евхаристическая, в которой находится Тело Христово; полумесяц - это корабль церковный, ведомый Кормщиком Христом; полумесяц - это и якорь надежды, крестный дар Христа; полумесяц - это и древний змий, попираемый Крестом и полагаемый как враг Божий под ноги Христа.»
("История развития формы креста" Издание православного братства во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. http://www.wco.ru/biblio/zip/hist-cr.zip (185кб))
Спаси Господи

                


Re: Полумесяц
МаксимЪ, Православный - 02:33 17.08.2002
Спаси Господи. В целом, интересно, хотя это толкование, несомненно, возникло уже после появления именно такой формы креста - что видно из того как крест одновременно уподобляется и евхаристической чаше, и змию. Свастика - тоже древний символ, и христианский в частности, однако мы не видим, чтобы христиане особо разгуливали со свастиками на персях. Это заставляет думать, что в этой символике полумесяца заключено что-то еще.

P.S. Для меня, как человека в иконографии смыслящего постыдно мало, было очень интересно узнать о приложении цитаты из Апокалипсиса к толкованию упомяной иконы Богородицы.

                


Re: Полумесяц
МаксимЪ, Православный - 03:08 17.08.2002
Честно поискал по форумам.

Толкование митр. Иоанна (Вендланда) -

"Святая Церковь поэтически воспевает событие, описанное в книге Чисел, связывая его с Животворящим Крестом. За одну ночь жезл Ааронов расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали (Чис 17:1-8). Теперь редко изображается полностью расцветший Крест... Обычно... схематически изображается полумесяц"

Красивое толкование, но как-то уж очень схематически изображается расцветший крест.

Вот толкование, процитированное Тарасом Тихомировым - мне очень нравится: "Полумесяц — т.е. как луна отражает свет солнца, проливая его в ночи на землю, так и Церковь отражает Божественный свет или свет будущего Царства Небесного, проливая его на нас в ночи жизни, чтобы нам «всю настоящего жития нощь прейти". И тем не менее, мне кажется если покопаться как следует, то можно найти что-то более полное. Что означал полумесяц в символике Византии? Что он означает у мусульман? У буддистов?

                


Re: Полумесяц
Анахоретъ, Всех люби, от всех беги - 15:44 17.08.2002
В серьёзной литературе мне никогда не попадалось категоричных определений символики этого знака, однако общее впечатление позволяет думать, что изначально это был, всё же, не полумесяц (Уваров, например, в своем исследовании древнехристианской символики вообще не упоминает никаких небесных светил). Видимо, это всё-таки якорь (символ надежды из Послания к Евреям и первое прикровенное изображение Креста) или корабль (символ Церкви). Все иные толкования, как уже, кажется, было справедливо замечено в этой ветке, позднейшего происхождения.
Фёдоров в своём компилятивном, в основом, труде "Образ Креста" пишет (или приводит цитату) так: "Якорь - прообраз креста. Символ Надежды. По словам апостола Павла: "[Надежда] для души есть как бы якорь безопасный и крепкий". Происхождение этого знака возможно связано с символикой полумесяца как небесной страны, "Царства Небесного", знакомого первым христианам (? - А-ъ). В сочетании с крестом полумесяц означал грядущее Царство Божие. Другое толкование этого знака - Христос, символизируемый крестом, рождённый Марией, символизируемой полумесяцем. Оно восходит к словам Откровения Иоанна Богослова: "И явилось на небе великое знамение - жена, облеченная в солнце; под ногами её луна".
Похожим на этот символ было языческое изображение корабля Улисса, часто встречаемое на христианских саркофагах. В V веке св. Максим, еп. Туринский говорил, что "корабль Улисса есть образ Церкви, а мачта с поперечником означает крест. С помощью сего креста верующие могут безопасно избегнуть крушения от страстей человеческих и, заградив уши свои Священным Писанием, не услышать обаятельного голоса морских сирен". Тот же символизм заложен в крестах с полумесяцем, венчающих купола многих православных храмов."
В прошлом году вышла первая книга "Ставрографического сборника". Для нашего вопроса она не содержит ничего интересного - посвящена она поклонным, обетным и придорожным крестам, но в этой серии заявлен и выпуск "Купольные кресты", где, несомненно, будут собраны самые авторитетные работы на эту тему.

                


Re: Полумесяц
Алексей Чумаков, православный христианин - 02:02 18.08.2002
http://listserv.indiana.edu/cgi-bin/wa?A2=ind9402C&L=orthodox&P=R4447&I=-3

http://listserv.indiana.edu/cgi-bin/wa?A2=ind9402B&L=orthodox&P=R6547&I=-3

http://listserv.indiana.edu/cgi-bin/wa?A2=ind9402B&L=orthodox&P=R3897&I=-3

vot vyderzhki:
"The crescent or moon has been used to represent the Theotokos, because
she REFLECTS the light of her Son, the SUN of justice. As the moon is the
brightest object in the sky, aside from the sun, she, likewise, is the
first among the saints. After she was declared to be Theotokos, some
churches placed the half moon beneath the Cross, as a visible statement
that they accepted her as Theotokos and therefore the teaching of the
council. Years later, when the Islamic invaders began converting churches
into mosques, they broke off the crosses on the domes - quite often leaving
the crescent because it was structurally more secure. This is how the
crescent became the symbol for Islam."

"BTW, the
crescent itself was adopted by Islam after the conquest of Anatolia by the
Seljuk Turks in the 12th Century. Before then, the crescent azure on a field
blanche was the heraldic symbol of - BYZANTIUM! The crescent moon, one of the
symbols of the Holy Virgin, was adopted by St. Justinian as the accompaniment
on Byzantine shields with the chi-rho."

"I found in several books of Christian symbols that the Crescent
(open toward the upper left) is a (western) of the Virgin Mary - reflecting
the glory of the Son. Incidently the waxing (grow = crescent) moon is open
toward the left).

Regarding Muslim usage of the crescent, one scholar claims the Ottoman usage
originated from 2 horns or claws end to end (Britanica) (a carry over from
their nomadic/raiding past?). Most current Islamic flags use a deep crescent
open toward the right. The 'crescent' of mosques like the Dome of the Rock
is actually a full circle that is thinner at the top. I could not find
references to the moon or crescents in Islamic reference works.

Russian Crosses with crescents seem to be most common on 15 & 16th century
churches. Some have a cross on ABOVE a crescent (deep, opening upward); but
the most common style is a very ornate cross (almost filigred) with the
crescent (shallow opening upward) INPLACE of the slanted footrest. These
crosses remind me of the early Christian anchor cross."

                


Re: Полумесяц
МаксимЪ, Православный - 04:12 18.08.2002
Спаси Господи! Мне кажется, вопрос исчерпан. Заношу все это себе в записную книжку...

                


chaste
Олеговна, православная, РПЦ - 17:30 20.08.2002
Есть определение из сайта о символике и геральдике http://www.apress.ru/pages/greif/sim/d/deva-maria.htm

"...Под ногами Богоматери может быть Луна, имеющая вид полумесяца, - античный символ целомудрия."


Про торжество над исламом - точно нет, уже давала ссылки (не сохранилась, кажется, эта часть форумского архива, и я у себя текст не оставила). Там был отрывок из проповеди не помню уж какого владыки - убедительно противу этой версии.