Беседы о Православии

Молитвы в постели
Братец Дыкъ, православный обнагленец из OCA - 21:45 21.08.2002
Меня спросили о сабдже. Привожу дословно.

Что вы думаете по поводу молитв, которые читаются в постели, когда нет возможности помолиться стоя? Допустимо ли это?

P.S.
Речь не идет о больных людях или о том, что лень подняться из постели.

P.P.S.
Пока я это писал, меня другой человек спросил, а почему нельзя молиться в постели из соображений конфорта? И какие, вообще, ограничения на место и условия для молтв?

                


Re: Молитвы в постели
Димитрий, православный христианин (МП) - 16:27 24.08.2002
Прости брат
Поскольку "речь не идет о больных людях или о том, что лень подняться", вопрос, видимо, о "фигурной" молитве. Можно, но с великой осторожностью и лучше с опытным наставником, поскольку очень велика возможность "промахнуться" и "уйти" в живот. Та же поза и расслабленность достигается сидя на невысокой(25-30см) скамеечке или стоя на коленях. Еще правильнее - не искать сердца самому, а со смирением и покаянием просить об этом Господа.
Спаси Господи

                


Утром, как только открыли глаза...
Олеговна, православная, РПЦ - 12:11 22.08.2002
Ни у кого больше не встречалось, только у схиинумена Саввы:

...Надо не только носить крестик, но и целовать его. Утром, как только открыли глаза, надо сейчас же поцеловать крестик с молитвой Иисусовой или с молитвой : "Господи, крестом Твои освяти и огради меня! Силою креста Твоего изглади мои грехи и укрепи меня!" А Господь и намерение целует. Он освящает нас, и вражеская сила удаляется от нас, мрак и смрад уходят, и тогда мы пребываем во свете.
Если мы поцелуем крестик утром да еще помолимся, получим благословение на день, то день пройдет гладко, спокойно, и все будет хорошо.

...Помните, я вам говорил, что если только будете читать канон Кресту (15-20 минут затратите времени) и будете целовать свой крестик с Иисусовой молитвой: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божии, помилуй мя грешнаго, освети меня светом Креста Твоего, удали от меня эту нечистую силу, которая меня мучает", то этот свет проникнет в вашу совесть, сердце, душу, характер и вытеснит злую силу - одержимость и, по неотступности, через 2-3 месяца самый одержимый человек может стать здоровым.

...Человек, который носит крестик, молится перед ним и целует его, делается освященным, любвиобильным, благодатным.

...А мы носим крестик на шее, как на вешалке, забывая о нем, а некоторые даже и совсем не носят. Избави нас, Господи!

                


Мысленно вздохнуть хоть один раз в час...
Олеговна, православная, РПЦ - 11:13 22.08.2002
Ответ батюшки в еженедельнике "Вечерний Оренбург" (вып. 38 от 14 сент. 2000)
Когда совершаешь не молитвенное правило, тогда молиться можно в любом положении, а когда совершаешь правило, то и опереться грешно, и сидеть без нужды. Если можешь, то лучше стоя читать Св. Евангелие, а если устал или немощь, то сидя, с благоговением. В общественном транспорте лучше читать Псалтирь (хорошо, переписанную в тетрадь).

Иеромонах Пимен (Цаплинов) на вопрос "Можно ли молиться и осенять себя крестным знамением лежа, сидя и на ходу?" ответил предельно коротко: "Нужно".
(Вопросы священнику. "Богослужение и обряды" http://www.pravoslavie.ru/answers/q_bogosluzh.htm)

В б-ке форума есть замечательный сборник "Носители духа Святителя Игнатия. Мысли о духовной жизни в современном мире" http://beseda.mscom.ru/library/books/nositeli.html
Там подборки по темам. В разделах: О молитве.. и Именем Господним.. Молитва - суд души.. Если сомневаемся, угодно ли Господу.. Клирос или молитва.. Избери себе правило по силам .. - можно найти очень добрые и умные советы. Например: "...Старайся всегда, гуляешь ли, работаешь один или среди людей, хоть изредка, мысленно от всего сердца вздохнуть несколько раз ко Господу. Хоть один раз в час... "(игумен Никон).
Вздохнуть несколько раз ко Господу, хоть один раз в час! Это основное, а о положении тела не говорится...

У Отцов встречалось - можно найти, что ПРАВИЛО все же надо выполнять СТОЯ, если нет к этому препятствий.

Игумен Иларион (Алфеев) (http://www.kiev-orthodox.com/churchlife/spirlife/alfeyev_ab_prayer.htm) 9. ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА ПРИ МОЛИТВЕ (из "О молитве.")
В практике молитвы Древней Церкви использовались разные позы, жесты, положения тела. Молились стоя, на коленях, в так называемой позе пророка Илии, то есть стоя на коленях со склоненной к земле головой, молились лежа на полу с распростертыми руками, или стоя с воздетыми руками. При молитве употреблялись поклоны - земные и поясные, а также крестное знамение. Из всего многообразия традиционных положений тела во время молитвы в современной практике осталось несколько. Это прежде всего молитва стоя и молитва на коленях, сопровождаемые крестным знамением и поклонами.
Почему вообще важно, чтобы тело участвовало в молитве? Почему нельзя просто молиться духом лежа в кровати, сидя в кресле? В принципе, можно молиться и лежа, и сидя: в особых случаях, при болезни, например, или в путешествии мы так и делаем. Но в обычных обстоятельствах необходимо при молитве использовать те положения тела, которые сохранились в предании Православной Церкви. Дело в том, что тело и дух в человеке связаны неразрывно, и дух не может быть совершенно автономным от тела. Не случайно древние Отцы говорили: "Если тело не потрудилось в молитве, то молитва останется бесплодной".
Зайдите в православный храм на великопостное богослужение и вы увидите, как время от времени все прихожане одновременно падают на колени, потом встают, снова падают и снова встают. И так в течение всей службы. И вы почувствуете, что в этой службе есть особая интенсивность, что люди не просто молятся, они трудятся в молитве, несут подвиг молитвы. И зайдите в протестантскую церковь. В течение всей службы молящиеся сидят: читаются молитвы, поются духовные песни, но люди просто сидят, не крестятся, не кланяются, а по окончании службы встают и уходят. Сравните эти два способа молитвы в церкви-православный и протестантский - и вы почувствуете разницу. Разница эта - в интенсивности молитвы. Люди молятся одному и тому же Богу, но молятся по-разному. И во многом эта разница определяется именно тем, в каком положении находится тело молящегося.
Поклоны очень помогают молитве. Те из вас, у кого есть возможность на молитвенном правиле утром и вечером сделать хотя бы несколько поясных и земных поклонов, несомненно, почувствуют, как это полезно в духовном отношении. Тело становится более собранным, а при собранности тела вполне естественна собранность ума и внимания.
Во время молитвы мы должны время от времени осенять себя крестным знамением, особенно произнося "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа", а также произнося имя Спасителя. Это необходимо, так как крест - орудие нашего спасения. Когда мы полагаем на себя крестное знамение, сила Божия ощутимым образом присутствует в нас.

Там можно найти и об остальных условиях для молитвы - о месте и др..

Наряду с вопросами о позе обычно всегда возникают вопросы о времени, которое отводит мирянин на молитвы. и тут тоже никак без советов Отцов и современных батюшек не обойтись.

Иларион (Алфеев), главка 4 "Краткие молитвы", вот из нее один абзац:
...Молитва может быть предельно краткой. Если вы только начинаете свой молитвенный путь, начните с очень коротких молитв - таких, на которых вы сможете сосредоточиться. Богу не нужны слова - Ему нужно сердце человека. Слова вторичны, первостепенное же значение имеет то чувство, настроение, с которым мы приступаем к Богу. Приступить к Богу без чувства благоговения или с рассеянностью, когда во время молитвы наш ум блуждает на стороне, гораздо опаснее, чем сказать в молитве неправильное слово. Рассеянная молитва не имеет ни смысла, ни ценности. Здесь действует простой закон: если слова молитвы не дошли до нашего сердца, они не достигнут и Бога. Как иногда говорят, такая молитва не поднимется выше потолка комнаты, в которой мы молимся, а ведь она должна достичь небес. Поэтому очень важно, чтобы каждое слово молитвы было нами глубоко пережито. Если мы не способны сосредоточиться на длинных молитвах, которые содержатся в книгах Православной Церкви - молитвенниках, попробуем свои силы в молитвах кратких: "Господи, помилуй", "Господи, спаси", "Господи, помоги мне", "Боже, милостив буди мне, грешному".

Есть сборники (часто вижу в продаже) с советами о молитве свт. Феофана Затворника, выборки по его письмам разным лицам, коих он написал громадное количество и мирянам; его советы полны понимания трудностей новоначальных и там - море любви. Я свое правило составила именно по его советам из такого вот сборничка.

Еще из Илариона (Алфеева)
раздел 7 "Молитвенное правило":
...Я начал искать другой совет, более мне подходящий. И нашел его в творениях святителя Феофана Затворника, замечательного подвижника XIX века. Он советовал молитвенное правило исчислять не количеством молитв, а тем временем, которое мы готовы посвятить Богу. Например, мы можем взять себе за правило молиться утром и вечером по полчаса, но эти полчаса должны быть полностью отданы Богу. И не так важно, читаем ли мы в течение этих минут все молитвы или только одну, или, может быть, один вечер мы целиком посвятим чтению Псалтири, Евангелия или молитве своими словами. Главное, чтобы мы были сосредоточены на Боге, чтобы внимание наше не ускользало и чтобы каждое слово доходило до нашего сердца. Этот совет мне подошел. Я, впрочем, не исключаю, что для других более подходящим окажется полученный мною совет духовника. Здесь многое зависит от индивидуальности человека.
Мне кажется, что для человека, живущего в миру, не только пятнадцати, но даже и пяти минут утренней и вечерней молитвы, если, конечно, она произносится с вниманием и с чувством, достаточно, чтобы быть настоящим христианином. Важно только, чтобы мысль всегда соответствовала словам, сердце отвечало на слова молитвы, а вся жизнь соответствовала молитве.

Всякие обстоятельства бывают в жизни; и иногда "лучше сидя думать о Боге, чем о ногах стоя" (свт. Филарет Московский).

                


Мнение
Добрынин Андрей Владимирович, православный христианин - 07:44 22.08.2002
О Иисусовой молитве уже стало общей темой, что она нужна везде, всегда и при любых обстоятельствах (перед сном, а кто может даже пожалуй и во сне или полусне). Желающий найдёт у Иоанна Златоуста и других Святителей необходимые свидетельства об этом.
О молении в постеле мои соображения такие. Это всё дело опыта. Часто молитвы наизусть не знаешь - нужен молитвослов (в постеле неудобно!). В течении молитвы возникает потребность иметь образ или образа. Например в Успенский пост мне хочется богородичные молитвы обращать к Богородице, и нужен образ (в кровать не потащишь!). В особые дни, например когда сознание греха особенно душу мытарит, не только стоя с молитвами обращаешся, но и колени приклонить хочется (в постели?).
На начальном же моменте приобщения к молитвам пойдёт любой способ (хоть в туалете), лишь бы молится и взять себе это за навык. Я например сначала просто сидел за своим письменным столом и читал молитвослов как брошюру. Потом по мере продвижения (приобщения к молитве) почуствовал что такое положение тела и вообще обстановка какая-то не такая. Потом подарили мне большую двойную икону книжкой, получился на кухне молитвенный угол (желательно Восток выбирать направлением). Ну вот и понятно стало само сабой, что раз образа есть, то и молиться нужно у них. Только я всё-равно сначала садился за кухонный стол сбоку от икон и читал молитвослов. Потом как-то начал искать место, чтобы сесть и быть развёрнутым к иконам. Такого места не нашлось и пришлось вот надтрудить свои ноги, встать, обратиться (и в прямом и в другом смысле) к светлым образам.
Что ещё добавить? Молиться нужно.