Беседы о Православии

Тонкая грань: Обличение и осуждение.
Паломник, христианин, ортодокс - 19:01 14.11.2002
ОБЛИЧЕНИЕ
От Матфея, глава 18
15 Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего;
16 если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово;
17 если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.
К Ефесянам, глава 5
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
ДАЛЬ
Облично, обличь нареч. или обличне церк. и стар. лицом к лицу, будучи налицо. Дать им очную ставку и судить облично. Обличне и вручь бишася, стар. Стань обличь с ним, да и говори, а не заглазно. Обличать, обличить что, оказывать, вы(по)казывать, проявлять, обнаруживать. Дела, а не слова обличают человека, показывают подлинное лицо и личность его. Книга эта обличает глубокую ученость в сочинителе. Выучка собаки обличает в ней память и смышленность. || кого в чем, уличать, винить доказательно, изобличать. Запирательство путает, свидетели, поличное обличают, а обличенный, сознаваясь, винится. -ся, выказываться, проявляться; || быть открываему или обличаему. У нас обличается каменный уголь, признаки его открыты. Иван обличился в худом деле, попался. Виноватый обличается всем ходом дела. Всякая неправда обличится, выйдет наружу.

ОСУЖДЕНИЕ
От Луки, глава 6
37 Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете;
38 давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.
ДАЛЬ
Осуждать, осудить кого, обвинять судом, виноватить и приговаривать судебным приговором; || кого, что, хулить, хаять, порочить или неодобрять, порицать, охуждать. || Твер. сглазить, изурочить, опризорить, испортить кого словом. Он осужден в ссылку. Он осужден и людьми и Богом. Не осуждай, да не осужден будешь. Нельзя не осудить такого поступка. Не осудите на этом, не прогневайтесь, не взыщите. Глупый осудит, а умный разсудит. Дурак не разсудить, а умный не осудит. В чужом домл не осуждай. Сперва разсуди, а там осуди.

                


вопрос
Anton, Православный, РПЦ МП - 21:23 14.11.2002
А не могли бы Вы собственными словами сформулировать - чем, по-Вашему, различается обличение и осуждение ?

                


второй краткий ответ
Паломник, христианин, ортодокс - 17:15 19.11.2002
Anton, Вы писали:

>А не могли бы Вы собственными словами сформулировать - чем, по-Вашему, различается обличение и осуждение ?

Очень важен и модус духа. Т.е. мотивация ваших поступков и то состояние в котором вы находитесь.

                


и краткое замечание к нему
Anton, Православный, РПЦ МП - 19:02 19.11.2002
> Очень важен и модус духа. Т.е. мотивация ваших поступков и то состояние в котором вы находитесь.

Да, безусловно. Однако, как я уже говорил, через интернет передаются лишь слова (ну, может, разбавленные смайликами) - и состояние собеседника, которое в обычной беседе можно почувствовать, узнать гораздо труднее. Думаю, что это накладывает дополнительные требования по выверению своих интернет-посланий и сухому анализу возможных нежелательных интерпретаций их.

                


краткий ответ
Паломник, христианин, ортодокс - 13:31 15.11.2002
Anton, Вы писали:
>А не могли бы Вы собственными словами сформулировать - чем, по-Вашему, различается обличение и осуждение ?

А отличаются они также как досудебное разбирательство от судебного вердикта, имхо.
В нашем же случае необходимо следует отслеживать свой эмоциональный настрой (душевное состояние) ибо всё заключается в одном человеке - и сторона "спора", и, упаси Бог, "суд".

                


Re: краткий ответ
Anton, Православный, РПЦ МП - 15:26 15.11.2002
> >А не могли бы Вы собственными словами сформулировать - чем, по-Вашему, различается обличение и осуждение ?
> А отличаются они также как досудебное разбирательство от судебного вердикта, имхо.

Т.о. если в речи "обличающего" встречаются вердикты, то он уже не обличающий, но осуждающий - верно ?

                


Re: краткий ответ
Паломник, христианин, ортодокс - 16:27 15.11.2002
Anton, Вы писали:
>Т.о. если в речи "обличающего" встречаются вердикты, то он уже не обличающий, но осуждающий - верно ?

Как старый диалектик могу сказать, что в какой-то момент количество наверняка перейдёт в качество. ;-)

                


отлично
Anton, Православный, РПЦ МП - 17:06 15.11.2002
>>Т.о. если в речи "обличающего" встречаются вердикты, то он уже не обличающий, но осуждающий - верно ?
> Как старый диалектик могу сказать, что в какой-то момент количество наверняка перейдёт в качество. ;-)

Странно. Мне казалось, что хотя бы один вердикт - уже осуждение. Я не прав ?

( Собственно тема для меня действительно интересна, т.к. "обличение vs осуждение" - один из вопросов, в котором, как я считал, православные расходятся в понимании Евангелия с протестантами. И вот теперь вижу в Вас, православном, ту точку зрения, которую я всегда считал протестантской ... Было бы очень интересно разобраться - может я чего не так понимаю ? )

                


Re: отлично
Паломник, христианин, ортодокс - 18:00 15.11.2002
Anton, Вы писали:
>Странно. Мне казалось, что хотя бы один вердикт - уже осуждение. Я не прав ?

Я веду речь о том, что даже количество сказанного можеть перейти в иное качество.
А грань в "споре" трудно разглядеть. Обычный человек объект весьма инерционный. Отягощён окружающей реальностью.
Любой вердикт - осуждение. Речь идёт только о грани.

                


вердикт
Anton, Православный, РПЦ МП - 20:09 15.11.2002
> "Насколько мне известно, согласно канонам, за посещение языческих "блудилищ" христиан отлучали от Церкви. Каждый священник имеет вполне законное право не отпевать тех, кто погиб в "Содоме и Гоморре"!" 15:08 31.10.2002
> Любой вердикт - осуждение. 18:00 15.11.2002

Простите, но мне кажется, что выше приведён Ваш вердикт мюзиклу "Нор-Ост" ( "блудилище" ) и людям, погибшим там (отлучить от Церкви, недостойны отпевания ). Я не прав ? Вы не это хотели сказать ?

                


Ну и ну!
Паломник, христианин, ортодокс - 20:40 15.11.2002
"Насколько мне известно, согласно канонам, за посещение языческих "блудилищ" христиан отлучали от Церкви. Каждый священник имеет вполне законное право не отпевать тех, кто погиб в "Содоме и Гоморре"!" 15:08 31.10.2002
Любой вердикт - осуждение. 18:00 15.11.2002

Anton, Вы писали:

>Простите, но мне кажется, что выше приведён Ваш вердикт мюзиклу "Нор-Ост" ( "блудилище" ) и людям, погибшим там (отлучить от Церкви, недостойны отпевания ). Я не прав ? Вы не это хотели сказать ?

У нас речь шла об отношениях между людьми, чему свидетельством являются и приведённые мной Евангельские цитаты. А Вы про театр… Это что - имя христианина?
То, что христианину не следует посещать театр Вы и сами знаете, тем более такого плана.
Моё мнение, которое я постарался обосновать – да, блудилище. Однако, я указал на ПРАВО священника, а не на ОБЯЗАННОСТЬ.

Может хватит меня пытаться подловить? Всё, что чувствую и говорю, - я не выдумываю сообразно случаю и, по мере способностей, пытаюсь соотнести с духом святоотеческого учения.

                


Re: Ну и ну!
Anton, Православный, РПЦ МП - 12:29 18.11.2002
>>Простите, но мне кажется, что выше приведён Ваш вердикт мюзиклу "Нор-Ост" ( "блудилище" ) и людям, погибшим там (отлучить от Церкви, недостойны отпевания ). Я не прав ? Вы не это хотели сказать ?
> У нас речь шла об отношениях между людьми, чему свидетельством являются и приведённые мной Евангельские цитаты. А Вы про театр…

Паломник (не знаю, к сожалению, Вашего имени), простите, что сразу не мог ответить. Вы, должно быть, в разговоре уже ушли дальше (про отношения между людьми), однако я никак не могу забыть Ваши слова про убитых на "Норд-Ост"-е, потому к этой теме и возвращаюсь.

> То, что христианину не следует посещать театр Вы и сами знаете, тем более такого плана.
> Моё мнение, которое я постарался обосновать – да, блудилище. Однако, я указал на ПРАВО священника, а не на ОБЯЗАННОСТЬ.

Не следует посещать, знаю. "Блудилище" - да, наверное можно и так сказать - но тогда, сообразно святоотеческой аскетической мере строгости, "блудилищем" можно назвать и самый обычный театр, навроде киевского, в котором был убит Столыпин. Однако когда из этой меры строгости (которая, вообще-то, должна быть только личная), делается вывод (т.е. вердикт) о том, что погибший там не достоин отпевания ... вот тут, как мне кажется, и осуществляется переход через эту весьма тонкую грань между обличением и осуждением. Говорить же в терминах "права", думаю, не стОит - это не свойственно православному духу, как мне кажется.

> Может хватит меня пытаться подловить? Всё, что чувствую и говорю, - я не выдумываю сообразно случаю и, по мере способностей, пытаюсь соотнести с духом святоотеческого учения.

Я вовсе не пытался Вас "подлавливать" ! Простите, если это так выглядит со стороны ! Просто мне кажется, что конкретно в той ветке "про театр" буква учения перевесила дух, и обличение стало осуждением. Спорить я бы не хотел, Вам самому, думаю, виднее - прав я или не прав. Настаивать на своей точке зрения не буду - хотя бы потому, что интернет-форма передачи сообщения очень несовершенна, быть может мне показалось одно, а Вы имели ввиду совсем другое. Давайте эту тему закроем, и, пожалуйста, не держите на меня зла ! :-)

                


Re: Ну и ну!
Паломник, христианин, ортодокс - 17:12 19.11.2002
:-)

                


...но и прихожане остаются не без ответственности перед Богом за своего пастыря.
Паломник, христианин, ортодокс - 19:22 14.11.2002
Да; не одни священники дадут ответ Богу за своих прихожан, но и прихожане остаются не без ответственности перед Богом за своего пастыря. – Впрочем снисхождение к недостаткам священника должно быть благонамерянное. Так, оно должно выражаться не в том, что оправдывать в лицо слабого в его слабостях, а в мягком отзыве об нем с другими и в сожалении его. …худое в священнике нужно называть худым, а не брать это худое за пример для самого себя или оправдывать им собственныя свой слабости.
Нравственное богословие для мирян. Прот. Евгений Попов.

                


да, бывает нагрешишь и за то открываются грехи брата..
AnnaOl, православная - 05:57 23.11.2002
причем не настоящие, а донесенные помыслами. Уж не дай Бог так нагрешить, что бы за священником - чадом Божиим, что заметить! Каяться придется страшно, а сил то от греха может и не быть. Вздумаешь еще, что разумеешь что-то и все.
"Того, кто не знает себя самого, что он - НИЧТО, не может спасти Сам Всемогущий Бог, при всем том, что желает спасти его".
Симеон Новый Богослов.

                


Re: да, бывает нагрешишь и за то открываются грехи брата..
Паломник, христианин, ортодокс - 13:04 25.11.2002
>причем не настоящие, а донесенные помыслами. Уж не дай Бог так нагрешить, что бы за священником - чадом Божиим, что заметить! Каяться придется страшно, а сил то от греха может и не быть. Вздумаешь еще, что разумеешь что-то и все.

Это следует из Вашего личного опыта и из принципа непогрешимости священника? :-)

“Ибо по истине пастыри сделались бессмысленными, согласно написанному (Иерем. 10:21); множество пастухов испортили Мой виноградник, истоптали ногами участок Мой (Иерем. 12:10) – я говорю о Церкви Божией, собранной многими трудами и жертвами, закланными до Христа и после Христа, и самими великими страданиями Бога ради нас. За исключением весьма немногих… все покорились обстоятельствам времени…”
Св. Григорий Богослов

“Мне, убогому Серафиму, Господ открыл, что на земле Русской будут великия бедствия, Православная Вера будет попрана, архиереи Церкви Божией и другие духовные лица отступят от чистоты Православия, и за это Господь тяжко их накажет. Я, убогий Серафим, три дня и три ночи молил Господа, чтобы Он лучше лишил меня Царствия Небесного, а их бы помиловал. Но Господь ответил: “Не помилую их: ибо они учат учениям человеческим, и языком чтут Меня, а сердце их далеко отстоит от Меня”.
Преп. Серафим Саровский

>"Того, кто не знает себя самого, что он - НИЧТО, не может спасти Сам Всемогущий Бог, при всем том, что желает спасти его".
Симеон Новый Богослов.

Совершенно справедливо. :-)

                


От неофита неофиту.
AnnaOl, православная - 00:54 28.11.2002
От неофита неофиту. Такие вопросы появляются у каждого новоиспеченного православного христианина. Рассказываю ответ:
эти слова обращены ко священнослужителям. Наше дело в случае сомнения открыть его духовному отцу с тем, что бы отогнать этого беса. Вот. Просто и ангелов со сто! Будте здоровы. Желаю слез покаяния!

                


Re: От неофита неофиту.
Паломник, христианин, ортодокс - 22:47 28.11.2002
Иной раз, матушка, простота хуже воровства бывает... А уж смиренномудрие со сном разума и вовсе путать негоже...
Простите меня.

                


Re: От неофита неофиту.
Димитрий, православный христианин (МП) - 02:00 29.11.2002
Прости брат
Об авве Муисе рассказывали, что у него был послушник - авва Саиис. Старец, чтобы испытать его, говорил ему: "Ступай и воруй". Послушник - исключительно из послушания - шел и воровал вещи у прочих монахов. благодаря при этом Бога. Однако старец его брал краденое и тайком опять возвращал это скитским монахам.
Спаси Господи

                


Re: От неофита неофиту.
Паломник, христианин, ортодокс - 21:32 29.11.2002
>Прости брат

Димитрий, Вы писали:

>Об авве Муисе рассказывали, что у него был послушник - авва Саиис. Старец, чтобы испытать его, говорил ему: "Ступай и воруй". >Послушник - исключительно из послушания - шел и воровал вещи у прочих монахов. благодаря при этом Бога. Однако старец его брал краденое и тайком опять возвращал это скитским монахам.

Рассказывали, что один проповедник посылал своих послушников в мир, дабы вешать лапшу на уши обывателям и опустошать их карманы. Эти послушники - исключительно из послушания - обманом получали деньги и благодарили при этом Бога. Однако проповедник брал краденное, но не возвращал его обывателям.

Рассказывали и про другого проповедника, который предлагал послушникам разделить его ложе и только те, кто прошёл это послушание удостаивались соответствующего продвижения.

>Спаси Господи

                


Re:
Димитрий, православный христианин (МП) - 02:10 30.11.2002