Беседы о Православии

В молитве за неверующих близких...
Вета, Православная, РПЦ МП - 07:29 07.12.2002
Научите, как обретаете гармонию в молитве за неверующих близких?
Знаю: благодать веры таинственным образом даруется Богом Отцом (читала у Тертуллиана, а о таинственности этого события знает, наверное, каждый верующий по себе). Молясь келейно за неверующих родных, впадаю в состояния на грани отчаяния. Знаю ведь, что Господь уважает свободу человека и не навязывает ему против воли спасения. Но упорство, с каким души родных неверующих людей борются с очевидностью воли Божией в своей судьбе, со свидетельствами своих, прежде не веровавших, друзей, - повергает меня в отчаяние. Читала у о.Александра Ельчанинова о том, что есть, будто, души, по самому своему устроению (по смирению и добру, которое в себе несут изначально), близкие Богу. И, даже если такой человек не верует, - он близок Богу, его душа Самим Богом устроена ко спасению.
Не верю этому. Знаю, что с тех пор, как пришла Благая Весть, неверие стало грехом, души неверующих идут во ад, - и эта мысль в отношении моих близких ужасает меня. Часто одергиваю себя - ну, а тебе самой-то, что же, уже Рай обещали? Напоминаю слова Духа Божия к Св.Антонию: - Антоний! Себе внимай! - Но, по немощи моей и по слишком страстной, а, значит, греховной привязанности к близким, так и не могу избавиться от ужаса при мысли о неверующих, уготовляющих свои души во ад. Но, чувствуя так и думая так, - я ведь совершаю страшный грех против Бога: своими слишком страстными молитвами я, будто, указываю Господу спасти их, независимо от них самих. Как-то, видимо, надо примириться с тем, что, раз Господь дает им свободу, то я, тем более, не должна в молитвах своих навязывать им против их воли спасения.
Как примиряете себя Вы с этой страшной перспективой гибели неверующих близких?
А, может, и не допускать этой мысли и надеяться, что Господь не отдаст ни одного из нас в погибель?
Алла В.

                


Что в твоих силах.
Добрынин Андрей Владимирович, православный христианин - 08:56 09.12.2002
1. После определённой черты мы должныотделить себя от своих детей, как и от других близких родственников, дабы не получить осуждение от Господа в приверженности к миру сему.
2. Как бы эмоционально ты не был расположен показать заблуждающемуся путь спасения, здраво оцени свои силы, можешь ли сделать то, чего не сделал Господь, - НЕТ. Если неверующий добр или стремится к доброте - Господь управит, и или через тебя или ещё как-то расположит чёрствое человеческое сердце на путь спасения.
3. В этом (кажущейся тебе неосуществимости твоих просьб ко Господу о спасении близких) и проверяется твоя вера в Господа. Авраам сына своего на костёр жертвенный возложил, веря "что Господь и из мёртвых воскресить может". Насколько ты считаешь эту историю правдой?

                


Определенная черта
Тарас, православный, АААПЦ - 19:19 09.12.2002
Андрей Владимирович,

А не могли бы вы раскрыть по полнее понятие об этой "черте", за которой "мы должны отделить себя от своих детей, как и от других близких родственников"? А то меня этот вопрос уже вот несколько лет мучал с определенной неразрешимостью.

                


Тарасу
Добрынин Андрей Владимирович, православный христианин - 08:16 15.12.2002
"Определённая черта" сродни "золотой середины" или "царственному пути". Это желанная всеми степень разумности в делах и убежание крайностей.
По бытовому же это выражается в том, чтобы дать своим близким жить своей жизнью (не жить за них), быть совершенным в желаниях повлиять на близкого: если уверен, что твои слова примут - говори, если попробовав не получил нужного результата - оставь, поищи причину неудачи в себе.
Наиболее частая ошибка бывает в том, когда родители не могут смириться с тем, что ДЕТИ ВЫРОСЛИ и пичкают их или тем хуже помыкают ими как детьми.
Написал я это сообщение после следующего случая: моя знакомая (мама выпускника школы) оказалась в полуубитом состоянии абсолютно выжатого лимона. Её сына исключили из школы за два прогула занятий без уведомления родителей (директор свёл с ней личные счёты). Бешенная активность подстёгнута угрозой забирания в Армию. Мне жалко было смотреть на мою знакомую: но она занялась непосильным и несвойственным для женщины делом.Сам сын уже может кое-что (1). Муж также должен как глава семьи вести главную линию в этом деле (2). А мама что? Её дело накормить, обстирать, о быте позаботиться, правильно?

                


Андрею Владимировичу
Тарас, православный, АААПЦ - 20:00 19.12.2002
Андрей Владимирович,

"Золотая серидина" - это как постоянное стояние на конусе перевернутом пиком к низу. Чуть баланс потерял - упал, либо вперед, либо назад, либо в лево, либо в право. Не удается мне баланс-то удерживать в семейных отношениях. Понимаю, что где-то я чего-то делаю не так. Но где, не пойму. Вот я и спросил.

Спасибо вам за ответ.

Спаси Господи!

Тарас

                


Мира Вам и терпения
Добрынин Андрей Владимирович, православный христианин - 08:03 20.12.2002
Что наши дни, как не постоянные потери и приобретения?
Что наши дни, как не поиск жизненного постоянства и желанных перемен?
Что наши дни, как не попытки забыть что-то из прошлого и сильное желание узнать новое и неизведанное прежде?
Что наши дни, как ни борьба со всем миром и прежде всего с самим собою?
Что наши дни, как не бесплодные помыслы примириться со своими врагами и неуправляемое желание ссоры с близкими, родными и друзьями?
Что наши дни, как не восхитительные победы и ужасающие падения и поражения?
Что наши дни, как не желание счастья и преступные шаги от него в противоположную сторону, к злу и несчастьям?
Стремясь к миру и спокойствию поневоле приходится вставать на войну. Победите в ней!

                


Re: В молитве за неверующих близких...
Евгения, православная, ПЦЯ - 20:52 07.12.2002
Да, у меня тоже такие мысли бывают, но я стараюсь одергивать себя и не думать, а просто молиться за своих неверующих близких! Я даже не хочу много говорить об этом, потому что одно дело, когда молиться и переживать за своих неверующих близких, а другое дело жить в языческой стране и с языческими обрядами и родственниками, которые просто или по неведению, или же просто не хотят почитать Бога, но при этом ведут правильный образ жизни.
Самое лучшее, что могу предложить, дак это:
О. Амвросий (Юрасов)

КАК ОБЩАТЬСЯ С НЕВЕРУЮЩИМИ РОДСТВЕННИКАМИ?

Самый лучший закон, правило для общения с ними - не надо их обличать и ругать. Вера - это дар Божий, а они его не имеют. Их просто надо жалеть и молиться, чтобы и их Господь оделил сим даром. Господь говорит: "Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня" (Ин. 6,44). Ну, человек и рад бы уверовать, но никак не может - гордыня ли мешает, высокое ли мнение о себе, о своих мирских знаниях или положение в обществе... Может, внутренне прогнил этот человек, с совестью у него не все в порядке, или не доходит через закрытые духовные очи и уши слово Божие. Много всяких причин тому. Но помните, что в это время надо с ними ласковыми быть, быть для них примером истинного православного христианина, кому стоит подражать. Не надо раздражаться, ругать их, обличать. Надо только молиться. "Просите, и дано будет вам..." (Мф. 7,7).
Многие мудрые христианки своим мужьям не говорят: "Ты должен делать то-то и то-то". Они приходят домой и рассказывают: "Вот, батюшка проповедь говорил, я запомнила такой интересный пример..." Один пример расскажут, второй, третий; смотришь, через некоторое время это семя Божественного Слова прорастает в душе. Человек идет в церковь, кается, венчается, молится.
Очень много всяких вариантов есть, но самое главное - это ваш личный пример.
У одного язычника трудился христианин. Язычник этот, не знавший Истинного Бога, принимая его на работу, сказал: "Я беру тебя с условием: ни слова не говори о Христе". Тот ему смиренно ответил: "Поверь, не скажу". Проработал христианин в саду два года, вдруг приходит к нему хозяин и падает в ноги: "Сделай так, чтобы и я стал таким, как ты!" Вот так. Личным примером можно убедить в существовании Христа, да еще без единого слова.

О ДЕЙСТВЕННОСТИ НАШИХ МОЛИТВ ЗА БЛИЖНИХ



Опыт жизни говорит, что и в тех случаях, когда мы хотели бы исправить недостатки наших ближних, самым действенным средством для этого является не увещевание их, а молитва за них.
Увещевание может действовать лишь при наличии у нас кротости и великой любви к ближним, а также наличии у ближних нашего авторитета; этого чаще всего у нас недостает, и поэтому увещевания вызывают у ближних большей частью лишь раздражение и враждебность.
Почему же не все молитвы за ближних исполняются, и каковы условия для надежды на благоприятные последствия молитвы? На этот вопрос так отвечает старец Силуан: "Когда хочет Господь кого-нибудь помиловать, то внушает другим желание за него молиться и помогает в этой молитве. Поэтому должно знать, что когда приходит желание молиться за кого-либо, то это значит, что Сам Господь хочет помиловать ту душу и милостиво слушает твои молитвы.
Но не должно смешивать желание молиться, которое внушает Господь, с желанием, которое рождается по пристрастию к тому, о ком молишься".
Очевидно, что в последнем случае молитва не всегда так исполняется Господом, как в первом случае, когда молятся по внушению от Господа.
Один из иноков спросил преп. Варсонуфия Великого: "Могу ли одни молитвы святых испросить прощения грехов без покаяния самого согрешившего?" Преподобный ответил: "Если человек сам не потрудится по силе своей и не присоединит собственного труд к молитвам святых, то никакой не получит пользы от того, что святые будут за него молиться.
Когда они будут поститься и молиться за него, а он будет сластолюбствовать и вести себя беспорядочно, то какую пользу принесет молитва о нем? Ибо здесь сбывается сказанное в Писании "Когда один строит, а другой разрушает, то что они получат для себя кроме утомления?" (Сир. 34,23).
Если бы возможно было, что человек, о котором молятся святые, спасался, ни мало не внимая себе, то что препятствовало бы святым спасать таким образом всех грешных мира сего?"
Поэтому епископ Феофан Затворник пишет: "Молитва других о нас бывает сильна только тогда, когда есть и наша собственная молитва".
Однако следует заметить, что из общего правила бывают и исключения. Эти исключения бывают тогда, когда горячность любви ближнего и его неотступность в молитве за согрешающего бывают очень сильны.
Блаженный Августин был в молодости совращен в ересь манихеев и вел далеко не добродетельную жизнь. Его благочестивая мать Моника горячо молилась о спасении его души и много плакала о сыне.
"Такие слезы и молитвы не будут отринуты Богом", - предсказал ей один епископ. И, действительно, ее молитвы были услышаны, и Августин стал одним из великих учителей древней христианской церкви.
В жизнеописании старца о.Алексия М. рассказывается о случае, когда по его молитвам и по неотступным молитвам его духовной дочери муж последней, неверовавший в течение своей жизни, - уверовал на смертном одре, покаялся и причастился Св. Тайн.
Следует сказать, что этот человек с симпатией относился к старцу о. Алексию, принимал посылаемые ему просфорки, которые ел за чаем. Иногда у христианина может возникнуть также вопрос - достаточно ли одной его молитвы при какой-либо серьезной просьбе к Господу.
На это так отвечает преп. Варсонуфий Великий:
"Хотя грешный и потрудился несколько сам, он имеет нужду в молитве праведного. Ибо апостол говорит: "Много может усиленная молитва праведного" (Иак. 5, 16). Но когда святой и праведный молятся за грешного, то и грешный, по силе своей, должен содействовать молению святых покаянием; будучи сам собою недостаточен к уплате долгов своих, он принесет малое, а молитвы святых - многое.
Например, кому-нибудь надобно перенести десять мер пшеницы, а он не может понести и двух, но найдет богобоязненного человека, который понесет за него девять мер, а ему оставит только одну и таким образом даст ему возможность спастись".

МОЛИТВА ОБ ИСПРАВЛЕНИИ БЛИЖНИХ



Кажется, нет большей скорби у христианина, как видеть своих ближних, утопающих в неверии, грехе или небрежении о спасении своей души.
Слова, убеждения и даже слезы всего чаще не помогают, и душа ближнего пребывает мертвой духовно.
Остается лишь надежда на Бога и на молитву о душевно погибающем. Но как часто долго и очень долго не замечается успех от таких молитв.
Ниже приводятся слова ободрения для подобных случаев, когда как будто бы нет результатов от молитвы за погибающих (перевод с французского - неизвестного автора).



* * *
"Бедные матери и жены. Идите и скажите дома на молитве Господу все то, что не решаетесь сказать вашим ближним и любимым, огорчающим вас своим неверием. Несите ваше бремя ко Христу, как когда-то к Нему несли разбитого параличом, который сам не мог или не хотел идти к Благому Пастырю.
Идите и просите за овцу заблудшую и скажите просто: "Господи, пожалей еще эту душу".
Пусть Господь будет для вас Светильником, Ему доверьте все ваше беспокойство, подчас отчаяние. У Него спросите - что надо делать и как надо говорить с погибающим. Одно слово, пришедшее во время молитвы, стоит больше, чем все наши человеческие измышления. И это слово, помимо вас, в час, когда мы того не ждем, западет в любимую душу, останется в ней и в тиши сделает свое дело.
Вы удивляетесь, что результаты так малы после многих лет усиленных молитв. Это оттого, что вы не умеете смотреть, да и не можете знать всего. Если любимая заблудшая душа совершила хотя бы одним грехом меньше - уже хорошо. Если поделится она с вами своей тревогой, если будет меньше осуждать ваши набожные навыки, не будет насмешки - это уже достижение.
Пока вы молитесь на коленях за эту дорогую вам душу, вы не видите, что происходит в этой душе, не видите ее борьбы и угрызений совести, хотя бы подавляемых. Если бы вы видели, как Сам Господь старается ее вернуть к Себе, повлиять на ее волю... вы бы продолжали молиться без конца. Лишь бы у вас хватило терпения, чтобы ожидать, и постоянства, чтобы не бросать начатого.
Не умея ждать, набожная мать или жена бывает требовательной. Ей хочется торопить дело обращения, а это как раз действует в обратном направлении. Нет постоянства и оттого работу приходится начинать сначала. Не теряйте мужества. Почва тяжелая для работы, но каждая молитва для нее - капля благодатной росы".

Бог вам в помощь.

                


Re: В молитве за неверующих близких...
Димитрий, православный христианин (МП) - 15:33 07.12.2002
Прости сестра
еще немного к теплым словам, что сказал брат Тарасий.
Прочти К Римлянам послание святого Апостола Павла, главы с 9 по 12.
«В отношении к благовестию они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов ... Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы».
Не допускай отчаяния. Больше слушай Ангела Хранителя своего. Это он напомнил тебе и о словах о.Александра Ельчанинова и слова Духа Божия к Св.Антонию.
Спаси Господи

                


Re: В молитве за неверующих близких...
Тарас, православный, АААПЦ - 08:06 07.12.2002
Алла, здравствуйте! Так радостно вас видеть (читать)!

Попробуйте не впадать в отчаяние о неверующих родственниках и близких. То, о чем писал о. Александр Ельчанинов совершенно верно. О Страшном Суде мы ведь знаем достоверно очень немногое. Как будет судить справедливый Судия? За что будут наказаны грешники, и за что будут удостоены вечного блаженства праведники?

Только одно место в Евангелии говорит о Страшном Суде. Евангелие от Матфея, глава 25-ая: "Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную."

А отчаяние несомненно от лукавого. Господь благ, милостив и всемогущ. Он все устраивает для нашего спасения, обращая зло в добро. Нам иногда кажется, что зло торжествует. Однако это не так, поскольку и зло Господь обращает во благо. Промысел Господень нами непостижим. Мы не можем охватить и понять всего, что творит Господь. Но знаем, что все, что Он творит есть во благо.

О том, что надо молиться и не унывать Господь сам сказал в главе 18:1 Евангелия от Луки: "Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо каждый просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят"; и Он заключает: "Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш небесный даст Духа Святого просящим у Него" (Лука 11, 8-13; 18, 7; Матф. 7, 11).

Наверное у каждого верующего сегодня есть неверующие родственники, друзья. Но и они даны верующему человеку, чтобы явились благие дела Божие. Ведь неверие - это в некотором роде болезнь. Многие окружающие нас люди не пришли от веры к неверию. Они уже родились в атеистической среде, выросли в ней и, казалось бы, шанса прийти к Богу у них не было. Но вы молитесь и по молитвам вашим будут совершаться чудеса. Как только победите отчаяние, так и будут. :)

                


Re: Спасибо, Тарас!
Вета, Православная, РПЦ МП - 11:40 07.12.2002
Спасибо за утешение!
Алла В.

                


Re: Спасибо всем, что отогрели душу!
Вета, Православная, РПЦ МП - 07:13 08.12.2002

                


Re: Не православное, но по теме
Николай Л., Православный - 09:24 08.12.2002
Вспомнил ситуцию, прочитанную мною давно тому назад в одной из христианских (протестанского толка) книг:
Когда Георга Мюллера из Бристоля спросили, действительно ли он верит в то, что двое людей, за спасение которых он молился в течение 50 лет, обратятся к Богу, он ответил:
„Вы думаете, что Бог дал бы мне молиться все это время, если бы Он не хотел бы спасти их?"
И в самом деле, оба обратились - один незадолго до смерти Мюллера, а другой вскоре после нее.
Так что не отчаивайтесь, ваши 50 лет еще не прошли :) .
С Богом!

                


Re: Вспомните башмачника...
Павел Г., православный - 18:00 09.12.2002
с которым встречался пр.Антоний Великий: " Все спасутся, а я нет".
Можно всю жизнь быть верующим, а в старости отречься от Христа, а другой всю свою жизнь был "как все", а в реанимации покается и будет с Богом и ни кто об этом не узнает.
Пример из жизни Оптиной Пустыни: После убийства монахов в 1993г, один послушник испугался что и его убьют собрал вещи и уехал, но тут же приехал в монастырь баптист и попросил его окрестить, сказав: " ..что здесь Голгофа, тут и Христос".
Спаси Господи!

                


Re: Всем-всем спасибо!
Вета, Православная, РПЦ МП - 07:28 12.12.2002