Беседы о Православии

То ли чудится мне, то ли кажется?..
Анахоретъ, Всех люби, от всех беги - 20:56 18.12.2002
То ли бес надо мною куражится?
Мне почему-то казалось, что "Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении..." Никодима Святогорца в библиотеке форума была... Во всяком случае, уверен что она была на Pagez.ru... Так или иначе, похоже, что в сети она сейчас есть только в библиотеке Кротова. М-да...
Но даже если я что-то путаю, не вижу причин, по которым ей в библиотеке форума не появиться.

                


И все-таки : подготовка.. ?
Александр С., православный - 14:55 20.12.2002
Здравствуйте, Анахорет,

Где-то год назад уже возникал тут диспут о необходимой частоте Причастия. Вы, насколько я понял, всецело приняли на вооружение взгляды, высказанные в искомой и найденной ссылке, т.е.: как можно чаще, при каждой Литургии, лучше - вообще каждый день.

Я тогда указывал на то, что такой взгляд в современной России создает ряд значительных проблем, в первую очередь из-за многолюдства в храмах. А кроме того, я спрашивал тогда : как Вы себе представляете прочтение всех необходимых молитв при столь частых Причащениях - ведь необходимо чтение по Молитвослову всех утренних, вечерних молитв, канонов, Последования, Благодарственных молитв, надо побывать на вечерней службе в Храме... Как это возможно для современного человека, который собой, как правило, не управляет и время расписано порой по минутам?

Вы мне тогда сказали, что эти большие собрания молитв придуманы для порочной практики "редких Причащений". Вот и хочу, пользуясь случаем, спросить : что изъять? Какие молитвы не существенны, по какому принципу сокращать ? Не могли бы прояснить?

Вообще, нет ощущения (как у меня, чисто интуитивного), что подобный подход может превратить главное Таинство в повседневный обыденный ритуал?

С уважением

А.

                


Будь готов!
Анахоретъ, Всех люби, от всех беги - 18:33 20.12.2002
Александр С., Вы писали:
> Вы, насколько я понял, всецело приняли на вооружение взгляды, высказанные в искомой и найденной ссылке, т.е.: как можно чаще, при каждой Литургии, лучше - вообще каждый день.

Что значит принял? Из Ваших слов мне начинает казаться, будто именно благодаря этой книге я и "зафанател" идеей неопустительного причащения. Нет, лошадь здесь появилась несколько раньше телеги... :)
Но в целом верно: причащаться действительно лучше чаще, смысл присутствия за литургией действительно заключается в причащении, в идеале - причащаться нужно действительно каждый день, но этот идеал практически недостижим.
>
> Я тогда указывал на то, что такой взгляд в современной России создает ряд значительных проблем, в первую очередь из-за многолюдства в храмах.

Во-первых, кто сказал, что обстановка в современной (или несовременной) России (или не России) сильно подходит для реализации евангельских идеалов? А во-вторых, лично мне неизвестно, чтобы у людей, имеющих желание подвизаться, рекомое многолюдство создавало глаголемый ряд значительных проблем.

> А кроме того, я спрашивал тогда : как Вы себе представляете прочтение всех необходимых молитв при столь частых Причащениях - ведь необходимо чтение по Молитвослову всех утренних, вечерних молитв, канонов, Последования, Благодарственных молитв, надо побывать на вечерней службе в Храме... Как это возможно для современного человека, который собой, как правило, не управляет и время расписано порой по минутам?
>
> Вы мне тогда сказали, что эти большие собрания молитв придуманы для порочной практики "редких Причащений". Вот и хочу, пользуясь случаем, спросить : что изъять? Какие молитвы не существенны, по какому принципу сокращать ? Не могли бы прояснить?

Вряд ли я Вам здесь помощник, ведь сам вопрос Вы ставите некорректно. Извольте видеть сами: с одной стороны, Вы говорите, что исполнять такое большое молитвенное правило невозможно для современного человека, у которого нет времени всё это прочитывать, а с другой - самим вопросом подразумеваете, что у этого же современного человека есть возможность, значит, и время, часто причащаться. Дык, "аще хощеши совершен быти, раздай имение нищим и гряди вслед Мене". Иными словами, если пресловутому "современному человеку" уже понятно, что причащаться нужно как можно чаще, а мiр этого не позволяет, то почему он до сих пор в мiру? Шёл бы к нам, анахоретам... Ну или к киновитам :)
>
> Вообще, нет ощущения (как у меня, чисто интуитивного), что подобный подход может превратить главное Таинство в повседневный обыденный ритуал?
>
Конечно же, существует опасность "привыкания". Это искушение, например, знакомо каждому священнослужителю, десятилетиями повторяющему те же слова за литургией. Но это же не значит, что нужно перестать служить. Просто искушения нужно преодолевать, Богу содействующу, и из этого вся наша жизнь состоит...
И потом, из практики знаю, что если человек причащался часто (или, по крайней мере, регулярно), а потом перестал, то на него такие искушения наваливаются, что он сразу начинает соображать, если сердце ещё не закаменело, чего себя лишил, легче уж с привыканием к святыне бороться.

Бог в помощь.

                


Re: Будь готов!
Александр С., православный - 00:22 21.12.2002
Анахоретъ, Вы писали:

> > Я тогда указывал на то, что такой взгляд в современной России создает ряд значительных проблем, в первую очередь из-за многолюдства в храмах.
>
> Во-первых, кто сказал, что обстановка в современной (или несовременной) России (или не России) сильно подходит для реализации евангельских идеалов? А во-вторых, лично мне неизвестно, чтобы у людей, имеющих желание подвизаться, рекомое многолюдство создавало глаголемый ряд значительных проблем.
>

Ну нет, многолюдство в храмах - факт в принципе отрадный, его не надо ставить в ряд с "обстановкой в современной России". Не во всех храмах, надо добавить, это зависит от настоятеля и священников. Но уж если с этим все в порядке и народ исправно ходит - нормально ли это, когда Причащение длится почти столько же, сколько остальная часть службы? Ведь не все спортсмены и не все молоды как Вы (я ведь не ошибся?) А старики ? А колеблющиеся, просто непривычные?



> > Вы мне тогда сказали, что эти большие собрания молитв придуманы для порочной практики "редких Причащений". Вот и хочу, пользуясь случаем, спросить : что изъять? Какие молитвы не существенны, по какому принципу сокращать ? Не могли бы прояснить?
>
> Вряд ли я Вам здесь помощник, ведь сам вопрос Вы ставите некорректно. Извольте видеть сами: с одной стороны, Вы говорите, что исполнять такое большое молитвенное правило невозможно для современного человека, у которого нет времени всё это прочитывать, а с другой - самим вопросом подразумеваете, что у этого же современного человека есть возможность, значит, и время, часто причащаться. Дык, "аще хощеши совершен быти, раздай имение нищим и гряди вслед Мене". Иными словами, если пресловутому "современному человеку" уже понятно, что причащаться нужно как можно чаще, а мiр этого не позволяет, то почему он до сих пор в мiру? Шёл бы к нам, анахоретам... Ну или к киновитам :)
> >

А кто вас кормить будет, анахоретов ? Кто от нашествия иноплеменных защитит, и если бы только военного ? Нам со времен падения Византии не ясно разве, что за монастырскими стенами не отсидишься, и имелось в виду (цитата) все-таки, видимо, нечто иное, не столь законнически-буквальное, разве нет?

Вобщем, от ответа уклонились. Я не понял, честно говоря, где у меня противоречие по "современному человеку". Одно дело - раз в две-три недели напрячься и взойти на гору, другое ... Не знаю. Процент можете указать, сколько Вы в среднем из положенного вычитываете, чтобы я хоть сориентировался?
Видите, не там - так здесь нерадение.


> Конечно же, существует опасность "привыкания". Это искушение, например, знакомо каждому священнослужителю, десятилетиями повторяющему те же слова за литургией. Но это же не значит, что нужно перестать служить. Просто искушения нужно преодолевать, Богу содействующу, и из этого вся наша жизнь состоит...

Так это священник ! А нам мирянам грешным, хоть ты как - а трепетность подай !

                


На что жалуемся-то?
Анахоретъ, Всех люби, от всех беги - 01:26 21.12.2002
Александр С., Вы писали:
> Ну нет, многолюдство в храмах - факт в принципе отрадный, его не надо ставить в ряд с "обстановкой в современной России".

Хм. Я что-то не понимаю, это Вы сами с собой как бы спорите?

> Но уж если с этим все в порядке и народ исправно ходит - нормально ли это, когда Причащение длится почти столько же, сколько остальная часть службы? Ведь не все спортсмены и не все молоды как Вы (я ведь не ошибся?) А старики ? А колеблющиеся, просто непривычные?

Александр, я что-то не пойму, на что Вы жалуетесь. Если на проблемы каких-то конкретных приходов, то почему мне? По поручению колеблющихся стариков?

> А кто вас кормить будет, анахоретов?

Вы серьёзно считаете себя моим кормильцем?

> Кто от нашествия иноплеменных защитит, и если бы только военного ? Нам со времен падения Византии не ясно разве, что за монастырскими стенами не отсидишься,

Здесь Вы, к сожалению, лишь повторили набор глупостей, обычно используемых врагами монашества. Не к месту и не по адресу.

> ...и имелось в виду (цитата) все-таки, видимо, нечто иное, не столь законнически-буквальное, разве нет?

А здесь я вообще потерял нить.

> Вобщем, от ответа уклонились.

Я не знаю, какой ещё Вам нужен ответ. В конце концов, "имеете закон и пророков".

> Я не понял, честно говоря, где у меня противоречие по "современному человеку". Одно дело - раз в две-три недели напрячься и взойти на гору, другое ... Не знаю.

Из-за раза в две-три недели вообще не может быть какого-то разговора. Узнаете, чего хотите, пишите, а так только обоюдная трата времени получается.

> Процент можете указать, сколько Вы в среднем из положенного вычитываете, чтобы я хоть сориентировался?

Я это слово терпеть не могу: "вычитывать". Правило совершаю целиком. Каноны, разумеется, совмещаю. Что-то меняю, что-то добавляю, акафисты (кроме богородичного, когда он положен) опускаю. Всё очень скромно. Непонятно, зачем Вам на меня ориентироваться.

> > Конечно же, существует опасность "привыкания". Это искушение, например, знакомо каждому священнослужителю, десятилетиями повторяющему те же слова за литургией. Но это же не значит, что нужно перестать служить. Просто искушения нужно преодолевать, Богу содействующу, и из этого вся наша жизнь состоит...
>
> Так это священник ! А нам мирянам грешным, хоть ты как - а трепетность подай !

Опять не понял, к чему эта реплика относилась...

                


Что тут непонятного ?
Александр С., православный - 11:17 21.12.2002
Вы ведь уже практически ответили! Например :

>Из-за раза в две-три недели вообще не может быть какого-то разговора. Узнаете, чего хотите, пишите, а так только обоюдная трата времени получается.

Вот это мне и надо было – я имею в виду первую фразу, вторая – это для взаимного поднятия настроения ? Я и хотел знать, что СЧИТАЕТСЯ в православной среде нормальным в плане частоты Причащения. У меня правда и раза в три недели не получается, но все же…

>> А кто вас кормить будет, анахоретов?

>> Кто от нашествия иноплеменных защитит, и если бы только военного ? Нам со времен падения Византии не ясно разве, что за монастырскими стенами не отсидишься,

>Здесь Вы, к сожалению, лишь повторили набор глупостей, обычно используемых врагами монашества. Не к месту и не по адресу


Я не читал православных врагов монашества, поэтому даже не представляю, кого я мог «повторить». Я совершенно не против монашества : если человек считает, что это для НЕГО – единственный возможный путь… Но если говорить, против чего я, то отвечу : против физического ухода православных из мира, сдачи, оставления и его и не-ушедших, но достойных и честных христиан на растерзание нечисти. Я не могу понять, почему православная этика мирского человека, рассчитанная на его выживание, телесное и духовное, существует лишь в виде разрозненных брошюр, разложенных у свечного ящика, и написанных совсем недавно. Между тем, если бы существовали ответы на подобные вопросы, пригодные к употреблению не только монахами, я бы не занимал сейчас Ваше драгоценное время.

Ну ладно, мне кажется, мы все выяснили. Несказанно приятно было побеседовать.

С уважением

                


Тема сменилась, но...
Анахоретъ, Всех люби, от всех беги - 00:25 23.12.2002
Александр С., Вы писали:
> Вы ведь уже практически ответили!

Слава Богу, если что-то прояснилось. Всё же, Вы затронули другую тему, очень важную.

> Я не читал православных врагов монашества, поэтому даже не представляю, кого я мог «повторить».

Полагаю, Вы оговорились: православных врагов монашества не существует в природе. Есть враги православного монашества, и есть враги монашества, которые почему-то думают о себе, что они православные.
Далее Вы затронули два важных вопроса: аскетика и нравственность. Отними любой из них от того, что мы называем Христианством, и останутся лишь лицемерные схоластические штудии.

> Но если говорить, против чего я, то отвечу : против физического ухода православных из мира, сдачи, оставления и его и не-ушедших, но достойных и честных христиан на растерзание нечисти.

Не буду спорить против Вашей формулировки вопроса (довольно лукавой, между тем), только спрошу: Вы против пути, избранного Иоанном Предтечей? Антонием Великим? Преподобным Сергием? (Ряд можно продолжать бесконечно). Если будете отвечать, я Вас прошу прежде хорошо поразмыслить над этими примерами.

> Я не могу понять, почему православная этика мирского человека, рассчитанная на его выживание, телесное и духовное, существует лишь в виде разрозненных брошюр, разложенных у свечного ящика, и написанных совсем недавно. Между тем, если бы существовали ответы на подобные вопросы, пригодные к употреблению не только монахами, я бы не занимал сейчас Ваше драгоценное время.


Ну раз уж заняли :) Ответы есть, просто что-то (скорее всего, кто-то, и я даже догадываюсь, кто именно) помешал Вам их найти. Православная этика вся содержится в Нагорной проповеди, а помянутые Вами разрозненные брошюры (вообще, больше всех из современных авторов на эту тему писал, пожалуй, Пестов, но у него есть книги посолиднее, чем просто брошюры) лишь более современным, может быть, языком повторяют мысли святых отцов (преимущественно монашествующих, надо заметить), или пересказывают примеры из их же житий.
В общем, всегда, во все времена на эту тему говорили и писали весьма много: это составляет предмет половины всех говорившихся за две тысячи лет проповедей, и двух третей всего, что было за то же время написано христианскими авторами.

                


Литература есть и для мирян
Тарас, православный, АААПЦ - 06:11 23.12.2002
Есть хорошие современные книги для мирян. :) Недавно читал книгу "Супружество как путь к святости" профессора Давида Форда (преподавателя Истории в Св. Тихоновской семинарии). Надеюсь, что кто-нибудь из выпускников семинарии может быть и переведет ее на русский в скором времени. А вообще там собраны жития святых, которые и на русском уже и так есть.

Супружество - это тоже призвание, и не легкое призвание, как и монашество. Только монашество все же подразумевает достижение большей степени совершенства на пути к святости, т.е. наиболее полного подражания Христу. А ведь разве не полное подражание Христу является стремлением любого Христианина?

                


С Кемпийским приветом
Анахоретъ, Всех люби, от всех беги - 13:39 23.12.2002
Тарас, Вы писали:
> Супружество - это тоже призвание, и не легкое призвание, как и монашество. Только монашество все же подразумевает достижение большей степени совершенства на пути к святости, т.е. наиболее полного подражания Христу. А ведь разве не полное подражание Христу является стремлением любого Христианина?

Ага, это самый распространенный в наше время штамп, даже в док. фильме об Афоне он мне попался. Дескать, подражание Христу и есть цель монаха (христианина). Довожу до сведения почтенного собрания, что подражание Христу есть цель католического монашества, а у православных во главе угла - "стяжание Духа Святаго Божия". Почувствуйте разницу.
Да и кроме того, Тарас, Вам самому-то не кажется странным сочетание супружеской жизни с "полным подражанием Христу"?

                


Вопрос по поводу "Духовной брани"
Анна, православная христианка, РПЦ МП - 02:16 24.12.2002
прочитала я статью о. Георгия Чистякова, в которой он говорит, что это, мол, почти перевод некоей католической книги, названия же ее не упомню (если хотите, наду линк, там говорится). Что дескать, свт. Феофан начал ее переводить, а потом на ходу стла исправлять оатинское влияние, когда его обнаружил и ееще что-то столь же запутанное.
Правда ли это, и в какой мере и степени?

                


"Невидимая брань"
Александр Иванов, православный христианин, РПЦ - 09:06 24.12.2002
> прочитала я статью о. Георгия Чистякова, в которой он говорит, что это, мол, почти перевод некоей католической книги, названия же ее не упомню (если хотите, наду линк, там говорится). Что дескать, свт. Феофан начал ее переводить, а потом на ходу стла исправлять оатинское влияние, когда его обнаружил и ееще что-то столь же запутанное.
> Правда ли это, и в какой мере и степени?

Речь скорее всего о "Невидимой брани" (есть в нашей библиотеке). Русский перевод этой книги является не переводом, а скорее вольным пересказом свт. Феофана творения св. Никодима Святогорца, который в свою очередь вольно перевел книгу католического монаха, попутно исправляя встречающиеся латинизмы. Таким образом, книга является двойным вольным переводом-пересказом латинского первоисточника, сделанным православными святыми. В результате получилась весьма полезная православная книга. Правда, по словам моего духовника, эта книга была бы много лучше и полезней, если бы авторы не пользовались латинским источником.

                


Re: "Невидимая брань"
Анахоретъ, Всех люби, от всех беги - 15:39 24.12.2002
Действительно изначальным автором был иезуит Лоренцо Скуполи, и его книга действительно называлась "Брань духовная" (изд. в нач. 17 в.). Святогорец перевел её достаточно точно, но добавил одну главу от себя (об обуздании памяти и фантазии), выкинул главу об упорствовании до смерти, т.к. счёл, что об этом и так достаточно написано, и сильно переделал главу о молитве. Кроме того, Никодиму принадлежат развернутые ссылки на Священное Писание, и Свв. Отцов. Но после редакции святителя Феофана, насколько я знаю от людей сведущих (ибо сам не читал ни латинского прототипа, ни греческого перевода), говорить об авторстве Скуполи могут лишь люди, намеренно пытающиеся представить совершенно схожими католическую и православную духовные традиции. Сейчас бы это назвали так: "Идея книги - Л.Скуполи" :)

                


Кажется не с полным
Тарас, православный, АААПЦ - 20:23 23.12.2002
> Ага, это самый распространенный в наше время штамп, даже в док. фильме об Афоне он мне попался. Дескать, подражание Христу и есть цель монаха (христианина).

А я вот когда писал, чуть ли не сделал описку, написав "цель". :) А потом опомнился, и написал "стремление". Простите, отче, я как раз в подтверждение ваших слов написал предыдущее сообщение.

>Да и кроме того, Тарас, Вам самому-то не кажется странным сочетание супружеской жизни с "полным подражанием Христу"?

Мне не только кажется, я на пркатике это уже, слава Богу познал. :) Как там писал Св. Иоанн Лествичник в первой главе своей знаменитой книги: "Если бы земной царь позвал нас и пожелал бы нас поставить в служение пред лицем своим; мы не стали бы медлить, не извинялись бы, но оставив все, усердно поспешили бы к нему. Будем же внимать себе, чтобы когда Царь царствующих и Господь господствующих и Бог богов зовет нас к небесному сему чину, не отказаться по лености и малодушию, и на великом суде Его не явиться безответными. Может ходить и тот, кто связан узами житейских дел и попечений, но неудобно; ибо часто и те ходят, у которых железные оковы на ногах: но они много претыкаются, и получают от этого язвы. Человек неженатый, а только делами связанный в мире, подобен имеющему оковы на одних руках; а потому, когда он ни пожелает, может невозбранно прибегнуть к монашескому житию; женатый же подобен имеющему оковы и на руках и на ногах."

Разве лучше выразишь мнение по поводу этого вопроса?

                


Увы, готов не всегда
Anton, Православный, РПЦ МП - 19:36 20.12.2002
А вот, кстати, раз уж тема поднялась.
У меня после прочтения сей книги сразу же возник следующий вопрос. С одной стороны отцы Никодим с Макарием постоянно подчёркивают, что учащение причащения не должно сопровождаться ухудшением подготовки. С другой - говорят о невозможности игнорировать Причастие, будучи на Литургии. И не очень понятно, что делать, если точно знаешь, что подготовился недостаточно, слишком плохо, но на Литургию пойти всё-таки можешь.
Идти и не причащаться ? Или не ходить вовсе ? Книга говорит : надо хорошо готовиться всегда, но ведь это не ответ ...

Такая вот проблема

                


Re: Увы, готов не всегда
Элрин, неортодоксальный православный - 01:09 21.12.2002
Кстати, а как правильно причаститься в первый раз?
Какой день лучше выбрать, какой храм (в Москве) , когда приходить, какие молитвы читать? Сколько дней перед этим поститься? Может - отложить до Рождества?

                


Re: Увы, готов не всегда
Анна, православная христианка, РПЦ МП - 23:21 21.12.2002
вариант на воскресный день - Петра и Павла на Яузе, в Петропавловском переулке, рядом с библиотекой Иностранной литературы, м. Китай-город.
Настоятеля зовут о. Константин (он страшно милый), или к о. Илье пойдите - если он служит, конечно. Можно прийти на всенощную под воскресенье (в 5 часов вечера в субботу), там много народу никогда не бывает.

                


Что посоветовал бы я
Анахоретъ, Всех люби, от всех беги - 22:01 21.12.2002
Есть такой храм - Иоанна Богослова на Бронной (Богословский пер., 4). Это аккурат напротив нового МХАТа, через бульвар.
Выберите время, сходите туда, осмотритесь. Посмотрите расписание служб. Выберите по возможности, если получится (но это необязательно), будничную службу, т.к. народу будет, скорее всего, меньше, чем в субботу-воскресенье. Принцип такой: литургия всегда служится утром, всенощное бдение или вечерня - накануне вечером. Чтобы причаститься на литургии, нужно прийти на всенощную, когда принимается исповедь. Перед литургией два-три дня надо попоститься (сейчас, впрочем, и так идет пост). На исповеди с самого начала обозначьтесь, что Вы хотите причащаться в первый раз, чтобы сориентировать священника (о.Андрей его зовут). Он Вам подскажет и какое молитвенное правило совершать перед причастием. До Рождества не тяните - перед праздником всегда суета, и священник не сможет Вам уделить достаточно времени.
Если молитвослова ещё нет, обзаведитесь уже сейчас. Выберите т.н. толковый молитвослов или, по крайней мере, такой, где в словах стоят ударения и помещены переводы наиболее непонятных слов.
Бог в помощь.

                


Всем спасибо
Элрин, неортодоксальный православный - 22:44 23.12.2002
Спасибо всем за советы. Завтра и в среду зайду в указанные вами храмы.

                


у Птера и Павла может е быть вечерней службы
Анна, православная христианка, РПЦ МП - 02:12 24.12.2002
там нехватка священников, лучше позвоните

                


Ну что ж, всяко бывает...
Анахоретъ, Всех люби, от всех беги - 22:18 20.12.2002
Anton, Вы писали:
> Идти и не причащаться ? Или не ходить вовсе ?

Конечно надо идти на службу. Оглашенные же ходили на литургию, хотя и не причащались. Лучше быть низведенным до степени оглашенного, чем отлученного, я так понимаю :)
Если же есть счастливая возможность переговорить (или кратко поисповедаться) перед службой со своим священником, то он, если не найдёт никакого криминала (неготовность по причине собственного нерадения и т.п.), и видя искреннее желание причаститься, скорее всего, допустит к причастию под условием, что к следующему причастию Вы подготовитесь достойным образом.

                


Re: Ну что ж, всяко бывает...
Anton, Православный, РПЦ МП - 13:35 24.12.2002
>> Идти и не причащаться ? Или не ходить вовсе ?
> Лучше быть низведенным до степени оглашенного, чем отлученного, я так понимаю :)

Согласен, я на это так стараюсь и смотреть. :) Только вот последнее время при этом стал задумываться при возгласе : "Оглашенные, изыдите!" :)

> Если же есть счастливая возможность переговорить (или кратко поисповедаться) перед службой со своим священником, то он, если не найдёт никакого криминала (неготовность по причине собственного нерадения и т.п.), и видя искреннее желание причаститься, скорее всего, допустит к причастию под условием, что к следующему причастию Вы подготовитесь достойным образом.

Во-первых у меня уже были случаи, когда я по различным причинам (в общем, конечно, и нерадение там занимало не последнее место) желал причаститься, не сходив перед этим на вечернюю, или не успев совершить правило, о чём и говорил на исповеди священнику(не своему, правда, т.к. это случалось во время моих разъездов). Реакция обычно была стандартная : иди лучше нормально подготовься и завтра причащайся.

Во-вторых под подготовкой к Причастию я понимаю не только посещение перед этим вечерней службы и совершение правила, но и более строгое (по отношению к обычной своей жизни) проживание всей недели перед этим (ну или, хотя бы, нескольких дней). Если принять этот подход за основу, но при этом стремиться причащаться каждую неделю, то получится, что каждую неделю я должен проживать более строго, нежели предыдущую. Наверное в идеале это так и должно быть, но думаю, что сейчас такой подход я просто не выдержу. Если же не отказываться от практики чередования напряжения и отдыха, но умещать это всё в одну неделю (скажем до среды "отдыхаем", со среды - "напрягаемся"), то мне кажется, что уменьшение периода может привести к тому, что различие между "отдыхом" и "напряжением" может начать стираться и, боюсь, не в пользу "напряжения".

То есть получается, что учащение причащения, по-хорошему, должно сопровождаться даже не сохранением меры строгости, а увеличением её. Что, безусловно, хорошо, хоть, увы, и не всегда достижимо на практике.

                


Re: Ну что ж, всяко бывает...
Андрей Л., православный - 15:28 24.12.2002
Дорогой Антон,

ты сказал, что желаешь причастия, хотя бывает, что не готов морально и формально, - вот это самое главное и есть - желать.
Если бывает, что ты не желаешь, то конечно, тогда не готов, - но в этот момент остановись в самобичевании, и заставь себя желать. Усовести себя разумом. Прояви волю, а не чувства. "Веришь ты, или не веришь?!"

Я так понимаю, что бывают дни, когда морально не готов, и кто-то нашептывает, ну, вот, все..., не готов, чего зря ходить... Так?

Так ты подумай, кто шепчет, кто хочет, чтобы ты не хотел? он уже тебя сбил за предстоящие дни с пути истинного, но еще и добить тебя хочет до конца. Так ты не сдавайся, читай канон насколько сил хватит, и утром на исповедь. Благословит тебя Господь или нет, в любом случае, это хороший урок будет впредь.

Главное иди, и желай. Заставляй себя. Без желания причаститься - худо будет совсем. Это и есть - не готов окончательно.
А то, что тебя вражина с пути сбил, так не один ты такой, - я себя идеально готовым никогда не ощущал. На это и слова Господни есть о том, что надобно соблазнам придти. А Тело и Кровь Его в первую очередь грешным верующим и желающим причаститься нужны, а не святым.

Можно развить тему, что желать могут и суеверные, и экзальтированные личности, но ты разумом думай о себе, - как впредь готовиться. Остальным Господь судья, - мы им свою голову одолжить не можем, потому пусть как знают, так и готовятся. Один все ест - и ест для Бога, другой - не ест, и тоже для Бога. (по ап. Павлу)

По поводу увеличения строгости - не помогай искушать себя диаволу!
Мне думается, что нужен не волнообразный подход, не ужесточением временным, а постепенно и ровно.

Вот, ты взялся за себя, и провел три дня так, как никогда не готовился, - так знай, что ты окажешься в роли пехоты, оторвавшейся от тылов, и погибнешь позорно в окружении. Налетят, заклюют тебя, и рухнешь ниже того уровня, где был до подготовки. Иди постепеннно, не вырываясь. Лучше долго на одном месте, но потом сделать шаг, чем внезапных три шага вперед и пять назад.

Я постоянно сталкиваюсь с большими искушениями именно после причастия, а до этого, в предыдущие дни, ну все замечательно было, и ба-бах!... Сколько раз клял себя,... чувство такое, что все зря было... Потом понял, что надо тихо, мирно, без подвигов, чтобы бесов не волновать. Ведь когда начинаем "рвать вес", то рвем чашу свою греховную, в котороой бесы спят. Спят они пока ты "тепленький", а как горячим станешь, так они и взбунтуются, и так забунтуют, что и других на помощь призовут, чтобы кинуть тебя плашмя вниз, - без церемоний, и без жалости бить будут, пока не обезсилишь.

И что это, когда вдруг стал готовиться усиленно, - как не чувства?... А надо разумом и волей. Как великий стратег, как Тот, Кто дал тебе разум и волю, которыми мы от животных отличаемся.

В общем, сейчас мой опыт таков - надо браться за что-то одно, хотя бы за треп пустой, и давить его пока не поймешь, что можно и к другому приступать, но уже не отступать, чтобы бесы поняли, что здесь ты крепок. И хотя проверять постоянно будут, но более для проверки - не уснул ли? А когда треп давишь, тогда как-то само собой и другое давить начинаешь, - вдруг оказывается, что все взаимосвязанно!..., - но повторяю, давить надо тихо. Тихо в первую очередь означает, чтобы ближайшее твое окружение этого не заметило, потому что злейшие враги - ближние наши. Не сами они, а бесы ихние, которые нашим бесам на помощь придут, да такие придут, которых ты и знать не знаешь, а потому сил и приемов против них иметь не будешь.

Прости, брат, за путанницу и многословие, и за то, что повторил тебе и без меня известное, но иногда здесь прочитаю что-то, что вроде бы знал уже, но другими словами сказанное, и вдруг пошло-поехало развитие в моей голове, и видишь как-то глубже то, что раньше понятным-далее-некуда казалось.
А тут, у тебя, еще и проблему увидел, с которой тоже борюсь...

Спаси Господи, если дочитал, и разобрался. Держись, и желай.

                


Re: Увы, готов не всегда
Паломник, христианин, ортодокс - 19:51 20.12.2002
По моему скромному мнению игнорировать Причастие нехорошо, но пропустить Литургию под предлогом неподготовленности гораздо хуже... если же во время Литургии проходит Исповедь, то вопрос неподготовленности можно разрешить сообразно уровню неподготовленности и текущему моменту по благословению... главное не делать из этого системы.

                


кажется, брате Анахорете,
Anton, Православный, РПЦ МП - 21:14 18.12.2002
... кажется .. :-)

насчёт форумской библиотеки не знаю, а на pagez она как лежала, так и лежит : http://pagez.ru/olb/051.php
Также есть тут : http://st-jhouse.narod.ru/biblio/koliva/sod.htm

                


Значит, в консерватории что-то подправить нужно...
Анахоретъ, Всех люби, от всех беги - 23:19 18.12.2002
Потому как не нашёл я этого текста на Pagez, а так как вряд ли это было из-за моей тупости, то либо там навигация оставляет желать, либо действительно надо мною кто-то покуражился. :)

                


Есть она
Андрей Лебедев, Православный, РПЦ - 07:50 19.12.2002
а навигация действительно... (слов не нахожу) :( руки не доходят