Беседы о Православии

Перевод Псалтири и объяснение Бож.Литургии
Дионисий(Рысс), Православное христианство - 11:31 08.04.2003
Во время Бож.Литургии недопонимаю отдельные моменты и ищу хорошие подробные толкования..вот например во время моления о избавлении от всякой скорби,гнева и нужды всё время думал,что это избавление от внутреннего гнева,так скажем одной из страстей человеческих,но недавно открыл епископа Михаила...и нет неправильно..от гнева Божьего.Слышал есть толкования составителя Литургии св.Иоанна Златоустаго...поделитесь пожалуйста Вашим опытом в этом вопросе...вообще в Храме часто вижу как многие кланяются во время возгласа диакона...оглашенные главы Ваши Господеви приклоните..впрочем я сам долгое время кланялся не понимая смысла возгласа.Что ж видимо крайне нужны хорошие переводы с толкованиями.
Потом хочется обсудить перевод св.Псалтири и Ваш опыт в этом вопросе,да и вообще переводы и изучении церковно-славянского.Пока не нашёл нигде перевода покаянного канона ко Господу,Богородице нашел но очень редкое издание... .

                


объяснение Бож.Литургии
свящ. Вячеслав Рубский, православный христианин - 00:59 10.04.2003
>Слышал есть толкования составителя Литургии св.Иоанна Златоустаго...
Вот:
http://www.magister.msk.ru/library/bible/comment/russian/liturg01.htm

                


Всё же кого именно это толкование?
Дионисий(Рысс), Православное христианство - 12:59 10.04.2003
Благодарю Вас дорогой отец Вячеслав,однако я не совсем понял ...издательница толкования свой труд основала на толкованиях самого Святителя или это её собственное толкование?

                


Re: Перевод Псалтири и объяснение Бож.Литургии
ИУЛИЯ, Православие - 13:21 08.04.2003
Насчет оглашенных - это да. Зачеи крещеному человеку склоняться на этот возглас??? Это собой нельзя гордиться. А тем, что мы крещены - можно: не как своей заслугой, разумеется, а как Божиим даром, как мы можем "гордиться" тем что Господь есть, что Он Всеблаг и Милосерден настолько, что сподобил нас, грешных, Святого Крещения. Когда был институт оглашенных в прежние века, я уверена, христианин и не думал "откликаться" на этот возглас. А мы, "современные", получается, не просто не понимаем смысла Богослужения, а ещё и не ценим великого дара Господнего. Это хоть и "ненарочный", как дети говорят, но всё же грех - имхо.

                


Re: Перевод Псалтири и объяснение Бож.Литургии
Дионисий(Рысс), Православное христианство - 15:40 08.04.2003
Кстати епископ Михаил,а только его подробную книгу я обнаружил на прилавках пишет,что христианам можно склонить голову помышляя о своей многогрешности и смиряя себя.Кстати кроме оглашенных этот возглас относится и к тем,которые впали в тяжкие грехи...так называемые кающиеся.Раньше была такая группа прихожан... .Всё же хочется прочесть святых отцов и мне кажется,что в этот момент преклонять голову не следует,ведь тогда и выйти надо с оглашенными по гласу диакона...оглашенные изыдите....всё же этот возглас ИМЕННО для кающихся-оглашенных....интересуюсь Вашими мнениями

                


Re: Перевод Псалтири и объяснение Бож.Литургии
Valerius, Православный МП - 19:23 08.04.2003
Дионисий(Рысс), Вы писали:
> Всё же хочется прочесть святых отцов и мне кажется,что в этот момент преклонять голову не следует,ведь тогда и выйти надо с оглашенными по гласу диакона...оглашенные изыдите....всё же этот возглас ИМЕННО для кающихся-оглашенных....интересуюсь Вашими мнениями

Нужно всего лишь избавляться от порочной практики, когда священник впервые видит человека, "купившего" (да-да, так порой и считается!) крещение в свечном ящике. Иными словами, если действительно стремиться к тому, чтобы Церковь крестила лишь прошедших "оглашение" (обучение) и испытанных, а не случайных людей (т.е. восстановить сам институт "оглашенных"), то ни выкидывать из литургии соответствующую ектению, ни выдумывать пусть даже благочестивые, но все-таки надуманные ее толкования, не придется.

                


Re: Перевод Псалтири и объяснение Бож.Литургии
anna_z, православная - 14:03 08.04.2003
Много ли сейчас в храмах оглашенных? Обычно ни одного не бывает. Этот возглас обращён ко всем - посмотрите хотя бы у Гоголя ("Размышления о Божественной Литургии"): "Хотя и редко бывают теперь не принявшие святого Крещения и находящиеся в числе оглашенных, но всякий присутствующий, помышляя, как далеко он отстоит и верой, и делами от верных, удостоивавшихся соприсутствовать Трапезе Любви в первые веки христиан, видя, как он, можно сказать, только огласился Христом, но не внес Его в самую жизнь, только что слышит разум слов Его, но не приводит их в исполнение, и еще холодно его верованье, и нет огня всепрощающей любви к брату, поядающей душевную черствость, и что, крещеный водой во имя Христа, он не достигнул того возрожденья в духе, без которого ничтожно его христианство, по слову Самого Спасителя: кто не родится .свыше, не внидет в Царствие Небесное, — соображая все сие, всякий из присутствующих сокрушенно поставляет себя в число оглашенных и на призванье диакона: Помолитеся, оглашенные Господу! — от глубины сердца взывает: Господи, помилуй!
Верные — взывает диакон: помолимся об оглашенных, чтобы Господь их помиловал, чтобы огласил их словом истины, чтобы открыл им Евангелие правды, чтобы соединил их Своей Святой Соборной и Апостольской Церкви, чтобы спас, помиловал, заступил и сохранил их Своею 6лагодатью!
И верные, чувствующие, как мало они стоят названия верных, молясь об оглашенных, молятся о самих себе, и на всякое отдельное призванье диакона восклицают внутренне вослед за поющим ликом: Господи, помилуй! Диакон взывает: Оглашенные, главы ваши Господу преклоните! Все преклоняют свои главы, восклицая внутренне в сердцах: Тебе, Господи!
Священник втайне молится об оглашенных и о тех, которых смиренье души поставило себя в ряды оглашенных".

                


Непослушные оглашенные
Тарас, православный, АААПЦ - 18:13 08.04.2003
anna_z, Вы писали:
> Много ли сейчас в храмах оглашенных?

Смотря в каком храме. :) У нас на службах бывает иногда больше оглашенных, чем верных. :)

>Этот возглас обращён ко всем

Нет, Дионисий правильно заметил: он обращен только к оглашенным. В некоторых храмах, когда священнику известно, что оглашенных на Литургии не присутствует, вся ектения опускается совсем.

Вот что я заметил, обычно не делается, так это когда дьякон восклицает "оглашенные изыдите...", то оглашенные обычно переглядываются с лёгкими улыбками и остаются стоять на месте. :)

                


Re: Перевод Псалтири и объяснение Бож.Литургии
Дионисий(Рысс), Православное христианство - 16:19 08.04.2003
Благодарю дорогая Анна за интересные приведенные Вами цитаты из Гоголя....я не согласен...этот возглас обращен не ко всем ,а именно к оглашенным.Да, верный чувствует себя хуже оглашенного и как приятно Господу видеть таких верных,которые не грешат,но считают и чувствуют сердцем своё великое недостоинство...только неужели вы думаете,что христиане первых веков были не такими?...да они были в миллионы раз смиреннее нас!Тогда всё же зачем именно такой порядок был составлен в Бож.Литургии....да мы хоть и грешнейшие,но мы верные и голову склонить должен тот,кто должен выйти из Храма через мгновение и не принял Таинство Крещение,ибо всё же к ним направлены слова...а верные могут склонить головы впоследствии,да и многие из них всегда стоят на коленях или с низко опущенной головой.То есть если мы склоним головы,то признаем,что смысловая нагрузка в тексте устарела.И тогда вообще можно делать уже что мы сами захотим не соображаясь с тем,что возглашает диакон.Может быть я не прав,но давайте обсуждать.

                


Re: Перевод Псалтири и объяснение Бож.Литургии
anna_z, православная - 17:30 08.04.2003
Мне кажется, смысловая нагрузка некоторых составляющих частей Литургии может устареть, и тогда они или исчезают, или наполняются новым содержанием. Мы же не можем сказать, что всё в Литургии сохраняется в неизменном виде на протяжении веков? Очевидно, что есть вещи неизменные - такие, как структура Литургии или Символ Веры, но отдельные возгласы диакона и т.д. конечно же, претерпевают изменения. Какой была Литургия у древних христиан? Если последовательно придерживаться вашей точки зрения, надо возвращаться к древнейшим образцам?
Да и вообще, может быть, какие-то вещи лучше воспринимать сердцем? Хочется склонить голову - склонить, нет - значит, нет. Здесь важнее чтобы склоняющие не превозносились над несклоняющими, и наоборот.