Беседы о Православии

отпевание некрещенного
коньшин, христианин - 09:05 24.04.2003
У меня недавно умер брат. Он всем говорил всегда, что был крещен. Но когда мы пошли в церковь, чтобы заказать отпевание, решили уточнить у мамы, она сказала, что крещен он не был. Священник в церкви сказал, что в этом случае отпевание невозможно. Жена моего брата тем не менее очень хотела бы этого и просила меня уточнить, бывают ли в таких случаях какие-либо исключения. Можно ли заказать панихиду по усопшему? Можно ли за него молиться?
Спасибо.

                


Не все потеряно, брат!
Андрей Л., православный (РПЦ МП) - 07:06 28.04.2003
Радуйся в эти светлые дни!

Есть такой храм в Москве, где каждую субботу (круглый год) в 08-30 (или чуть позже) служат молебны за умерших некрещеными и нераскаяными родственников и инославных. И есть у православных святой угодник Божий, мученик и заступник за непознавших православную веру.
Храм этот - храм Николы в Кулишах (в Вишняковском переулке). Святой угодник Божий и заступник наш - мученик Уар. Перед его небольшой иконой всегда много заженных свечей...
Есть и канон об умерших некрещеными с житием муч.Уара, который можно читать дополнительно к молитвам дома. И по моему, его же надо просить о заступлении о младенцах погибших или умерших в утробах (из чтения канона можно так подумать, и в где-то московском храме служат раз в месяц такие молебны или панихиды).

Всех можно отмолить, кроме самоубийц. Ты и сам почувствуешь насколько огромно Его милосердие, когда на записке под крестиком напишешь имя своего некрещеного брата.
Кстати, святой мученик Уар назвал себя православным, и претерпел пытки и смерть за это, но крещеным не был.

С праздником! Пасхальной радости!

                


Крещение, без обряда
Тарас, православный, АААПЦ - 00:39 29.04.2003
От всей души с праздником, Андрей!

Хотел только немного добавить, к сообщению.

> Кстати, святой мученик Уар назвал себя православным, и претерпел пытки и смерть за это, но крещеным не был.

Многие святые мученики крещеными не были. Однако на их святых мощах вот уже почти два тысячелетия совершаются все Божественные Литургии. Св. Иоанн Дамаскин в "Точном изложении Православной Веры" именует их "избранными из всего чина (святых), как войнов Христовых, выпивших Его чашу, и тогда крестившихся крещением животворящей Его смерти, как общники страданий Его и славы..."

Пасхальной радости!

                


Re: Крещение, без обряда
Андрей Л., православный (РПЦ МП) - 08:08 30.04.2003
И тебя, брат, с праздником!

P.S. я ошибся: Храм Николы не "в Кулишах", а "в Кузнецах". Но переулок - Вишняковский, хотя храм стоит "лицом" на Пятницкую ул.

                


Скажем так:
Евгений Кадосов, православный - 03:32 29.04.2003
В Древней Церкви принятие мученической кончины за Христа было равносильно крещению. Но это вовсе не означает, что эти люди не принадлежали к Церкви: в древности крещению предшествовало оглашение, которое могло длиться годами. Над человеком тогда произносилась молитва, которая переводила его в разряд оглашаемых, которые в каком-то смысле, были уже членами церкви.

                


Ну это не будет ответом.
Анахоретъ, Всех люби, от всех беги - 13:42 29.04.2003
А что, мало было святых, которые из палачей, казнящих христиан, в одночасье сами становились исповедниками и принимали смерть вместе со своими жертвами? Или среди язычников-зевак, смотревших на казни, которые тоже безо всяких оглашений "вдруг" становились мучениками за исповедание Христа, о котором они не знали вообще ничего? Всё здесь не так просто...

                


Чин погребения усопшаго неправославнаго
Анахоретъ, Всех люби, от всех беги - 21:01 24.04.2003
Содержится в т.н. "Дополнительном Требнике". Этот чин не служится в церкви, но только на дому, в ином помещении (напр., при морге) или на кладбище.

                


Re: отпевание некрещенного
Александр Иванов, православный христианин, РПЦ - 09:25 24.04.2003
> У меня недавно умер брат. Он всем говорил всегда, что был крещен. Но когда мы пошли в церковь, чтобы заказать отпевание, решили уточнить у мамы, она сказала, что крещен он не был.
> Священник в церкви сказал, что в этом случае отпевание невозможно. Жена моего брата тем не менее очень хотела бы этого и просила меня уточнить, бывают ли в таких случаях какие-либо исключения.

Разве он не мог креститься во взрослом возрасте без мамы? Или он говорил именно о крещении во младенчестве? Полагаю, если нет уверенности в том, что он не был крещен, а сам покойный настаивал на том, что крещен, то нет оснований считать его некрещеным.

Можно ли заказать панихиду по усопшему? Можно ли за него молиться?

Церковь не совершает панихиды и поминовений некрещеных усопших только потому, что уважает свободный выбор тех, кто не пришел в Церковь сам при жизни. В домашней молитве о некрещеных ближних, живых или усопших, нет ничего предосудительного.

                


Свободный выбор
Виталий Харитонов, православный - 10:25 24.04.2003
Александр Иванов, Вы писали:

> Церковь не совершает панихиды и поминовений некрещеных усопших только потому, что уважает свободный выбор тех, кто не пришел в Церковь сам при жизни.

Не только. Умершего некрещёного младенца тоже не отпевают. А свободный выбор он совершить никак не мог.

                


Re: Свободный выбор
Александр Иванов, православный христианин, РПЦ - 16:22 24.04.2003
> > Церковь не совершает панихиды и поминовений некрещеных усопших только потому, что уважает свободный выбор тех, кто не пришел в Церковь сам при жизни.
>
> Не только. Умершего некрещёного младенца тоже не отпевают. А свободный выбор он совершить никак не мог.

Спасибо за поправку, но я отвечал на конкретный вопрос и потому говорил о взрослых людях. В крещении, причащении и других таинствах выразителями воли и веры младенцев являются восприемники.

                


Re: Свободный выбор (Not exactly!)
Valerius, Православный МП - 14:57 24.04.2003
Виталий Харитонов, Вы писали:
> Умершего некрещёного младенца не отпевают. А свободный выбор он совершить никак не мог.

Необходимо помнить, что, так сказать, "по-настоящему" вера принимается ТОЛЬКО свободно! А что же касается младенцев, у которых свободного выбора пока действительно нет, то нужно ведь иметь в виду, что и нашего согласия на появление на свет тоже никто не спрашивал! Наше рождение - это призвание, или своего рода "подарок" или "аванс", вручаемый нам без нашего согласия. Но поступать с этим даром жизни мы можем абсолютно свободно. Также и крещение младенцев. Ребенок может вырасти и вполне сознательно либо продолжать быть членом Церкви, либо отказаться от этого дара.

Крещение - это отнюдь не магическое заклинание. Свободная вера всегда ПРЕДШЕСТВУЕТ крещению, которое есть лишь "печать" веры. Что же касается крещения неразумных младенцев, то здесь есть одна немаловажная тонкость. Древняя Церковь, по всей видимости, крестила отнюдь не всяких младенцев, т.е. детей "посторонних" людей, а лишь тех, кто действительно воспитывался бы членами Церкви в вере. Иными словами, было одновременно и призвание (некий "аванс"), когда ребенок как появлялся на свет, так и "рождался вновь" в крещении без своего согласия, и также одновременно была для него и свобода выбора, когда он возрастал в Церкви, но мог и отказаться от "конфирмации" (миропомазания), а значит и от первого причастия.

Итак, все-таки СВОБОДА, хотя в современной практике Православной Церкви это и не столь ярко выражено, поскольку у нас, в отличие от Запада, стали младенцев крестить так же как и взрослых (т.е. крещение, миропомазание и первое причастие в одно время).

                


Re: Свободный выбор (Not exactly!)
Александр Иванов, православный христианин, РПЦ - 16:31 24.04.2003
Valerius, Вы писали:
> Иными словами, было одновременно и призвание (некий "аванс"), когда ребенок как появлялся на свет, так и "рождался вновь" в крещении без своего согласия, и также одновременно была для него и свобода выбора, когда он возрастал в Церкви, но мог и отказаться от "конфирмации" (миропомазания), а значит и от первого причастия.

Интересно. Известно, что в древней Церкви существовала практика позднего крещения. Но про отделение крещения от миропомазания до прихода в разум я ничего не слышал. Вы говорите о Западной Церкви или о всей древней Церкви? Укажите, пожалуйста, первоисточники этой информации. Прошу именно фактов, а не объяснений и обоснований.

Мне кажется, что эта практика вытекает исключительно из августиновских умозаключений об автоматическом неспасении некрещеных, стало быть эта практика могла появиться именно на Западе. Я прав?

                


Re: Свободный выбор
Павел Г., православный - 12:53 24.04.2003
Виталий Харитонов, Вы писали:
> Не только. Умершего некрещёного младенца тоже не отпевают. А свободный выбор он совершить никак не мог.

Господь милостив и без отпевания утешит дитя некрещеное, обителей у Него много.

Что, касается отпеваний, то мое мнение такое: некрещеные, а так же крещеные, но не верующие при отпевании терпят мучения ( я не против отпеваний). Но помню, какой ужас постиг меня на одной панихиде.
Зная отпеваемоего человека при чтении канона и пения заповедей блаженств я понял, что для умершего это своего рода обличение его жизни.

Бдите и молитесь. Спаси Вас Господи.