Беседы о Православии

Зазвонил к Достойной
Алексей Белокрыс, нет - 10:55 27.04.2003
Уважаемые друзья!
Прошу помочь знающих: в одной русской исторической песне я встретил несколько фрагментов, имеющих отношение к православию, но не могу их правильно интерпретировать.
Буду благодарен, если знающие разъяснят, что это значит.

1.
"Вот, одетый в стихарь,
Зазвонил пономарь
На высокой звоннице к Достойной".

Что здесь означает "зазвонить к Достойной"?
Может быть, имеется в виду служба в день иконы Божией Матери "Достойно есть"?

2.
О казаке, собирающемся на битву:
"Тут казак замолчал,
Три свечи засвечал
И сбираться он начал на битву.
Он осек три кремня,
Изготовил огня,
Наточил свою саблю, как бритву".

Что здесь означают три свечи? И три кремня?
Имеет ли это какое-то отношение к Св. Троице?
И что это за обряд?

3.
Казаки, вернувшись из похода, идут в церковь и оставляют у алтаря часть добычи:

"В церковь, храбрый отряд!", -
Есаулы кричат, -
"Исполняйте отцовский обычай!
И к иконе святой
Вы усердной рукой
Приносите дары из добычи!".
<...>
Старец кончил. За ним,
За начальством своим
Казаки в Божью церковь вступили
И с молитвой в устах
При святых образах
Они часть из добычи сложили".

Что это за обычай? Действительно ли такое имело место?

Заранее благодарен за помощь.
Алексей

                


Re: Зазвонил к Достойной
Евгений, православный - 19:12 28.04.2003
+++"Вот, одетый в стихарь,
Зазвонил пономарь
На высокой звоннице к Достойной".

Сразу после преложения Св. Даров на евхаристическом каноне по чину литургии положено петь т. н. "задостойник". Обычно это "Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу...". Во время этого пения положено (как правило, это делает пономарь) звонить в колокол в знак того, что самый важное действие литургии (преложение Даров) совершилось.

                


Уточнение
Анахоретъ, Всех люби, от всех беги - 13:44 29.04.2003
Евгений, Вы писали:
> Сразу после преложения Св. Даров на евхаристическом каноне по чину литургии положено петь т. н. "задостойник". Обычно это "Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу...".

Что-нить одно - или "Достойно", или "задостойник". Последний поётся в определённые дни вместо "Достойно".

                


Re: Уточнение
Евгений, православный - 15:36 29.04.2003
Вы правы. Так точнее.

                


Re: Зазвонил к Достойной
Обскурант, РПЦ МП - 15:38 28.04.2003
Алексей Белокрыс, Вы писали:
> Уважаемые друзья!
> Прошу помочь знающих: в одной русской исторической песне я встретил несколько фрагментов, имеющих отношение к православию, но не могу их правильно интерпретировать.

Судя по языку, размеру и другим особенностям текста - сочинение никак не ранее 2 пол. 19 в. Раньше просто таких размеров не было (оригинал размера восходит к пушкинскому "А в ненастные дни // собирались они // часто). Поэтому произведение скорее всего -не "историческая песня", а авторское. Самый простой способ ответить на ваш вопрос будет такой: найдите издание автора и посмотрите там по комментариям.

                


Re: Зазвонил к Достойной
Алексей Белокрыс, нет - 18:28 28.04.2003
Благодарю за литературоведческий комментарий.
Произведение действительно авторское.
Но фрагмент его, как это нередко бывало (см., например, "Смерть Ермака" и др.), получил самостоятельное хождение в народе и превратился в историческую песню.
Проблема лишь в том, что автор крайне малоизвестный, и нет (пока) никаких сведений о том, публиковалось ли вообще это произведение, и если да, то когда и где. Более чем уверен, что никаких изданий с комментариями просто не существует.
Более того, даже если предположить, что комментарии были, маловероятно, что комментировались бы столь общеизвестные (как мне кажется) вещи как три свечи и т. д.
Спасибо.

                


Re: Зазвонил к Достойной
Обскурант, РПЦ МП - 18:49 28.04.2003
Алексей Белокрыс, Вы писали:
> Благодарю за литературоведческий комментарий.
> Произведение действительно авторское.
> Но фрагмент его, как это нередко бывало (см., например, "Смерть Ермака" и др.), получил самостоятельное хождение в народе и превратился в историческую песню.

"Смерть Ермака" - имеется в виду "Ревела буря, гром гремел"? Но там же совсем другой размер.

> Проблема лишь в том, что автор крайне малоизвестный, и нет (пока) никаких сведений о том, публиковалось ли вообще это произведение, и если да, то когда и где. Более чем уверен, что никаких изданий с комментариями просто не существует.

Если это тот же автор, что и у "Смерти Ермака", то какой же он малоизвестный? Это ж знаменитый декабрист Рылеев!

http://www.litera.ru/stixiya/authors/ryleev/

Кстати, тематика песни для него вполне подходит - романтики любили козаков, и стилизации под "народность" придумали именно они. Но вообще-то в этом случае в песне с куда большей вероятностью имеются в виду запорожцы. У Рылеева есть поэма "Наливайко" - про козаччину (Северин Наливайко - гетман 16 в.). А вот размера такого у него нигде не встречается.

                


Re: Зазвонил к Достойной
Алексей Белокрыс, нет - 00:22 29.04.2003
Да, я имел в виду "Ревела буря, дождь шумел" (не "гром гремел").
Когда я писал "например, "Смерть Ермака"", то имел в виду пример того, как авторское произведение превращается (с более или менее значительными переделками или без таковых, частично или полностью) в "как бы народное". Размер тут не при чем.

Автор того произведения, о котором я говорил, не Рылеев (а то все было бы слишком легко).

                


Казаки
Добрынин Андрей Владимирович, православный христианин - 09:06 28.04.2003
Скорбная у нас в России ситуация с казачеством....
/ну ладно, это мои личные переживания/. Просто стоял пасхальную службу, и пока ещё читал чтец я встретил своего знакомого, с которым переговорил накоротке. А он сказал, что всегда казаки на эту службу в прошлые годы и знамя приносили, и сами многочисленно участвовали в богослужении. А этот год вот какой выдался ... Собор опустел казаками ...
Я сам недавно читал книгу о казаках. Там действительно упоминался обычай приносить от завоёванных трофеев долю в церковь. Конкретно описывался эпизод с Наполеоновской войной. Наполеон награбил церковных сокровищ, поэтому и отбитое казаками оказалось на большую часть из церковного же.
Про церковную десятину тоже вспомнить в этой связи не мешает. А казаки исторически были освобождены от государственных и других налогов. То ... Но вот раз "бог добровольную жертву любит", то и "благодарили" Отца нашего Небесного после окончания военных баталий.

По казацким обычаям посоветую прочесть материал на
http://www.vgx.orthodoxy.ru/artikls/kazaki/titul.shtml

Христос воскресе!