Беседы о Православии

Исповедь и литургия
Александрч, Православный неофит - 16:12 20.05.2003
Православные, подскажите пожалуйста, действительно ли исповедь во время литургии является нововведением советского времени, установлненным под давлением правящей власти?

                


Re: Исповедь и литургия
Анахоретъ, Всех люби, от всех беги - 19:48 20.05.2003
Среди описания различных богослужебных злоупотреблений в дореволюционной России мне, кажется, никогда не попадалось упоминание об исповеди во время литургии.
Что касается возникновения этого явления в советский период, то давление власти, как представляется, было ограничено массовым закрытием и уничтожением храмов; в сам порядок богослужения власть не вмешивалась. (Нет, были, конечно, сложности с крестными ходами и колокольным звоном, но это несколько другое).
И получалась следующая вещь. Даже сейчас, не говоря уже о советских временах, не редкость подобная картина: в город на литургию, особенно в большой праздник, съезжается масса народа из окрестных деревень, где нет своих церквей, и исповедь желающих причаститься, разумеется, идёт во время литургии, т.к. приехать ещё и на всенощную все эти люди, в основном пожилые, не могут себе позволить.

                


Re: Исповедь и литургия
Александрч, Православный неофит - 09:27 21.05.2003
Анахоретъ, Вы писали:
> Среди описания различных богослужебных злоупотреблений в дореволюционной России мне, кажется, никогда не попадалось упоминание об исповеди во время литургии.

Извиняюсь за непонятливость: "не попадалось потому что исповедь во время литургии не практиковалась или потому что считалась нормальным явлением?"

> в сам порядок богослужения власть не вмешивалась

Спасибо за ответ. Невмешательство власти в порядок богослужения и является главным предметом моего вопроса.

> И получалась следующая вещь. Даже сейчас, не говоря уже о советских временах, не редкость подобная картина: в город на литургию, особенно в большой праздник, съезжается масса народа из окрестных деревень, где нет своих церквей, и исповедь желающих причаститься, разумеется, идёт во время литургии, т.к. приехать ещё и на всенощную все эти люди, в основном пожилые, не могут себе позволить.

Относительно советского времени звучит резонно. Но сейчас количество приезжих на праздники, думается, намного меньше, чем до восстановления тысяч церквей, а в будни, наверное, их почти и нет. Тем не менее исповедь во время всенощной накануне литургии будничного дня проводится далеко не во всех храмах.
Я это все к чему. Просто иногда исповедь проводится в той части храма, где и службу то не очень слышно. Народу при этом немало, и так иногда всю службу приходится отстоять вдали от алтаря и певчих. Теперь, наверное, буду после общей молитвы перед исповедью бегать поближе к службе и обратно, чтоб и там и там успеть.

                


Re: Исповедь и литургия
Анахоретъ, Всех люби, от всех беги - 13:56 21.05.2003
Александрч, Вы писали:
> Извиняюсь за непонятливость: "не попадалось потому что исповедь во время литургии не практиковалась или потому что считалась нормальным явлением?"

Не практиковалась. Причащались вообще крайне редко, и обычно причастие связывалось с говением - тогда и исповедовались.

> Относительно советского времени звучит резонно. Но сейчас количество приезжих на праздники, думается, намного меньше, чем до восстановления тысяч церквей, а в будни, наверное, их почти и нет. Тем не менее исповедь во время всенощной накануне литургии будничного дня проводится далеко не во всех храмах.

Я Вам больше скажу - во время всенощной исповедь проводить тоже не очень правильно :). Просто войдите в положение священника - после всенощной ещё несколько часов исповедовать...
Это всё следствия катастрофической нехватки священнослужителей и своеобразного подхода к исповеди в Русской Церкви, как к "пропуску" к Причастию.

> Я это все к чему. Просто иногда исповедь проводится в той части храма, где и службу то не очень слышно. Народу при этом немало, и так иногда всю службу приходится отстоять вдали от алтаря и певчих. Теперь, наверное, буду после общей молитвы перед исповедью бегать поближе к службе и обратно, чтоб и там и там успеть.

Надо смотреть по ситуации. Насколько хорошо священник Вас знает, есть ли возможность исповедоваться в будни, и пр. Оптимальный вариант для нашей традиции, который мне встречался, приблизительно такой: человек, причащающийся 1-3 раза в месяц, и исповедуется раз в месяц.

                


Re: Исповедь и литургия
Александрч, Православный неофит - 16:55 21.05.2003
Анахоретъ, Вы писали:

> Не практиковалась. Причащались вообще крайне редко, и обычно причастие связывалось с говением - тогда и исповедовались.

Да, я читал о редкой практике Причащения в дореволюционной Руси, но у меня в сознании это никак не вяжется с ореолом святой Руси? Ведь это время митрополита Филарета, Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова, Иоанна Кранштадского?

> Я Вам больше скажу - во время всенощной исповедь проводить тоже не очень правильно :).

Но ведь получше чем во время главной службы суточного круга?

> Это всё следствия катастрофической нехватки священнослужителей и своеобразного подхода к исповеди в Русской Церкви, как к "пропуску" к Причастию.

Анахоретъ, а это только в нашей русской церкви такой подход или в других тоже?

> Оптимальный вариант для нашей традиции, который мне встречался, приблизительно такой: человек, причащающийся 1-3 раза в месяц, и исповедуется раз в месяц.

Т.е. вариант: одна исповедь на три причастия? Это чтобы таинство Исповеди не профанировать что ли?

                


Re: Исповедь и литургия
Анахоретъ, Всех люби, от всех беги - 17:57 21.05.2003
Александрч, Вы писали:

> Да, я читал о редкой практике Причащения в дореволюционной Руси, но у меня в сознании это никак не вяжется с ореолом святой Руси? Ведь это время митрополита Филарета, Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова, Иоанна Кронштадского?

Есть такая красивая фраза: "Русь называлась святой не потому, что была свята, а потому, что идеалом её была святость". М-да.
А ореол у Вас перед глазами потому, что Вы, думаю, читали преимущественно о святых подвижниках минувших времен, а не о "свинцовой мерзости", которой и тогда было в преизбытке, поэтому и впечатление у Вас складывается не объективное, а однобокое.
>
> Но ведь получше чем во время главной службы суточного круга?

Лучше, конечно, но... Меньшее зло - всё равно зло. Ну да не мне судить...
>
> > Это всё следствия катастрофической нехватки священнослужителей и своеобразного подхода к исповеди в Русской Церкви, как к "пропуску" к Причастию.
>
> Анахоретъ, а это только в нашей русской церкви такой подход или в других тоже?

Нет, это наша традиция. Корень её, кстати, в дореволюционной практике редкого причащения, перед которым само собой полагалась исповедь. Поэтому они и встали в нашем церковном сознании нераздельными. У греков же, например, нормальным считается исповедоваться раз в год и при достаточно регулярном причащении.
Есть, правда, ещё вопрос влияния монашеской аскетической практики на благочестие мирян (которые на Руси в принципе всегда к ней тяготели), а монахи вообще исповедуются чаще.
>
> Т.е. вариант: одна исповедь на три причастия? Это чтобы таинство Исповеди не профанировать что ли?

Да не может быть такой арифметики - 3:1. Я говорю о принципе. А профанирование таинства покаяния действительно возможно при механистическом подходе к этой зависимости: причастие только после исповеди.

                


Re: Исповедь и литургия
грешник, Православный - 20:35 23.05.2003
Анахоретъ, Вы писали:

> У греков же, например, нормальным считается исповедоваться раз в год и при достаточно регулярном причащении.

Я хотел бы немножко подправить и прояснить позицию греческой традиции по причастию.

Нормальным считается исповедоваться немедленно, как только есть что исповедовать. Исповедуют только духовники, которых пожизненно назначает и посвящает епископ. По всей области есть несколько таких опытных человек. Все остальные священники просто служат службу и причащают желающих причастится. Их дело причащать, видеть в причащающихся святых очищенных исповедью, не подозревать других в отсутствии исповеди. Перед причастием обязательно взять благословение на причастие, для чего нужно связаться с духовником. Исповедь проходит обычно в комнате или офисе духовника и напоминает простую беседу. После исповедовающийся становится на колени и духовник читает отпустительную молитву. Духовник может поручить прочитать отпустительную молитву другому священнику.

«Раз в год» - это неправильное понимание того что происходит. Действительно массовые исповеди можно наблюдать на Великий Пост, но это вовсе не значит, что эти люди исповедуются раз в год и потом довольно часто причащаются.

                


Re: Исповедь и литургия
Александрч, Православный неофит - 18:21 26.05.2003
грешник, Вы писали:
> Нормальным считается исповедоваться немедленно, как только есть что исповедовать.

А разве перед каждым Причастием (если приступать не чаще 2-4 раз в месяц) не найдется, что исповедать? Или просто в греческой церкви принято исповедывать все "тяжкие", а "текучку" не обязательно?

                


Re: Исповедь и литургия
Анахоретъ, Всех люби, от всех беги - 01:31 24.05.2003
Благодарю Вас за поправки. Единственное, мне показалось, что Вы пишете о теоретической стороне вопроса, т.е. как это должно бы было происходить. А собственно существование института духовников у греков - дело известное и стоит, как мне показалось, немного за рамками темы.

> Исповедуют только духовники, которых пожизненно назначает и посвящает епископ.

Если можно, проясните, пожалуйста, насчёт "пожизненно" и "посвящает".

                


Re: Исповедь и литургия
грешник, Православный - 11:19 26.05.2003
Анахоретъ, Вы писали:
> Благодарю Вас за поправки. Единственное, мне показалось, что Вы пишете о теоретической стороне вопроса, т.е. как это должно бы было происходить. А собственно существование института духовников у греков - дело известное и стоит, как мне показалось, немного за рамками темы.
>
> > Исповедуют только духовники, которых пожизненно назначает и посвящает епископ.
>
> Если можно, проясните, пожалуйста, насчёт "пожизненно" и "посвящает".

Да, конечно, обсуждаемое мной стоит за рамками данной темы (о влиянии советской власти на проведение исповеди во время литургии). Просто я не согласен с репликой - исповедь - раз в год, причащение - довольно частое.

Думаю, что главное это то, как все должно происходить. Нарушения порядка - вовсе не порядок.

"Пожизненно" - духовник на всю жизнь. "Посвящает" - епископ читает молитву над духовником, "делает" его духовником. Могу найти Вам текст молитвы немного позже (сейчас немного занят).

                


Re: Исповедь и литургия
Анахоретъ, Всех люби, от всех беги - 18:11 26.05.2003
грешник, Вы писали:

> "Пожизненно" - духовник на всю жизнь. "Посвящает" - епископ читает молитву над духовником, "делает" его духовником. Могу найти Вам текст молитвы немного позже (сейчас немного занят).

Меня самого не будет до середины июня, да и нет здесь в принципе никакой срочности, но если Вы меня с этим текстом в свое время ознакомите, я буду Вам очень признателен.

                


Re: Спасибо Вам, Анахоретъ
Александрч, Православный неофит - 15:20 22.05.2003
Ваши ответы помогли мне открыть новые грани вопросов.