Беседы о Православии

Сомнения и вопросы...
Alla K., православная - 02:32 23.08.2003
Здравствуйте все!
Я на Вашем форуме в первый раз и, надеюсь, вы примете меня в свою "компанию" :)
У меня вопрос.. может, глупый.. но я человек к вере недавно пришедший и просто всего не знаю..
Чуть более полугода назад в нашей семье произошло несчастье, мы потеряли нашего папу (моего мужа) и с тех пор пока еще не очень оправились. Душевные переживания все еще очень сильны и мысли в голове роятся самые разные: мечусь от упования на милосердие Божие, до, увы, отчаяния. Знаю, грех большой... А еще на этой почве много всяких у меня повилось вредных и навязчивых мыслей, "комплексов" если хотите, от которых самостоятельно очень тяжело избавиться. Да, и еще живу я с детьми одна...
Например, комплекс вины... :(
Вот в такой ситуации и возник такой вопрос: а как относится Православная Церковь к прибеганию к помощи психологов? И бывают ли "православные психологи"? (или это как раз и есть духовники? :) )
Я понимаю, что вообще, конечно, лучше всего пойти в церковь к духовнику и поговорить с ним... Но тут, как водится, возникают всякие "но": от невозможности выйти из дому от двух болеющих сейчас деток до такой мысли, что батюшка-то ведь человек очень занятой, а мне с ним говорить долго нужно, а его люди ждут и им тоже надо, может нужнее моего, тяжелее моего... А сколько раз так было уже - идешь, несешь свой вопрос в кулаке, а как доходишь до отца Виктора, так все мысли разом куда-то улетучиваются и сказать-то вроде и нечего :( И чего тогда я, спрашивается, пришла? Время отнимать? (Конечно, батюшка не гонит меня и ни разу даже недовольства не показал! А мысля меня все равно грызет.) А в спину народ дышит, бабушки своей очереди ждут, тяжело им стоять-то уже, да и жалко их... И свои дети уже устали, капризничают, маленькие еще. Вот так и получается, что очень нужна помощь, и приходишь, а попросить о ней не можешь, то слова исчезают, то время боишься отнять :( И идешь домой с тем же камнем на сердце, с каким пришла.
Потому и вопрос про психологов задаю. Кажется, что за деньги буду чувствовать себя увереннее в отношении его времени. Хотя, может, это и глупо.
Просто мучает это всё...

                


Re: А можно еще немножко вопросов?
Alla K., православная - 00:32 25.08.2003
Я очень хотела бы задать несколько вопросов, которые мне почему-то неловко задать батюшке. Если Вас не затруднит, не могли бы Вы мне помочь?
Вопросы такие: Можно ли домашние молитвы (утренние, вечерние молитвы) читать 1) про себя (молча), 2) сидя или лежа? Это связано с тем, что время для молитвы я все-таки стараюсь выбрать тогда, когда дети засыпают или уже спят и боюсь их разбудить, чтобы не прерываться и не отвлекаться. И, второе, я действительно очень сильно устаю, так что порой, к своему стыду, читаю молитвы (обычно это уже поздней ночью), а строчки перед глазами прыгают и получается не "разговор с Богом", а какое-то бездушное оттарабанивание, в то время как на самом деле уже спишь или думаешь о том как же спина болит стоять, например. И боюсь я, что это прямо-таки еще хуже выходит :( По поводу засыпания за молитвой я уже каялась батюшке, и он посоветовал выбрать другое время, пораньше, но ничего у меня не получается - дети, пока не спят, требуют всего моего внимания. А читать, например, вечернее правило маленькими кусочками в промежутках между приготовлением еды и воспитательной деятельностью в отношении своих чад... есть что-то в этом, мягко говоря, неправильное. Вот и получается, что ничего у меня не получается :( А излагать все это баюшке - не похоже ли это у меня на сплошное самооправдание..?
(И вообще, как отличить влияние обстоятельств от самооправдания?)
И еще, скажите пожалуйста, нужно ли брать благословение, чтобы в крайнем случае можно было бы ограничиваться Серафимовым правилом? А то недавно мне кто-то сказал, что вроде бы нужно, а я иногда читаю, получается, без спросу?
С уважением,
Алла.

                


Re: А можно еще немножко вопросов?
Татьяна А., Православие - 16:36 26.08.2003
Мир Вам, Алла!
Когда-то я тоже стояла перед такой неразрешимой проблемой, как и Вы: идти ли к психологу, или к батюшке. На данном форуме уже обсуждался вопрос можно ли православным ходить к психологу? Можно или нет, не знаю. Но на собственном опыте могу посоветовать: молитель, читайте Писание, ходите почаще в Церковь. И в какой -то момент этот вопрос отпадет, Вы сами поймете кто Вам нужен. Если вера Ваша будет укрепляться с каждой молитвой, то про психолога Вы и думать забудете. А в книга Св. Отцов можно найти ответы на ВСЕ вопросы.
Молите Бога, чтобы помог Вам преодолеть себя и подойти к батюшке со своими насущными проблемами. И батюшка обязательно подскажет, как... и что...
А на счет длительности молитвы... Для того, чтобы преобрести настоящую молитву, необходимо много потрудиться. "Без труда не выловишь и рыбку из пруда". Потрудитесь во имя Господа молитвой, постом, борьбой со страстями, добрыми делами и Он даст Вам руководство для Вашей жизни. Начните с малого, но отдайте этому малому себя во имя Господа и, будьте уверены, Вы получите многое. Все приходит постепенно, в труде. И читайте побольше трудов Св. Отцов, и Вы откроете для себя сокровищницу мудрости.
И подключайте к этому своих детей, также начиная с малого и не пытаясь обнять необъятное.
Храни Вас Господи!
Р.S. К сожалению или к счастью, наша жизнь - несение креста во Имя Гоподне. Кто-то ропщет и плачет под этим крестом, кто-то со смирением несет, кто-то даже не подозревает обэтом кресте. Но независимо от этого, мы ВСЕ понесем свой крест, определенный нам Богом от рождения. Вам выпал крест потерять мужа, мужайтесь. Психолог не заберет у Вас этот креста и не облегчит Вашу ношу. Только с упованием на Бога можно достойно нести ее для своего спасения. А где можно научиться уповать на Бога? В Церкви Христовой.

                


Re: А можно еще немножко вопросов?
Владимир Ковальджи, православный (РПЦ) - 16:19 25.08.2003
> Я очень хотела бы задать несколько вопросов, которые мне почему-то неловко задать батюшке.

Хотя именно их-то ему и надо задать...

> Можно ли домашние молитвы (утренние, вечерние молитвы) читать 1) про себя (молча), 2) сидя или лежа?

Можно вообще всё, если только это не превращается в формальность, а является _молитвой_.

> Это связано с тем, что время для молитвы я все-таки стараюсь выбрать тогда, когда дети засыпают или уже спят и боюсь их разбудить

А с ними вместе (кратенько, конечно) чего б не помолиться?

> и получается не "разговор с Богом", а какое-то бездушное оттарабанивание

Риторично... Если "бездушное", то стоит ли и спрашивать, кому оно надо?

> (И вообще, как отличить влияние обстоятельств от самооправдания?)

Совестью. Мне кажется, у Вас она есть.

> И еще, скажите пожалуйста, нужно ли брать благословение, чтобы в крайнем случае можно было бы ограничиваться Серафимовым правилом?

А благословения преп. Серафима мало? :)
Тем паче, что он применительно к подобным случаям это краткое правило и рекомендовал...
Только надо помнить, что в его правиле главное. Итак, святой рекомендовал мирянам, у которых жизненные обстоятельства затруднительны для обычных "правил":

1) Утром, перед обедом и вечером читать "Отче наш" и "Богородице Дево" по трижды и "Верую" единожды".

Главное ли это? Нет, пожалуй... Можно и несколько других кратких молитв прибавить, а можно и по разу "Отче наш" читать - Бог не обидится...

2) Весь день, занимаясь делами, внутренне творить краткие молитвы Господу и Богородице.

Или, другими словами и в общем виде - несмотря ни на какие дела, стараться _постоянно_ помнить о Боге, "ходить пред Ним"... Вот это - главное!
А то слишком часто под "Серафимовым правилом" понимают только первую часть - что молиться утром/вечером можно и по две минуты, а про то, что весь день надо в Боге проводить, как-то не замечают...

                


Re: А можно еще немножко вопросов?
Олеговна, православная, РПЦ - 08:51 25.08.2003
Возможно здесь Вы найдете ответы на свои вопросы:

http://st-jhouse.narod.ru/biblio/now/alfeev.htm
Игумен Иларион (Алфеев). О МОЛИТВЕ

СОДЕРЖАНИЕ
1. Молитва-встреча
2. Молитва-диалог
3. Когда нужно молиться?
4. Краткие молитвы
5. Молитва и жизнь
6. Православный молитвослов
7. Молитвенное правило
8. Опасность привыкания
9. Положение тела при молитве
10. Молитва перед иконами
11. Молитва за ближних
12. Молитва за усопших
13. Молитва за врагов
14. Семейная молитва
15. Церковная молитва
16. Для чего нужно ходить в церковь?
17. Умиление и слезы
18. Борьба с посторонними мыслями
19. Иисусова молитва
20. Чем хороша молитва Иисусова?
21. Практика молитвы Иисусовой
22. Книги о молитве Иисусовой
23. “Отче наш, Иже еси на небесех”
24. “Да святится имя Твое”
25. “Да приидет Царствие Твое”
26. “Да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли”
27. “Хлеб наш насущный даждь нам днесь”
28. “И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим”
29. “И не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго”
30. Молитва Божией Матери
31. Молитва святым
32. Без молитвы жить невозможно

                


Re: Сомнения и вопросы...
Андрей Л., православный (РПЦ МП) - 15:56 23.08.2003
Дорогая Алла,

вот адрес православного психолога :
http://www.daavdeev.narod.ru/
С ним, наверное, можно списаться по эл.почте, или может быть, он кого-то порекомендует в Москве.

Душевное можно вылечить только духовным. Душевный врач (т.е. мирской) никогда Вам не поможет, только, если загнать проблему подальше в угол, но потом все-равно она всплывет. К примеру, что он Вам может сказать о спасении души? То, что не верит в это, или то, что все живут бесконечное множество раз, - то собакой, то червяком, то человеком?
Идите к батюшке, стучитесь, умоляйте, просите, чтобы домой пришел. Или психолога, но крепко-верующего. Типа, Авдеева.

С уважением.

                


Re: Сомнения и вопросы...
Alla K., православная - 22:20 23.08.2003
Андрей, спасибо Вам большое! Я обязательно попробую связаться с
г-ном Авдеевым.

                


Re: Сомнения и вопросы...
Андрей Л., православный (РПЦ МП) - 01:15 24.08.2003
Спаси Господи и Вас.

Посмотрите и его книги. Они есть в продаже.

Крепитесь, мужайтесь, набирайтесь терпения, взывайте к Богу о помощи в перенесении скорбей, и Он безусловно поможет.

Не пробовали читать на ночь Псалтирь? Эта книга включена в состав Ветхого Завета. Вот и батюшка Серафим Саровский постоянно ее читал, и советовал другим: "Прилежи чтению, а наипаче Псалтири."

В тишине, смирении, с надеждой и упованием мысленно вознесите стенания к Нему:

"Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим... Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими..." (Пс.89)

Или, к примеру, Пс.38:
"И ныне чего ожидать мне, Господи? надежда моя - на Тебя... Отклони от меня удары Твои; я исчезаю от поражающей руки Твоей. Если Ты обличениями будешь наказывать человека за преступления, то рассыплется, как от моли, краса его... Услышь, Господи, молитву мою и внемли воплю моему; не будь безмолвен к слезам моим, ибо странник я у Тебя и пришелец, как и все отцы мои."

Если понравится читать псалмы, то в них много говорится о неких врагах, окружающих человека, - имейте в уме, что это демоны, а не люди. Так будет правильней.

С уважением.

                


Re: Сомнения и вопросы...
Alla K., православная - 00:19 25.08.2003
Псалтирь я читала только до 40 дней, а после этого как-то нет, а надо бы, наверное. И на ночь не пробовала. Да, конечно, надо будет обязательно попробовать, ведь ее чтение много утешало особенно в первое время! Спасибо Вам за совет!
Еще недавно прочитала, что Псалтирь нужно читать еще к году со дня смерти, а нужно ли ее читать к дате рождения усопшего или я уже что-то путаю?

                


Re: Сомнения и вопросы...
Братец Дыкъ, православный обнагленец из OCA - 07:01 23.08.2003
Alla K., Вы писали:
> Здравствуйте все!
> Я на Вашем форуме в первый раз и, надеюсь, вы примете меня в свою "компанию" :)

Мы всегда рады новым людям. :)

> У меня вопрос.. может, глупый.. но я человек к вере недавно пришедший и просто всего не знаю..
> Чуть более полугода назад в нашей семье произошло несчастье, мы потеряли нашего папу (моего мужа) и с тех пор пока еще не очень оправились.

Помоги вам Господь! Ваше имя и имена дочек Вы указали, напишите еще имя усопшего мужа, чтобы мы могли молиться и за него. (и крещенный он или нет)

> Душевные переживания все еще очень сильны и мысли в голове роятся самые разные: мечусь от упования на милосердие Божие, до, увы, отчаяния. Знаю, грех большой... А еще на этой почве много всяких у меня повилось вредных и навязчивых мыслей, "комплексов" если хотите, от которых самостоятельно очень тяжело избавиться. Да, и еще живу я с детьми одна...
> Например, комплекс вины... :(
> Вот в такой ситуации и возник такой вопрос: а как относится Православная Церковь к прибеганию к помощи психологов? И бывают ли "православные психологи"? (или это как раз и есть духовники? :) )

Есть "православные психологи", и как православные люди работающие психологами, так и психологи и священники, пытающиеся создать школу психологии на основе огромного наследия православной аскетики (науки о духовной жизни), на сколько удачны/полезны эти попытки судить не берусь.

Какого-то офицального мнения Православной Церкви о душеполезности или вредности прибегания к помощи психологов мне слышать не приходилось. Из моего опыта мне еще не попадался священник запрещавший это делать.

Однако при поиске психолога стоит проявлять достаточную осторожнойсть, лучше идти к человеку по рекомендации и не любой , а от людей духовно зрелых и чьим суждениям доверяшь. Православный психолог при прочих равных условиях предпочтительней, не потому что психолог должен быть правильной веры, а как некий трейдмарк, гарантия, что он не станет практиковать какую-то мерзость. (Под мерзостью я понимаю именно мерзость, не хочу вдаваться в подробности).
Как раз хорошо спросить у священника к кому лучше обратиться.

В общем, ИМХО, в теории - никаких проблем для православного обратиться к психологам нет, на практике - нужна осторожность. :)

> Я понимаю, что вообще, конечно, лучше всего пойти в церковь к духовнику и поговорить с ним... Но тут, как водится, возникают всякие "но": от невозможности выйти из дому от двух болеющих сейчас деток до такой мысли, что батюшка-то ведь человек очень занятой, а мне с ним говорить долго нужно, а его люди ждут и им тоже надо, может нужнее моего, тяжелее моего... А сколько раз так было уже - идешь, несешь свой вопрос в кулаке, а как доходишь до отца Виктора, так все мысли разом куда-то улетучиваются и сказать-то вроде и нечего :( И чего тогда я, спрашивается, пришла? Время отнимать? (Конечно, батюшка не гонит меня и ни разу даже недовольства не показал! А мысля меня все равно грызет.) А в спину народ дышит, бабушки своей очереди ждут, тяжело им стоять-то уже, да и жалко их... И свои дети уже устали, капризничают, маленькие еще. Вот так и получается, что очень нужна помощь, и приходишь, а попросить о ней не можешь, то слова исчезают, то время боишься отнять :( И идешь домой с тем же камнем на сердце, с каким пришла.

Несколько соображений.
Исповедь это место для покаяния в грехах, для того чтобы поговорить со священиком попросить совета и т.д. надо использовать другое время, когда он не служит. Лучше даже не в выходные, это самые занятые у батюшек дни. Узнайте у священика, когда к нему лучше подойти, чтобы поговорить с ним. Возможно это можно сделать по телефону, если обстоятельства не позволяют лично.
В худшем случае можно найти хорошего батюшку в инете, но это уже совсем на крайний случай.

Чтобы вопросы не исчезали, запишите их на бумажку. Это вдвойне полезно и не забудите, и пока будете записывать, лучше их сформулируете и сами поймете, что хотите спросить.

> Потому и вопрос про психологов задаю. Кажется, что за деньги буду чувствовать себя увереннее в отношении его времени. Хотя, может, это и глупо.

Дык, если дело только в деньгах, всмысле, что бесплатно не удобно, определите для себя самой комфортабельную расценку и жертвуйте ее в церкви после разговора со священником. :)

> Просто мучает это всё...

Господь не оставит ни Вас, ни Ваших деточек. Пройдет какое-то время и все станет на свои места. Мы же будем молиться за вас. И если сможем чем-то еще помочь, я уверен, многие на этом форуме (включая меня) будут рады это сделать.

                


Re: Сомнения и вопросы...
Alla K., православная - 23:17 23.08.2003
> напишите еще имя усопшего мужа, чтобы мы могли молиться и за него. (и крещенный он или нет)
Спаси Вас Господи за вашу доброту! Имя мужа - Роман, он был крещен
> Однако при поиске психолога стоит проявлять достаточную осторожнойсть, лучше идти к человеку по рекомендации и не любой , а от людей духовно зрелых и чьим суждениям доверяшь.
Да, вот только никаких рекомендаций мне, увы, никто из родных и близких дать не может, поскольку никто не обращался, насколько я знаю. Кроме того, я не хотела бы обнародовать свое желание пообщаться с психологом перед близкими, поскольку это вызовет, скажем так, легкую панику :)
В конечном счете, я сильно подозреваю, что мне просто нужно постоянно "выговариваться". Да, есть друзья, родня, и все готовы выслушать, но в результате... Как показала практика, мои излияния побуждают, например, родственников давать мне ранообразные практические советы по организации моей жизни (и настаивать на их реализации :) ), воспитывать моих детей, по-новому (по-своему) строить мою жизнь... Все это настойчиво и, несомненно, из лучших побуждений. Я это очень ценю. Но! Все это просто чудовищно давит. Все-таки за 10 лет обособленной своей собственной жизни я отвыкла от того, что кто-то в нее может влезть...
Ох, да что это я... простите меня, и спасибо Вам всем за участие и молитвы о нас :)
Буду искать православного психолога :)

                


Не отчаивайтесь
Олеговна, православная, РПЦ - 04:38 23.08.2003
Очень сочувствую и Вам, такой молодой вдове, и особенно Вашим девочкам. Мой отец погиб от несчастного случая, когда моим сестрам было 5 и 7 лет, а мне как раз было 7 с половиной месяцев. Это сказалось на всей нашей жизни. Хотя позже был и отчим, и младший брат появился у нас.

Психологическая помощь в церкви.
Вам нужно обязательно разделить по времени исповедь и собеседование. Любой батюшка, принимая исповедь, конечно постарается сказать утешительные слова и даст совет, но обычно в кратком виде, т.к. все же основной смысл исповеди - иной.
Вам лучше придти к тому ж батюшке для отдельной беседы в удобное для вас обоих время, о котором договориться с ним заранее. Договариваться лучше не во время исповеди, а подойти после службы.

Профессиональный психолог-консультант
Мой сугубое мнение: Вам конечно можно обратиться и к психологу, одно другого не исключает, греха тут не будет, каяться потом не надо будет на исповеди. Их готовят в числе других ситуаций и к такой как потеря спутника жизни, учат теории и практике т.н. "эмпатического выслушивания" и пр. То, что Вы верующий человек, будет только приветствоваться: их так учат, знаю точно. Так что искать какого-то узкоспециализированного "православного психолога" необязательно, мне кажется. Если психолог (вдруг) проявит неуважение к вере - он точно профнепригоден.
Надо только представлять, чего можно ожидать от консультанта. Профессиональное кредо всех
психологов: нельзя давать никаких советов.

Из курсовой работы по психол. консультированию студентки факультета психологии госуниверситета:
= = = = = = = = = = =
Запрет давать советы
Клиентам нельзя давать советы. Основания для этого достаточно широки и многообразны. Прежде всего, каков бы ни был жизненный и профессиональный опыт психолога, дать гарантированный совет другому невозможно: жизнь каждого уникальна и непредсказуема. К тому же, советуя, консультант полностью берет на себя ответственность за происходящее, что не способствует развитию личности консультируемого и его адекватного отношения к действительности. В такой ситуации психолог ставит себя в позицию "гуру", что реально вредит консультированию, приводит к тому, что у клиента, вместо активного стремления разобраться в своей жизни и изменить ее, формируется пассивное и поверхностное отношение к происходящему. При этом любые неудачи в реализации совета обычно приписываются консультанту как давшему совет авторитету, что, естественно, мешает пониманию клиентом своей роли в происходящих с ним событиях.
..."Человек с улицы", обращающийся к психологу за помощью, особенно в нашей стране, где далеко не каждый представляет себе, что такое психология в принципе, не всегда понимает, какого именно плана помощь ему нужна и в какой форме она может быть оказана. Часто ожидания клиентов неадекватны, не соответствуют реальности жизни и логике взаимоотношений . ... В связи с этим часто первое, что приходится делать с клиентом, - это объяснять, в чем он может ожидать психологической помощи и какой.
...Направленность жалобы и готовность человека определяют и форму работы с ним. Основная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений, которые, будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются. Основой такой формы воздействия является прежде всего изменение установок клиента как на других людей, так и на различные формы взаимодействия с ними. В ходе консультативной беседы клиент получает возможность шире взглянуть на ситуацию, иначе оценить свою роль в ней и в соответствии с этим новым видением изменить свое отношение к происходящему и свое поведение.
= = = = = = = = = = =

Для еще неукрепившегося в вере человека в ситуации, подобной Вашей, мне кажется, любое проявление участия будет хорошо, хоть в храме, хоть в консультации. Священников сейчас остро не хватает, мало и т.н. "умудренных жизненным опытом", но утешение непременно окажет любой из них, даже самый молоденький батюшка - ведь ему помогает Господь, и этим компенсируется возможное отсутствие чисто житейского опыта.

Господь нас поддерживает, это надо всегда знать и чувствовать. Вы не одни, это - утешение.

Я жизнь прожила с ощущением сиротства, но после того как пришла к вере, мои ощущения - другие.

                


Re: Сомнения и вопросы...
Anton, Православный, РПЦ МП - 03:02 23.08.2003
Здравствуйте, Алла !

> как относится Православная Церковь к прибеганию к помощи психологов? И бывают ли "православные психологи"? (или это как раз и есть духовники? :) )

За Церковь, конечно, говорить не рискну, но, насколько я знаю, отношение нормальное. Православные психологи, думаю, что бывают - т.е. по вере человек православный, а по профессии - психолог, почему нет ? (слышал этот термин многократно - вот, к примеру, даже статью навскидку в инете про это нашёл : http://region.urfo.org/eparhia/art/56740.asp ). Адресов таковых, правда, увы, не знаю (впрочем, можно попробовать в интернете поискать).

> Я понимаю, что вообще, конечно, лучше всего пойти в церковь к духовнику и поговорить с ним...

Может быть, кстати, спросить благословения отца Виктора на посещение психолога ? Может он даже посоветует, куда обратиться ?

Помогай Вам Бог !