Беседы о Православии

О совершенстве
Johannes, - - 20:48 27.08.2003
Здравствуйте уважаемые Форумчане!

У меня к вам вот какой вопрос: Читая книгу Святителья Феофана Затворника, «Внутренняя жизнь. Избранные поучения» я обратил внимание на следуещее
Цитата:
«Путь послушничества, или совершенного отречения от своего ума и воли и всякого управления собою чрез предание себя надежному и Богом данному руководителю-отцу, есть путь краткий и непродолжительный...»
далее
«Действующий во спасение идет вперед к совершенству...»

Святитель Феофан Затворник неоднакратно употребляет слово «совершенство», которое ожидает послушника по окончанию пути о котором идет речь в первой цитате.
Вот вопрос: Если в христианстве определенные уровни совершенства?

Спасибо.

PS: Вот еще цитаты:
«Видимо, то есть, что он должен быть из коснувшихся последних степеней совершенства»
«Ум опытный, зрящий весь строй нашего образования в духе, от первого его зарождения до совершенства, и видящий, что идет к нему и что нейдет»

                


Re: О совершенстве
Тарас, православный, АААПЦ - 23:46 27.08.2003
Johannes, Вы писали:

> Вот вопрос: Если в христианстве определенные уровни совершенства?

Святые Отцы вообще указывают на три ступени (три принципиальных уровня) христианской жизни. Это очищение, просвещение и совершенство (или обожение).

Святой Григорий Богослов пишет: «Сначала необходимо быть очищеным, затем очищять, сначала – получить мудрость, затем делать мудрыми других, сначала – стать светом, затем – просвещать, с начала – приблизится к Богу, затем – вести к Нему других, сначала – быть освященным, затем - освящать других...»

В этом отношении не могу не удержаться от рекомендации замечательной работы Митрополита Нафпактосского Иерофея "Православная Психотерпия".

Там он, например, пишет такие слова: "В богословии Св. Максима Исповедника эти три степени выражены как практическая философия (отрицательное и положительное очищение), природное видение (просвещение ноуса) и мистическое богословие (обожение). Отцы Церкви, удалившись от всего тварного, поднимаются на уровень видения Бога, и это видение достигает наивысшей степени в «богословской науке» или «богословской мистагогии», или, другими словами, «мистическом богословии», что часто называют и «незабываемым духовным опытом». Таким образом Отцы живущие теорией (видением Бога) являются действительными богословами или действительным богословием, поскольку богословие всецело наполняет их существование."