Беседы о Православии

Великий Пост
Евгения, православная, АПЦЯ - 17:56 03.10.2003
Недавно нашла на одной из ссылок в рубрике "вопросы священнику", что нужно употреблять в Великий Пост, цитирую:
-------------------------------------------------------------------------------
"Правило наступающего поста, определяемое Типиконом, следующее:
Первая неделя поста самая строгая. С понедельника и до вечера среды не положено ничего ни есть, ни пить. Произволяющие же постятся до вечера пятницы. Однако, для старых и немощных устав делает послабление, и они могут начать вкушать пищу с вечера вторника."
-------------------------------------------------------------------------------
Это выходит, что, если по-хорошему, то три дня нельзя вообще ничего ни есть ни пить? И даже воду?
-------------------------------------------------------------------------------
"В среду вечера положено есть «сухоядение», то есть хлеб, сырые, печеные, сушеные или соленые овощи и фрукты, запивая все кипятком с медом (или чаем :-) ).
В пятницу первой недели едим на трапезе варево без елея, то есть вареную пищу без постного масла. Это могут быть различные каши, овощные супы без масла, овощи.
В субботу и воскресенье разрешается пища на растительном масле, и даже некоторое количество вина. Конечно разумное, для поддержания сил.
В остальные недели Великого Поста устав следующий:
Для мирян в понедельник, вторник и четверг – варево без елея (каши, овощи и супы без растительного масла).
Среда и пятница – сухоядение (хлеб, овощи и фрукты сырые, сушеные, печеные и соленые, вода, кипяток с медом, чай).
В субботу и воскресенье варево с елеем (все на растительном масле) и вино.
Рыба позволяется только на праздник Благовещения и на Вербное Воскресенье, в Лазареву субботу разрешается рыбная икра.
В последнюю Великую неделю Поста в понедельник, вторник и среду устав повелевает на трапезе сухоядение. В четверг – варево без елея и вино. Пятницу Великую и в Субботу Великую ничего ни пьем, ни едим. В Субботу Великую вечером вкушаем сухоядение и немного вина.
Так повелевает Типикон. Об этом можно прочитать и в других книгах и календарях церковных, но как показывает практика, это ненадежные источники и в них множество ошибок.
Необходимо понимать, что такой уставной пост в наше время далеко не всем по силам. Поэтому, если есть сомнения или телесная немощь, то необходимо посоветоваться со своим духовником, относительно правила своего личного поста.
Необходимо помнить и следующее. Телесный пост без духовного воздержания не приносит пользы. Мы воздерживаемся в пище, чтобы ослабить наши телесные страсти и вожделения, дабы они не восставали на ум и сердце наше, и не мешали нашему богомыслию и самосозерцанию, дабы истончилась наша одебелевшая природа и стала восприимчивой к действию благодати Божией.
Потому кроме устава трапезы необходимо блюсти и следующее: во весь пост необходимо воздерживаться от праздного времяпрепровождения, различных увеселений, супруги соблюдают воздержание друг от друга. Все время проводим в молитве, самосозерцании, покаянии, душеполезном чтении, богомыслии, помогаем друг другу, кто в чем нужду имеет.
То есть пост – это время для того, чтобы рассмотреть себя и свою жизнь и принести Богу покаяние о грехах своих, постараться с помощью Божией обуздать свои страсти.
Как говорят отцы: «Пост не убийца, а страстоубийца».
-------------------------------------------------------------------------------
То, что в ВП разрешается немного принимать вино, я об этом и не знала, наоборот, думала, что все любые алкогольные напитки строго запрещены. В прошлом году, я была беременна и всех правил, в какой день, какую пищу нужно принимать, особо не придерживалась, просто ела во все дни постную пищу, воздерживаясь от мяса, яиц, молока и всех молочных продуктов, в этом году тоже самое. А сейчас прочитав, что нужно хотя бы пытаться придерживаться этого расписания, просто в недоумении и со своим духовником я об этом не успела поговорить.
И хоть тот батюшка и написал, что "такой уставной пост в наше время далеко не всем по силам", но все-таки интересно узнать, все-ли придерживаются такой строгости в ВП?

                


Итого: Великий Пост
Тарас, православный, АААПЦ - 18:24 06.10.2003
Евгения, добрый день!

Перечитал сообщения в этой ветке еще раз. Подытожить захотелось. :) Суть в том, что все церковные уставы о посте надо исполнять так, как они рекомендованы. Но если с этим есть реально серьезные проблемы, то надо идти к священнику и советоваться: "так мол и так, не могу без молочных продуктов, т.к. с детства привык кефир на ночь пить," или еще чего-то. :) Иногда решение проблемы может быть совершенно неожиданным. Но в любом случае это вопрос индивидуальный, и шаблон на него не наложишь.

Самое главное: форум - это только дискуссия, а конкретно этот вопрос надо решать с духовенством. Иными словами: услышанное на форуме принимайте как пищу для размышления, конкретную же пищу принимайте в пост по благословению духовного наставника. :)

                


Мы и Типикон
Олеговна, православная, РПЦ - 02:27 04.10.2003

Опять свт. Афанасий Сахаров,
http://pravbeseda.org/library/books/afsah02_1.html
В "Примечаниях" к гл1:
+ + + + + + + + + + + + +
[72] Название нашего Церковного Устава "ТИПИКОН" характеризует его содержание и
значение. Типикон от греческого слова "типос" - тип, образ, форма, образец, идеал. Идеал, это нечто совершеннейшее, возвышеннейшее, всегда влекущее к себе, как бы манящее, но никогда в полной мере не достижимое. Наш Типикон - изложение идеального. порядка богослужения, ставящее своим образцом древнее многочасовое богослужение великих отцов подвижников. Теперь только в немногих обителях и храмах богослужение в той или иной мере лишь приближается к идеальному порядку его, изложенному в Типиконе. Несмотря на это у нас нет какого-нибудь сокращенного Типикона. И это обстоятельство имеет большое нравственно-воспитательное значение. Наш Типикон в том виде, в каком он существует, является прежде всего постоянным напоминанием об идеале православного богослужения. А то, что наше богослужение и наша молитва так далеки от начертанного Типиконом идеала, должно возбуждать в нас чувство смиренного сознания нашего несовершенства. Нам никогда нечем хвалиться. Мы не только не можем внести чего-нибудь "сверхдолжного", но мы никогда не можем выполнить как должно и положенного. Нам остается только со смирением воздыхать о недостаточности, о несовершенстве, о скудости нашего молитвенного делания в сравнении с деланием отцов. Нам остается только глаголати: "Яко раби неключимии мы и того, еже должни быхом сотворити, не сотворихом" (Лк. 17, 10).
То же и в отношении правил церковной дисциплины. Строгие правила (напр. правила св. Василия Великого с отлучением от св. Причащения на многие годы), ныне почти не исполняемые, но и не отмененные, охраняют идеал чистоты христианской жизни. Они свидетельствуют, как строго судит Церковь грехи и пороки своих чад. Она не может ни потакать, ни соизволять, ни, тем боле, разрешать какое-либо отступление от установленных ею правил. Она каждому грешнику прямо и откровенно говорит, как тяжек совершенный им грех, какого строгого, но справедливого наказания заслуживают те, кому сказано: "Святи будете, якоже свят Господь Бог ваш" (I Петр. I, 15-16). "Будите совершени якоже совершен Отец ваш небесный" (Мф. 5, 48). Но Церковь не только судия. Она и любвеобильная мать, прибегающая к строгости лишь в редких, исключительных случаях. Это совсем не то, что "мы разрешим им хотя бы и грех, но с нашего позволения" (слова великого Инквизитора у Достоевского. Братья Карамазовы т. I. M. 1958, стр. 339).
И предписываемые Типиконом правила пощения - также идеал, которого достигали немногие величайшие подвижники. Для этой массы православных возможно только то или иное приближение к идеалу, сопровождаемое чувством мытарева смирения. Православному постнику нечем хвалиться. Даже и сравнительно строгие постники, проводящие например четыредесятницу без рыбы, а 1, 4 и 7 седмицы без масла, не могут сказать, что они исполнили положенное, ибо уставный идеал великопостного пощения еще строже. А на замену правил поста каким-либо другим легким подвигом православному не может дать разрешения ни священник, ни епископ.
+ + + + + + + + + +

Помнится, владыко Кирилл в телепередаче ("Слово пастыря") тако же говорил о обряде крещения в наших церквах: в идеале крестить надо в проточной воде, но не каждый храм имеет такие условия, и крестят в купели с налитой водой, невозможно и это - тогда только окроплением головы. Т.е. достижение идеала может быть недостижимым, но надо по возможности стремиться.

                


Re: Мы и Типикон
Евгения, православная, АПЦЯ - 10:46 07.10.2003
Олеговна, Вы писали:
> Православному постнику нечем хвалиться. Даже и сравнительно строгие постники, проводящие например четыредесятницу без рыбы, а 1, 4 и 7 седмицы без масла, не могут сказать, что они исполнили положенное, ибо уставный идеал великопостного пощения еще строже.
> + + + + + + + + + +
Что точно, то точно. Если удалось, например, сделать одно маленькое достижение в ВП, то обязательно соблазнишься в другом - это факт. :(
>
> Т.е. достижение идеала может быть недостижимым, но надо по возможности стремиться.

Да, это нужно делать, но одно только прочитанное мною, что в ВП три дня ничего нельзя есть и пить почему-то устрашает. А что, если действительно попробовать, может получится..., хотя, очень легко об этом говорить, труднее всего сделать.

                


Простите буквоеда...
Анахоретъ, Всех люби, от всех беги - 12:33 04.10.2003
Олеговна, Вы писали:

> Помнится, владыко Кирилл в телепередаче ("Слово пастыря")...

"Владыко" - это звательный падеж ц-слава, в русском языке также употребляется только при обращении, как, например, и слово "отче" - "отец".

                


Великий Пост (Нечему тут удивляться).
Valerius, Православный МП - 21:07 03.10.2003
Евгения, Вы писали:
> Недавно нашла на одной из ссылок в рубрике "вопросы священнику", что нужно употреблять в Великий Пост,
> Это выходит, что, если по-хорошему, то три дня нельзя вообще ничего ни есть ни пить? И даже воду?

Господи, ну ведь в Типиконе, например, ясно и четко написано: "Постимся до часа девятого...", - и т.д. Получается, что после "часа такого-то" можно вообще не поститься!? Нет! Дело в том, что в данном конкретном месте под словом "пост" Типикон действительно подразумевает отказ от еды вообще! Вот так-то... Это лишь мы сейчас перетолковываем слово пост всего лишь как отказ от "скоромной" пищи. Но к Типикону это современное понимание вообще не имеет никакого отношения, поскольку монахи никогда мяса не употребляли круглый год, а не только в период "поста".

Так что удивляться тут нечему. Огромное количество древних библейских и церковных понятий, в том числе и "пост", понималось в древности абсолютно по иному, отсюда и все нынешние недоразумения. Например, мы считаем рыбу "постной" пищей, в отличие от мясной, но ведь хорошая рыба сейчас порой является более дорогой и изысканной пищей чем мясо! Получается, что в великий пост мы вместо "усмирения плоти" предаемся рыбным деликатесам! Древний же Типикон подобных курьезов не знает. Отказ от пищи (в некоторые дни), и точка.

> То, что в ВП разрешается немного принимать вино, я об этом и не знала, наоборот, думала, что все любые алкогольные напитки строго запрещены.

Вино никак не может быть запрещено, потому что на Востоке его всегда употребляли в разбавленном виде как обычный повседневный напиток. Еврейское выражение "хлеб и вино" служило для обозначения пищи вообще. Христианская традиция использовать на Господней Вечери (т.е. Ужине) именно Хлеб и Вино, берет свое начало как раз из указанной культурной среды.

В прошлом году, я была беременна и всех правил, в какой день, какую пищу нужно принимать, особо не придерживалась, просто ела во все дни постную пищу, воздерживаясь от мяса, яиц, молока и всех молочных продуктов, в этом году тоже самое. А сейчас прочитав, что нужно хотя бы пытаться придерживаться этого расписания, просто в недоумении и со своим духовником я об этом не успела поговорить.

Вы совершенно правильно поступали и менять чего-либо нет абсолютно никакой необходимости. Древняя монашеская традиция ("пост - отказ от пищи") ушла безвозвратно, и надо следовать не ей, а тому, как принято сейчас. Именно так и поступил бы апостол Павел (см. оба его послания к Коринфянам).

Христианство - это вовсе не "сумма правил и заповедей", которым нужно следовать. Христианство - это Иисус Христос, в Котором человек становится богом. Причем, не человек делает сам себя бессмертным богом, а Сам Творец делает богом человека в умершем и воскресшем Господе Иисусе. С этой точки зрения, чего бы ты ни ел (хоть всю жизнь ничего не ешь вообще, или же всегда питайся одними "вкусностями"), ты лучше или хуже не станешь! Спасение человека происходит отнюдь не через еду, а через смерть на Кресте вместе с Искупителем, с Которым мы и воскреснем.

> И хоть тот батюшка и написал, что "такой уставной пост в наше время далеко не всем по силам", но все-таки интересно узнать, все-ли придерживаются такой строгости в ВП?

Лично я таких "строгих" великопостников почти никогда не встречал. И дело тут вовсе не в "силах". Полагаю, что некоторые балерины "постятся" не менее строго. Но такой "пост" ничего общего с Крестом не имеет. Думается, что современные христиане просто более четко понимают, что спасение отнюдь не в том, кто меньше мяса съест, а в умирании на Кресте и воскресении в Господе.

                


Балерины и современные христиане
Тарас, православный, АААПЦ - 00:50 04.10.2003
Здравствуйте, Valerius!

Простите! Сообщение ваше конечно в целом правильное. Но посмешили вы от души, написав:

>Полагаю, что некоторые балерины "постятся" не менее строго. Но такой "пост" ничего общего с Крестом не имеет. Думается, что современные христиане просто более четко понимают, что спасение отнюдь не в том, кто меньше мяса съест, а в умирании на Кресте и воскресении в Господе.

Во-первых, у меня мама была балерина, и я хорошо знаю, как они "постятся". :) Во-вторых, вы действительно считаете, что именно "современные христиане более четко понимают", в чем спасение? :) Более четко, чем кто? Чем современные атеисты? :)

Простите, еще раз. :)

                


Re: Балерины и современные христиане
Valerius, Православный МП - 20:47 04.10.2003
Здравствуйте, Тарас.

Рад был Вас насмешить, это в любом случае гораздо лучше, чем попросту сразить человека наповал своею глупостью :).

Я-то ведь с балетом знаком лишь как зритель и потому, увы, вынужден верить в легенды о том, что все прекрасные балерины безжалостно "постятся", чтобы держать себя в форме. Вот потому и привел их как пример, так сказать, "поста" светского, безрелигиозного. А вот что касается упомянутых мною "современных христиан", которые понимают Спасение более правильно чем... Чем кто? - спрашиваете Вы.

Я имел в виду, что в начале XX-го века, еще до революции, в России вышла книга "Православное учение о Спасении", написанная Сергием (Страгородским), будущим Патриархом. (Я ведь "патриархийник", а не из всевозможных "истинных", так что мне вполне позволительно отзываться с уважением об этом человеке :) ). Так вот, книга эта, на мой взгляд, навсегда покончила с привычным (но не Евангельским!) взглядом на спасение, как на результат следования всевозможным правилам и заповедям, как если бы речь шла о награде человеку со стороны прежде разгневанного, но затем "умилостивленного" Бога. Соответственно, и смерть Иисуса понимается не как жертва ради удовлетворения уязвленной божественной справедливости, а как смерть вместо всех людей, из любви Бога к ним ко всем, поскольку люди в испорченном грехом мире неминуемо обречены на умирание, отсюда и искупительная смерть вместо них и начало новой, неповрежденной жизни.

Получается, что от Ансельма Кентерберийского, разработавшего "юридическую" теорию Искупления, и вплоть до начала XX-го века (то есть почти тысячу лет!), христиане всерьез были убеждены, что Бог спасает людей за их заслуги, за их так называемые добрые дела, за исполнение церковного устава, постов и т.д. То есть, люди фактически спасают самих себя, а Бог их за это "награждает". Этот самообман оказался настолько устойчив, что даже сейчас та очевидная евангельская истина, что не люди, а БОГ спасает самертью Своего Сына, безо всяких там людских "заслуг", зачастую не осознается!

Сейчас дико звучит, что еще совсем недавно на Пасху запрещалось причащать. И не со стороны каких-нибудь безбожников, а со стороны вполне "благочестивых" священнослужителей, совершенно искренне полагавших, что воздержание от мяса и молока гораздо важнее, чем "какое-то там" богочеловеческое единство в Иисусе на Господней Трапезе. Люди всего лишь "слушали" обедню, словно бы еще жили в ветхозаветные времена, когда жрец в недоступной Святая Святых кропил жертвенной кровью Ковчег Завета. Но ведь само по себе воздержание от "трефной" (не кашерной) пищи ничего не значит. В любом случае - это действие человеческое, без веры никак не ведущее к очищению, которое Бог дает в искупительной смерти Иисуса. Мы в вере возвращаем Богу свою испорченную жизнь, а взамен получаем новую. Даже если бы в Церкви по какой-то причине не было постов, к смерти Иисуса это ничего бы не прибавило и не убавило.

Итак, я всего лишь хотел сказать, что все вышесказанное нам гораздо более ясно, чем христианам XVIII или XIX веков. Другое дело, что это отнюдь не означает, что надо отменять посты. Как правило, подобные идеи возникают у "современных христиан" (раз уж я начал так выражаться :) ) вовсе не потому, что после книги Сергия (Страгородского) и т.д. они вдруг ощутили себя усыновленными Богом в Иисусе, а всего лишь из-за житейских, практических соображений.

                


Эта... я выходит тоже "патриархийник"...
Павлов Александр, Православный, РПЦ - 17:16 06.10.2003
Valerius, Вы писали:
>
> покончила с привычным (но не Евангельским!) взглядом на спасение, как на результат следования всевозможным правилам и заповедям, как если бы речь шла о награде человеку со стороны прежде разгневанного, но затем "умилостивленного" Бога. Соответственно, и смерть Иисуса понимается не как жертва ради удовлетворения уязвленной божественной справедливости, а как смерть вместо всех людей, из любви Бога к ним ко всем, поскольку люди в испорченном грехом мире неминуемо обречены на умирание, отсюда и искупительная смерть вместо них и начало >новой, неповрежденной жизни.
>
Собственно, именно так и представляю себе Православие.
Я так понял Благую Весть.

                


Re: Балерины и современные христиане
Димитрий, православный христианин (МП) - 05:18 05.10.2003
Прости брат
Будь добр, перечти http://www.pagez.ru/lsn/palama/038.php
Спаси Господи

                


О каких христианах речь?
Тарас, православный, АААПЦ - 04:50 05.10.2003
Valerius, Вы писали:

> Я-то ведь с балетом знаком лишь как зритель и потому, увы, вынужден верить в легенды о том, что все прекрасные балерины безжалостно "постятся", чтобы держать себя в форме.

:)

Ну, скажем, не безжалостно, т.к. им еще физически вкалывать надо по 5 - 8 часов в день. Нагрузка не для безжалостно постящихся, поверьте. :)

Для этого примера лучше было бы использовать современных девушек страдающих анерексией для того, чтобы на фотомоделей смахивать. Вот уж конкретный пример неправильного "светского" поста. :)

> Получается, что от Ансельма Кентерберийского, разработавшего "юридическую" теорию Искупления, и вплоть до начала XX-го века (то есть почти тысячу лет!), христиане всерьез были убеждены, что Бог спасает людей за их заслуги, за их так называемые добрые дела, за исполнение церковного устава, постов и т.д.

А вы чего знаете много святых Православной Церкви считавших себя духовными чадами Ансельма Кентерберийского?

> Итак, я всего лишь хотел сказать, что все вышесказанное нам гораздо более ясно, чем христианам XVIII или XIX веков.

Т.е. с 12 века (со времен Ансельма) вплоть до XX-го Православие было забыто что ли? Причём вообще тут Ансельм, посты, Патриарх Сергий?

                


Re: Великий Пост
Тарас, православный, АААПЦ - 20:43 03.10.2003
Здравствуйте, Евгения!

Текст приведенный вами действительно верен по букве. Т.е. такие правила в Церкви приняты и действуют. Но верующие не представляют из себя одну серую массу. У каждого свои слабости и возможности. Каждый находится на разном уровне духовного развития и готовности совершить пост.

Помню, как-то в начале поста стоял и слушал Архимандрита Лонгина (ныне епископ Саратовский и Вольский) на подворье Троице-Сергиевой Лавры. После совершения Литургии он подробно рассказывал собравшимся о том, какая принята дисциплина на начинающийся пост. Затем он сказал, что такой устав соблюдается людьми уже подготовленными и опытными, т.е. теми, кто уже знает, как размерять свои силы. Для остальных же он рекомендовал получать благословение на постную дисциплину у своего духовного наставника. "Будет гораздо хуже - сказал он, - если кто-то из вас за первые три дня поста испортит себе желудок, заболеет и потом не сможет поститься вообще."

Пост - это ведь не слепое соблюдение определенной дисциплины, где единственной целью является ее точное исполнение. Пост - это посильное для нас выражение нашей преданности Богу посредством отказа от угождения плоти и страстям. Вне личных отношений человека с Богом строгий пост не несет никакой пользы.

                


Re: Великий Пост
Евгения, православная, АПЦЯ - 18:29 05.10.2003
Тарас, Вы писали:
> Здравствуйте, Евгения!
Здравствуйте.
>
> Помню, как-то в начале поста стоял и слушал Архимандрита Лонгина (ныне епископ Саратовский и Вольский) на подворье Троице-Сергиевой Лавры. После совершения Литургии он подробно рассказывал собравшимся о том, какая принята дисциплина на начинающийся пост. Затем он сказал, что такой устав соблюдается людьми уже подготовленными и опытными, т.е. теми, кто уже знает, как размерять свои силы. Для остальных же он рекомендовал получать благословение на постную дисциплину у своего духовного наставника. "Будет гораздо хуже - сказал он, - если кто-то из вас за первые три дня поста испортит себе желудок, заболеет и потом не сможет поститься вообще."
>
Опять же он не сам благословляет, а возлагает это на имеющихся или неимеющихся у прихожан духовных наставников. Как я написала ниже, не каждый из них даст такое благословение, ибо благословив на некоторые послабления духовник берет на себя грех своего чада.
Хотя, если откровенно, то, здесь наш батюшка по своей доброте неисчерпаемой иногда "успокаивал" меня, говоря при этом, что Япония - это не христианская страна, что вообще не только в длительные посты, но и даже по средам и пятницам у них принято поститься только служителям церкви, но не мирянам и, если сам себе попустил такие "поблажки", то это ничего страшного, но при этом он меня не благословлял на такие роды послаблений, а лишь "успокаивал". А ВП с моими нарушениями, он меня даже не "успокоил" в очередной раз :(. Над этим стоит задуматься всерьез.

                


Может я не понимаю? (Re: Великий Пост)
Олеговна, православная, РПЦ - 12:33 05.10.2003
> ...Для остальных же он рекомендовал получать благословение на постную дисциплину у своего духовного наставника.
>
Существует общераспространенное мнение, что можно заранее испросить благословения на послабление пищевого поста у духовника, и стало обычным на форуме давать этот совет.
Но два нижеприводимых отрывка из книги зародили сомнения: правомочно ли такое в принципе (имею в виде благославление духовника не просто на пощение, а именно на послабление). Т.е. я так понимаю: батюшка может, благославляя нас на пост предупредить, чтобы мы постились с рассудительностью (см. главу "Рассудительность в посте" по ссылке, названной Анахоретом), обратить наше внимание на тщетность пищевого пощения в отрыве от духовного ("Главное - друг друга не ешьте..."), напомнить, что мы не монахи все же, и наш т.н. "подвиг" не идет ни в какое сравнение с монашеским (чтоб не гордились) -- но не благославлять же на отступления от принятого Церковью Устава. И, например, если какая-то болезнь - то, такоже, не "благословлять", а сказать, что "смотрите сами по своему здоровью". Или же только священник-монах не может дать такое благословение, а священник, не имеющий монашеского чина - вправе? Мне самой думается, что подход здесь д.б. единый.

= = = = = = =
"Один духовный сын отца Алексия приехал в Зосимову пустынь поговеть на первой неделе Великого поста. Он стал ходить неопустительно на все службы. А службы были уставные, долгие. В то время огонь в монастырской кухне не зажигался и ничего варить для братии в первые дни поста не полагалось. Со временем паломник начал изнемогать и слабеть. Наконец, не выдержав подвига, он бросился к отцу Алексию: "Батюшка, не могу больше без пищи, благословите что-нибудь съесть!" - взмолился он. А тот, со свойственной ему мудростью, ответил: "Как же ты просишь меня, твоего старца, благословить тебя нарушить устав той обители, в которой он живет? Другое было бы дело, если бы ты, не могший дольше терпеть, сам что-нибудь съел и потом пришел ко мне просить прощения". Не получив благословения нарушить пост, молодой человек ушел от отца Алексия, но не смог удержаться, раздобыл где-то соленый огурец и кусок черного хлеба, съел их и затем пришел к старцу с повинной. Конечно, тот отпустил ему его грех с любовью..."
- - -
"Я часто жаловалась старцу на то, что не могу держать постов из-за домашних условий. Много неприятностей было от этого, и поститься значило для меня ничего не есть. На все мои просьбы разрешить нарушить пост старец говорил решительно и твердо: "Не могу, детынька, не могу я тебя на это благословить. Я - монах, и пост положен у нас в уставе. Смотри сама, молись, Бог видит условия твоей жизни. Только на исповеди не забывай каяться в нарушении постных дней."
= = = = = = =
Это из книги Четверухиных "Преподобный Алексий, старец-затворник Смоленской Зосимовой пустыни". Ч.3. "Беседы, наставления и изречения старца Алексия" (эта часть книги есть в сети - http://www.pagez.ru/olb/095.php)

PS: Это тот самый старец Алексий, который был призван из затвора для участия во Всероссийском Поместном соборе 1917 г. (собор начался еще "до революции", в августе) по восстановлению патриаршества. Было три кандидата - "самый умный, "самый строгий" и "самый добрый". Вынуть жребий поручили именно ему, иеромонаху-схимнику. И Божий выбор пал на "самого доброго". Тарас все это знает, но другой кто может заинтересуется, кто не читал.

                


Люди, вас обманывают! ;)
Дарья Дмитриевна, православное (РПЦ МП) - 13:03 06.10.2003
> Существует общераспространенное мнение, что можно заранее испросить благословения на послабление пищевого поста у духовника, и стало обычным на форуме давать этот совет.

Но, как мы видим, по Тайному Преданию Православной Церкви - это неправда. Люди - вас обманывают, чтобы вы прямиком в ад попали! А если вы не поститесь, по причине язвы, колита или прочего - вы лжете сами себе! Поститься надо - потому что Типикон сказал!
А вот если ваш духовник говорит вам - по причине здоровья можно пост ослабить, то вы такого батюшку спросите: А монах ли ты? А если монах - то как ты, родимый, можешь устав нарушать? А монах ли ты вообще? А благодатен ли ты? А может ты какой сатанист в рясе, или вообще - шпиён, КГБ подосланный, шоб меня развратить?
А-а-а, можно и попоститься? Так вот ты как заговорил, как я КГБ упомянул!
Ну ладно, раз благословил поститься - пойду, колбасы наемся, а потом исповедуюсь - съел, дескать, по немощи.

Общий вывод: Типикон абсолютен, нарушение его - кощунство, но тайком сожрать и потом исповедоваться благословляется.

                


Re: Может я не понимаю? (Re: Великий Пост)
anna_z, православная - 13:57 05.10.2003
Вопрос (может быть, глупый): разве существует Устав для мирян, определяющий правила поста? Или мы берём за основу монашеский устав и "подгоняем" его под свои обстоятельства (здоровье и пр.)? Тогда фактически каждый мирянин свою меру определяет сам, он не обязан следовать Уставу. И духовник благословляет не на послабления в посте, а на определённый режим поста, наилучший для конкретного человека. Я не права?

                


Re: Может я не понимаю? (Re: Великий Пост)
Димитрий, православный христианин (МП) - 17:59 05.10.2003
Прости, матушка.
>разве существует Устав для мирян, определяющий правила поста? Или мы берём за основу монашеский устав и "подгоняем" его под свои обстоятельства (здоровье и пр.)? Тогда фактически каждый мирянин свою меру определяет сам, он не обязан следовать Уставу. И духовник благословляет не на послабления в посте, а на определённый режим поста, наилучший для конкретного человека.

Правильнее бы требовать учения у Богом данного мужа и хотя этим побуждать его самого к изучению, правда? Иначе, прости, очень жаль, но трудности ждут вашу семью.
Господь и Бог наш Иисус Христос пришел ко всем нам. Монашествующие и миряне определяются тем, что есть люди, кто хочет и может быть совершенными и те, кто не хочет и не может. Каждому Господь дает посильное, только бы спасти нас.
«Если похотствующую на духа плоть усмиришь подвижническими трудами, то за пределами сего века будешь иметь славу, обещаемую изречениями о блаженствах, как победивший в брани того, кто в теле твоем противовоюет закону ума твоего, и пленяет тебя законом греховным, сущим в удех твоих (Рим.7:23)» (Нил Синайский)
Рождественский пост установлен в воспоминание и переживание поста Моисея, в память о подвиге его жизни, его любви к Богу и народу своему.
Великий — в воспоминание и переживание сорокадневного поста Иисуса Христа в пустыне.
Петров (Апостольский) — нужен нам, чтобы стараться держать себя достойно святых Апостолов.
Успенский — в честь Божией Матери, Которая, предузнав о Своем преставлении, переживала, молилась и постилась за нас. О Ней же, Заступнице нашей и Покровительнице, помним, постимся и молимся каждый понедельник.
Каждую среду и пятницу, кроме сплошных седмиц и Святок, вспоминаем предательство Господа Иудой и избранным народом Его и мучительную крестную смерть Спасителя.
Еще помним о смерти св.Иоанна Предтечи, о воздвижении Креста Господня, о Богоявлении. Все перечисленное — время усиленной покаянной молитвы. Пост без молитвы — не пост, и молитва без воздержания — слабая и рассеянная.

Знаешь ведь, случится иногда, что, как говорят: "кусок в горло не идет" — только и думаешь и переживаешь о случившемся. Это и есть пост. Так можем видеть кому служит человек. У кого-то машину угнали, так он неделю не ест. От кого-то жена ушла и он на месяцы замыкается. Кто-то ради того, чтобы музычку послушать или газетку почитать, или телевизор посмотреть, или чтобы вес сбросить от еды отказывается. И это тоже своеобразный пост — дань человека тому, кому он раб, кому служит, кого любит.

Господь и Церковь не принуждает нас поститься — мы сами, своим постом, молитвой, своей жизнью просим Господа: «найди меня, Господи, как овцу заблудшую, причти стаду Своему» или наоборот. Потому, конечно, если умирает с голода человек, то хоть и в самый строгий пост мясо мертвого коня съест — не согрешит(по словам свт.Тихона Задонского). Если ради того, чтобы кормить ребенка грудью или во чреве, ест женщина нет здесь греха. Грех в нашем отступлении от Господа, в том, что не можем и малостью пожертвовать ради Него, в том, что и вовсе не помним о Нем и Его любви к нам.
Спаси Господи

                


Re: Может я не понимаю? (Re: Великий Пост)
anna_z, православная - 19:35 05.10.2003
Димитрий, Вы писали:
> Прости, матушка.
> Правильнее бы требовать учения у Богом данного мужа и хотя этим побуждать его самого к изучению, правда? Иначе, прости, очень жаль, но трудности ждут вашу семью.>
Может быть.
>
> Господь и Церковь не принуждает нас поститься — мы сами, своим постом, молитвой, своей жизнью просим Господа: «найди меня, Господи, как овцу заблудшую, причти стаду Своему» или наоборот. Потому, конечно, если умирает с голода человек, то хоть и в самый строгий пост мясо мертвого коня съест — не согрешит(по словам свт.Тихона Задонского). Если ради того, чтобы кормить ребенка грудью или во чреве, ест женщина нет здесь греха. Грех в нашем отступлении от Господа, в том, что не можем и малостью пожертвовать ради Него, в том, что и вовсе не помним о Нем и Его любви к нам.
> Спаси Господи

Да, конечно. Всё правильно вы говорите.
Правда, то, что вы пишите, - ответ не на мой вопрос, но всё равно спасибо :)

                


Re: Может я не понимаю?
Димитрий, православный христианин (МП) - 02:43 06.10.2003
Прости матушка
>ответ не на мой вопрос
Да, наверное. То и еще одно предыдущее сообщения более назначены другому человеку — совсем я, балда, уже запутался тут :-) Ты уж прости.
Спаси Господи.

                


Re:
Евгения, православная, АПЦЯ - 18:51 05.10.2003
>> Если ради того, чтобы кормить ребенка грудью или во чреве, ест женщина нет здесь греха.

Некоторые врачи и в беременность советуют поститься, но при этом предупреждают, что, если будущая роженница уже т.с. "тренирована" и ее тело привычное к постам, то можно и в беременность поститься, вреда от этого плоду не будет. Правда и здесь тоже у кого как получается.

                


Re: Может я не понимаю? (Re: Великий Пост)
Владимир Ковальджи, православный (РПЦ) - 13:14 05.10.2003
> А тот, со свойственной ему мудростью, ответил: "Как же ты просишь меня, твоего старца, благословить тебя нарушить устав той обители, в которой он живет? Другое было бы дело, если бы ты, не могший дольше терпеть, сам что-нибудь съел и потом пришел ко мне просить прощения". Не получив благословения нарушить пост, молодой человек ушел от отца Алексия, но не смог удержаться, раздобыл где-то соленый огурец и кусок черного хлеба, съел их и затем пришел к старцу с повинной. Конечно, тот отпустил ему его грех с любовью..."

Мама, ну и эпизодик... Давайте посмотрим, что "в сухом остатке":
Начнем с конца - "отпустил ему грех", т.е. это трактуется именно как _грех_.
Следовательно, совет старца получается таков: "Благословить на грех - не могу. Другое дело, если согрешишь сам, а потом придешь просить прощения".
Если это действительно _грех_, то совет просто дичайший по своему лицемерию!
Следовательно, это (огурец с хлебом) - не грех.
Тогда - за что "просить прощения"?
Тупик-с...

                


Re: Может я не понимаю? (Re: Великий Пост)
Паломник, христианин, ортодокс - 13:04 05.10.2003
Всё зависит от каждого конкретного случая. Обстоятельств. От места, времени и человека, которому даётся послабление. Его духовной зрелости, здоровья, физического труда. Живёт ли в миру, подвизается ли в монастыре, общине... и т.д. и т.п.

На основании этих и неизвестных нам обстоятельств духовник и может принять соответствующее решение.

                


Вопрос не о том
Олеговна, православная, РПЦ - 13:09 05.10.2003
Нет сомнений, что могут причины для послабления, вопрос о правомочности пастырем благословения на это.

                


Re: Вопрос не о том
Паломник, христианин, ортодокс - 13:24 05.10.2003
Тогда я не понял... на основании чего возник этот вопрос? На основании частных случаев, которые описаны в приведённой вами литературе? Экстраполяция? :-)

Есть и другие случаи... А помните давнишнюю дискуссию о воровстве-за-послушание, когда некоторые собеседники утверждали, что и в наши дни этим частным случаем (возможно исключительной духоносности старца) надо руководствоваться чуть ли не в повседневной жизни... когда и время иное и место, да и люди иные.

Если и раньше могли быть послабления... Однако если это грех, то духовник принимает его на себя.

                


Re: Вопрос не о том
Евгения, православная, АПЦЯ - 17:47 05.10.2003

> Если и раньше могли быть послабления... Однако если это грех, то духовник принимает его на себя.

Это как сказать. Мне наставник сказал, что во ВСЕ посты не должно быть никаких послаблений и привел пример, что один монах, который был очень болен, постился как раз в наступивший очередной пост, но врачи ему сказали, что он умрет, если будет продолжать поститься, т к. нужны необходимые витамины для его организма, в том числе и мясо. Тогда тот монах написал письмо своей матушке и спросил что ему делать съесть мясо или умереть, она ответила ему, что лучше пускай он умрет, чем съест мясо в пост.
Хоть пример и о мясе, а не о соленом огурце с хлебом, но все-равно это же тоже считается послаблением и еще каким! Т.к. это мы сейчас себе здесь в миру сами себе попускаем разные послабления, а когда душа разлучиться с телом, нам это припомниться в несколько раз! Поэтому, даже опираясь на такой пример, не каждый духовник будет на себя брать грех того духовного чада за которое он молиться, тем более не благословит его на разные роды всяких послаблений в пост.

                


Не пренебрегайте библиотекой форума
Анахоретъ, Всех люби, от всех беги - 18:47 03.10.2003
http://pravbeseda.org/library/books/post.html

А приведённый Вами ответ безвестного батюшки был дан "по букве", никакой практической ценности он не имеет.

                


Re: Не пренебрегайте библиотекой форума. Спасибо (-)
Павлов Александр, Православный, РПЦ - 19:34 03.10.2003

                


Re: Великий Пост
Павлов Александр, Православный, РПЦ - 18:10 03.10.2003
Если бы не упоминание о мирянах,принял бы за что-то монастырское.
Про себя молчу. Пока учусь в посты не лопать пиво ( это легко) и завязать с куревом ( немыслимо трудно)
Но действительно, кто может подсказать.... все и правда так сурово :(

                


Re: Великий Пост
Надежда Федорова, православная христианка - 18:50 03.10.2003
У меня таже проблема. Тоже читала именно о таком, строгом соблюдении Великого поста. Прошлым постом старалась все исполнять: очень трудно, особенно первая неделя. Батюшка мне сказал. что поститься нужно по силам. Я совершенно здоровый человек, но мне было очень трудно следовать уставу (особенно первую неделю). Мои друзья первые три дня ничего не едят, но пьют сладкий чай. Подскажите, как быть.