Беседы о Православии

Можно ли присутствовать на литургии и не причащаться?
Дарья Дмитриевна, православное (РПЦ МП) - 12:45 10.10.2003
Правило 9 Святых Апостол:
"Всех верных входящих в церковь, и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, яко безчиние в церкви производящих, отлучати подобает от общения церковнаго."

Получается, что стоять на литургии и не причащаться - преступление, караемое церковными законами.
Или есть еще какие-то примеры толкования этого правила?

                


Господа, ну это же просто смешно! (Если бы не было грустно...)
Valerius, Православный МП - 19:58 13.10.2003
Дарья Дмитриевна, Вы писали:
> Правило 9 Святых Апостол:
> "Всех верных входящих в церковь, и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, яко безчиние в церкви производящих, отлучати подобает от общения церковнаго."
>
> Получается, что стоять на литургии и не причащаться - преступление, караемое церковными законами.
> Или есть еще какие-то примеры толкования этого правила?

Прочел краткую дискуссию на затронутую тему. Захотелось словами апостола Павла из послания к Галатам воскликнуть: "Поражаюсь!" :)

Братья, ну откуда у вас столь ветхозаветные, хотя и со ссылками на святые каноны выражения: "преступление", "кара" и т.д.? Мы же ведь не в приемной у обер-прокурора Синода! :)

Дело вовсе не в том, "можно" или "нельзя" присутствовать на Господней Трапезе и не причащаться, а в том, что такое "присутствие" без причащения попросту абсолютно бессмысленно с христианской точки зрения!

После Своего вознесения Иисус по-прежнему остается с нами. Зачем? Затем, что без Богочеловека Иисуса нам невозможно становление Богом (обожение) и вечная жизнь. Где мы можем "встретить" Иисуса? Да где же еще, как не на Трапезе, на "Ужине" (т.е. Вечери, если угодно), где мы "возлежим" вместе с Ним, Богородицей, Апостолами и ВСЕМИ православными христианами, живыми и почившими! Вы можете себе представить братский пир, на котором ВСЕ братья и сестры с радостью вкушают от Хлеба и Вина, но кто-то при этом бессмысленно толчется где-то в сторонке? ("Ах, я акафист не прочел!") Я лично такое даже в обычном "гражданском" обществе представляю с большим трудом, не говоря уже о Церкви. Ты либо присоединяйся к свои братьям, либо ты вообще чужой человек. Все речи о том, что "я не достоин" - являются языческими, а не христианскими. Они свидетельствуют о том, что вопреки Евангелию Вы не верите, что именно смерть Иисуса очищает Вас, а не Ваше "вычитывание" молитвенных правил! (То есть не Вы сами себя спасаете-то, а Вас, Вам нужно лишь сказать Богу свое свободное "да").

Заметьте, Вы приходите на Литургию не для того, чтобы Вам ее отслужили какие-нибудь священники, а для того, чтобы самим служить ее вместе с пресвитером (т.е. со "старшим" в общине) и со всей Церковью! И эту "словесную службу" мы приносим в том числе и за Богородицу, и за всех святых. Стоит лишь удивляться, что когда люди вместе с "батюшкой" возглашают на Евхаристии "Изрядно о Пресвятей, Пречистей...", они обычно не понимают, что это именно МЫ молимся, что, как сам же народ на служебе и поет, что это "мы невидимо служим", то есть МЫ, а не кто-то другой!

Итак, вместе с Богородицей, Апостолами, Царями, Патриархами, живыми и усопшими, вместе с нашим священником мы ВСЕ находимся за ОДНИМ столом. И это никакая не награда за какие-то там наши вымышленные заслуги, типа "я постился", а я "канон вычитал". Это исключительно подарок нам со стороны Иисуса, "умершего из-за наших грехов, но восскресшего из-за нашего оправдания" (Рим.), потому что без единства с Ним нам все равно не воскреснуть и не получить новой жизни, хоть мы все зачитаемся всевозможными акафистами. Ведь мы не только "духовно" или "незримо", но даже и физически соприкасаемся с Ним в Евхаристии, в Причащении Тела и Крови. А никакого другого единства с Ним - нет.

Следовательно, цитированные выше святые каноны об отлучении от Церкви тех, кто, присутствуя на Литургии, не причащается, надо рассматривать вовсе не как "наказание", а как простую констатацию элементарной абсурдности той ситуации, когда мы возлежим на пиру с нашим Другом и Господином, но почему-то тупо отказываемся принимать из Его рук Хлеб и Вино!

                


Re: Господа, ну это же просто смешно! (Если бы не было грустно...)
anna_z, православная - 20:08 13.10.2003
Это всё замечательно, что вы пишите, но делать-то что?! Если таков порядок, принятый всей церковью - причащаться не на каждой Литургии (мягко говоря!).

                


Когда причащаться!
Тарас, православный, АААПЦ - 20:47 13.10.2003
anna_z, Вы писали:
> Это всё замечательно, что вы пишите, но делать-то что?! Если таков порядок, принятый всей церковью - причащаться не на каждой Литургии (мягко говоря!).

Да что вы, Анна, такого порядка нет. :) Я как-то раз, помню, пришел в храм, и меня попросили подержать платок у Чаши во время Причастия. Когда все причастились, то священник показал мне глазами, чтобы я становился для Причастия. Я ответил: "Я не готов." "Как же ты не готов? - сказал он, - Быть готовым - это твоя работа."

Конечно никто никого из храма гнать не будет, если человек ведет себя благопристойно. Но каждый раз, когда приходя на Тайную Вечерю мы не участвуем в ней, наша совесть должна кричать нам об этом во все уши.

                


Re: Когда причащаться!
pasha_z, православный - 01:04 14.10.2003
> Да что вы, Анна, такого порядка нет. :) Я как-то раз, помню, пришел в храм, и меня попросили подержать платок у Чаши во время Причастия. Когда все причастились, то священник показал мне глазами, чтобы я становился для Причастия. Я ответил: "Я не готов." "Как же ты не готов? - сказал он, - Быть готовым - это твоя работа."

Ну это у кого как, Тарас. В нашем храме протоирей ВСЕГДА говорит перед каждым Причастием: "к Св. Причастию могут подходить только те, кто постился, готовился и посетил вечерню". Исключений я пока не видел. При этом пост должен соблюдаться не менее 2-х дней.

В другом (менее строгом) храме этого не говорят каждый раз, но чтобы причастить прихожанина, зная, что он не готов - вряд ли это возможно...

                


Re: Когда причащаться!
anna_z, православная - 22:16 14.10.2003
pasha_z, Вы писали:
> > Да что вы, Анна, такого порядка нет. :) Я как-то раз, помню, пришел в храм, и меня попросили подержать платок у Чаши во время Причастия. Когда все причастились, то священник показал мне глазами, чтобы я становился для Причастия. Я ответил: "Я не готов." "Как же ты не готов? - сказал он, - Быть готовым - это твоя работа."
>
> Ну это у кого как, Тарас. В нашем храме протоирей ВСЕГДА говорит перед каждым Причастием: "к Св. Причастию могут подходить только те, кто постился, готовился и посетил вечерню". Исключений я пока не видел. При этом пост должен соблюдаться не менее 2-х дней.
>
> В другом (менее строгом) храме этого не говорят каждый раз, но чтобы причастить прихожанина, зная, что он не готов - вряд ли это возможно...>

Справедливости ради всё же замечу, что однажды причащалась без подготовки (с относительным постом, но без чтения Последования). В Шамордино мне сказали, что читать ничего и не надо было, т.к. всё, что нужно, будет прочитано в храме, и разрешили причаститься. Вот не знаю, то ли там так установлено, то ли это особый подход к паломникам?
P.S. Замечательная обитель. Почему-то оставила у меня даже более светлое впечатление, чем сама Оптина. С такой любовью там всё устроено.. Как-то это чувствуется.

                


Re: Когда причащаться!
Тарас, православный, АААПЦ - 07:21 14.10.2003
>"постился, готовился и посетил вечерню" - это и есть "наша работа".

:)

>При этом пост должен соблюдаться не менее 2-х дней.

Вот это уже действительно - "кто как". Но по сути дела Пятница - постный день, так или иначе. А в субботу вполне можно на рыбе, если нет строгого поста.

                


Тогда почему суббота - не постный день?
Александр С., православный - 11:03 14.10.2003
Это было бы логично при такой, предельно жесткой постановке вопроса?

Вообще, может мы и в самом деле слишком боязливо относимся к Причастию ? Ведь Апостольские правила не отлучают за неполное чтение молитвенного правила или несоблюдение двух- (или трех?) дневного поста перед Причастием. Если уж что-то по слабости нарушать ?

А.

                


Потомучто его осуждает 64-е Апостольское Правило
Тарас, православный, АААПЦ - 20:10 14.10.2003
Александр С., Вы писали:
> Это было бы логично при такой, предельно жесткой постановке вопроса?

64. Если кто из клира усмотрен будет постящимся в день Гоподень, или в субботу, кроме одной только (Великой Субботы): да будет извержен. Если же мирянин: да будет отлучен.

Степень разрешения поста во дни воскресный и субботний определяется в церковном уставе, и состоит обыкновенно в том, что разрешается вино, елей и принятие пищи после литургии, без продолжения неядения до трех четвертей дня.

Древние гностики, на основании своего учения о материи как абсолютном зле, постились в субботу для выражения печали о появлении видимого мира. Постились они и в воскресенье для того, чтобы показать свое осуждение христианской веры в воскресение. Настоящее правило принято было в осуждение этого еретического заблуждения. Надо иметь в виду, что на языке церковных правил, упомянутых здесь, пост подразумевает сухоядение, когда воспрещается есть целый день до вечера, а вечером разрешается вкушать только строго постную пищу без рыбы. Такой пост соблюдается в строгих монастырях. В современном понимании поста, не столь строгом, смысл этого правила в том, что в субботу и воскресенье во время четырех постов должно быть некоторое послабление строгости поста. Правило отмечает, что исключение делается для Великой Субботы, когда продолжает соблюдаться строгий пост Страстной Седмицы. Ср. Ап. 51 и 53; 6 Всел. 55; Гангр. 18; Лаод. 29 и 50.

>Вообще, может мы и в самом деле слишком боязливо относимся к Причастию?

"Со страхом Божиим и верою приступите!"

Готовиться надо. И лучше, если на "слабость" мы ничего сваливать не будем. Но Господь ведь Сердцевед.

                


Re: Когда причащаться!
anna_z, православная - 21:16 13.10.2003
Всё-таки это ж исключение из правил. Если самому решать - можно хоть каждый день причащаться. А батюшки очень мало кого благословляют так часто. Самое частое обычно - раз в 2 недели. Да и то - если как следует готовился, был на Всенощной...

                


Re: Когда причащаться!
Евгения, православная, АПЦЯ - 06:53 14.10.2003
anna_z, Вы писали:
> А батюшки очень мало кого благословляют так часто. Самое частое обычно - раз в 2 недели. Да и то - если как следует готовился, был на Всенощной...

Я тоже, когда была в России, старалась не упускать моменты и причащалась каждую неделю, но потом, священник меня, наверное запомнил и как-то один раз переспросил, что я вроде бы на прошлой неделе уже причащалась, я ответила, что да, он мне ничего не сказал и причастил, а когда я спросила у своего наставника об этом, то он мне сказал, что два раза в месяц вполне достаточно.

                


когда благословят
Анна, православная христианка, РПЦ МП - 19:26 14.10.2003
Евгения, Вы писали:
> anna_z, Вы писали:
> > А батюшки очень мало кого благословляют так часто. Самое частое обычно - раз в 2 недели. Да и то - если как следует готовился, был на Всенощной...
>
> Я тоже, когда была в России, старалась не упускать моменты и причащалась каждую неделю, но потом, священник меня, наверное запомнил и как-то один раз переспросил, что я вроде бы на прошлой неделе уже причащалась, я ответила, что да, он мне ничего не сказал и причастил, а когда я спросила у своего наставника об этом, то он мне сказал, что два раза в месяц вполне достаточно.


А вот мне в Москве, во вполне заурядном храме сказали - раз в три недели - это редко, каждую вторую неделю - минимум, да это еще по вашей нмощи (кстати, в свое время в Обыденке было два батюшки, придерживавшихся по данному животрепещещему вопросу прямо противовополжных мнений) :(

                


Re: Когда причащаться!
Тарас, православный, АААПЦ - 21:49 13.10.2003
anna_z, Вы писали:
>Если самому решать - можно хоть каждый день причащаться.

Самому в Церкви решать возбраняется. :) Для мирян нормально причащаться каждое воскресение. В этом собственно и смысл воскресения. Поговорите на эту тему конкретно с вашим духовным наставником.

>Да и то - если как следует готовился, был на Всенощной...

Так что мешает?

                


Re: Когда причащаться!
anna_z, православная - 22:26 13.10.2003
Тарас, Вы писали:
> Самому в Церкви решать возбраняется. :) Для мирян нормально причащаться каждое воскресение. В этом собственно и смысл воскресения. Поговорите на эту тему конкретно с вашим духовным наставником.
>
Мой духовный наставник никогда мне не говорил, что можно (или нужно) причащаться каждое воскресенье. Вообще, насколько я знаю, в большинстве храмов Москвы такой практики нет.

> >Да и то - если как следует готовился, был на Всенощной...
>
> Так что мешает?

Как - что? Много ли людей, которые готовы каждую неделю соблюдать несколько дней пост перед Причастием, читать Последование, быть на Всенощной? Те, кто и был бы готов, часто не может этого сделать (семья, работа...). Мы ведь эту проблему и обсуждаем? Поэтому и столько людей, не приступающих к Чаше по воскресеньям.

                


Re: Когда причащаться!
Тарас, православный, АААПЦ - 00:32 14.10.2003
anna_z, Вы писали:

> Мой духовный наставник никогда мне не говорил, что можно (или нужно) причащаться каждое воскресенье.

А вы с ним сами попробуйте разговор завести. :)

>Вообще, насколько я знаю, в большинстве храмов Москвы такой практики нет.

Это не есть хорошо. :)

> Как - что? Много ли людей, которые готовы каждую неделю соблюдать несколько дней пост перед Причастием, читать Последование, быть на Всенощной?

К Святому Причастию принято приступать натощак. Т.е. пост соблюдается обычно с вечера предыдущего дня. Последование не намного длиннее вечерних и утренних правил, и в субботу вечером и воскресенье утром должно быть время, чтобы их читать. Посещение вечерней можно сделать семейной традицией.

>Те, кто и был бы готов, часто не может этого сделать (семья, работа...). Мы ведь эту проблему и обсуждаем? Поэтому и столько людей, не приступающих к Чаше по воскресеньям.

"Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов" (Матф. 8:22)

                


Re: Господа, ну это же просто смешно! (Если бы не было грустно...)
Павлов Александр, Православный, РПЦ - 20:07 13.10.2003
Valerius, Вы писали:
> Полная цитата. :)

Не наврежу ли я Вам, сказав что именно так все и понимаю???
Боюсь, что, сейчас будут поправки со стороны других участников беседы.
Наверное мое, недовоцерквленное согласие с Вами, пойдет только во вред.
Но уже не первый раз - удивительно, вплоть до дословного повторения, ваши высказывания совпадают с моими мыслями.

Спасибо Вам....

                


Re: Можно ли присутствовать на литургии и не причащаться?
Nikolay, Правосланый - 02:02 12.10.2003
Дарья Дмитриевна, Вы писали:
> Правило 9 Святых Апостол:
> "Всех верных входящих в церковь, и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, яко безчиние в церкви производящих, отлучати подобает от общения церковнаго."
>
> Получается, что стоять на литургии и не причащаться - преступление, караемое церковными законами.
> Или есть еще какие-то примеры толкования этого правила?

Все меня простите, конечно, если не прав.

Но, мне кажется(перекрестолся уже), что речь идёт о том, что служба делится на две части. Первая часть для оглашенных им на литургии присутствовать не льзя. До второй части Литургии все могут войти в церковь и выйти. А уже после того как Писания читаются, то нужно стоять до конца. Уходить нельзя(яко безчиние в церкви производящих). Нужно стоять до конца службы. А причастникам и выслушать Благодарственные молитвы.

А на литургии стоять и не причащаться, можно я думаю.
Лучше причастится в другой раз, чем без подготовки.
А готовится нужно на службу ходя в том числе.

                


Re: Можно ли присутствовать на литургии и не причащаться?
Nikolay, Правосланый - 03:56 12.10.2003
Канонические правила Православной Церкви относительно участия мирян в общественном богослужении
1. Верующие должны регулярно посещать богослужения.

«Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто либо из
сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды,
или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но
пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжении трех седмиц, не
приидет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а
мирянин да будет удален от общения» (80-е пр. 6-го Всел. собора)

Вот как объясняет Вальсамон причину этого наказания:

«... ибо из этого открывается одно из двух - или то, что таковый не
прилагает никакого попечения об исполнении божественных повелений о молитве
Богу и песнопении, или он не есть верный. Ибо почему же он в течении
двадцати дней не захотел быть в церкви с христианами и иметь общение с
верным народом Божиим?» (толкование Вальсамона на 80-е пр. 6-го Всел.
собора)
«В неделях и в праздниках завещавай не делати, яо приходити в церковь,
якоже подобает Христианом: аще кто делает в неделю и в праздник, да
отлучится». (ст. 162 Номоканона при Большом Требнике).

2. Верующие, присутствующие на богослужении, должны оставаться в храме до
произнесения конечного отпуста службы.
«Всех верных, входящих в церковь, и писания слушающих, но не пребывающих на
молитве и святом причащении до конца, яко безчиние в Церкви производящих,
отлучати подобает от общения Церковнаго». (9-е Апост. пр.)

http://akaka.al.ru/texts/ryk.html

                


Re: Можно ли присутствовать на литургии и не причащаться?
StanB., православный из РПЦ - 20:06 10.10.2003
Кажется, здесь иной смысл: т.е. причащаться необязательно, но присутствовать во время этого таинства надо.

Свт. Феофан Затворник, напр., писал, что можно и не причащаться.
Вот его слова из "Пути ко спасению".

в) Касательно причащения
1) Бывать, сколько возможно чаще, на Литургии и во время ее совершения стоять в крепкой и светлой вере в совершаемую тогда жертву Божию. Таинство Тела и Крови есть Божественная для христиан пища и есть жертва. Причащаются на Литургии не все и не всегда, но жертва приносится от всех и за всех. Все потому и должны участвовать в ней. Участвуют же верою, болезненным сокрушением о грехах, самоуничиженным припаданием ко Господу, жрущему (приносящему в жертву — Ред.) Себя, как агнца, за живот мира. Одно живое созерцание сего Таинства сильно оживляет и возбуждает дух. Вера же и сокрушение всегда приносят очищение грехов, а нередко и сокровенное прикосновение Господа к сердцу христианина, услаждающее его и оживляющее, как бы причащение в духе.

                


Икономия и акривия
Владимир Ковальджи, православный (РПЦ) - 21:12 10.10.2003
> Кажется, здесь иной смысл: т.е. причащаться необязательно, но присутствовать во время этого таинства надо.

Вообще-то, креститься надо, когда кажется :-)
В каконических комментариях ясно сказано, что смысл именно таков (присутствие и причастие), но с оговоркой, что ряд последующих Поместных соборов несколько уточнил сие, определив, что отлучение следует за три присутствия без причастия (имеются в виду воскресенья). Аналогично и три неприсутствия без ув. причины.

Это если по букве и с "акривией"...

> Свт. Феофан Затворник, напр., писал, что можно и не причащаться.

А это уже "икономия".
Ибо, если по букве канонов внимательно пройтись, то все без исключения от нас с вами до иерархов и патриархов поголовно и давно отлучены от Церкви, кто по одной-двум, кто по двадцати статьям...
Что несколько противоречит обетованию, что врата ада не одолеют Церковь...
Посему и нужна икономия. Один из ее образцов - в приведенной Вами цитате из св. Феофана, к которой по букве придраться очень легко, но по духу она верна или как минимум неизбежна практически.

                


Re: Икономия и акривия
Дарья Дмитриевна, православное (РПЦ МП) - 10:43 13.10.2003
> В каконических комментариях ясно сказано...

А можно ссылку?

                


ссылка токмо книжная
Владимир Ковальджи, православный (РПЦ) - 12:27 13.10.2003
> А можно ссылку?

Увы, кажется в сети на русском сего не обретается. Я же имам трехтомник Правил с толкованиями Вальсамона, Зонары, Аристина и из Кормчей изд. "Паломник" 2000 (репринт с издания конца 19 в.)

                


:(((
Дарья Дмитриевна, православное (РПЦ МП) - 13:11 13.10.2003
> Увы, кажется в сети на русском сего не обретается. Я же имам трехтомник Правил с толкованиями Вальсамона, Зонары, Аристина и из Кормчей изд. "Паломник" 2000 (репринт с издания конца 19 в.)

Увы, это давно библиографическая редкость. Может быть, как-нибудь отсканнируете относящуюся к делу часть и по мылу сошлете? За это будете иметь мою непереходящую благодарность :)

                


Вот:
Владимир Ковальджи, православный (РПЦ) - 15:28 13.10.2003
> нибудь отсканнируете относящуюся к делу часть и по мылу сошлете?

Зачем по мылу? Пусть тут будет, мож еще кому пригодится.
(пардон за кривоватость картинки)

                

9pravilo.gif

Re: Что ж мне теперь делать, вообще ни ходить?
Павел Г., православный - 16:58 13.10.2003
Очень редко мне приходиться бывать на Литургии не выходя из Храма , из-за 4-ых детей моих. Ну не мооогууут!!!! они стоять не сходя с места и с коляской не зайдешь, а меньшей спать надо.
А в Воскресение пока всех собирем успеваем только к Херувимской и это в лучшем случае.
Так вот приходится перед работой среди недели забегать на службу, потребность такая есть. Естественно я ограничен по времени.
Значит исходя из этого правила я смертельно грешу. :-( :-(

                


Re: Что ж мне теперь делать, вообще ни ходить?
Владимир Ковальджи, православный (РПЦ) - 17:31 13.10.2003
> Очень редко мне приходиться бывать на Литургии не выходя из Храма , из-за 4-ых детей моих. Ну не мооогууут!!!! они стоять не сходя с места и с коляской не зайдешь, а меньшей спать надо.

У меня столько же. Недолго (см. ниже) могут (да и зачем малышам столбами стоять, пущай и походят немного или посидят и т.п.)
А меньшей - чего так рано спать надо? Ведь проснулись недавно токо...

> А в Воскресение пока всех собирем успеваем только к Херувимской и это в лучшем случае.

Аналогично. Ничего не поделаешь... Зато детЯм недолго будет стоять/сидеть.

А отчаиваться не стОит, про икономию вспомните :)

                


Спасибо :)))))))))))))))))))))))))))))))) !!!!!!!!!!!!!!!!! (-)
Дарья Дмитриевна, православное (РПЦ МП) - 15:48 13.10.2003

                


Re: Вот:-Пригодится. Спасибо!
Павлов Александр, Православный, РПЦ - 15:35 13.10.2003
Владимир Ковальджи, Вы писали:
> Зачем по мылу? Пусть тут будет, мож еще кому пригодится.
Пригодится. Спасибо!