Беседы о Православии

Вопрос по воскресному Евангельскому чтению
Алексей Черкасов, православный - 09:50 20.10.2003
Здравствуйте,
не поможете разобраться с воскресным чтением Евангелия?
Сегодня отмечалась 18-я неделя после Пятидесятницы.

Указано на Интернете для чтения 19 октября:
http://212.188.13.168/izdat/ (календарь МП) или days.ru, liturgia.ru...
Лит. - Гал., 200 зач., I, 11-19. Лк., 30 зач., VII, 11-16 (Недели 20-й).

У меня есть Православный календарь из Джорданвилля за 2000 год. Там указания на 18-ю неделю Пятидесятницы:
Лит. - 2 Кор., 188 зач., IX, 6-11. Лк., 17 зач., V, 1-11 (Недели 18-й).
Щас глянул в календарь за 2003 год Платинского монастыря (основанный о. Серафимом Роузом). У них, как и в Джорданвилле - разница с Евангельскими чтениями сети ровно на две недели.

Вопрос: В чем причина разницы между сетевыми и
книжными указаниями по чтению Евангелия на Божественной Литургии? Почему на 18 неделе по Пятидесятнице предлагается
читать из "недели 20-й", в 17-ю - из 19-ой, и т.д.?

                


Re: Вопрос по воскресному Евангельскому чтению
Андрей Лебедев, Православный, РПЦ - 08:36 21.10.2003
Алексей Черкасов, Вы писали:
> Здравствуйте,
> не поможете разобраться с воскресным чтением Евангелия?
> Сегодня отмечалась 18-я неделя после Пятидесятницы.
>
Тоже как-то задавался этим вопросом, мне прислали следующий текст - "О сентябрьской преступке (отступке) Евангельских чтений" http://www.pagez.ru/jc/025.php

                


Re: Вопрос по воскресному Евангельскому чтению
Алексей Черкасов, православный - 10:53 21.10.2003
Андрей,
Спасибо! Похоже дело действительно в сентябрьской преступке Евангельских чтений. Вот только трактуется она несколько по-разному в Зарубежной церкви и в Московской Патриархии.
Не посчитайте меня за "талмудиста-буквоеда", но я попытался проследить разночтения двух календарей. Судя по нижеприведенным данным, разница в воскресных чтениях будет продолжаться еще пару месяцев.
__________________________________________________________

до 29 сентября - Неделя 15-я по Пятидесятнице, по Воздвижении:
Статус - Указания по чтению Евангелия совпадают между "зарубежными" и "московскими" календарями. С 5 октября и далее воскресные указания для Утр. - Ев. совпадают между "зарубежными" и "московскими" календарями, а вот...

с 5 октября - по 21 декабря указания для Лит. (обозначенные как "ряд." в зарубежных календарях) -
не совпадают. Они вновь станут совпадать с 28 декабря. Наверное, чем ближе к Рождеству Христову, тем меньше вариантов для местных календарных толкований.

Все даты в этом сообщении приведены по гражданскому календарю
-:)

                


Получены объяснения из Джорданвилля
Алексей Черкасов, православный - 23:11 22.10.2003
Сегодня сподобился переговорить по телефону с иеромонахом Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле отцом Романом. Именно он занимается составлением официального календаря РПЦЗ.

По словам о. Романа, дело именно в воздвиженской преступке. По сложившейся многолетней традиции РПЦЗ это правило не поддерживает. Московский же Патриархат признает использование преступок с 70-х годов 20-го века. Поэтому в двух календарях и наблюдается различие в евангельских чтениях между Крестовоздвижением и Рождеством. о. Роман сказал, что московские правила ближе к строгому уставу. Недавно он пытался вновь поднять этот вопрос с митрополитом Лавром. Однако это небольшое конкретное изменение сейчас не попадает в число главных приоритетов для иерархов РПЦЗ. Подобная ситуация вполне объяснима.

Еще раз всем спасибо за помощь. Все-таки соборный разум - великая вещь.

Спаси Господи!
Алексей

                


В общем и целом
Владимир Ковальджи, православный (РПЦ) - 11:48 20.10.2003
> Почему на 18 неделе по Пятидесятнице предлагается
> читать из "недели 20-й", в 17-ю - из 19-ой, и т.д.?

Прошу прощения, что не могу сейчас дать развернутый ответ или ссылку, но в целом ситуация такова:
от Пасхи до Пасхи, как Вы знаете, всё время разный промежуток времени бывает, а литургические чтения зависят именно от подвижного круга, поэтому одинакового круга чтений быть не может. Вдобавок, зависят чтения не только от предыдущей Пасхи, но и от последующей - чтение о Закхее, например, формально является чтением 32 недели по 50-це, а реально обязано быть перед мытарем и фарисеем и т.д., т.е. уже привязано к следующей Пасхе. Следовательно, в одни годы надо что-то сокращать, в другие - добавлять. К тому же определенные сложности имеются с неделями, которые вокруг и около Рождества и Крещения.
Сим обусловлен весьма непростой (и даже для специалистов не вполне однозначно ясный) устав о различных "отступках" и "преступках" в круге чтений, изложить который я сейчас не берусь. Этим же объясняются и весьма частые разночтения в разных изданиях календаря. Конечно же в богослужебной практике рекомендуется использовать официальный календарь своей поместной Церкви (хотя и там могут быть ошибки, но уж лучше единый ориентир, чем разнобой).

                


Re: В общем и целом
Алексей Черкасов, православный - 20:23 20.10.2003
Спасибо за пояснения. Надо мне сходить еще к своему приходскому батюшке и попросить помощи для понимания таблиц в Апостоле.

Небольшая проблема в том, что большая часть OCA служит по новому календарю, на юлианском же - меньшинство приходов. Так что официального календаря старого стиля в OCA мне видеть пока не доводилось.

На клиросе мы пользуемся Джорданвилльским календарем (от зарубежной церкви). На нашем сайте (sobor.org) я поместил ссылку на сетевой православный календарь. Теперь вот пытаюсь разобраться почему два календаря различаются. Хочется ведь, чтобы прихожане могли накануне службы посмотреть положенные чтения в сети, а потом более осознанно внимать им в храме. Пока же такого не получается -:)