Беседы о Православии

обратилась...прошу помощи
Екатерина А.В., Православная - 06:41 10.12.2003
Братия и сестры! обратилась к Евангелию и погрязла причем почти в самом начале. Вернее не в самом Евангелии, а в его толковании от 1849 года, но от этого не легче...
В чем суть...там толкуется словами святых отцов Евангелие от Матфея и застряла я на родословном дереве Иисуса Христа. Как-то мне непонятно, почему Матфей пишет о родственниках Иосифа, если он к Богородице, насколько мне не изменяет память имел весьма посредственное отношение... если уж на то пошло, так надо родственников Марии перечислять, хотя бы по мужской линии, если уж у них было не принято женскую линию проводить... Ведь Иисус - человек именно через Богородицу, а по отцу - Святой Дух???
В общем я не поняла, помогите разобраться православные!

                


Правда о родословиях Иисуса Христа.
Valerius, Православный МП - 21:49 11.12.2003
Екатерина А.В., Вы писали:
> Братия и сестры! обратилась к Евангелию и погрязла причем почти в самом начале. Вернее не в самом Евангелии, а в его толковании...
> там толкуется словами святых отцов Евангелие от Матфея и застряла я на родословном дереве Иисуса Христа. Как-то мне непонятно, почему Матфей пишет о родственниках Иосифа, если он к Богородице, насколько мне не изменяет память имел весьма посредственное отношение... Ведь Иисус - человек именно через Богородицу, а по отцу - Святой Дух???

Действительно, в Евангелиях от Маитфея и от Луки приводятся два совершенно различных родословия Иисуса. Различные комментаторы евангелий, чтобы прийти к гармонии, написали тысячи страниц, чтобы привести эти родословия к согласованию. Наиболее популярное объяснение, что Матфей, дескать, ведет родословие через Иосифа, тогда как Лука, якобы через Деву Марию. Чисто теоретически такое объяснение вполне возможно. У евреев существовал т.н. "левиратный брак", когда мужчина женился на дочери своего бездетного родственника, чтобы род не пресекался. (Тогда получается, что Иосиф и Мария были кузенами). Но уж слишком много схоластической "наукообразности" в подобном объяснении, которое не учитывает специфику такого жанра, как еврейские родословия.

Почитайте хотя хотя бы книгу Бытия и Вы увидите, что там одно и то же родословие иногда приводится в различных вариантах! Древних авторов порой совершенно не заботила "точность" генеалогий, которая так волнует нас. А что же их заботило?

Матфей искусственно делит свой вариант родословия на три части по четырнадцать поколений. Ради этого он даже намеренно "вычеркивает" тех или иных людей, известных нам по Ветхому Завету. Дело в том, что число четырнадцать, написанное ерейскими буквами, давало имя "Давид". Вот Матфей ради этой игры цифрами (три раза повторяется мессианское имя Давид) и "моделирует" свою генеалогию Иисуса, истинного Мессии.

Более того, три раза по четырнадать - это шесть седмин (или недель). Если мы прибавим к этим шести седминам от Авраама до Иисуса еще двадцать одно поколение от Авраама до Адама, то получится еще три седмины. Три и шесть дают нам девять седмин. Иными словами, Матфей хочет сказать, что Иисус Мессия рождается по истечении девяти седмин. И с Его рождеством наступает десятая и последняя космическая неделя, т.е. "последние времена"!

Что же касается Луки, то он "играет" несколько по другим правилам. Ему важно показать, что Иисус происходит от Давида отнюдь не по линии царей иудейских, уведенных в вавилонский плен и навсегда, согласно древнему пророчеству, лишенных царствования. Он ради своей проповеди выводит родословие Иисуса от другой линии потомков Давида, никогда не царствовавших, и на которых пророчество о лишении царства не распространяется.

Вот такие были в древности иудео-христианские приемы рассказать людям о мессианском достоинстве Иисуса. Если мы поймем различные богословские цели Матфея и Луки, то тогда нам не придется выдумывать историю о том, что один из них якобы подразумевает Иосифа, а второй Марию. Правда заключается в том, что как евангелисты, так и их читатели сильно удивились бы если б узнали о наших с Вами утилитарных представлениях о "точной генеалогии". Тогда же родословие скорее отражало права или достоинство того или иного человека (царя, мессии), но никак не имело целью рассказать читателю о чьей-то родне.

Если уж рассуждать "научно", а не богословски, то историки вообще не знают никаких достоверных потомков древнего царя Давида, дожившего бы до римского завоевания. Но зато имя Давида стало символом и титулом, которым наделяли ожидаемого мессию. Нам же, христианам, вполне достаточно богословского содержания указанных родословий. Нам нет вообще смысла влезать в эти все "иудейские древности", поскольку наш Мессия - Мессия страдающий на Кресте, а не убивающий язычников-римлян, как того хотели многие иудеи. Поэтому и проблема родословий - имеет достаточно ограниченное значение.

                


Re: обратилась...прошу помощи
Александр Иванов, православный христианин, РПЦ - 08:16 10.12.2003
> Вернее не в самом Евангелии, а в его толковании от 1849 года, но от этого не легче...

Пользуйтесь также толкованиями блаж Феофилакта, они есть в нашей библиотеке: http://www.pravbeseda.org/library/index.php?page=book&id=31

> Как-то мне непонятно, почему Матфей пишет о родственниках Иосифа, если он к Богородице, насколько мне не изменяет память имел весьма посредственное отношение... если уж на то пошло, так надо родственников Марии перечислять, хотя бы по мужской линии, если уж у них было не принято женскую линию проводить...

Блаж. Феофилакт приводит толкование свт. Иоанна Златоуста (выделение мое):

"Но из чего видно, спросишь ты, что Христос происходит от Давида: Он родился не от мужа, а только от Жены, а родословия Девы у евангелиста нет. Итак почему можем знать, что Христос был потомок Давида? Здесь встречаются два вопроса: почему не показано родословие Матери, и для чего упоминается об Иосифе, который не участвовал в рождении Христа? Одно кажется излишне, а другого недостает. Что же прежде нужно решить? То, происходит ли Дева от Давида? Слушай, Бог Гавриилу повелевает идти к Деве, обрученной мужеви, емуже имя Иосиф, от дому и отечества Давидова (Лук. 1, 27). Чего желать яснее, когда слышишь, что Дева была от дому и отечества Давидова?

Отсюда видно, что и Иосиф происходил из сего же поколения? ибо был закон, которым повелевалось брать жену не из иного, а из того же колена. А патриарх Иаков предсказал, что Христос произойдет от колена Иудова, говоря: не оскудеет князь от Иуды и вождь от чресл его, дондеже приидут отложеная ему (которому отложено): и той чаяние языков (Быт. 49, 10). /.../

Но если бы евангелист представил родословие Девы, то его почли бы нововводителем: посему, дабы мы знали, кто была Мария и откуда происходила, и дабы в тоже время не был нарушен обычай, он представил родословие Ее обручника и показал, что он происходит из дома Давидова. Ибо когда это доказано, тогда в тоже время доказано, что и Дева была из того же рода. Можно привести и другую причину более таинственную, по которой умолчано о предках Девы; но теперь не время открывать ее потому, что уже много говорено."

> Ведь Иисус - человек именно через Богородицу, а по отцу - Святой Дух???

Не так. Иисус Христос - Сын Божий, второе лицо Святой Троицы, а Святой Дух - третье.

                


Re: обратилась...прошу помощи
Андрей Л., православный (РПЦ МП) - 06:58 10.12.2003
http://www.pagez.ru/lsn/0233.php#014

С уважением.