Беседы о Православии

Физическая защита - грех?
Катюша, православная - 22:49 16.03.2004
Является ли грехом физическая защита от нападения?
Мы с детьми летом отдыхаем на Волге, живем на берегу реки в палатках. Были случаи, когда жизни детей и нашим угрожала опасность. Раньше я без раздумий брала в руки ружье (только для устрашения, но в крайнем случае могла бы и выстрелить), теперь же задумываюсь, не преступлю ли я Заповедь Господню?
Где границы самозащиты?

                


Re: Физическая защита - грех?
Павлов Александр, Православный, РПЦ IMHO по умолчанию - 11:44 17.03.2004
Нет. Не защитить жизнь свою и жизнь близких - если мог защитить - разновидность самоубийства, IMHO.

Трудно провести границу в необходимой самообороне.
Пусть Господь удержит мою руку. И пусть направит - не как я хочу, но как Он хочет.

                


Re: Физическая защита - грех?
Валерий Шахов, Раб Божий - 12:07 17.03.2004
Павлов Александр, Вы писали:
> Трудно провести границу в необходимой самообороне.

Тем не менее она (черта-граница) худо-бедно проведена:

УК Статья 37. Необходимая оборона

1. Не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, то есть при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия.
2. Защита от посягательства, не сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, является правомерной, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны, то есть умышленных действий, явно не соответствующих характеру и опасности посягательства.
==================
2.1. Не являются превышением пределов необходимой обороны действия обороняющегося лица, если это лицо вследствие неожиданности посягательства не могло объективно оценить степень и характер опасности нападения.
==================
3. Право на необходимую оборону имеют в равной мере все лица независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения. Это право принадлежит лицу независимо от возможности избежать общественно опасного посягательства или обратиться за помощью к другим лицам или органам власти. (!!)


> Пусть Господь удержит мою руку. И пусть направит - не как я хочу, но как Он хочет.

Главное в этим деле - за черту не заступить

                


Re: Физическая защита - грех?
Павлов Александр, Православный, РПЦ IMHO по умолчанию - 12:33 17.03.2004
Валерий Шахов, Вы писали:
> Тем не менее она (черта-граница) худо-бедно проведена:
>
> УК Статья 37. Необходимая оборона
Я в курсе, как ни странно. Потому как чту УК.


> Главное в этим деле - за черту не заступить
Угу. Об этом как раз в статье и сказано.

Я собственно, вот о чем:
Православная Вера - есть приход человека к верному состоянию.
В верном состоянии - совершаешь верные поступки.
свободная воля человека соответствует Воле Господа.
И рука уже не дрогнет. И за черту не переступишь.
Ни в самообороне, ни в чем другом.

Любовь - как максимально точное исполнение Закона.

                


Re: Физическая защита - грех? - Милость превозносится над судом
Андрей Л., православный (РПЦ МП) - 15:46 22.04.2004
> - Трудно провести границу в необходимой самообороне.

> -Тем не менее она (черта-граница) худо-бедно проведена: УК Статья 37. Необходимая оборона

> - Пусть Господь удержит мою руку. И пусть направит - не как я хочу, но как Он хочет.

> - Главное в этим деле - за черту не заступить

>В верном состоянии - совершаешь верные поступки. Cвободная воля человека соответствует Воле Господа. И рука уже не дрогнет. И за черту не переступишь. Ни в самообороне, ни в чем другом. Любовь - как максимально точное исполнение Закона.

- Присоединяюсь, Александр. И может быть, несколько не совсем в тему, но вот подумал, что если вопрос станет именно о само-обороне, то кажется, братья, что тут черта переступается несколько раньше и совсем иначе, чем указывает статья 37 УК…
Вот, задумался, какую черту побоялись переступить Святые страстотерпцы, юные князья Борис и Глеб, Святые страстотерпцы и мученики царь Николай II и его семья?… Мог ли вообще появиться в ряде Святых угодников Божьих чин страстотерпцев, если бы эти люди действовали согласно закону о самообороне, существующий в народах с древних времен в конкретном виде ("глаз за глаз")?… В чем существенная разница между страстотерпцами и мучениками?…
Поясню свою мысль примером из одного уголовного дела. Днем, 12 сентября 1804 года, в лесу, в нескольких верстах от Саровской обители, к отцу Серафиму Саровскому, рубившему дрова своим топором, подошли трое неизвестных, по виду из крестьян, и нагло требовали денег. Старец ответил, что у него ничего нет. Они не поверили, и один из них кинулся на отца Серафима сзади, но не смог его схватить и упал сам. Произошло замешательство, нападавшие опешили. Отец Серафим был высокого роста, имел большую физическую силу, был вооружен топором и мог бы без труда обороняться. Но, по собственному свидетельству, вспомнив слова Евангелия, что все, взявшие меч, мечом погибнут (Мф.26:52), не стал сопротивляться. Опустив топор на землю, и крестообразно сложив руки на груди, отец Серафим сказал: "Делайте, что вам угодно."
Первым ударом обуха его же топора он был повережен без памяти на землю. Изо рта и из ушей пошла кровь. Далее он был избит так, что чуть не лишился и всей жизни. Его били и ногами, и всем, что попадалось под руку. Была проломлена голова, выбито несколько зубов, перебиты ребра, оттоптана грудь, по всему телу нанесены смертельные раны. Но в дальнейшем, когда нападавшие были найдены, о.Серафим настоятельно просил, чтобы их никак не наказывали.
Какую же черту, думаю, побоялся переступить Святой прп.Серафим Саровский, когда смиренно опустил топор и сложил руки на груди?…
Наверное, прп.Серафим и другие Св.страстотерпцы искали исполнения cовсем другого закона, чем человеческий УК. Видимо, они исполнили закон царский, закон свободы (Иак.2:12), закон совершенный, как совершенен Отец наш Небесный (Мф.5:38-48), закон высший, кратко и ёмко изложенный в двух заповедях - возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.. (Мф.22:37-40)
Из этих двух проистекают и следующие заповеди Господа: Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; … Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного
Не помню, где читал, но там был проведен такой пример. Преступник перед судьями. Один его милует и не наказывает, другой выносит справедливый приговор. Второй хоть и поступил справедливо и по закону, но он не поступил - милостиво, чтобы оправдать человека данной ему на это властью. Значит, справедливое воздаяние противоположно милости. Но все, что противостоит милости, содержит некую часть несовершенства и зла. И хотя, справедливость тоже является богоугодным делом, но она как бы ниже уровнем, чем - милость. И возможно, именно по этой причине апостол сказал в свое время, что суд без милости, не оказавшему милости; милость превозносится над судом. (Иак.2:12).
Поэтому, на мой взгляд, указанная выше статья УК не совсем соответствует православному исповеданию Господа Бога через веру в Господа Иисуса Христа, не отвечавшему на удары и плевки в лицо, на истязания от воинов Пилата, и по своей воле взошедшего на крест. Статья УК несколько лукава, на мой взгляд. Она возводит некое самостное препятствие для осознания более высоких истин человеку, решившему воспользоваться ею в плане САМОобороны. Думаю, гораздо точнее статьи выскался апостол Павел, в том смысле, что крещеные в смерть Христову (а кто они, если не мы? - А.Л.) духовно умирают телом, а умершие телом не подлежат законам этого мира, но подлежат законам праведности. Ею, праведностью, и руководствоваться надо. Практически же - исполнением заповедей Господних.

С уважением.

                


Re: Физическая защита - грех? - Защита важнее жертвы
Тарас, православный, ПЦА - 19:10 22.04.2004
Здравствуй дорогой Андрей! Очень рад тебя видеть!

Думаю так: одно дело пожертвовать собой ради милости, другое - пожертвовать ближними своими по глупости. Если бьют тебя, то подставь другую щеку. Если под твоей защитой находятся вверенные тебе Богом люди, защити их даже ценой жизни преступника, или уже если до этого дойдет, и ценой своей жизни.

                


Re: Физическая защита - грех? - Защита важнее жертвы
Андрей Л., православный (РПЦ МП) - 23:46 22.04.2004
>Здравствуй дорогой Андрей! Очень рад тебя видеть!

- Мир тебе, Тарас, и премногого благодушия. И я очень рад тебе!

>Думаю так: одно дело пожертвовать собой ради милости, другое - пожертвовать ближними своими по глупости. Если бьют тебя, то подставь другую щеку. Если под твоей защитой находятся вверенные тебе Богом люди, защити их даже ценой жизни преступника, или уже если до этого дойдет, и ценой своей жизни.

-Поверь, совсем не в спор с тобой, но размышляя серьезно о путях праведности, - смотри, значит, выходит, что у св. Николая II в то время были достаточно веские причины, чтобы согласиться на побег?... Но он не бежал... И его семья была как бы обречена его решением... Сложный, видимо, вопрос, чтобы можно было дать верное правило на все случаи жизни? Точнее сказать, более верное, чем Евангельские слова Господа?...
Но, ведь и в жизни, и читая Св.Писание можно увидеть парадоксальную, на первый взгляд, "ситуацию" - ни возраст, ни пол, ни страдания, в т.ч. плоти, кажется, не ставятся Богом в что-либо особенно значащее. Иной раз кажется просто алогичным то, что приуготовляет на земле Господь Бог людям. Но дело, видимо, в том, что по сравнению с тем, что человеческая душа может обрести взамен страданий, - т.е. все напасти, которые человечеству приходится притерпевать сообща и индивидуально, - это в высшем духовном смысле может являться как бальзам на раны, как живая вода на умирающее тело.
Трудно осознавать, почти невозможно вместить, но, может быть, Бог "особенно" любит нас (может быть, до возмущения Духом), когда мы - страдаем, когда мы - не избегаем страданий.
Но, конечно, могут быть ситуации, когда, наверное, нам надо что-то предпринять, а не стоять, сложив руки. Но какие это ситуации, когда именно?... Это, видимо, решается только мерой праведности человека, т.е. силой воли человека, которую в идеале надо вернуть - Богу. И то, что одному вменится в святость, для другого будет непосильной ношей.
Нет, думаю, единого рецепта, более точного, кроме страшных слов Господа: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее.
И дело тут, кажется, не столько в стойкости за веру, как исповедании Христа своим Богом перед гонителями христиан, а в стойкости веры, как исповедании себя покорным рабом Божиим перед любыми напастями и угрозами этого мира, даже когда нет видимых причин говорить кому-то "я - православный христианин", когда надо просто - не убежать, не скрыться.
Ведь, испытания и опасности могут являться логическим окончанием наших предыдущих путей в этом мире. Возможно, окончания этих путей и есть - крест, который надо взять и понести, обязательно вспомнив о распятом Господе Иисусе Христе. Т.к. то, что было до этого легким и приятным в жизни человека, крестом никак назвать нельзя, но вот внезапное скорбное последствие - вполне, думаю, можно. Думаю, человек предизбирает свой крест выбором своих путей в этом мире. Крест бывает возникшим внезапно (например, от недоумия), и от этого наиболее скорбным, обидным, нежеланным и кажущимся непосильным, а бывает ожидаемым от того, что добровольно и по силам предизбран, и потому - радостным.
В любом случае, избегать поднятия своего креста, - это значит, малодушествовать (типа, нашкодил и убежал), и значит, отказываться от живительного врачевания, т.е. практически как шаг к самоубийству, что само по себе уже есть - отречение от Бога.
...Защита близких?.... Истинное решение этого вопроса, наверное, намного труднее, чем могу понести малодушной волей, и в то же время намного проще, чем могу осознать помраченным многоходовыми житейскими комбинациями умом. Ответ страшный и ужасный, как и жития тех Святых семейств, в которых родители не отказывались от Христа, даже наблюдая самые ужасные мучения своих малолетних детей.
...Что есть глупость у Бога?.... "Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное" (1Кор.1:27)

С большим уважением к тебе. Христос воскресе, брат.

                


Re: Физическая защита - грех? - Защита важнее жертвы
Тарас, православный, ПЦА - 00:23 23.04.2004
Андрей, спаси тебя Господи! Твои размышления несомненно интересны. Дополнения такие: все всегда действительно зависит от ситуации. Это как в старом анекдоте про того мужика, которому все говорили, что надо оставить дом и бежать от наводнения, а он не оставил и не побежал, отговариваясь своим упованием на Бога. В конце концов он утонул. Богу же своим упованием он так и не угодил, т.к. Бог ему оказывается и посылал предупреждения, что надо бежать от наводнения, а тот по своей гордости их не принял.

С царственным страстотерпцем Николаем II пример здесь не подходит, так же как и любой другой пример со страстоцерпцами вообще. Дело в том, что они жертвовали именно своей жизнью против силы, которую иначе остановить было бы и нельзя, во имя спасения жизней других, воплощая тем самым исполнение заповеди о любви. Мы же говорим в более упрощенном варианте о своей семье и о преступнике, который угрожает их жизни. Когда выбор стоит между тем применить ли силу по направлению к преступнику для защиты вверенных тебе жизней, или молча предать их на смерть, я думаю, решение, строящееся на заповеди о любви должно быть однозначным - применить насилие к преступнику. На этом, если развивать идею дальше, строиться правопорядок любого государства, в первую очередь христианского. Если развивать идею еще дальше, то на этом строиться и идеология праведной войны, т.е. применения насилия ради спасения ближних от зла.

Ответ здесь действительно страшный и ужасный, т.к. для защиты человеческих (христианских) ценностей от человека требуется действительно несвойственное человеку действие - убийство другого челоека, как последняя возможная мера противодействия.

И конечно жития тех Святых семейств, в которых родители не отказывались от Христа, даже наблюдая самые ужасные мучения своих малолетних детей, к этому не имеют никакого отношения. Это уже совершенно другой вопрос. Вот сравни например такие заповеди: 1) "Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее." (Марк 8:35); и 2) "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих." (Иоанн 15:13)

Видишь, как расставлены приоритеты?

                


Re: Физическая защита - грех? - Защита важнее жертвы - Думаю, наоборот.
Андрей Л., православный (РПЦ МП) - 14:44 23.04.2004
>С царственным страстотерпцем Николаем II пример здесь не подходит, так же как и любой другой пример со страстоцерпцами вообще... Когда выбор стоит между тем применить ли силу по направлению к преступнику для защиты вверенных тебе жизней, или молча предать их на смерть, я думаю, решение, строящееся на заповеди о любви должно быть однозначным - применить насилие к преступнику. На этом, если развивать идею дальше, строиться правопорядок любого государства, в первую очередь христианского. Если развивать идею еще дальше, то на этом строиться и идеология праведной войны, т.е. применения насилия ради спасения ближних от зла. для защиты человеческих (христианских) ценностей от человека требуется действительно несвойственное человеку действие - убийство другого челоека, как последняя возможная мера противодействия. И конечно жития тех Святых семейств, в которых родители не отказывались от Христа, даже наблюдая самые ужасные мучения своих малолетних детей, к этому не имеют никакого отношения. Это уже совершенно другой вопрос. Вот сравни например такие заповеди: 1) "Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее." (Марк 8:35); и 2) "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих." (Иоанн 15:13) Видишь, как расставлены приоритеты?

-Да, Тарас, кажется, вижу, как расставлены приоритеты. Прости, но, думаю, св.Борис, Глеб, Николай II, его семья, другие страстотерпцы и святые семейства мучеников не останавливали никакой иной силы, кроме своего плотского желания остаться жить в этом мире любыми путями, даже за счет жизни другого человека...
Нет греха в защите близкого тебе человека, да и самого себя, сопротивляясь нападающему, как нет греха и в "праведных" войнах, но не все, что безгрешно, приводит нас к Богу. Безгрешное не значит, что оно совершенное.
Кто действует по законам справедливости этими же законами и осудится, т.е. будет ему суд без милости. Но кто действует по закону царскому тот знает, что блаженны кроткие, нищие духом, милостивые, гонимые, плачущие, подставляющие свои щеки, отдающие себя в руки неразумных истязателей, и если и защищающие своих детей, то лишь прикрывая их своими телами, т.е. смиренно, и без проявления какой-либо иной силы, кроме проявления силы воли и силы духа, противопоставляя их желанию плоти жить любой ценой.
Кажется, что и слова Господни, которые ты привел, что "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих." (Ин.15:13), говорят о том, что умирать блаженнее вместо кого-то, чем убивать кого-то ради кого-то. Как и Христос умер за нас, потому что это лучше и совершеннее, чем справедливое воздаяние, чем "праведный" гнев, потому что это высшее свойство Бога, чтобы один несправедливо истязаемый человек смиренно умер на кресте, чем погиб весь народ.
Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко". (Мф.11:28-30) Господь наш есть кротость и безгневие, Господь есть блаженность и смиренность, Господь есть милость. Господь не знает врагов. Может ли быть Эвересту врагом легковой автомобиль, разбивающийся о его стену?
Иначе, чем взяв свой крест добровольных страданий, и последовав за Ним, "вооружаясь" свойствами Его личности (милость, кротость, смиренность, нищета духом), к Богу не приблизишься. Одно дело быть безгрешным по справедливости и по закону, и другое дело предать себя в жертву ради совершенной истины. Потому что, если в духе и истине, то жертва является - заступающей милостью, а защита как справедливое возмездие - судом. Милость же выше суда. Поэтому мы и имеем своим Господом - Жертву и Агнца. Спасителя и Умилостивление. Поэтому и Страшный Суд пройдем без суда. И потому - жертва важнее защиты. Как важнее совершенное перед безгрешным. Христос воскресе.

С большим уважением.

                


Re: Физическая защита - грех? - Защита важнее жертвы - Думаю, наоборот.
Тарас, православный, ПЦА - 18:51 23.04.2004
Спаси тебя Господи, Андрей! Рассуждения в целом верные. Единственное, в чем я вижу опасность - это теория "непротивления злу насилием", так сказать, которая как бы незаметно в твоих рассуждениях присутствует. Понимаешь, о чем я говорю?

                


Re: Теория?...
Андрей Л., православный (РПЦ МП) - 01:34 24.04.2004
>Андрей, в чем я вижу опасность - это теория "непротивления злу насилием", так сказать, которая как бы незаметно в твоих рассуждениях присутствует. Понимаешь, о чем я говорю?

- Очень хочу понимать тебя, и очень надеюсь на то, что наша беседа не послужит к разделению между нами. Это сейчас самое главное. Непосредственно же "по теме" - интересный поворот. Кажется, дело не в самой теории, а в том, какой смысл предается ей. Или, так сказать, какая цель преследуется, или кто является как бы вдохновителем идеи. Ведь, и вегетарианцы не едят того, что мы не едим в пост, но пользы им от этого ни на грош. Думаю, слова "непротивление злу насилием" вполне можно было бы начертать на "щите" какого-нибудь монастыря, как девиз или лозунг. Слова, кажется, могут быть истинно православными. Поясню цитатами.
"Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его. И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут... Тогда плевали Ему в лице, и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам и говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?... А воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове. И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие... Распявшие же Его делили одежды Его... Проходящие же злословили Его, кивая головами своими и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста. Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: других спасал, а Себя Самого не может спасти" (Мф.26; 27)

Ведь, разве Он не мог тогда умолить Отца Своего, чтобы Он представил Ему более, нежели двенадцать легионов Ангелов? или чтобы превратил всех насмехающихся в лягушек?... Иначе, как же сбудутся Писания, что так должно быть?... что все, взявшие меч, мечом погибнут?...
Есть, однако, большая разница, по-моему, между безгрешностью, как праведностью от закона (справедливости воздаяния), и истинной праведностью, как праведностью от веры во Христа - волею давшего Себя распять.

С уважением. Прости. И да будет между нами только Господь.

                


Re: Теория?...
Тарас, православный, ПЦА - 04:12 24.04.2004
Андрей Л., Вы писали:

> - Очень хочу понимать тебя, и очень надеюсь на то, что наша беседа не послужит к разделению между нами.

Боже упаси, Андрей! Какое разделение? Я ни за что не поверю, что ты разделяешь взгляды Льва Николаевича. :)

Для объяснения того, что я хотел выразить, я лучше приведу тебе ссылку на ответ по этой теме одного из священников (монахов), чьи рассуждения показались мне наиболее сходными с моими. Только изложил он это гораздо лучше, чем я бы мог это сделать: http://www.otechestvo.org.ua/intervyu/vopr_i_otvet.htm

> С уважением. Прости. И да будет между нами только Господь.

Аминь!

                


Re: Теория?...
Андрей Л., православный (РПЦ МП) - 06:08 24.04.2004
Оказывается, это от Льва Николаевича слова о непротивлению злу насилием? Ничего особенного, правда, в этом нет, пока не допускаем неправославное толкование. Вот ведь, и Каиафа сказал, что "вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб." (Ин.11:49-50) И как точно сказал, хотя имел в виду что-то ужасное.

>Аминь!

- Аминь.

                


Re: Физическая защита - грех? - Защита или суд
Андрей Л., православный (РПЦ МП) - 00:19 23.04.2004
Прости, Тарас, думаю, еще есть над чем подумать. Ты сказал:

>Если под твоей защитой находятся вверенные тебе Богом люди, защити их даже ценой жизни преступника

- Но ведь, "так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного" (Ин.3:16)... Поэтому мне ближе то, что ты сказал в самом конце: или уже если до этого дойдет, и ценой своей жизни

Спаси Господи.

С уважением.

                


Re: Физическая защита - грех? - Защита или суд
Тарас, православный, ПЦА - 00:27 23.04.2004
Андрей Л., Вы писали:
> Прости, Тарас, думаю, еще есть над чем подумать. Ты сказал:
>
> >Если под твоей защитой находятся вверенные тебе Богом люди, защити их даже ценой жизни преступника
>
> - Но ведь, "так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного" (Ин.3:16)... Поэтому мне ближе то, что ты сказал в самом конце: или уже если до этого дойдет, и ценой своей жизни

Если мы подумаем, как это может произойти в реальной ситуации, то будет ясно, что одно без другого невозможно, т.к. останавливая преступника мы в первую очередь будем рисковать своей жизнью.

                


Re: Физическая защита - грех? - Защита или суд
Андрей Л., православный (РПЦ МП) - 14:45 23.04.2004
>А.Л. - "так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного" (Ин.3:16)... Поэтому мне ближе то, что ты сказал в самом конце: или уже если до этого дойдет, и ценой своей жизни

>Т. - Если мы подумаем, как это может произойти в реальной ситуации, то будет ясно, что одно без другого невозможно, т.к. останавливая преступника мы в первую очередь будем рисковать своей жизнью.

- Кажется, что все-же возможно. Т.к. думаю, что совершеннее во Христе будет не останавливать преступника, а прикрыть собою ближнего. А за двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.

                


Re: Физическая защита - грех? - Милость превозносится над судом
Павлов Александр, Православный, РПЦ IMHO по умолчанию - 17:06 22.04.2004
Ну да. Тело и душа наши сложены по законам мира, и стремятся закон этот исполнить. Дух - не от мира сего.
Возлюбить людей, что больше на шакалов похожи - такое мало кому по силам.
Плоть вопит - защитись, мне больно и страшно. Душа вопит - защитись - меня возмущает несправедливость. Даже разум шепчет ( если успеет) - защитись - на кого семью покинешь...
Легко воспринимается милость к нам, куда труднее - от нас.

Душа любит мир - и даже если все другие страсти - ей не важны - жизнь земная для нее - богатство, сверхценность.

Как душе глупой объяснить, что этим - она уподабливается телу. тленному, слабому. А надо Духу- бессмертному, все понимающему.

Те, кто могли молиться за своих палачей - как то сумели...
Но и те, чья рука не дрогнула - за други своя - тоже.
Бесполезно/вредно пытаться сйечас провести границу - она окажется не там, где мы ее проведем.

Я просто верю, что Господь вразумит меня, тогда, когда будет нужно.
И простит из Милости своей - мой неизбежно не идеальный выбор.

Не ищу ересей.

Храни нас Бог

                


Re: Физическая защита - грех? - Милость превозносится над судом
Андрей Л., православный (РПЦ МП) - 23:49 22.04.2004
>Я просто верю, что Господь вразумит меня, тогда, когда будет нужно.

- Прости, но кажется, чтобы вместить смысл Его очередного вразумления, надо "учиться" вмещать вразумления задолго до того...

С уважением. Христос воскресе.

                


Re: Физическая защита - грех?
Александр Иванов, православный христианин, РПЦ - 08:25 17.03.2004
Катюша, Вы писали:
> Является ли грехом физическая защита от нападения?

Только великие святые вроде преп. Серафима Саровского могли добровольно отказаться от самозащиты (и то, когда речь шла только о них самих), нам подражать этим подвигам очень опасно. Самозащита в любом случае не грех. В Вашем же случае речь идет и о защите детей.

> Где границы самозащиты?

Мне кажется, вопрос риторический. Там, где кончается защита, там и граница.