Беседы о Православии

Бог-личность
StanB., православный из РПЦ - 23:20 10.05.2004
Может ли кто-нибудь объяснить, что включает в себя понятие о Боге, как о личности, и в чем отличие такого представления от представления о безличном Абсолюте?

                


Re: Бог-личность
StanB., православный из РПЦ - 22:14 12.05.2004
Спасибо за ответы, кое-что я начинаю понимать. Но что мне непонятно, это вообще понятие "личности". Что оно в себя включает? Напр., самосознание можно отнести к свойствам личности?

                


Re: Бог-личность
Виктор П., Православный - 11:43 13.05.2004
Ну, по уму, это к психологам :-)).
Начать Вам придется с курса "Общей психологии" :-)) - но там понятие "личность" вводится исключительно применительно к человеку, так что для общей эрудиции полезно, но в смысле задаваемого Вами вопроса не шибко актуально.
А вообще - вот нашел навскидку:
http://proroza.narod.ru/VLossky-2.htm

Может, это поможет?

Бог в помощь!
(не правда ли, забавно звучит: "Помогай Вам Бог понять, почему Он личность" :-)) )

                


Бог-личность (дополнение)
Тарас, православный, ПЦА - 18:36 12.05.2004
В дополнение к сказанному приведу еще кусочек из "Замечаний о Символе веры" Владимира Лосского:

"1-й член

Верую во Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

Бог христианского откровения, Бог Священного Писания и пребывающей в предании Церкви веры - не безличное существо, не безликий абсолют, безразличный к судьбам человека. Монотеизм христиан - не монотеизм философов. Но он также отличен от ограничительного монотеизма таких религиозных традиций, как иудаизм и ислам, которые, признавая живого и личного Бога Ветхого Завета, не допускают, однако, что этот Бог - Личность может отличаться от Своей совершенной Сущности и, так сказать, выходить из Своего одиночества, быть больше, чем одним Лицом, ограниченным Своей единственностью. Полнота откровения - достояние Нового Завета: Сын Божий стал человеком и соделал нас способными к приятию Святого Духа, от Отца исходящего. Единый и личный Бог христианства - это Триединство Лиц. Поэтому воскресший Христос и послал своих учеников "научить все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа" (Мф. 28. 19). "Верую" Церкви есть раскрытие этой христианской формулы крещения.

Начальный член Символа, в котором мы исповедуем веру "во Единаго Бога", относится к Первому Лицу Пресвятой Троицы, к Отцу, Который есть личностное начало нераздельного Божества, равно присущего Трем Лицам. Все Три - Отец, Сын и Дух Святой - Бог; не "три Бога", а "Бог единый", единая Сущность, единая субстанция или Природа в трех Ипостасях, Лицах. В силу этого совершенного единства Божественного Бытия между Лицами Пресвятой Троицы нет иного различия, кроме как в формах (модусах) существования, присносущих каждому из Лиц: нерождение Отца, рождение Сына, исхождение Духа. Следует добавить, что эти личные свойства устанавливают тройственную связь, которая, позволяя различать Отца, Сына и Святого Духа, должна научить нас соотносить положительно каждое Лицо с двумя другими Лицами и в наших мыслях никогда их не разделять. Так, когда мы говорим об Отце "Вседержителе" и "Творце", не будем забывать того, что Он всё сотворил Своим Словом (Ин. 1, 3) и что та же творческая сила свойственна и Духу-Животворящему.

Заметим, что выражение "Вседержитель" передает смысл греческого термина Pantokrator, что, собственно, значит "Господин всяческого", то есть, Бог, всё в бытии держащий. Только Бог Библии, открывший Свое имя Моисею, когда сказал ему "Аз есмь Сущий" (Исх. 3, 14), один только Он "Творец", в абсолютном смысле этого слова, Создатель бытия из небытия. Он - не "Божественный Ремесленник", не "Демиург" — устроитель вечной, бесформенной материи, некоего предбытийного хаоса. Если Бог сотворил всё "из ничего", не следует воображать, что сотворению мира, как возможности бытия, предсуществовало некое "ничто". "Ничто" не есть начало, которое можно было бы противопоставить совершенному Бытию Бога: это выражение обретает смысл только по отношению к бытию тварному, которое начало быть без всякого предварительного условия этому "началу" (Быт. 1, 1), а только по всемогущей воле Бога. Однако не следует также думать, что это отсутствие внешних условий обязывает нас предполагать, будто Бог создал всё "из Самого Себя", путем своего рода эманации или "экстерьеризации": мир — не ущербленное и умаленное Божество, а бытие совершенно новое, вызванное к жизни Творцом, творчество Которого не было обусловлено какой-либо внутренней необходимостью. Сотворение - акт совершенно свободный, дарственный акт воли Божией, что не значит акт "произвольный": строй вселенной заставляет нас признать Благость, Мудрость, Любовь Создателя, Который наполнил мир смыслом и дал ему высшее предназначение, подчинив личностным и свободным существам, сотворенным "по образу и подобию Бога" (Быт. 1, 26 - 27).

Библейское выражение "небо и земля" (Быт. 1, 1), которое обозначает целиком весь космос, всё то, что существует и сотворено Богом, в святоотеческом толковании получает разделительный смысл, указывая на существование реальности духовной и реальности телесной, невидимого мира "небесных духов" и мира видимого, с которым мы тесно связаны по биологическим условиям нашей земной телесности. Мы видим, что это различение "неба" и "земли" отнюдь не влечет к необходимости признавать "геоцентрическую" космологию. Вообще надо сказать, что "конфликт между наукой и религией" в этой проблеме выглядит искусственно. Действительно, не путем же исследования космических пространств откроется нам духовная безмерность тварной вселенной. И, тем более, не ядерная физика, анализируя строение материи, даст нам познать ту всемогущую Энергию Творца, которая сообщает бытие 'видимым же всем и невидимым'"

                


многомерность
Екатерина А.В., Православная - 11:38 12.05.2004
Когда-то давно (теперь просто не могу ссылаться на источник, потому что не помню где именно) я прочитала очень интересный ответ на вопрос: Почему мы не можем понять что есть Бог, как может быть Он Вездесущ, и почему же Он все таки Триедин? Была рассмотрена одна из гипотез, приведу ее на ваше усмотрение, на ваш суд, если хотите.
Наша вселенная имеет 12 степеней свободы, и при черчении например в четырехмерном пространстве (четвертое пространство - это время) проступают следы пятого... и так далее. Так вот собственно существует мнение, что Бог - это 12-мерное существо.
Чтобы проще понять как же это может быть, можно легко представить себя в двух-мерном пространстве, на фоне плоских фигур. Поэтому Церковь и не изображает Бога-Отца, конечно эту теорию может быть и не стоит принимать во внимание, но все же, если обязательно нужно объяснение и ответы на вопрос: Почему? На мой взгляд эта теория довольно-таки нейтральна.
Еще одним простым ответом на вопрос: Почему личность? может быть то, что Бог создал человека по образу и подобию Своему. :)

                


Бог прост.
Александр Иванов, православный христианин, РПЦ - 14:53 12.05.2004
Один из постулатов православной веры гласит: Бог прост. Не в смысле примитивности, конечно, а смысле цельности Бог неразложим на составляющие, неограничен никаким N-мерным пространством. Бог существует вне времени и пространства.

                


Re: Бог прост.
Екатерина А.В., Православная - 16:10 12.05.2004
что за постулат? Где в Законе Божьем?

                


Re: Бог прост.
Александр Иванов, православный христианин, РПЦ - 16:14 12.05.2004
Здесь недавно приводилась ссылка на "Точное изложение православной веры" преп. Иоанна Дамаскина. Там точно найдете.

                


Re: Бог прост.
Екатерина А.В., Православная - 09:49 13.05.2004
Так может быть Бог прост стоит понимать не как описание сущности, потому что Он не может быть так уж прост при Его возможностях и мудрости... Он же Совершенство.
Да и эта теория не противоречит православию насколько я поняла, может быть правда по незнанию.

P.S. Высказывая свое мнение понимаю, что ничго толком не знаю о Боге-Отце :)

                


Поговорим о Боге -Отце
Екатерина А.В., Православная - 10:06 13.05.2004
Кто хочет говорить или слушать о Боге, тот должен знать, что не все, касательно Божества и Его домостроительства, невыразимо, но и не все удобовыразимо, не все непознаваемо, но и не все познаваемо; ибо иное значит познаваемое, а иное - выразимое словом, так как иное дело говорить, а другое - знать. Таким образом, многое из того, что мы не ясно познаем о Боге, не может быть выражено во всем совершенстве; но как нам свойственно, так мы бываем и принуждены говорить о том, что выше нас; - так, говоря о Боге мы (приписываем Ему) сон, гнев, бес печность, руки, ноги и тому подобное.<...>
Итак, Бог безпределен и непостижим, и одно в Нем постижимо - Его безпредельность и непостижимость. А то, что мы говорим о Боге утвердительно, показывает нам не естество Его, но то, что относится к естеству. Ибо назовем ли Бога благим, или праведным, или премудрым, или чем другим, выразим не естество Его, а только то, что относится к естеству.<...>
Святой Иоанн Дамаскин" Точное изложение Православной веры."

                


Поправочка
Александр Иванов, православный христианин, РПЦ - 10:14 13.05.2004
В приведенном отрывке речь идет в целом о Боге, а не только о первом лице Божественной Троицы. Христианство - монотеистическая религия, мы верим во единого Бога.

                


Re: Бог прост.
Александр Иванов, православный христианин, РПЦ - 10:02 13.05.2004
Екатерина А.В., Вы писали:
> Так может быть Бог прост стоит понимать не как описание сущности, потому что Он не может быть так уж прост при Его возможностях и мудрости... Он же Совершенство.

Я уже писал: простота не означает примитивности. Любой сложный субъект можно разделить на более простые части, изучать их отдельно и во взаимодействии. Бог прост в этом смысле.

> Да и эта теория не противоречит православию насколько я поняла, может быть правда по незнанию.

Именно, что серьезно противоречит. Говоря, что Бог существует в 12-мерном пространстве мы ограничиваем Его. Правильнее будет сказать, что любое существующее N-мерное пространство, существует в Боге.

                


я поняла
Екатерина А.В., Православная - 10:11 13.05.2004
Александр, я поняла, что разговор без смысла, если бы я могла понять...Что такое Бог? Кто такой? а так просто очень удобно прятаться от своего собственного незнания за высокими, но неверными изначально словами.
Простите меня, спорщица я. :)

                


Откровение
Александр Иванов, православный христианин, РПЦ - 10:27 13.05.2004
> Что такое Бог? Кто такой? а так просто очень удобно прятаться от своего собственного незнания за высокими, но неверными изначально словами.

Все, что нам нужно знать о Нем, Господь открывает в Своем откровении - Священном Писании и Священном Предании.

                


Re: Откровение
Екатерина А.В., Православная - 17:32 13.05.2004
Хочется всегда большего - натура человеческая такая :)

                


Re: Откровение
Андрей Л., православный (РПЦ МП) - 14:09 14.05.2004
>Так может быть Бог прост стоит понимать не как описание сущности, потому что Он не может быть так уж прост при Его возможностях и мудрости... Он же Совершенство.

- Дорогая Екатерина, Господь сказал о Себе: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем. (Мф.11:29) Может ли что-то быть проще чем это?... Однако, у людей все совсем наоборот...

С большим уважением.

                


Re: Откровение
Павлов Александр, Православный, РПЦ IMHO по умолчанию - 17:58 13.05.2004
Екатерина А.В., Вы писали:
> Хочется всегда большего - натура человеческая такая :)

-Доктор, дайте мне лекарство от жадности, да побольше, побольше! :)

                


Re: Бог прост.
Павлов Александр, Православный, РПЦ IMHO по умолчанию - 15:20 12.05.2004
Александр Иванов, Вы писали:
> Один из постулатов православной веры гласит: Бог прост. Не в смысле примитивности, конечно, а смысле цельности Бог неразложим на составляющие, неограничен никаким N-мерным пространством. Бог существует вне времени и пространства.

Да.

                


Re: многомерность
Павлов Александр, Православный, РПЦ IMHO по умолчанию - 14:33 12.05.2004
Екатерина А.В., Вы писали:
> Так вот собственно существует мнение, что Бог - это 12-мерное существо.

Ии-х, у меня в СГ, говорилке бестолковой - уже 6 "мерностей"... ;)

> Чтобы проще понять как же это может быть,
Вот именно - охватить мы все равно не можем - НО если какая-то аналогия позволяет лучше понять - Славу Его - она верна.
До тех пор - пока позволяет Славить и НЕ противоречит Символу Веры. :)

                


Re: Бог-личность
Вячеслав Слесарев, Православный - 10:30 12.05.2004
Полемику с пантеистическими религиями по поводу безличностного Бога советую почитать у Кураева тут: http://www.kuraev.ru/e1love.html
Насколько я понимаю, в понятии некоторых нехристианских религий востока безличностный бог-Абсолют настолько "велик", что не является личностью. Личность по их понятиям, видимо, не есть что то хорошее - она свидетельствует об ограниченности субъекта. В результате получается бог-электромагнитное поле или бог-вакуум, которому всё до лампочки - всё в нём и он выше всего.
В христианстве же к такому понятию как личность - положительное отношение. Если сказать, что у Бога нет личности - это все равно, что поставить его ниже человека на уровень бездушного пня. И Бог, будучи безмерно выше человека, как минимум должен являться личностью, чтобы быть не ниже его. На самом же деле он и есть некая сверхличность, но именно личность а не закон или поле.

                


Re: Бог-личность
Тарас, православный, ПЦА - 23:42 10.05.2004
Устроит ли "Точное изложение Православной веры" Св. Иоанна Дамаскина:

http://www.orthlib.ru/John_of_Damascus/vera.html

                


Re: Бог-личность
StanB., православный из РПЦ - 23:31 11.05.2004
Я прочитал большинство из того, что там написано о Боге, но не нашел ответа. Я даже не нашел ни слова о том, что Бог -- личность.

А чем, например, отличается православное понимание Бога от безличного Абсолюта индуизма (я так понимаю, что там именно безличный Абсолют)? Что вообще мы имеем ввиду, говоря "личность"?

                


Личность
Тарас, православный, ПЦА - 00:22 12.05.2004
Лицо

А Бог говорит о себе так: "Аз есмь Сущий" (Исх. 3:14). Иными словами - Он есть не зависимо от времени и пространства.

Отличие от Индуизма скорее всего в том, что в истинной вере в Бога, Бог неописуем. Он, как бы так сказать, вне всякого абсолюта.

И конечно отличие еще и в том, что в Индуизме Бог не становился человеком, чтобы Его можно было познать.