Беседы о Православии

Церковный суд...
Екатерина А.В., Православная - 10:29 18.05.2004
Читаю Достоевского "Братья Карамазовы" и буквально с первых страниц книги некоторые его мысли меня задевают, толькают на раздумья. Разговор происходит в келье у старца Зосимы по поводу как раз церковного суда: "<...> если бы действительно наступил суд Цркви, и во всей своей силе, то есть если бы все общество обратилось лишь в Церковь, то не только суд церкви повлиял бы на исправление преступника так, как никогда не влияет ныне, но, может быть и и вправду самые преступления уменьшились в невероятную долю."
У меня сразу же возник вопрос, возможен ли церковный суд, не превращается ли Церковь в карающий орган государства? Не будет ли из Православной церкви такой монстр как инквизиция, или все же именно в православии возможен церковный суд?

                


Re: Церковный суд...
Александр Бурачевский, православный христианин - 12:36 07.06.2004
Знаете я читал официальный Устав Русской Православной Церкви (принятый в 90-е годы двадцатого века), там указано, что на любого православного христианина можно подать в суд, состоящий, как правило, из местного епископа и двух священников. На епископа можно подать в "суд Священного Синода", а Патриарха Московского и всея Руси волен судить только Архиерейский Собор.
Хочу заметить, что при этом нужны свидетельские показания, особенно если судишься с иереем (свяшенником). Где то в Новом Завете (кажется, в Послании к Титу) сказано: "Свидетельства против епископа или диакона иначе как при двух свидетелях не принимай".
А в Евангелии от Матфея написано: "Если имеешь что-то против брата своего {в смысле: единоверца}, поди и обличи его наедине. Если не послушает ( не исправится), обличи его при двух или трёх свидетелях. Если при свидетелях не послушает, обличи его перед всей Церковью. Если он и Церковь не послушает, то будет он тебе как язычник и мытарь".
Ещё где-то в Новом завете апостол Павел порицает христиан, выносящихсвои разборки на светский (не церковный) суд. ВотВАм информация к размышлению.
Все цитаты сделаны мною по памяти (так что в чём-то могут не совпадать с источником).

                


Небольшое уточнение
Александр Бурачевский, православный христианин - 11:03 08.06.2004
О суде над иереями сказано не в Послании к Титу, а в Первом послании к Тимофею (5:19): "Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трёх свидетелях".
Источник другой цитаты: Мф. 18:15 -17

                


Re: Церковный суд...
Павлов Александр, Православный, РПЦ IMHO по умолчанию - 22:20 18.05.2004
Екатерина А.В., Вы писали:
> или все же именно в православии возможен церковный суд?
Сказка.
Жил был людоед. Никто с ним не мог справится.
Но пришел добрый и сильный принц - и сразил людоеда.
Сразил и съел.

anna_z, Ау!

                


Re: Церковный суд...
Евгений, православный - 19:17 18.05.2004
Екатерина А.В., Вы писали:
> Читаю Достоевского "Братья Карамазовы" и буквально с первых страниц книги некоторые его мысли меня задевают, толькают на раздумья. Разговор происходит в келье у старца Зосимы по поводу как раз церковного суда: "<...> если бы действительно наступил суд Цркви, и во всей своей силе, то есть если бы все общество обратилось лишь в Церковь, то не только суд церкви повлиял бы на исправление преступника так, как никогда не влияет ныне, но, может быть и и вправду самые преступления уменьшились в невероятную долю."
> У меня сразу же возник вопрос, возможен ли церковный суд, не превращается ли Церковь в карающий орган государства? Не будет ли из Православной церкви такой монстр как инквизиция, или все же именно в православии возможен церковный суд?

Общество в Церковь превратиться не может, это Достоевский (устами своих героев) фантазирует. Общество основано на насилии, а в Церковь основана на добровольном подчинении христианина Церкви. Церковный суд и церковные законы, в отличие от гражданских, принципиально не допускают насилия, и потому сами по себе, без уголовных законов, действовать не могут. Там где, скажем, на убийство гражданские законы отвечают убийством, церковные назначают длительную епитимью, и в этом наглядно проявляется отличие церковных законов от гражданских. Светский и церковный суд всегда были разделены. Это недоразумение, что, скажем, даже во времена инквизиции смертный приговор выносился церковным судом (он не мог выносить такие приговоры, хотя и мог рекомендовать это сделать гражданским властям). Церковный суд уступал право суда, когда считал нужным, гражданскому суду, и преступник наказывался согласно гражданским законам, предусматривающим, допустим, смертную казнь за волшебство. Ужасы инквизиции были вызваны не собственно действиями церковного суда, а строгостью тогдашних гражданских законов по отношению к подобного рода преступлениям.
Если светский и церковный суд всегда были разделены, то гражданские законы и церковные каноны, напротив, очень часто были согласованы и объединены в одних сборниках, которые в Византии и на Руси называли номоканонами. Церковный и гражданский суды пользовались зачастую одними сборниками, но каждый в пределах своей компетенции.

                


"Святая" Инквизиция
Тарас, православный, ПЦА - 20:15 18.05.2004
Евгений, Вы писали:
>Это недоразумение...

Это действительно в прямом смысле слова недоразумение, и производная еще большего недоразумения именуемого "папоцезаризмом".

                


Церковный суд... возможен
Тарас, православный, ПЦА - 18:56 18.05.2004
По сути: если рассматривать Церковь как Тело Христово, то и Суд возможен. Но только не сейчас, т.к. "Я пришел не судить мир, но спасти мир. Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день." (Иоанн 12:47, 48) И Церковь проповедует именно Слово.

                


Re: Церковный суд... возможен
Екатерина А.В., Православная - 20:12 22.05.2004
Знаете, Тарас, я несколько дней думала как Вам объяснить, что собственно наверное не это имела ввиду, а вопрос наверное хотела выразить так (грубо, но может быть более понятно):
Может ли быть так, что Церковь будет принимать деятельное участие в жизни страны? А если будет, то не повредит ли это Церкви?

                


Двухглавый орел
Тарас, православный, ПЦА - 22:55 22.05.2004
Екатерина, а вы знакомы с теорией государственной симфонии? Христианская Империя, Император - наместник Христа на земле, двухглавый орел и т.д. и т.п.?

                


Вся власть советам...
Владимир Апель, православный, GOA - 00:14 24.05.2004
Скорее помазанник Божий, нежели наместник. Саша правильно подметил - Ваша формулировка уж слишком прагматично-католическая, только вместо "вся власть Папе!" у Вас получается - "Вся власть Императору!" - что вполне наруку католическим борцам с цезаропапизмом. :) Нельзя забывать что Царствие Христово не от мира сего. Всякий христианин исполняющий Волю Спасителя - уже Его наместник в этом мире, но не всякий помазан на управление государством.

                


Re: Вся власть советам...
Тарас, православный, ПЦА - 00:47 24.05.2004
Владимир Апель, Вы писали:
> Скорее помазанник Божий, нежели наместник.

Точнее - он же помазанник Божий.

>Саша правильно подметил - Ваша формулировка уж слишком прагматично-католическая...

Точнее вы наверное хотели сказать - "Византийско-прагматическая"? Я тоже полагаю, что византийцы не пользовались собственно словом "наместник". Император признавался "действующей главой земной Церкви", в то время как Христос Церкви вообще (и небесной и земной).

>... у Вас получается - "Вся власть Императору!"

Не у меня получается, а у Византийцев. Это история. Могу посоветовать литературу, но только читать ее долго. :)

> - что вполне наруку католическим борцам с цезаропапизмом. :)

А как бы вы опровергли обвинение в цезарепапизме Восточной Церкви "католическими борцами"? :)

>Нельзя забывать что Царствие Христово не от мира сего. Всякий христианин исполняющий Волю Спасителя - уже Его наместник в этом мире, но не всякий помазан на управление государством.

Жаль, что нет больше Императора, чтобы о "наместничестве" поспорить. Типа - "кто из нас тут наместник"? ;)

Если серьезно, то вы правильно пишите, только фундамент под "помазанием на земное царство" имеет в своей основе внушительное богословие. Иначе бы уже Константин Великий упразнил бы монархию, и Константинополь стал бы столицей первой в мире христианской "страны советов".

                


Re: Вся власть советам...
Владимир Ковальджи, православный (РПЦ) - 15:29 24.05.2004
> фундамент под "помазанием на земное царство" имеет в своей основе внушительное богословие. Иначе бы уже Константин Великий упразнил бы монархию

Бдымс. Это какое ж, однако, "внушительное богословие" успело заложить "фундамент под помазанием на земное царство" к началу четвертого века и окончанию гонений?
Вариантов, по своему невежеству, вижу токо два:
а) иудейско-мессианские представления - но они тут явно не при чем;
б) римо-языческий "фундамент" про божественность императора.
Вот последний - при чем.
Христианского фундамента на этот счет к этому времени мне не встречалось никакого, а не токмо внушительного...

И с чего бы это Константину было упразднять монархию? Он - император, минимум "избранник небес", в том и воспитан был. Обращение же (по ранним версиям, чудесный сон; по другим - знамение на небе) просто "переподчинило" его от "богов" античных Богу Единому. Отныне он воспринимает себя таким же исключительным избранником, только уже Истинного Бога. Посему и монархию не упраздняет, а укрепляет (упраздняя диоклетианово разделение власти). А уж насколько исключительным избранником ощущает себя император очевидно из того, что он и креститься-то не торопится - а зачем?, он же и так свыше помазан особым образом? Крещение, причастие... Отсутствие оного ничуть не мешает председательствовать на соборах епископов и активно вмешиваться в богословский спор.

А тот самый "внушительный" - будет разработан постепенно после: Феодосий, Юстиниан...

                


Re: Вся власть советам...
Тарас, православный, ПЦА - 18:11 24.05.2004
Владимир Ковальджи, Вы писали:

> Бдымс. Это какое ж, однако, "внушительное богословие" успело заложить "фундамент под помазанием на земное царство" к началу четвертого века и окончанию гонений?

Были бы кости, мясо нарастет. И "внушительное" наросло уже по ходу дела, потом, не к четвертому веку. Вроде это я и пытался сказать, глядя с высоты 21-го столетия. :)

Далее по сообщению, все так.

                


Re: Вся власть советам...
Павлов Александр, Православный, РПЦ IMHO по умолчанию - 18:16 24.05.2004
Ох, опять не сказать бы что-нибудь, эдакое, еретическое

(Собравшис с духом) Самое лучшее что может сделать государство для церкви - не вмешиваться
Кесарю - кесарево.

                


Соблазн
Тарас, православный, ПЦА - 18:33 24.05.2004
Да, Александр, золотые слова! Но как приходит соблазн, как проникает в душу? Знали бы - никогда не падали.

                


Re: Соблазн
Павлов Александр, Православный, РПЦ IMHO по умолчанию - 18:58 24.05.2004
Тарас, Вы писали:
> Но как приходит соблазн, как проникает в душу? Знали бы - никогда не падали.
Как только узнаем как - он будет проникать по другому. Бес - умнее души. IMHO.

Что остается .... вставать, коль упали...

                


Re: Соблазн
Димитрий, православный христианин - 19:13 24.05.2004
>Бес - умнее души
Ум и душа это две ба-альшие разницы :-)
Спаси Господи

                


Re: Соблазн
Павлов Александр, Православный, РПЦ IMHO по умолчанию - 19:19 24.05.2004
Димитрий, ща нас с тобой опять не туда занесет..

Ум(нойс) часть души. IMHO

                


Re: Соблазн
Димитрий, православный христианин - 19:28 24.05.2004
>ща нас с тобой опять не туда занесет
Милостью Божией выправимся. Однако, чтоб не "заносило", да впустую "имхи" не тратить, быть может, стоит книжек почитать? Если уж молиться не выходит…
Спаси Господи

                


Re: Соблазн
Павлов Александр, Православный, РПЦ IMHO по умолчанию - 19:41 24.05.2004
Дабы не впадать в соблазн, прекращаю свои ответы.

                


Re: Это уже мудрость. Соблазн был чуть раньше :-) (-)
Димитрий, православный христианин - 19:44 24.05.2004

                


уточняем...
Владимир Апель, православный, GOA - 07:56 24.05.2004
Тарас, Вы писали:

> Не у меня получается, а у Византийцев. Это история. Могу посоветовать литературу, но только читать ее долго. :)

А мы никуда не спешим... :) Хорошим ссылкам всегда рады - так что пишите.
Вообще-то Вы меня не поняли, Тарас - меня возмутило именно слово "наместник" - суть заместитель, исполняющий обязанности. Католики считают что гражданская власть "поглощается" церковной, посему у них "вся власть Папе", у Вас получается что церковная власть поглощается гражданской – т. е. "вся власть Императору" - в смысле гражданской власти и церковной. А ведь так не было! - Императору всегда противостояло священноначалие. В Византии была именно симфония власти а не поглощение одной власти другою - а иначе - мы не чем не лучше католиков.

                


Re: уточняем...
Тарас, православный, ПЦА - 18:31 24.05.2004
Владимир Апель, Вы писали:
> А мы никуда не спешим... :) Хорошим ссылкам всегда рады - так что пишите.

Вы же в Америке обитаете? Тогда вот несколько отличных книг:

Fr. George Mastrantonis. Ausburg and Constantinople. Brookline, Mass.: Holy Cross Orthodox Press, 1980

Fr. John Meyendorff. Byzantine Theology. SVS Press, 1988

Alexander Schmemann. The Historical Road of Eastern Orthodoxy. Crestwood, N.Y.: SVS Press, 1977

> Вообще-то Вы меня не поняли, Тарас - меня возмутило именно слово "наместник" - суть заместитель, исполняющий обязанности. Католики считают что гражданская власть "поглощается" церковной, посему у них "вся власть Папе", у Вас получается что церковная власть поглощается гражданской – т. е. "вся власть Императору" - в смысле гражданской власти и церковной. А ведь так не было! - Императору всегда противостояло священноначалие. В Византии была именно симфония власти а не поглощение одной власти другою - а иначе - мы не чем не лучше католиков.

Да вроде я вас правильно понял. По сути Владимир уже несколько слов сказал. Не знаю, что и добавить. Разве только что еще раз сказать, что "симфония" как была так и навсегда осталась лишь мечтой, идеалом, достигнуть которого, мне кажется, никому никогда не удавалось и не удастся.

                


Re: уточняем...
Владимир Ковальджи, православный (РПЦ) - 15:59 24.05.2004
> ...у Вас получается что церковная власть поглощается гражданской – т. е. "вся власть Императору" - в смысле гражданской власти и церковной. А ведь так не было! - Императору всегда противостояло священноначалие.

Противоречие.
Вот именно - "противостояло"! Противостояло грубой силе мирской власти, бесцеремонно вторгающейся в церковную. В большинстве случаев - противостояло безуспешно (внешне). Я ежедневно читаю в эфире жития, в т.ч. множества исповедников "симфонического" периода. Кто кого оправлял за несогласие в ссылку, а ставил "своего" - императоры патриархов или наоборот? Не далее как завтра: в житии Епифания Кипрского упоминается о ссылке по желанию одной венценосной стервы собором послушно-симфоничных иерархов Иоанна Златоуста, а также - память патр. Германа, богословское противостояние которого императору-иконоборцу Льву закончилось (как и обычно в таких случаях) вполне "симфоничным" избиением и ссылкой.

> В Византии была именно симфония власти

Оговорка символичная - именно симфония власти (самой с собой) :)

> а не поглощение одной власти другою

Смотря, что считать "властью". Власть противостоять "князьям мира сего", терпя за несогласие побои, темницы, ссылки и казни - такая власть есть всегда, данная Самим Господом.
А "симфония властей" в класс. смысле имела место только в спокойной обстановке - т.е. когда никто в церкви не наступал на какую-нить мозоль царям (или если последним что-нить не взбредало в голову).

> а иначе - мы не чем не лучше католиков.

Отчего ж? "Папоцезаризм" - это, имхо, гораздо хуже: не должно церковной власти приобретать и мирскую. А вот "цезарепапизм" и мифическая "симфония", хоть и приносят много вреда Церкви, но больше все-таки открывают мучеников, чем мучителей. А в нравственном смысле, лучше мучаться, чем мучать...

                


Re: Двухглавый орел
Екатерина А.В., Православная - 16:24 23.05.2004
С теорией знакома поверхостно. Мало того, думаю, что сейчас монархия в нашей стране не возможна. (Монархия в таком виде, в каком она была бы благом.) Потому что глядя на нашего президента и его политику можно с некоторым натягом сказать, что он - монарх, потому как все кто его окружает его же ставленники и власть во всей полноте собрана у него в руках, но насколько это благо? И насколько он наместник?

                


Золотые слова
Тарас, православный, ПЦА - 22:09 23.05.2004
И более того, кто же Путина в монархи толкнет? :)

                


Наместник?
Александр Иванов, православный христианин, РПЦ - 11:53 23.05.2004
Тарас, Вы писали:
> Император - наместник Христа на земле

Дык вроде эта должность уже занята папой Римским? :) Или я чего-то пропустил?

                


Пропустил. :)
Тарас, православный, ПЦА - 22:08 23.05.2004
Ибо на этом основана Византийская экклезиология. :)

                


Ой!
Александр Иванов, православный христианин, РПЦ - 09:07 24.05.2004
> Ибо на этом основана Византийская экклезиология. :)

Ничего себе, новости... :( А если я спршу об источниках этого утверждения?

                


Начать можно...
Тарас, православный, ПЦА - 18:05 24.05.2004
... прямо с Евсевия Кесарийского и его книги "Церковная история", особенно его "диферамбов" воспеваемых" Св. Константину Великому.

Ну а чем дальше в лес, тем больше дров. :)