Дерягин Андрей, свящ. - Так ли страшна рок-культура, как ее "малюют"? 

Дерягин Андрей, свящ.

Так ли страшна рок-культура, как ее "малюют"?



 

Музыка глубоко проникает в сознание,
меняет нравы и обычаи.
Сюнь-Цзы

Я хочу дожить, хочу увидеть время,
Когда эти песни станут не нужны...
Александр Башлачев

 

О деструктивном характере воздействия поп-музыки не только на духовно-нравственное, но и на психофизическое состояние человека написано уже очень много. Результаты экспериментов, оценивающих влияние рок-ритмов на животный и растительный мир, поражают своей мрачной очевидностью. Но тем не менее на практике все остается по-прежнему: поп-музыка продолжает быть, можно сказать, неумолкаемым фоном современной цивилизации...



СОДЕРЖАНИЕ


ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР

“Канон” рок-культуры [1]

Идеология отечественной рок-культуры коротко и достаточно полно отразилась в самиздатовском манифесте, получившем название “Канон”. Это произведение появилось в 1982 году и в свое время сыграло огромную роль в формировании субкультуры СССР. Авторами его считаются идеолог московских хиппи Аркадий Славоросов (“Гуру”) и авангардный художник Сергей Шутов. Ниже будут приведены (в лексически адаптированном варианте) наиболее важные и актуальные отрывки из “Канона”, которые могут раскрыть многие непонятные элементы молодежной культуры человеку, никогда не сталкивающемуся с ней непосредственно.

“Рок, появившийся из ритуальных отправлений городской биомассы – не искусство. Наскальные петрографы палеолита – не живопись, молитвы Василия Великого – не литература, американские молящиеся Моррисона – не песни. Подходить к ним с эстетическими мерками – такой же абсурд, как перевешивать иконы из храмов в музеи.

Человек живет в ненастоящем мире. У человека, сочинившего самого себя, нет альтернативы. Его надежда и бог – искусство. Оно – творец самой безграничной сферы отчуждения. И только новое сознание и рок, как основная его форма возвращают человека к самому себе, в его единственное и подлинное Now & Here: рок возвращает человеку Настоящее.

Основная функция рока – разрушение фикции личности, фикции человеческого “Я”. Откуда у всемирного потребителя этот неадекватный, мистический страх перед наркотиками, перед противостоянием нравственности? Они разрушают личность. Почему, оправдывая военный геноцид, общество так злобно карает частное убийство? На войне гибнут массы, убийца посягает на личность, на Меня. Откуда, наконец, это суровое табу на самоубийство, особенно суровое у людей, исповедующих идею Бога, обрекающего Себя на смерть?

Личность – это их единственная и непреходящая собственность, и всякая попытка ее разрушения и саморазрушения вызывает бюргерскую смертельную ненависть собственника. “Я” твари скрывает от глаз “Я” Творца.

И вот рок взрывает ложь и фикцию. И открывает для бессмертной души новое небо и новую землю, где Все Реально: All is Real!

Средневековый монах, пишущий икону, не считался художником в теперешнем смысле этого слова. Хиппи, вышивающего цветочками свои штаны, тоже вряд ли кто-то сочтет художником.

Рок-существование – это духовный ритуал, необъективизированное познание в отличие от прагматичного пополнения здравого смысла. Рок не терпит оценочного подхода. Он не бывает хорошим или плохим. Часто именно то в нем, что может показаться неграмотным и безвкусным интеллигентному, образованному ценителю, вызывает наиболее мощный резонанс.

Нельзя понять, скажем, психоделические рок-картинки, исходя из эстетических концепций: такая оценка придает им ложные качества произведений искусства и включает в утомительный ряд явлений культуры. Нельзя понять любое воплощение рока, не вывернув предварительно свои мозги на рокерский манер.

Рок для нас – веселая и смертельная игра, вроде “русской рулетки”. Кто-то назвал рокеров вымирающим племенем – верное определение по сути своей. Если рок и назвать искусством, то лишь Art of Dying. Но рок разрушает и эту последнюю фикцию. Разве умерли Джимми и Джанис? Разве мы не слушаем Джона и Джима?

Понять рок невозможно так же в силу его строгой функциональности. Рок призван провоцировать психоделический взрыв сознания. Он не апеллирует к традиционным формам восприятия. Суть не в сути. Главное в роке – резонанс. Если первый же дребезжащий аккорд гитары вызывает волну дикого восторга и мир меняется – это рок.

Рок – не искусство, не магия, и его знаки – суть заклинания и молитвы, позволяющие общаться с духами и совершать астральные путешествия. Рок – это песня сирен: заливай уши воском или прыгай за борт. Рок – бегство от тотального контроля над самим собой.

Рок – это бегство в действительность” [2].

Как видно из приведенного отрывка, рок-культура вывела себя за общепринятые рамки культуры и провозгласила себя, по существу, единственно верным мировоззрением [3].

Позицию авторов “Канона” характеризует религиозная всеядность [4], имеющая в своей основе, очевидно, не злой умысел, а обычную необразованность в вопросах богословия... Вообще, “Канон” давал адепту рок-движения полное право придерживаться любых взглядов во всех сферах человеческой жизни, так как “all is real” [5]. Ситуация, таким образом, повторяла времена первых веков христианства в языческой Римской империи: “поклоняйся Гению императора и верь во что хочешь”.

Картина религиозных пристрастий рок-музыкантов была и остается чрезвычайно пестрой. Причиной тому является необходимость вести образ жизни, соответствующий законам жанра и соответствием ему определять свое религиозное пристрастие, исключающее возможные осложнения в обыденной жизни [6]. Религиозное мировоззрение, таким образом, воспринимается рок-культурой лишь в той мере, которая необходима для удовлетворения тех или иных духовных, а, по большей части, душевных потребностей [7].

Каждый рок-музыкант, таким образом, при желании вносил в свое творчество различные элементы как традиционных, так и нетрадиционных форм религиозности, видоизменяя их своим к ним отношением и подгоняя их под идеологию своего творчества. По своему содержанию такие новации, как правило, представляли собой смешение христианства, буддизма, язычества и оккультизма в разных пропорциях. Рядовые адепты рок-культуры в худшем случае формировали свои религиозные представления на основании высказываний своих кумиров, а при более благоприятном стечении обстоятельств сами начинали знакомиться с соответствующей литературой. Последнее привело к тому, что часть молодых людей, в поисках смысла жизни забредших в пространство рок-культуры и не нашедших там ожидаемого, через чтение духовной литературы познакомилась с христианским мировоззрением, а спустя какое-то время пришла в Церковь. Необходимо отметить, что происходило это не благодаря идейному и духовному содержанию рок-музыки, а в некотором смысле вопреки ему: рок-культура выступала как переходный барьер между миром обыденного материализма и миром культуры, уходящей своими корнями в плоскость христианского мировоззрения.

Из всех направлений отечественной молодежной культуры восьмидесятых и начала девяностых годов именно рок-культура явилась самым благоприятным фундаментом для формирования религиозного мировоззрения. В СССР она выступила в роли электрошока, пробудившего молодежь от сна, навеянного “волшебной дудочкой” [8] официальной советской идеологии. Именно благодаря рок-культуре многие молодые люди столкнулись с отличающимся от общепринятого взглядом на мир, а некоторые сделали вывод, что эти взгляды могут быть различные и необходимо осознанное усилие для формирования собственного мировоззрения. Посредством рок-культуры молодые люди, в отличие от своих пресыщенных развлечениями западных сверстников, искали не очередных радостей жизни, а ее смысла. Однако, по непреходящим словам Спасителя, большинство и на этот раз осталось на “пространном пути”, не желая идти трудным “узким путем, ведущим в жизнь” (Мф. 7:13-14).


Духовные составляющие рок-культур Востока и Запада

Невозможно понять феномен рок-музыки, если не учитывать особенности состояния общества страны, в которой она возникла. Наиболее исчерпывающую оценку американской культуры времени бурного развития рок-музыки дал идеолог современного сатанизма Антони Шандор Ла-Вей в предисловии к изданию “Черной библии” в 1969 году: “Собственно говоря, мы проповедуем то, что уже давным-давно стало американским образом жизни. Просто не все обладают мужеством называть вещи своими именами” [9].

Что касается западной рок-культуры, то ее связь с оккультизмом и сатанизмом очевидна [10] и обусловлена духовным состоянием самого общества (что подтверждается словами Ла-Вея...). Несколько иначе обстояло дело в нашей стране, что естественно по причине имеющихся глубоких богатых как духовных, так и культурных традиций. Одной из особенностей рок-движения в СССР явился протест против ценностей если не “американского образа жизни”, то, по крайней мере, его аналога в советском варианте: телесного благополучия в сочетании с душевной и духовной пустотой. Первоначальное слепое копирование отечественной рок-культурой своего западного “первообраза” быстро закончилось: с появлением русскоязычных групп возникла и русская текстовая, а значит, и смысловая тематика. Главным объектом ее внимания стал, по частично воспринятой традиции отечественной классической культуры, внутренний мир человека [11].

Конечно, нельзя на основании вышеизложенного говорить о каком-то самодостаточном положительном влиянии отечественной рок-культуры на молодежь, но уровень ее отрицательного воздействия все же был несоизмеримо ниже западной, да и характер воздействия отличался существенно.


Конец отечественной рок-культуры и "семеро злейших" [12]

Музыка в большей связи
с нравственными поступками человека,
нежели обыкновенно думают.

В. Ф. Одоевский

Советская рок-культура как массовое явление закономерно прекратила свое существование в связи с изменениями, происшедшими в стране: роль нарушителя общепризнанных юридических, нравственных, эстетических и прочих норм взяло на себя само государство.

Граждане, восприняв ценности западной культуры, совокупность которых получила название “американского образа жизни”, ограничили свои отношения с окружающим миром актом потребления предлагаемой продукции, лишенным творческого начала. Процесс этот, активно начавшийся в начале 1990-х годов, происходил в течение нескольких лет. В этот период некоторые рок-группы внесли в свое творчество элементы идеологии сатанизма [13], что, в отличие от Запада, не было характерно для советской рок-культуры. Продолжающееся порабощение человека “стихиям мира” (Кол. 2:8) привело к новому этапу: восприятию человеком окружающего мира как “DISNEYLANDа” космических масштабов.

Молодежная поп-культура стала сегодня гигантским рынком, где предложение не столько опережает спрос, сколько формирует его. Естественно, что, когда речь заходит о рынке, для его хозяев главным критерием качества товара является прибыль, которую посредством продажи товара можно получить. И эта прибыль тем выше, чем большее количество людей будет втянуто в рыночные отношения. Ориентация в мире молодежной культуры, таким образом, делается на ее массовость, а значит, на усреднение уровня потребителей. На практике это “усреднение” оборачивается развращением одних ради их равенства с другими, что осуществить много проще и дешевле, чем обратное.

Необходимо отметить, что отсутствие в современном обществе разнообразия “неформальных” молодежных течений и групп является признаком серьезнейшей деградации нового молодого поколения: оно вполне смирилось с предельной пошлостью и лживостью предложенных ему ценностей.


ТАК ЛИ СТРАШНА РОК-КУЛЬТУРА, КАК ЕЕ "МАЛЮЮТ"?

"Электричество", уходящее в землю

В ритме есть нечто волшебное:
он заставляет нас верить,
что возвышенное принадлежит нам.
И. В. Гете

Масштабы рассматриваемого явления приводят к необходимости ответить на вопрос: что есть рок-культура в масштабах государства? Прежде всего, рок-культура – это нездоровая реакция нездорового общества на свою болезнь. Рок-культура – это наркотик, который может привести к наркомании, а может снять боль. Однако не всякую боль полезно снимать: в некоторых случаях отсутствие ощущений затрудняет диагностику и мешает поставить правильный диагноз.

Главной болезнью советского общества, в котором начала развиваться отечественная рок-культура, являлась духовная пустота и отсутствие убедительного ответа на вопрос о целях и смысле жизни, что особенно угнетающе действовало на молодые поколения. Таким состоянием общества и была порождена рок-культура, реакционная по своей сути. Рок-культура – это бунт, своеобразный “протестантизм” светского образца. И, как всякий бунт, рок-движение характеризуется неоправданным радикализмом и поверхностностью идеологии.

Разговоры о свободолюбии и стремлении молодежи к независимости – один из самых устойчивых мифов современного мира. На самом деле всякий молодой человек стремится, как правило, неосознанно, к служению чему-то высшему. В реальности это означает, что он ищет Личность, пред которой можно преклониться. Он ищет Цель, ради которой можно было бы принести себя в жертву [14]. Рок-культура облекает ложные цели и ущербные личности в удивительно привлекательную, доступную и похожую на главное форму, уводя тем самым человека от истины. Это “заземление” физических, душевных и духовных сил человека и является одним из главных разрушительных качеств рок-культуры.


Рок-культура и диалектический материализм

Заявляя о праве человека на свободу, рок-культура понимает свободу в категориях гуманизма, как право человека на реализацию своих страстей. Формируя среду, наиболее приспособленную для проявления свободы в таком ее понимании, рок-культура тем самым обрекает человека на рабское служение своим собственным низшим проявлениям. Тоталитаризм общества, таким образом, не устраняется, а отстраняется на второй план. На первый же план выходит тоталитаризм собственного несовершенства, собственного греха. Этот грех, личностная ущербность не осознается, а следовательно, “не существует”. Ситуация, полностью повторяющая сцену, описанную евангелистом Иоанном: “Тогда сказал Иисус <...>: если пребудете в слове Моем, то <...> познаете истину, и истина сделает вас свободными. Ему отвечали: мы <...> не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными? Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете” (8:31-34,36).

Рабство, под видом свободы приращенное человеку рок-культурой, вектором своего направления обращено в мир вечности, в жизнь человека после его смерти. Оно обусловлено эйфорическим оптимизмом, характеризующим представление адептов рок-культуры о загробной участи человека. Смерть, как правило, воспринимается ими как одно из многочисленных неприятных происшествий либо как одно из веселых приключений, сопровождающих человека на жизненном пути. Об ответственности человека перед Богом и об ответе за прожитую жизнь не принято говорить, а уж тем более думать.

Присутствующий в рок-культуре религиозный аспект есть не что иное, как хорошо завуалированная фикция. Принимать материализм “в чистом виде” немодно и, по-честному, страшно, посему он облекается в религиозные формы. Отсюда, с одной стороны, “рок – не музыка и не искусство, а некоторое религиозное действо” [15], “рок-существование – это духовный ритуал” [16], а с другой – “разве умерли Джимми и Джанис? Разве мы не слушаем Джона и Джима?” [17]. Если перед нами не большевистская пропаганда диалектического материализма в духе “мы умрем, но наши имена вечно будут жить в памяти потомков”, то что тогда большевистская пропаганда?..


"Жало" рок-культуры [18]

Блажен человек,
который не ходит на совет нечестивых,
и не идет по пути грешных,
и не сидит в собрании развратителей.
(Пс. 1:1)

Господствующий принцип древней музыки –
ритм и мелодия.
А. Шлегель

Главной опасностью, которую несет в себе рок-культура, является ее мистериальная, оргийная природа. И дело вовсе не ограничивается заимствованием “музыкальных ритмов у африканских племен и в среде “вуду” [19] в Латинской Америке и на Гаити”, а так же “всех ритуалов, имитирующих половые сношения, заклинаний и заговоров, с тем, чтобы наиболее точно воспроизвести следующие друг за другом ритмы” [20].

Христианская антропология говорит о трехсоставности человеческого естества, образующегося сочетанием духа, души и тела. Мистериальное действо предполагает воздействие на человека как на совокупность этих трех составляющих. В результате достигается состояние максимально возможной открытости человека по отношению к падшим ангелам духовного мира – мира “начальств, властей, мироправителей тьмы века сего, духов злобы поднебесной” (Еф. 6, 12).

Необходимо учесть, что неотъемлемой частью мистериальных оргийных культов являлось использование различных способов для снятия естественных как психических, так и соматических защитных механизмов человека. Для достижения этого результата в языческих храмах использовались световые моделировки, особым образом ритмически выстроенные песнопения, необычные звуковые эффекты, курения различных наркотических веществ и тому подобные методы вывода человека в экстатическое “внечеловеческое” состояние [21].

Все эти технологии живы и сегодня: ни один крупный концерт поп-музыки не обходится без использования стробоскопов, лазерных “пушек”, искусственных задымлений, стихийных танцев (в лучшем случае) в партере и употребления публикой различных “тонизирующих” средств. Таким образом, через участие в дискотеках и поп-концертах, воспроизводящих механику языческих богослужений, человек закономерно и планомерно подводится к участию в прочих ритуальных отправлениях, входящих в состав новых секуляризировавшихся оргийных “культов”. Последнее документально подтверждается архимандритом Александром: “Результатом одного из проведенных исследований явилось следующее заключение в “Pоst Grаduаtе Меdicinе”: “Факты подтверждают, что рок-музыка, как правило, стимулирует употребление наркотиков, неразборчивую сексуальную связь и буйное поведение” [22].

Воздействие рок-музыки на человека изучено довольно хорошо [23] и позволяет сделать вывод о том, что поп-культура и рок-музыка, как одно из ее крайних проявлений, может служить и служит на практике подготовительным этапом в обращении человека к примитивным секуляризированным видам оккультных религиозных практик, разрушающих личность человека. Так, наркомания, неотступно сопутствующая как радикальным оккультным течениям, так и рок-движению, часто первоначально является лишь способом достижения мистических экстазов, подобных тем, которые впервые могли быть испытаны во время массовых рок-радений [24]. Ниже приводится описание языческой оргии, которое даст возможность на конкретном примере убедиться в структурном сходстве (если не тождестве) поп-концертов и оккультных мистерий.

“... За мной зашли, как и обещали, вечером, лишь только начало смеркаться. Вечер в центральных районах Китая наступает внезапно – кажется, только что было светло, но за какие-то несколько мгновений сумерки охватывают всю деревню. Загораются огоньки масляных лампадок, кто-то продолжает громко беседовать в скобяной лавчонке, но в общем все готовятся ко сну. Правда, день сегодня особенный – праздник. Праздник ритуальный, своими корнями уходящий в самые архаические слои человеческой памяти.

На поле, что находится прямо за деревней, разжигают несколько костров. Жители, громко переговариваясь и возбуждая друг друга, подтягиваются к месту событий.

Кажется, собрались все. Наконец появляются главные персонажи, их пять человек – “Великий учитель” (да ши) и несколько его помощников – “посвящающих учителей”. В облике этих людей нет ничего особенно, что говорило бы о них как о великих мудрецах, тайных посвященных, – ничего наигранного и наносного, о чем так любят порассуждать западные мистики. Эти люди кажутся даже немного смущенными, раскланиваются и традиционно улыбаются, как бы извиняясь, что собрали здесь столько народа.

После призывов к духам, восжигания благовоний перед алтарем местных божеств, во время чего и так перевозбужденная публика изрядно заводится, начался собственно обряд.

Нескольких стариков-инициаторов и две пожилые женщины методично раскачивались из стороны в сторону, притопывая ногами в ритм барабанным ударам. Многие находились, по-видимому, под воздействием напитка, выпитого ранее из тыквы. Все утихли, и вдруг в этой тиши забил барабан – все быстрее и быстрее, пронзительно прорезался звук какой-то китайской свирели. Сочетание очень низкого и очень высокого звучания [25] начали давать свой эффект, люди постепенно раскачивались и, кажется, что-то проговаривали наизусть, повторяя слова за одним из “посвящающих”.

Ритм ускорялся, и я вдруг начал сознавать, что из стороннего наблюдателя, решившего провести “академическое” наблюдение, стал превращаться в участника этого чудовищного и в то же время захватывающего зрелища. Я стоял поодаль – и одновременно находясь в этом круге трепещущих тел, я стоял неподвижно, прислонившись к дереву, и вместе с этим мое тело находилось там, даже не среди этого единого организма толпы, но в неких сферах, где пребыло наше общее сознание.

Кажется, не было сил противиться этом порыву, ритм пробирался куда-то ко мне внутрь, мышцы начинали непроизвольно дрожать и сокращаться [26].

Мною овладело странное возбуждение и в то же время какая-то удивительная отстраненность, будто бы я вверил свое тело этому ритуалу.

Повсюду раздавались крики, люди размахивали руками. Это был хаос, подчиненный какой-то странной, неописуемой закономерности. Вероятно, видения становились все сильнее, движения людей ускорялись, ритм убыстрялся. В принципе спокойные китайцы, которые несколькими часами раньше по-деловому обсуждали со мной какие-то насущные проблемы, казалось, превратились в буйных эпилептиков. Мужчины падали на землю вместе с женщинами, бесстыдно овладевая друг другом. Казалось, здесь сконцентрировалось все, что должно противоречить веками устоявшимся традициям нравственной и благопристойной жизни.

Это был один из ключевых праздников местной секты, проводимый два раза в год. Правда, вряд ли сами жители этой деревушки считают себя членами одной из крупнейших тайных религиозных сект в Восточной Азии, где состоит по самым приблизительным подсчетам более миллиона человек. Они не знают друг друга, не знакомы с иерархией и даже основами веры. По сути, и секты никакой нет – ведь вся деревня и состоит в этой секте, которую они нередко называют емким словом “Путь” (Дао). “Вступить на Путь” – значит не просто приобщиться к секте, но стать приемником духа древних мудрецов, основавших это сообщество в самом начале человеческой истории. Это – причудливое переплетение деревенских верований в духов-хранителей, буддизма, даосизма, строгих конфуцианских догм морали, которые при этом порой превращаются в собственную противоположность” [27].

Поп-культура – не менее “причудливое переплетение” стремления к различного рода дешевым удовольствиям с религиозным невежеством. А религиозное невежество, как, впрочем, всякое невежество вообще, всегда ведет человека к пустоте. Именно эта духовная пустота порождает “потерянные поколения” [28], не видящие в истории человечества ничего более привлекательного, чем бутылка бурой жидкости под странным названием “Пепси”, – поколения людей, потерявших среди пустых пепсикольных бутылок себя...


РОК В ЖИЗНИ И В КНИГАХ

Там убоятся они страха, где нет страха.
(Пс. 13:5)

Мы вот ругаем рок-музыку...
и правильно делаем!
Но нельзя не учитывать тот факт,
что через нее многие молодые люди
приходят в Церковь.

Архиепископ Александр (Могилев)
председатель Всецерковного православного
молодежного движения

Эта глава представляет собой попытку анализа критики, высказываемой в адрес рок-культуры на страницах православных газет, в специально издаваемых брошюрах, а так же в православно ориентированных радио- и телепередачах. В них разговор на тему рок-музыки обычно возникает из-за остроты и актуальности двух насущных проблем, являющихся прямым следствием указанного направления современной культуры: взаимного отчуждения детей и родителей и таких негативных последствий увлечения рок-музыкой, как наркомания, преступность, суициды, сатанизм и тому подобных.

К сожалению, за редким исключением, все попытки найти пути решения обозначенных проблем в православных СМИ ни к чему не приводят, так как мысли авторов или участников бесед довольно скоро уходят в плоскость, чуждую проблематике поставленных задач. Это происходит, в первую очередь, по причине фокусирования внимания на внешней стороне явления рок-культуры, не придавания должного значения причинам ее возникновения и развития, ее глубинным проблемам и взаимоотношению с официально признанными обществом культурными формами [29].

Начало активной полемики о рок-культуре было вызвано эпохой Перестройки, когда лексикон советских граждан пополнился словосочетанием “проблемы молодежи”. Пагубность этого нового понятия обусловливалась тем, что эти самые проблемы выделились в нечто особенное, не рассматривались как болезнь общества в целом. В результате очень скоро утратилось понимание того, что в основание проблем детей заложены, прежде всего, проблемы их родителей, что не молодежная субкультура порождает разрыв поколений, а неумение родителей наладить диалог с детьми провоцирует их на добровольный уход в культурные резервации.

Теле- и радиопередачи, рассматривающие “проблемы молодых” в отрыве от всего окружающего их социума, продолжают выходить в эфир и сегодня, печатаются статьи, и неверное мнение о вопросах, связанных с рок-культурой и, в частности, с рок-музыкой, порождает новые конфликты в семьях, не дает вернуться или даже прийти в Церковь тем молодым людям, которые оказались вне ее по причине недостатка у их родителей знаний и информации в указанной области.

Приходится констатировать, что возможности познакомиться с рок-культурой, прочитав какие-либо христианские исследования на данную тему, у православного человека практически нет: точнее сказать, она сведена к минимуму. При видимом разнообразии статей, посвященных этому вопросу, в их основу за редчайшим исключением положены всего две работы: книжечка французского католического священника Жана-Поля Режимбаля “Корни рок-н-ролла” и миссионерский листок № 56 храма Покрова Пресвятой Богородицы в Лос Анжелесе, США, под названием “Рок-музыка с христианской точки зрения”, написанный игуменом Александром (Милеантом). В 1999 году в Житомире вышла брошюра “Игра с огнем. Рок на сцене и в жизни”, составленная Анатолием Кулишом из материалов, содержащихся в указанных работах. Она вобрала в себя недостатки источников, на основе которых была написана, вдобавок к ним добавились некоторые “находки” самого составителя. Можно упомянуть о главе “Увлечение рок-музыкой” книги архимандрита Лазаря (Абашидзе) “Грех и покаяние последних времен”, но авторский текст в ней почти отсутствует, – она является перепечаткой фрагментов книги Режимбаля. Ниже будут разобраны наиболее важные недостатки, наличествующие в этих, посвященных рок-культуре, работах.


Проблема "неизвестного адресата"

Всякий автор, так или иначе, пытается предугадать интересы и потребности читателей и соотнести стиль и особенности изложения материала с возможностями и особенностями восприятия читателей: в противном случае мысли автора просто не будут ими восприняты. Можно предположить, что потребителями информация о негативном влиянии рок-музыки на человека в большинстве случаев будут либо родители, имеющие проблемы в семье в отношении детей, либо сами непосредственные потребители рок-музыки.

Именно в качестве информации и в особенностях ее подачи заключается проблема “неизвестного адресата”, вынесенная в заголовок этой главы. Дело в том, что у молодых людей, изнутри знающих мир рок-культуры, многие фрагменты при чтении будут (и практика подтверждает это) вызывать реакции, явно не ожидаемые авторами при написании статей: от вращения указательным пальцем у виска до взрывов гомерического хохота.

Можно задать вопрос любому православному христианину: “Насколько серьезно Вы воспримите слова человека, который заявит, что он много лет изучает святоотеческие традиции православия, а затем, уже в беседе на богословские темы, начнет использовать выражения типа “медитация Иисусова”, “Божественное блаженство”, “выход в астрал” вместо “молитва Иисусова”, “Божественная благодать” и “созерцательное безмолвие”. Ясно, что подобная терминология как минимум заставит отнестись к услышанному максимально критично, а то и вовсе оградиться от беседы в целях личной религиозной безопасности. Подобное и происходит с компетентными читателями при обнаружении в православной литературе аналогичной перечисленной, с точки зрения рок-культуры, неподобающей терминологии.

Конечно, нельзя упрекнуть Жана-Поля Режимбаля и архимандрита Александра в том, что они не разбирались в предмете исследования. Их работы написаны во Франции и США, вероятно, с учетом менталитета своей паствы и посвящены западной рок-культуре, весьма отличающейся (о чем ранее уже было упомянуто) от аналогичного культурного направления в странах бывшего СССР. Но переводчики их книг оказались, видимо, куда менее искушенными в затрагиваемой области, что привело к многочисленным курьезам. Так, например, “Рок-словарь сообщает: “Блэк Саббат” в 1969 году заклялась в Бирмингеме в приверженности к тотальному (??!) року” [30]. (Какой рок-словарь такое сообщает?..). “Джимми Пейдж, ведущий гитарист “Лед Зеппелин”, однажды признался: “Решающим фактором успеха каждого рок-оркестра является энергия” [31]. “В песне хора “Dead Kennedy”... “В альбоме “Hell Awains” оркестра “Slayer”... [32] “Биография “Пинк Флойд”, написанная двумя руководителями этого ансамбля...” [33]. “Нужно упомянуть известную австралийскую хард-рок-группу “АЦ/ДЦ”[34] “... “AC/DC”, наиболее сатанинская из всех групп панк-рока...” [35]. “В песне “Possessеd” музыкальной группы “Vеnоm”... [36]

Необходимо отметить и недоработки самих авторов, к которым относится, в первую очередь, недостаточная подтвержденность или просто голословность приводимых в качестве примеров фактов. Во время бесед с учащимися школ и техникумов я, например, сталкивался с горячим желанием узнать об источниках и достоверности предлагаемых переводов названий групп “KISS” и “AC/DC”: “Короли на службе у сатаны” (“Kings in serves of satan”) и “Антихрист, смерть Христу” (“Antichrist, death to Christ”) соответственно [37]. Жан-Поль Режимбаль дважды называет “Белый альбом” 1968 года группы “Битлз” “Дьявольским белым альбомом”, утверждая без всяких ссылок, что это настоящее его название. Учитывая популярность упомянутых групп в нашей стране, нетрудно представить себе и ответную реакцию на подобные неподтвержденные обвинения...

Собственные недочеты, допущенные в рассматриваемых работах и терминологическая небрежность переводчиков привела к тому, что, попав в руки людей, симпатизирующих рок-музыке, статьи Жана-Поля Режимбаля и архимандрита Александра не приносят положительного, с церковной точки зрения, результата. Более того: у познакомившихся с ними молодых людей, воспитанных к тому же на невежественной атеистической пропаганде, возникает впечатление о священниках [38] как о людях недалеких, а о православии – как о мировоззрении, которое по непонятным причинам и без всяких оснований все и вся клеймит как порождение сатаны и предрекает после смерти место в аду [39].

Положение усугубляется тем, что некоторые факты, упомянутые, например, в книге Жана-Поля Режимбаля, в советское время становились предметом различных пропагандистских спекуляций. Говоря о фактах кодирования некоторыми рок-группами сознания слушателей, автор пишет: “В качестве примера возьмем хорошо известную песню группы “Лед Зеппелин” “Лестница в небо” (“Stairway to Heaven”). Приведем слова третьей строфы: “There’s a feeling I get when I look to the west...”. Эта строфа содержит подсознательное сообщение, которое сознание может уловить лишь при проигрывании пластинки в обратном направлении. В этом случае можно ясно услышать: “I’ve got to live for satan” (мне надлежит жить для сатаны). Другой отрывок: “There’s still time to change the road you’re on” (еще есть время сменить тот путь, по которому вы идете), будучи проигранным в обратном направлении, превращается в “My sweet satan, no others made a path” (мой милый сатана, никто другой не проложил путь...). В качестве другого примера мы используем песню “Битлз”, озаглавленную “Революция номер девять”, ибо именно с момента появления этой песни подсознательные сообщения были включены в записи на пластинках рок-н-ролла. Техника обнаружения подсознательного сообщения та же, что и во втором примере. Между седьмым и тринадцатым оборотами слышна запись “number nine” (номер девять), повторяемая двенадцать раз. Где же здесь подсознательное сообщение? Прослушивание в обратном направлении дает: “Turn-me-on dead man” (доставь мне сексуальное наслаждение, мертвый человек). Под мертвым человеком они подразумевают Христа [40]. Для того, чтобы доказать, что именно такова была мысль “Битлз”, Джон Леннон представил себя глашатаем группы: “Христианство пройдет. Оно исчезнет и съежится, об этом не стоит и спорить. Я прав и моя правота будет доказана. Сейчас мы более популярны, чем Иисус Христос. Я не знаю, что уйдет первым – рок-н-ролл или христианство” [41]. Приводя такие сенсационные факты, Жан-Поль Режимбаль в подтверждение своих слов предлагает “у тех же издателей обеспечить себя кассетой, созданной одновременно с брошюрой, с тем, чтобы услышать анализируемые здесь примеры” [42]. То есть автор не боится быть изобличенным во лжи и даже предлагает читателю самому убедиться в истинности приводимых фактов, используя технические средства.

Однако даже эти, казалось бы, неоспоримые свидетельства могут быть подвергнуты сомнению читателями, чье серьезное по началу желание разобраться в вопросе было охлаждено “стараниями” переводчиков и тех авторов публикаций, которые использовали цитаты из работ зарубежных авторов без всякого комментария и адаптирования. Причиной к очередному проявлению скептицизма может послужить то, что еще в советской печати в ругательных статьях о рок-музыке примеры, подобные приведенным Режимбалем, уже приводились, причем в очень интересном виде. Не имея возможности спустя многие годы подобрать конкретные публикации, в подтверждение самого факта обозначенного некорректного использования книги Режимбаля приведу отрывок из письма некоего Козерина А. С., учащегося СПТУ из города Павлограда в редакцию молодежного журнала “Ровесник”, опубликованного в августовском номере этого журнала в 1988 году.

“Нигде я не слышал ничего подобного тому, что услышал на лекции “Музыка и наркотики”. Эту лекцию в нашем училище проводил лектор Кузнецов из Киева. Товарищ Кузнецов начал издалека: в 1953 году, сразу после смерти Сталина, в Нью-Йорке собрались главы разведывательных управлений НАТО. Решив, что агрессивное нападение на СССР обречено на крах, они решили подорвать СССР изнутри. Большую ставку они сделали на рок-музыку, с целью поссорить старшее и младшее поколения в СССР [43]. Товарищ Кузнецов продолжал: однажды в Канаде прослушали пластинку “Битлз” “Революция номер девять” и еще одну пластинку группы “Лед Зеппелин” “Лестница в небо” в обратном порядке. Оказывается, на этих пластинках записан призыв к расизму. Там призывы такого рода: “Ребята, сегодня к нам зашли пятеро черномазых, возьмем же стулья и размозжим им головы”. На одном из концертов этих музыкантов так и было. Эта лекция возбудила многочисленные споры. Ведь если дело обстоит так, как рассказал товарищ Кузнецов, надо немедленно закрыть все “окна” и замазать все “щели”, дабы к нам, в Советский Союз, не проникла зараза рока. Если же нет, то интересно было бы узнать, кто ему (Кузнецову) платит деньги и за что”.

Даже у читателя из Днепропетровской области, не предвзято, как это видно из письма, относящегося к рок-культуре, услышанные факты вызвали сомнения в их достоверности. Значит, от молодого человека, который прочитанное в советские, далеко не самые благоприятные для “неформалов” времена в официальной прессе, ныне видит на страницах православных изданий в трансформировавшемся виде, естественно ожидать более резкую реакцию на подобную информацию.

Форма и качество изложения, таким образом, делает недоступным его действительно полезное и важное содержание для заведомо, ввиду возраста и полученного воспитания, скептически настроенных читателей. Важно учесть при этом, что к числу таковых в основном относится молодежь.

В отношении брошюры, составленной Анатолием Кулишом, можно сделать категорический вывод: она не будет воспринята адептами рок-культуры. Уже на первых страницах этого издания содержатся излишне экспрессивные предложения ужаснуться техническим новинкам в области звукозаписи: “Утроба компакт-дисков оказалась во многом “ненасытнее”: вместо 40-45 минут звучания пластинки нам предлагают 11-12 часов! Представляете: двенадцать часов истерии и беснования “KISS” или “AC/DC”! И – покупают. И – слушают. И даже – напяливают на себя майки с изображением сатанинских, отрешенных взглядов “Нирваны”, Оззи Осборна и других рок-идолов” [44]. А молодой читатель, знакомый с такими, например, строчками:

А жизнь – только слово:
Есть лишь любовь и есть смерть.
Эй, а кто будет петь, если все будут спать?
Смерть стоит того, чтобы жить,
А любовь стоит того, чтобы ждать...

или

Мне есть, чем платить,
Но я не хочу победы любой ценой:
Я никому не хочу ставить ногу на грудь…

просто утратит всякий интерес и внимание к мнениям человека, заявляющего, что главным в творчестве Виктора Цоя (приведенные тексты – отрывки из его песен) является воспевание “дыма от сигарет” [45].

Остается предположить, что книга Анатолия Кулиша написана для родителей и направлена на то, чтобы помочь им решить семейные проблемы, возникающие вследствие увлечения детей рок-музыкой. Автор действительно дает практические рекомендации по ограждению от ее пагубного влияния: “Святой равноапостольный князь Владимир после Крещения Руси низвергал идолов, разорял капища и на их месте возводил православные храмы. Наши предки выстояли, ибо имели сильный дух и чистую веру. Вот и ответ, что делать с рок-идолами (пластинками, компакт-дисками, плакатами, книгами), которые по незнанию или беспечности оказались в вашем доме” [46].

Ужасно в подобных рекомендациях то, что исполнение их по неофитскому рвению воцерковившимися родителями влечет за собой озлобление ребенка не только на них, но и на Церковь, в которой он увидит виновницу своей трагедии полного разрыва с родителями. Таким образом, следуя подобным рекомендациям, взрослые не просто выкинут из дома ненужный и вредный, по их мнению, хлам – они своего ребенка прогонят из Церкви еще до его вхождения в нее…

К сожалению, ревность не по разуму очень часто сопутствует современным православным проповедникам и апологетам, когда речь заходит о молодежной культуре. По крайней мере, статьи, посвященные ей, за редким исключением носят такой же истерический характер, что и брошюрки о штрих-коде, числе зверя, масонах, приходе антихриста [47] и тому подобных экстремальных вещах. А, пребывая в неспокойном и неуравновешенном состоянии, родители не смогут, да и не захотят понять своих детей, когда речь зайдет о их увлечениях и поведении.

Родителям прежде всего необходимо подробно объяснить, что в рок- и вообще всей молодежной культуре является разрушительным для личности ребенка, что требует повышенного к себе внимания со стороны родителей, а на что можно не обращать пристального внимания ввиду внешнего, поверхностного характера [48]. Этому вопросу не уделяется внимания ни в одной из указанных работ.

Есть общий принцип миссионерской работы, сформулированный апостолом Павлом: “Будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для иудеев я был как иудей, чтобы приобрести иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона, – не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, – чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его” (1 Кор. 9:19-23). Следуя этому принципу, каждый христианин имеет право с полнотой ответственности за свои слова пред Богом заявить любому представителю рок-культуры: “Да, в промежутках между своими концертами ты можешь приходить в Церковь, можешь молиться, можешь исповедоваться – Христос призывает к Себе всех, в том числе и тебя!”. Но из этого вовсе не следует, что так же может поступать сам христианин, имеющий опыт благодатного соединения со Христом в молитве и Причастии – речь, естественно, идет о некотором этапе приобщения человека к Церкви. Так, христианские апологеты III-IV веков, восхваляя мудрость некоторых языческих философов, отнюдь не одобряли тех христиан, которые от Евангелия обращались к языческим писаниям с целью обогащения своего духовного опыта...


ПОСТСКРИПТУМ

А все же, – “так ли страшна рок-культура, как ее малюют”? Нет, рок-культура не так страшна. Точнее – страшна не так. Во-первых, рок-культура гораздо страшнее, а во-вторых, страшна по-другому. “По-другому” – значит не столько внешней своей стороной, сколько внутренним духовным содержанием.


[1] Далее будут использоваться термины “поп-культура”, “рок-культура” (“рок-движение”), “поп-музыка” и “рок-музыка” как выходящие один из другого.

[2] “Канон” // Кушнир А. Золотое подполье. Нижний Новгород, 1994 г. С. 200-201.

[3] В качестве подтверждения претензий на подобную миссию можно привести отрывок из интервью с Борисом Гребенщиковым:

“– Я знаю искаженные религии. Я знаю, чем стало бытовое православие. Бытовое православие хуже, чем язычество. В Евангелии сказано, что дерево узнается по его плодам. Любая религия существует только для того, чтобы человек по-человечески научился относиться к тем, кто вокруг него. Христос говорил: “Возлюби ближнего своего, как себя самого”. То же говорит и любая другая религия. Религия – это школа любви. Поэтому, когда учатся только для того, чтобы учиться, – толку никакого. Это не религия, не христианство, не православие, это сплошное пускание пыли в глаза. Современная российская религиозность на пятьдесят процентов такая.

– Что тогда разъединяет конфессии?

– То, что разъединяет, находится так высоко, что нам, людям, этого не достичь.

– Но все же как-то определяется, кто мусульманин, а кто православный.

– Как правило, люди говорят: “Я православный, и поэтому получи в морду!”

– Тебе, видать, сильно не везло с православными.

– Мусульманин то же самое говорит: “Я мусульманин, и поэтому получи в морду!” Я просто говорю, что когда религия выражается в таком виде, то это не религия, а только желание дать в морду. Ты чужой, поэтому получай колом по голове. Это не религия, и бросьте себя обманывать, ребята.

– И где же выход?

– Выход самый элементарный. Вот мы и являемся выходом из этого. Поэтому, может быть, отчасти нас и любят с обеих сторон. И это видно на моем примере. Судя по истории человечества, таких случаев было еще много”. Цит. по: Ж-л “Медведь”, № 22. С. 41-42.

[4] Если “рок – не магия”, то при чем здесь “его знаки, – суть заклинания”, а если рок все же магия, то при чем здесь “молитвы” и упоминаемый святой Василий Великий? С точки зрения православного богословия “Канон” – набор понятий, надерганных из различных, несовместимых даже между собой религиозных и философских направлений.

[5] Вопрос, заданный Егору Летову (“Гражданская Оборона”):

– Веришь ли ты в загробную жизнь?

– Да, конечно. Я вообще очень верующий человек. Верю всему, потому что не имеет смысла чему-то не верить”. Цит. по: Егор Летов: я не верю в анархию. Сборник статей. М., 1997 г. С. 36, 39.

[6] Примером может послужить высказывание Бориса Гребенщикова: “Я с удовольствием пошел бы в монахи, но у меня свой образ жизни, и не думаю, что монастырская жизнь сможет со мной смириться”. Цит. по: Ж-л “Медведь”, № 22. С. 44.

[7] В качестве примера другие слова Бориса Гребенщикова:

“Я всегда считал, что “Аквариум” – это чистый передвижной монастырь. Среднее между цирком и монастырем. Монастырь-цирк”. Цит. по: Ж-л “Медведь”, № 22. С. 44., а также отрывок из интервью с Дмитрием Ревякиным (группа “Калинов мост”):

– В твоих песнях много религии, только непонятно, куда тебя тянет: то ли в христианство, то ли в язычество? То ли ты – друид, то ли – шаман... Ты в церковь ходишь?

– Нет. Заходил пару раз, когда нужно было.

– Стрелку, что ли, там забивал?

– Нужно было проповедь послушать, скажем. Меня привлекает лишь миф во всем этом. И в индуизме, и в верах различных сект: надо понять, что там и как. Хотя знания мои все равно поверхностны и эклектичны. Язычество как гармоничное сосуществование человека с природой мне ближе всего. Хотя язычество – вещь не одноцветная. Там есть особые кодексы с жертвоприношениями... Вот в этом я некомпетентен. Цит. по: Шаман. Интервью с Дмитрием Ревякиным. // "Московский комсомолец", 10 января 1999 г.

[8] Имеется ввиду легенда конца III века о флейтисте из немецкого городка Гамелона. После того, как тот избавил город от наводнивших его крыс и не получил причитающееся ему вознаграждение, он решил отомстить за себя. Играя на своей флейте, он привлек к себе всех детей города; они вошли в открытую расщелину горы, из которой они уже больше никогда не вышли.

[9] La Vey A. Satanic bible. New York. Avon Books. 1969. // Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера. Справочник. Белгород, 1997 г. С. 23.

[10] Приведенные ниже примеры весьма убедительно свидетельствуют об этом. “Вот признание Элиса Купера, чье истинное имя Винсент Фурньер: “Несколько лет тому назад я посетил сеанс спиритизма, на котором Норман Бакли умолял дух откликнуться. В конце концов дух появился и заговорил со мной. Он обещал мне и моей музыкальной группе славу, власть над миром в рок-музыке и неслыханное богатство. Единственное, что он потребовал от меня взамен, это отдать ему мое тело, чтобы этот дух мог им обладать. В обмен на обладание моим телом я стал известен во всем мире. Для того, чтобы достичь этого, я принял то имя, которым он представился во время сеанса. Итак, я получил признание во всем мире. Вы сомневаетесь в этом имени? Элис Купер”. “Мик Джаггер был посвящен сатане под влиянием Марианны Фэтфул и Аниты Палленберг. Эти две колдуньи пригласили Кенета Энджера, который сам является учеником Элистера Кроли, посвятить Кита Ричарда и Мика Джаггера во все ритуалы черной магии. Последний был посвящен сатане в масонской секте “The Order of the Golden Dawn” (Орден Золотого Рассвета), которая в свою очередь является филиалом секты Иллюминатов”. Цит. по: Режимбаль Жан-Поль, католический священник. Корни рок-н-ролла. Тула, 1994 г. С. 10.

“Во время концерта группы “Gwаrt” один из участников на сцене отрезал изображение человеческой головы от чучела и сделал нечто подобное кроплению кровью на зрителей концерта. Затем участники группы черпали кровь убитого и, мазав ею свои лица и тела, пили ее. Затем члены оркестра приводили животных на сцену и вырывали из них кишки”. “В “Hymn 43” группы “Джетро Талл” поется: “Мы сами свои спасители. Если Христос спасает, то пусть спасет себя”. “Литл Ричард указал на сатану, как на своего вдохновителя: “Мною руководила и мне приказывала иная сила. То была сила тьмы, в которую многие люди даже не верят. Эта сила был черт, сам сатана”. “Никки Сикс о своем концерте “Shоut аt thе Dеvil” говорил: “На сцене мы пользуемся пентаграммами с острием, торчащим вниз, черепами, изображениями головы рогатого козла, перевернутыми крестами и другими символами сатанизма. Я всегда флиртовал с дьяволом”. Цит. по: Александр (Милеант), игумен. Рок-музыка с христианской точки зрения. Миссионерский листок № 56 храма Покрова Пресвятой Богородицы. Лос-Анжелес, США, 1997 г. Глава Рок и оккультизм.

Далее кроме специально оговоренных случаев цитация книги игумена (ныне – архимандрита) Александра (Милеанта) будет производиться по книге Анатолия Кулиша “Игра с огнем. Рок на сцене и в жизни” без указания названия. Это связано с использованием при написании работы компьютерной версии книги игумена Александра, не содержащей разметки страниц оригинала.

[11] Да как же любить их – таких неумытых,
Да бытом пробитых, да потом пропитых?
Да ладно там – друга, начальство, коллегу,
Ну ладно, случайно утешить калеку,
Дать всем, кто рискнул попросить.
А как всю округу – чужих, неизвестных,
Да так – как подругу, как дочь, как невесту?
Да как же, позвольте спросить?
Тут дело простое – нет тех, кто не стоит,
Нет тех, кто не стоит любви...

Александр Башлачев. “Тесто”

[12] “Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом” (Мф. 12:43-45).

[13] Так, альбом группы “Агата Кристи” 1997 года “Ураган” от первой до последней песни эзотеричен и наполнен скрытой сатанинской символикой. Судя по интервью с Глебом Самойловым, опубликованному в газете “Завтра”, сам автор не осознает, проводником каких идей являлся... Во время написания этого альбома у Глеба было “жуткое истощение, попытка уйти от реальности в наркотики”, “жуткое разочарование в том, во что раньше верил. “Все мои игрушки, мама, разметало ураганом. Нету больше сказки...”

Интересно развитие этой истории: “Как раз тогда у меня в жизни произошли серьезные изменения. Долго болтался между Небом и Землей, читал Кастанеду, Шри Ауробиндо, но христианские ценности уже сидели в подсознании. Чувство, что я больше не могу быть разделенным, подтолкнуло меня к Крещению”. “Наш альбом “Майн Кайф” – уже песни твердо стоящего на ногах русского православного человека”. Цит. по: газета “Завтра”, март, 2000 г., № 10. С. 8.

[14] Не случайно, например, в Германии тоталитарные секты носят название “Die Jugendreligionen”, то есть “молодежные религии”.

[15] Летов Егор // Егор Летов: я не верю в анархию. Сборник статей. М., 1997 г. С. 5.

[16] “Канон” // Кушнир А. Золотое подполье. Нижний Новгород, 1994 г. С. 200-201.

[17] То же. С. 201.

[18] “От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?” (Ос. 13:14).

[19] “Вуду” (Nandau) – культ анимистического происхождения, который заимствовал некоторые свои элементы из христианского ритуала. Он практикуется среди чернокожего населения Аттил, Латинской Америки и Африки.

[20] Режимбаль Жан-Поль, католический священник. Корни рок-н-ролла. Тула, 1994 г. С. 3.

[21] “Нетрудно понять, как действовало на посвященных мистериальное богослужение, сопровождаемое световыми и звуковыми эффектами, в подборе которых египетские жрецы были великие мастера”. Цит. по: Зеньковский В., протоиерей. Апологетика. Рига, 1992 г. С. 135.

[22] King. Hеаvy Меtаl Мusic. С. 82. // Александр (Милеант), игумен. Указ. соч., глава Рок и наркотики.

[23] Жан-Поль Режимбаль приводит следующие факты: “Знаменитый музыкальный терапевт Адам Книст в отчете о проведенном им десятилетнем исследовании, посвященном действиям рок-музыки пишет: “Основная проблема действия рок-музыки на пациентов, которыми я занимался, вне всякого сомнения вытекает из уровня шума, который вызывает неприязненность, истощение, нарциссизм, панику, расстройство пищеварения, гипертонию, необычайное наркотическое состояние. Рок не является безобидным время препровождением, это – наркотик, более смертоносный, чем героин”.

Что касается нравственного плана, то коллектив врачей, возглавляемый Бобом Ларсеном категорически утверждает: “Низкочастотные колебания, созданные усилением бас-гитары, к которым добавляется повторяющееся действие бита, в значительной мере влияют на состояние спинномозговой жидкости. Эта жидкость, в свою очередь, непосредственно влияет на слизистые железы, регулирующие секрецию гормонов. В результате нарушается равновесие половых и надпочечных гормонов, равно как и происходит существенное изменение уровня инсулина в крови, так что различные функции контроля нравственного торможения спускаются ниже порога терпимости или целиком нейтрализуются”.

Как бы ни были губительны физиологические действия рока, его психологические действия являются еще более страшными. Достаточно перечислить психоэмоциональные травмы, которые наиболее часто встречаются в медицинских и психиатрических анализах докторов Мак Раферти, Грэнби Блейна, Бернарда Сэйбела, Вуолтера Райта, Фрэнка Гарлока, Тома Аллена:

1. Изменение эмоциональных реакций, вытекающее из сдерживания стремления к неконтролируемому насилию.
2. Как сознательная, так и рефлекторная утрата контроля над способностью к сосредоточению.
3. Значительное ослабление контроля над умственной деятельностью и волей, подвергаемых действию подсознательных импульсов.
4. Нервно-чувственное возбуждение и сверхвозбуждение, вызывающее эйфорию, внушаемость, истерию и даже галлюцинации.
5. Серьезные нарушения памяти, мозговых функций и нервно-мускульной координации.
6. Гипнотическое или каталептическое состояние, превращающее личность в подобие глупца или робота.
7. Депрессивное состояние, доходящее вплоть до невроза и психоза, особенно в случае сочетания музыки и наркотика.
8. Тенденции к самоубийству и убийству значительно усиливаются при повседневном и продолжительном слушании рок-музыки.
9. Самоизувечивание в его различных формах, особенно на больших сборищах.
10. Необузданные порывы к разрушению, вандализму после концертов и фестивалей рока”. Цит. по: Режимбаль Жан-Поль, католический священник. Корни рок-н-ролла. Тула, 1994 г. С. 13-14.

[24] Радение – в некоторых религиозных сектах: совершение обряда с песнопеньями, беганьем, кружением, вызывающими религиозный экстаз.

[25] Аналогичное сочетание образуют ударная установка, бас-гитара и соло-гитара.

[26] “Боб Ларсон открыл несколько убедительных симптомов у более чем двухсот пациентов. Было отмечено, что поп-музыка может вызывать удивительные физиологические эффекты: изменения пульса и дыхания, повышенную секрецию эндокринных желез, и в частности слизистой железы, которая регулирует жизненные процессы в организме. Когда мелодия поднимается, гортань сжимается, когда мелодия опускается, гортань расслабляется. Основной метаболизм и содержание сахара в крови претерпевали изменения в процессе слушания. Таким образом, можно наблюдать своего рода “игру” на человеческом организме, как на музыкальном инструменте. Доминирующий ритм в роке или поп-музыке сначала захватывает тело, затем стимулирует некоторые гормональные функции эндокринной системы. И в самом деле, некоторые поп-музыканты взялись манипулировать над мозгом таким образом, чтобы замкнуть его сознательные возможности, аналогично тому, как это делает наркотик”. Цит. по: Режимбаль Жан-Поль, католический священник. Корни рок-н-ролла. Тула, 1994 г. С. 13.

[27] Маслов А. А. Невозможная цивилизация? // Ж-л “Знак вопроса”, № 3. Изд-во “Знание”, 1995 г. С. 55-56.

[28] Так и называется один из альбомов группы “Prodigy”.

[29] Само рок-движение с момента возникновения претендовало на независимость от общества и государства, чем и обусловлено другое его название: движение “неформалов”.

[30] Кулиш А. В. Игра с огнем. Рок на сцене и в жизни. Житомир, 1999 г. С. 8.

[31] То же. С. 21.

[32] То же. С. 34.

[33] Кулиш А. В. Игра с огнем. Рок на сцене и в жизни. Житомир, 1999 г. С. 37.

[34] То же. С. 68. На память приходят гнусавые переводы западных видеофильмов, где советский переводчик сотрудников советской же организации представляет как “агентов Кей-Джи-Би”…

[35] Режимбаль Жан-Поль, католический священник. Корни рок-н-ролла. Тула, 1994 г. С. 19.

[36] Александр (Милеант), игумен. Указ. соч., глава Рок и оккультизм.

[37] Кулиш А. В. Игра с огнем. Рок на сцене и в жизни. Житомир, 1999 г. С. 32, 68.

[38] То, что Жан-Поль Режимбаль священник католический, для них, как правило, не имеет значения...

[39] В качестве примера приведу отрывок из книги Анатолия Кулиша: “Рок-культура – культ душераздирающей, сатанинской музыки и ее носителей – музыкантов. И примеров можно привести великое множество. Отсюда и вывод: рок-культура – культ сатаны”.

И далее...

“И православные могут использовать рок-музыку в своей проповеди <...> – в Санкт-Петербурге есть такие сознательно православные рок-группы”. Это не шутка, а цитата из “Наследия Христа” диакона Андрея Кураева (стр. 59). Особенно мне “нравится” выражение “сознательно православные рок-группы”. Действительно: “миссионер всегда немного вне Церкви” (А. Кураев “Оккультизм в православии”, стр. 31). Но рок вне Церкви – со дня своего рождения. А сатана – с минуты своего падения. Стаж много значит, особенно если в слушателях неискушенные в вере”. (Цит. по: Указ. соч., С. 5, 94-95).

В качестве примера “душераздирающей, сатанинской музыки” я бы предложил послушать “Рождественскую” песню Александра Башлачева, “Последнюю осень”, “На небе вороны...” Юрия Шевчука, “Легенду” Виктора Цоя, “Последний дождь” Бориса Гребенщикова и т. д., и т. п. – “примеров можно привести великое множество”. А, что касается того, что “рок вне Церкви” – Анатолий Кулиш прав. Рок действительно вне Церкви – как и фольклор, и классическая музыка, и литература, и медицина, и космонавтика. А вот музыканты (в том числе и рок-музыканты), писатели, врачи и космонавты могут быть членами Церкви (из среды рок-музыкантов в данном случае наиболее известен Константин Кинчев), а могут и не быть ими.

Ради цельности картины необходимо признать, что перечисленные мною выше песни являются, скорее, исключением из общего правила...

[40] Режимбаль Жан-Поль, католический священник. Корни рок-н-ролла. Тула, 1994 г. С. 8-9.

[41] “Christianity will go It will tanish and shrink. I needn’t argue about that, I’m right and will be proved right We’re more popular than Iesus Christ now. I don’t know which will go first Rock’n roll or Christianity”. Цит. по: Режимбаль Жан-Поль, католический священник. Корни рок-н-ролла. // Рукопись: “Режимбаль Жан-Поль. “Рок-н-ролл. Насилие над сознанием подсознательными сообщениями”.

[42] Режимбаль Жан-Поль, католический священник. Корни рок-н-ролла. // Рукопись: “Режимбаль Жан-Поль. “Рок-н-ролл. Насилие над сознанием подсознательными сообщениями”.

[43] Вот что по этому поводу пишет Жан-Поль Режимбаль: “В самом начале этой брошюры нами было сделано высказывание (которое опиралось на необходимые доказательства) о том, что рок-музыка является социально-культурной, политической, экономической, нравственной и духовной революцией. Эта революция является частью значительно более обширного проекта, задуманного и финансируемого Иллюминатами. (Иллюминаты (Illuminati) – старый мистический орден, основанный 1 мая 1776 года несколькими отступниками, в частности каноником Рокка (Rocca), англиканским епископом Альбертом Пайком, лютеранином Адамом Вейс-Гауптом (Weishaup) и Бенджамином Франклином. Это посвященное сатане сообщество ставит своей целью всемирный захват всех экономических, политических, военных, религиозных и других сил с целью основания одного-единственного мирового правительства). Для обретения уверенности в обладании молодежью, безразличной к политическим дискуссиям и стратегиям, Иллюминаты доверили сообществу YY ICCA поставить на наши студии рок-продукцию с тем, чтобы обеспечить ее всемирное распространение. Эти инициативы составляют неотъемлемую часть задуманного Иллюминатами мирового заговора, явная цель которого – привести молодежь к “интернационализму”, соответствующему приходу к власти одного единственного мирового правительства”. Цит. по: Режимбаль Жан-Поль, католический священник. Корни рок-н-ролла. Тула, 1994 г. С. 10-11.

[44] Кулиш А. В. Игра с огнем. Рок на сцене и в жизни. Житомир, 1999 г. С. 4-5.

[45] Кулиш А. В. Игра с огнем. Рок на сцене и в жизни. Житомир, 1999 г. С. 92. Уместно добавить при этом, что по смысловому содержанию песен группа “Кино”, наверное, являлась в советской рок-музыке самой примитивной из равных ей по популярности...

[46] То же. С. 6-7.

[47] Примечательно, что христиане первых веков ждали прихода не антихриста, а Господа Иисуса Христа: “Ей, гряди, Господи Иисусе!” (Откр. 22: 20).

[48] Всякому церковному человеку ясно, что православие не заключается в длине бороды или количестве платков, покрывающих голову: главное определяется мировоззрением человека, внутренним, сокровенным содержанием, работой его души. Карла Маркса, Льва Толстого или Порфирия Иванова никак нельзя назвать православными, несмотря на их внешнее волосяное соответствие известным эстетическим нормам. Такой же ошибкой будет назвать сатанистом или оккультистом какого-нибудь рок-фаната, одетого в проклепанную черную “косуху”, обвешанного перстнями с изображениями черепов, пентаграмм и прочих символов.

Интерес к темной мистике у подростков обусловлен, как правило, тем, что в сознании человека она ассоциируется с нарушением каких-то общепринятых норм. Чаще всего только этой причиной и объясняется специфический агрессивный внешний вид “неформалов”. На практике такая ряженная молодежь имела к сатанизму не большее отношение, чем пожилые почтенные советские женщины, красящие свои волосы в ярко-голубой, оранжевый или пронзительно-бардовый цвет. Внешность не всегда определяет внутреннее содержание (однако, – и на это необходимо обратить внимание, – указывает на его потенциальную направленность).  

Поддержите нас!  

Рейтинг@Mail.ru


На правах рекламы: