Иларион (Троицкий), сщмч. - Храм Императорской Московской Духовной Академии к началу второго столетия ее существования 

Иларион (Троицкий), сщмч.

Храм Императорской Московской Духовной Академии к началу второго столетия ее существования



Более половины первого столетия своего существования Московская Духовная Академия не имела своего собственного храма. Академическая семья собиралась на молитву или в академическом зале, где совершались всенощные, или в лаврских храмах, преимущественно в трапезной церкви. Посещение богослужения связано было поэтому с некоторыми неудобствами, да и само богослужение академическое страдало не мало. Менялось и место, и время богослужения и естественно, что и само богослужение бывало иногда "не совсем стройно" [1]. Устройством отдельного храма Академия обязана своему незабвенному ректору протоиерею А. В. Горскому. Несомненно, этот факт весьма знаменателен. Имя А. В. Горского есть самое славное ученое имя Московской Академии за первое столетие ее исторической жизни. В чувстве благоговейного уважения к памяти А. В. Горского объединяются все. И вот этот великий ученый сознавал неудобство высшей духовной школе оставаться без своего храма. Ученость в лице А. В. Горского не погашала его благочестия. Современник свидетельствует, что он был "великий охотник до церковных служб" [2]. При одном случае А. В. Горский советовал студентам Академии внимательно изучать православное богослужение, потому что оно представляет "цвет и плод древа жизни Церкви Христовой" [3]. Когда началось дело об устройстве академического храма, А. В. Горский радовался тому, "что нам даровано будет утешение не только прилежати в дому Божием, но и жить под кровом его, дабы более и более самим и нашим юношам проникаться и исполняться духа церковного" [4].

Храм был устроен в академическом зале, где прежде происходили (около того времени отмененные) публичные испытания, и освящен 12 февраля 1870 года.

Первоначальный академический храм был очень невелик и алтарем обращен был на юг, что не согласно с 91 правилом св.Василия Великого, по которому "все зрим к востоку во время молитв" и "чрез сие ищем древнего отечества рая, который насадил Бог в Едеме на востоке".

Между тем и в Московской Академии начали появляться ректора в сане епископа. Академическое богослужение становилось торжественнее. Скоро стала ощущаться нужда в расширении академического храма. Храм и был более нежели вдвое расширен в 1892 году, когда ректором был архимандрит Антоний (ныне архиепископ Харьковский), причем алтарь был обращен уже на восток. В новом виде храм был освящен 20 сентября 1892 года, за несколько дней до празднования 500-летия со дня блаженной кончины преподобного Сергия [5].

Но и в новом своем перестроенном виде храм простоял почти ровно столько же, сколько первоначальный храм А. В. Горского. Храм был низок и темен, не имел никаких архитектурных достоинств. Поэтому летом 1913 года над храмом был устроен новый железобетонный свод, благодаря чему храм стал вдвое выше, нежели был прежде. С 16 ноября 1913 года началось совершение богослужения в перестроенном храме [6], но храму не доставало того, что составляет красоту православного храма — соответствующего новой высоте храма иконостаса и стенной росписи. Ведь по слову святых отцов седьмого вселенского собора церковное благолепие, состоящее из живописных изображений, "служит нам к уверению истинного, а не воображаемого воплощения Бога Слова и к подобной пользе", потому что взирающие на священные изображения "подвизаемы бывают воспоминати и любити первообразных". Придать академическому храму вид настоящего православного храма было особенно благовременно в виду приближавшегося дня столетнего юбилея Академии, который предполагалось праздновать торжественно. Но недостаток средств и даже полное их отсутствие тормозили дело. Еще при начале перестройки свода начали поэтому обращаться к различным частным благотворителям, а затем решено было обратиться и ко всем бывшим питомцам Академии с просьбою сделать посильное пожертвование на академический храм ко дню столетнего юбилея Академии. Еще прот. А.В.Горский, устроив храм, обращался к близким Академии лицам с просьбою о содействии благоукрашению академического храма. Дары этих старых питомцев Академии (преимущественно в виде икон) еще и теперь украшают академический храм.

В начале 1914 года было разослано не менее тысячи нижеследующих воззваний:

"В наступившем 1914 году Московская Духовная Академия будет праздновать свой столетний юбилей. Одна из самых насущных академических нужд ко времени этого юбилея — приведение в приличный вид академического храма. Перестроенный в прошлом году храм весьма нуждается в утвари, нет еще соответствующего новой высоте храма иконостаса, совсем обветшала ризница. А между тем нигде в Академии так не живет память об ее бывших учениках, как в академическом храме, где поминаются все в Академии учившие и учившиеся, начальствовавшие и служившие. Это обстоятельство и дает нам смелость обратиться ко всем близким Академии лицам с просьбою вспомнить ко дню академического юбилея академический храм и присылкой посильного пожертвования посодействовать тому, чтобы ко дню юбилея родной Академии можно было храму придать вид, сколько-нибудь достойный высшей церковной школы".

Не до всех, конечно, питомцев Академии достигло это воззвание, потому что мать-Академия не о всех своих детях знает, где они живут и где трудятся. Тем не менее приток пожертвований начался немедленно. Ниже мы печатаем полный список пожертвований на академический храм. От лица Академии приносим глубокую благодарность всем жертвователям и земно кланяемся от себя лично мы, настоящие представители столетней Академии.

Немедленно по окончании учебных занятий в июне месяце 1914 года приступили к росписи свода и стен академического храма. Роспись же алтаря взял на себя архитектитор храма Сергей Семенович Макаров. Свод и стены храма расписывал петроградский художник Н.А.Протопопов, который прежде поступления в Академию художеств окончил со степенью кандидата богословия Казанскую Духовную Академию. Храм расписан в новом Киевском, преимущественно Васнецовском, стиле и многие сюжеты взяты из Владимирского Киевского собора. По верху свода написаны Васнецовские картины: "Бог-Слово", "Распятие" и "Бог-Саваоф". Сзади, на хорах, Васнецовский же "Страшный суд". По бокам свода Васнецовское "Преддверие рая", а в четырех углах — Евангелисты со своими символами. Купол расписан византийским орнаментом вместе с символическими изображениями дней творения, а в самом верху — 1 "Спаситель с евангелием". На большом окне над иконостасом — три ангела. Стены сплошь заняты крупными изображениями святых — древних и русских. Благодаря уменью и таланту художника, храмовая роспись отличается единством и производит весьма сильное впечатление. В алтаре на потолке написан "Покров Пресвятой Богородицы", на передней стене — "Таинство Евхаристии", а по сторонам — "Рождество Христово", "Положение во гроб" и изображения св.ап.Иакова, св.Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Двоеслова и др.

Иконостас в храме теперь в три яруса. В верхнем ярусе над царскими вратами икона "Покрова Богородицы". Эта икона во время некоторых богослужений спускается на амвон.

Таким образом, любовь бывших питомцев Академии создала себе памятник. Во второе столетие Академия вступает с обширным, благолепным и благоустроенным храмом.

Благодаря пожертвованиям же, обогатилась и церковная утварь академического храма. Церковный староста Сергей Семенович Макаров к 1 октября 1914 года пожертвовал превосходное, ценное, художественно исполненное металлическое облачение на святой престол. По сторонам рельефные художественные изображения Таинства Евхаристии, Моления о чаше, погребения Спасителя и Покрова Пресвятой Богородицы. Кроме того, много изображений святых., Тем же старостой поновлены и заново вызолочены все алтарные принадлежности. Бывшие воспитанники Академии через свою московскую комиссию пожертвовали напрестольное Евангелие в весьма ценном серебряном вызолоченном окладе, крест, полный так же серебряный вызолоченный набор священных сосудов и ценную серебряную в древнем стиле лампаду к местной иконе "Покрова Богородицы". Профессора и служащие в Академии пожертвовали большую художественную серебряную лампаду (ценою около 800 руб.) к спускающейся иконе "Покрова". Лампада эта горит неугасимо. Инспектор Академии архим. Иларион пожертвовал запрестольную икону и запрестольный крест, то и другое в древнем стиле с басменным окладом. Воспитанники Академии, живущие и служащие в Петрограде, прислали большую и ценную икону с ликами небесных покровителей наиболее выдающихся деятелей Академии за прошлое столетие. Икона помещена в иконостасе против одного из клиросов. Академическое духовенство приобрело полный комплект богослужебных книг.

Кроме того, на перестройку и украшение храма израсходованы были все имевшиеся в наличности церковные суммы.

Академии инспектор э.-орд. профессор
Архимандрит Иларион.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Архиепископ Савва. Хроника моей жизни. Т. 1. Сергиев посад, 1898. Стр.409.

[2] См. письмо профессора Н. И. Субботина в сборнике “У Троицы в Академии”. М., 1914. Стр.702.

[3] Профессор А. Л. Катанский. Воспоминания старого профессора. “Христианское чтение”. 1914. Ч.2, стр.1074. По отдельному изданию: Петроград, 1914. Стр.173.

[4] См. “Богословский вестник”. 1896. Т.3, стр.58

[5] Историю устройства академического храма см. в статье профессора И. Н. Корсунского “Покровская церковь Московской Духовной Академии”. Богословский Вестник. 1898, ноябрь.

[6] См. об этом в “Богословском вестнике” за 1913. Т.3, стр.905 слл.


Печатается (с сокращениями) по изданию: Архимандрит Иларион. Храм Императорской Московской Духовной Академии к началу второго столетия ея существования. Сергиев Посад. Типография Св.-Троицкой Сергиевой Лавры. 1914 г.”.

Из сборника: Священномученик Иларион, архиепископ Верейский "Без Церкви нет спасения”. Сретенский монастырь, 2001 г. 



Поддержите нас!  

Рейтинг@Mail.ru


На правах рекламы: