[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]
Отправлено
Александр Иванов 18:10:59 03/02/1999
в ответ на:
Гастрономический вопрос, отправлено
иерей Александр 16:48:59 29/01/1999:
Здравствуйте! По поводу этого вопроса я обратился к своему знакомому священнику, прот. Николаю Казакову. Вот что он мне ответил: 67 правило VI Вселенского Собора, ссылаясь на решение Апостольского Собора в Иерусалиме, которое упоминается в Деяниях, предписывает христианам воздерживаться от употребления крови. Это связано с тем, что человек, вкушающий кровь меняется в худшую сторону. Дело вот в чем. Согласно представлениям иудеев, кровь заключала в себе душу животного. Соответственно, ее употребление было дерзким посягательством на дар жизни, дарованный Творцом. Подсознательно кровь ассоциируется и у нас с жизнью. У каждого нормального человека существуют внутренние психологические барьеры, сам вид крови приводит некоторых к обморочному состоянию. Употребление крови есть крушение, уничтожение этих барьеров. Оно производит своего рода психологический надлом в человеке. В запрете на вкушение крови нет никакого сакраментального характера или мистического смысла. Это правило здоровой жизни. А вот что я нашел в "Амфилохиях" свт. Фотия, патр. Константинопольского. На мой взгляд, этот фрагмент имеет отношение к затронутой теме: 17. Почему [закон] воспрещает людям есть растерзанное зверем мясо (Исх 22:31)? Этим повелением он постановляет, что людская жизнь должна отличаться от звериного поведения, ибо закон подразумевает, что у кого воспрещено быть одной и той же трапезе, у тех и все остальное, нравы, и образ жизни, и устремления, и дела очень различны. Зверь хватает, и отбирает, и весьма склонен к порывам, и не ведает законов человеколюбия, общности и кротости от всего этого человеку подобает быть чистым и свободным. Так же и в отношении других страстей зверь несдержан и необуздан а посему человеческая жизнь, проходя в воздержании и воспитании, представляет эти отличительные признаки и отвращается от не отмеченного этими признаками и не узнаваемого по ним как от зверя и звериной добычи и клеветника на домашнюю и разумную природу. Если же кто-нибудь сказал бы, что посредством воздержания от растерзанного зверем искусное произведение, созданное по образу Божию, воспитывается и возводится к чистоте и делается непричастным всякой мерзости, как той, что оскверняет вкус, так и проходящей через другие ощущения (ведь соблюдение и предохранение в одном [ощущении] через него обеспечивает и для других подобную же чистоту от скверны и мерзости), то и это не было бы чуждо законодательному попечению и подобающему святым состоянию. С уважением, Александр.
Ответы и комментарии: