Re: Освящение воды


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Анахоретъ 01:09:57 04/02/1999
в ответ на: Re: Освящение воды, отправлено Кирилл Никоноров 21:18:11 03/02/1999

> Здравствуйте, Александр! 
>  
>> У меня такой вопрос: чем отличается чин освящения воды, совершаемый  
>> в крещенский сочельник от великого чина освящения воды на сам  
>> праздник Крещения? Мне показалось, что внешне — ничем, те же чтения,  
>> те же действия священника. Каково смысловое значение этих двух  
>> освящений? 
>  
> "Обряд великого водоосвящения возник из обычая крестить накануне 
> Богоявления оглашенных. Самая молитва богоявленского водоосвящения 
> взята из обряда крещения и есть не что иное, как позднейшая ее 
> переработка. Поэтому древнейшие известия приурочивают обряд 
> богоявленского водоосвящения к вечеру и ночи накануне этого 
> праздника, а не к самому дню Богоявления. Этот обычай однократного 
> освящения воды накануне Богоявления держался до XI-XII века 
> и затем под влиянием Иерусалимского устава, уступил двукратному 
> водоосвящению, в силу которого освящение воды совершалось и 
> накануне, и в самый день Богоявления".  
>  
> (С.В.Булгаков "Православие") 
>  
> Кирилл. 
 
Эти два чина (на самом деле один) действительно друг от друга ничем не отличаются. В добавление к вышесказанному поясню, что исторически сложилось так, и чин Великого водосвятия стал служиться дважды: в навечерие водосвятие служилось в храме, а на следующий день, после литургии, полагался крестный ход и водосвятие на реке. 
Была совершенно справедливая попытка патриарха Никона вернуть всё на круги своя и восстановить практику служения только одного Великого водосвятия, а именно в навечерие Богоявления, но уже в 1667 году, после низложения Никона, Собор вменил его указ "ни во что". 
Посему и сейчас где-то служат оба водосвятия, а где-то, на усмотрение настоятеля, только одно.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]