[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]
Отправлено
Анахоретъ 01:09:57 04/02/1999
в ответ на:
Re: Освящение воды, отправлено
Кирилл Никоноров 21:18:11 03/02/1999
> Здравствуйте, Александр! > >> У меня такой вопрос: чем отличается чин освящения воды, совершаемый >> в крещенский сочельник от великого чина освящения воды на сам >> праздник Крещения? Мне показалось, что внешне — ничем, те же чтения, >> те же действия священника. Каково смысловое значение этих двух >> освящений? > > "Обряд великого водоосвящения возник из обычая крестить накануне > Богоявления оглашенных. Самая молитва богоявленского водоосвящения > взята из обряда крещения и есть не что иное, как позднейшая ее > переработка. Поэтому древнейшие известия приурочивают обряд > богоявленского водоосвящения к вечеру и ночи накануне этого > праздника, а не к самому дню Богоявления. Этот обычай однократного > освящения воды накануне Богоявления держался до XI-XII века > и затем под влиянием Иерусалимского устава, уступил двукратному > водоосвящению, в силу которого освящение воды совершалось и > накануне, и в самый день Богоявления". > > (С.В.Булгаков "Православие") > > Кирилл. Эти два чина (на самом деле один) действительно друг от друга ничем не отличаются. В добавление к вышесказанному поясню, что исторически сложилось так, и чин Великого водосвятия стал служиться дважды: в навечерие водосвятие служилось в храме, а на следующий день, после литургии, полагался крестный ход и водосвятие на реке. Была совершенно справедливая попытка патриарха Никона вернуть всё на круги своя и восстановить практику служения только одного Великого водосвятия, а именно в навечерие Богоявления, но уже в 1667 году, после низложения Никона, Собор вменил его указ "ни во что". Посему и сейчас где-то служат оба водосвятия, а где-то, на усмотрение настоятеля, только одно.
Ответы и комментарии: