Re: 126 псалом


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Кирилл Никоноров 00:41:33 19/01/1999
в ответ на: 126 псалом, отправлено Сергей Скоморохов 10:34:43 18/01/1999:

> Здравствуйте! 
>  
> Где бы найти объяснение 126-го псалма (и не только 126)? 
> Стихи 3 (первые два я вроде понял!) и далее. Или кто сам объяснит мне недалекому? 
>  
> Извините. 
 
По порядку следования стихов: 
 
а. Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася 
зиждущие: аще не Господь сохранит град, всуе 
бде стрегий. 
 
Толкование: Иудеев, возвратившихся из Вавилона и заново  
отстраивавших разрушенныи Иерусалим и Соломонов Храм,  
Пророк научает прибегать к Богу и призывать Его на помощь.  
На это указывают и иудеи, когда говорят: четыредесять и шесть лет создана бысть церковь сия (Ин.2,20). Это (Давидово) изречение мы должны прилагать ко всему не для того, чтобы самим нерадеть,  
но чтобы, прилагая старание от себя, мы все  
усвояли Богу. Так, если не Господь созиждет дом души и  
добродетелей — то напрасно трудимся, и не спим, и постимся,  
потому что усилия человеческие сами по себе без помощи Божией  
не могут достичь совершенства, подобно и благодать Божия сообщается только труждающимся в поте лица. Ибо в какой мере предается кто  
телесному и душевному подвигу, в такой же мере приобретает причастие Святого Духа к духовному возрастанию в обновлении ума. Поэтому как по благодати, так и по правде человек становится наследником вечной  
жизни и причастником Божественной славы. Он должен от всего сердца и всеми силами день и ночь искать всесильной помощи Божией, 
которой невозможно получить, если человек не воздержится  
предварительно от мирского сладострастия, от пожеланий сопротивной 
силы (Златоуст, Ефрем, Лествичник, Студит, Макарий). 
 
в. Всуе вам есть утреневати: востанете по седении ядущии 
хлеб болезни: егда даст возлюбленным своим сон. 
 
Толкование: Пророк показывает, какую труженническую жизнь вели  
иудеи при восстановлении города, как не досыпали и вкушали с  
болезнью хлеб и при этом имели особую нужду в Божией помощи.  
Не гораздо ли более нуждаемся в ней мы, идущие путем, который  
ведет на небо? (Златоуст, Феодорит) 
 
г. Се достояние Господне сынове, мзда плода чревнаго. 
 
Толкование: Се, достояние Господне — есть обетование и  
благословение Божие на чадородие, как бы в награду за упование  
на Бога, и Иерусалим наполнится множеством жителей  
(Златоуст, Феодорит). 
 
д. Яко стрелы в руце сильного, тако сынове отрясенных. 
 
Толкование: Не в строении и в благочадии будет состоять  
благоденствие уповающих на Бога иудеев, но и сынове их будут  
страшны в бранех: яко стрелы в руце сильного. Словами: тако  
сынове отрясенных (бедствующих ранее и слабых) Давид постоянно  
напоминает о прежних бедствиях, чтобы исправить их сердца 
(Златоуст, Феодорит). 
 
е. Блажен, иже исполнит желание свое от них: не 
постыдятся, егда глаголют врагом своим во вратех. 
 
Толкование: Всем этим Давид показывает непреоборимость  
надежды на Бога. Но не в силе телесной, ни в страхе для других,  
ни во многочадии, ни в безопасности города поставляет их  
блаженство, а в том, что они не постыдятся, не будут скрываться  
при виде врагов, но мужественно будут встречать их, украшаясь 
знаком божественного покровительства и помощи Божией. Этим Пророк 
заканчивает свою речь, научая всех прежде всего искать этого  
украшения (Златоуст, Феодорит). 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]