Деньги


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Виталий Харитонов 01:14:58 12/02/1999
в ответ на: Наболевшее (о тарелках, ящиках и прочих ёмкостях), отправлено иерей Александр 23:25:13 11/02/1999:

Смущает очень, от молитвы отвлекает. Особенно плохо тем, что отталкивает впервые пришедших в храм. Сбор денег необходим — это очевидно. Но в какой форме? 
Кажется, в одной из книг Нилуса я прочёл, что в храме у о. Александра Ельчанинова все свечки были одинаковые, и у них не было цены. Лежит ящик, рядом — кружка. Жертвуй сколько можешь. В Троице-Сергиевой Лавре я лично встретил ту же ситуацию. И записки там тоже — без фиксированной цены. Вроде бы мелочь — а на душе теплеет. В большинстве приходских храмов в Москве есть фиксированные таксы на требы. Мне рассказывали, что в храме рядом с метро "Новослободская" берут деньги даже за видеосъёмку крестин и т. д. О тарелках. Бывает, что обходят по рядам с подносами-тарелками. Бывает, что встают по пути прихожан после  помазания на Утрене, после лобзания креста после Литургии и т. п. Я лично неоднократно встречал такую тарелочку после исповеди. И это вслух называлось ( в том числе и священником ) "За исповедь". Печально это. 
В Германии у лютеран сбор денег на церковные нужды проходит весьма остроумным способом. Там есть специальный церковный налог (10%, как нетрудно догадаться) — вычитается из вашей зарплаты так же автоматически, как и прочие (государственные) налоги. Так что вы об этом можете и не догадываться. С одной стороны, это плохо тем, что важна не сама сумма — ведь каждое пожертвование — это поЖЕРТВОВАНИЕ — это духовный подвиг. С другой стороны, немногие православные могут похвалиться, что они отдают такую часть своих доходов,  заботясь о благоденствии своего, родного батюшки, красоте здания церковного и благотворительной работе прихода. На деле многие православные священники (в той же Германии — в РЗПЦ, например) бедствуют и даже вынуждены подрабатывать на стороне, меньше времени уделяя своим пастырским обязанностям. Ещё эти лютеране и дополнительно жертвуют. Там скамьи в храмах. И вот передают такую кошёлку первому человеку, он, её берёт в првую руку, перекладывает в левую, и за мгновение до этого бросает (или не бросает — никто не догадается, всё очень быстро происходит) монетку — и тут же передаёт кошёлку своему соседу слева. И так, по серпантину, очень быстро кошёлка обходит весь храм, побывав в руках у каждого верующего. При этом никто не смутится, если у него нет денег, и если по той или иной причине кто-то не смог бросить монетку, никто, повторяю, об этом не узнает. 
Аргументом "шантажных" методов сбора пожертвований называют действительно существующую леность (даже не скупость) нашу. (Если ко мне не подошли — я ведь могу и не дойти до кружки, которые, кстати, есть в каждом храме). По-моему, это расходится с нашими идеалами нестяжательства. По-моему, надо пожертвовать величиной дохода, чтобы не жертвовать чем-то более важным.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]