Re: "Без Церкви нет спасения"


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Alexey M. Chumakov 08:42:11 12/02/1999
в ответ на: "Без Церкви нет спасения", отправлено Александр Иванов 15:28:43 31/01/1999

 
> Мне вспоминается один замечательный рассказ из "Древнего Патерика". Прошу прощения за возможные неточности, привожу его здесь по памяти. 
> Идут два монаха и доходят до речки. Им нужно на другой берег. На берегу реки сидит человек с лодкой и чем-то занимается. Подходят отцы монахи ближе и видят такую картину: перед этим человеком — две кучки камней. Человек перекладывает камни и говорит: "Это мне, Господи. Это Тебе, Господи. Это мне, Господи. Это Тебе, Господи". Удивились отцы и спрашивают, чем это он занимается. "Я молюсь Богу" — был ответ. Засмеялись монахи и объясняют, что, дескать, это совсем не молитва. И пообещали они научить этого человека молитве, если тот их перевезет на другой берег на своей лодке. На том и порешили. Он перевез их, да позабыли они про свое обещание. Идут дальше и вдруг слышат — громкий крик: "Стойте!". Обернулись отцы и видят такую картину: за ними сломя голову несется их новый знакомый — не разбирая дороги, прямо по воде, как по суху — "Вы обещали научить меня молитве!". Ужаснулись отцы и получили хороший урок — не форма молитвы важна, а внутреннее расположение человека, верный настрой при молитве. 
 
Это кажется разсказ Льва Толстого, а не Патерик? 
 
> И еще один известный рассказ, который удивительно подходит к теме нашего разговора. Ученик одного старца встретил одного волхва, т.е. колдуна: "Ах ты, говорит, еретик-собака!". Волхв разозлился и избил ученика. Затем повстречал того же волхва сам старец: "Здравствуй, добрый человек!". Удивился волхв такому обращению, заговорил со старцем и тот сумел с Божией помощью отвратить волхва от его заблуждений и обратить его в христианскую веру. 
 
 
А этот из жития Св. Макария Егип.? 
 
Есть некоторая тонкость в рассуждениях о "спасении". Вспомним слова 
Спасителя о том кто будет "бит много" а кто будет "бит меньше". Кому 
больше дано (открыто) с того и спрос больше будет, соответственно. 
Вспомним и слова Апостола Павла об язычниках, как они не зная Закона 
делают иной раз и то что на скрижалях их сердец написано. Кто именно 
будет спасен будет ясно лишь на Страшном Суде. Вспомним и о тех кто 
видя алчущих и страждущих и в темнице — напоит и накормит и посетит их, тех кто только лишь подав апостолам всего лишь стакан воды " не 
погубит мзды своей". Вспомним и о всех тех, о ком молится Св. Церковь и Св. Отцы   — много может молитва праведных, и "спасаемся" мы вовсе 
не в одиночку, как любят это представлять протестанты. Заботы многих 
аскетических писателей (например Св. Игнатия еп. Кавказского) связаны 
с очень высоким пониманием "спасения" как собственно святости, теосиса, "обожения" — так как на одном "спасении" в протестантском понимании (спасен-неспасен) православие конечно не останавливается а имеет гораздо более высокие  цели ("Бози есте и сынове Вышняго вси"). 
В то же время, именно для разумеющих эти цели и сказано — аще праведник едва спасается, аз где явлюся, грешник? Это оттого, что чем 
ближе к Свету, тем виднее становится даже малая грязь — а "критерии" для всех разные — и число талантов разное, и награда, и наказание. Не 
стоит забывать и упрек Виноградаря тем кто протестовал против равной 
мзды данной работникам 11 часа.  


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]