Re: Кто же такие обновленцы?


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Александр Иванов 18:31:28 16/02/1999
в ответ на: Кто же такие обновленцы?, отправлено Феофил 18:18:57 14/02/1999

> Что бы быть последовательным своему призыву не бояться, подниму вопрос, который, извините, кажется тревожит Вас: Кто такие "обновленцы"?  
 
Здравствуйте, Феофил! 
 
"Один священник так долго и старательно разбавлял веру водой, чтобы сделать ее более доступной для скептического и трезвомыслящего прихода, что теперь он шокирует прихожан неверием, а не они его". (К.С. Льюис "Письма Баламута"). Эта цитата может относиться в некотором роде и к обновленцам. 
 
Простите, что не сразу отвечаю, были проблемы с доступом в интернет. Затронутая Вами тема очень широка. У меня, к сожалению, мало времени, поэтому отвечу коротко. Обновленцы — это самочинные реформаторы Церкви. Этих людей не устраивает сложившаяся церковная традиция (я опускаю общеизвестную почти повальную увлеченность обновленцев экуменизмом, это отдельная тема). Они начинают "обновлять" церковное учение и практику, реформировать богослужение и пр. В самой идее изменения чего-либо в Церкви ничего дурного нет, но эти вопросы находятся в компетенции Соборов Церкви. Пагубно то, что эти реформы совершаются обновленцами самочинно, попирая церковную дисциплину. Результаты мы видим. Эти реформы превращаются в приспосабливание церковной традиции "под себя", в выхолащивание ее. В конечном итоге все тропинки обновленчества ведут к протестантизму. В процессе реформ у общины формируется сектантское клеше: "Мы не такие, как все. Наша вера спасительнее, у нас Таинства благодатнее, и т.п.". После этого достаточно чуть "схватить за руку" их любимого пастыря, применить административные меры для пресечения его самочиния, как вся община как евангельское стадо овец послушно ввергнется в море за своим горе-пастырем, т.е. получаем готовый раскол. Вот вкратце — суть обновленчества. Подробнее см. книги "Современное обновленчество — протестантизм "восточного обряда" и "Сети "обновленного православия". 
 
 
> Возможен и еще один вариант и это уже серьезно. Если продолжить размышления Владыки Иоанна о сектантах, которые не являются по форме православными, но являются таковыми по духу, то очевидно, что есть такие люди в нашей церкви, которые остаются и по форме православными и дух несут в себе евангельский = православный. И дух этот отличается от духа православных по форме. Но в отличии от нас они не боятся говорить о своих упованиях открыто и называют вещи своими именами. И нельзя ли предположить, что тут же они оказываются под огнем "сверхправославных", т.е. современных фарисеев и им тут же приклеивается какой-нибудь ярлык, например "обновленец" или сектант. Таковые люди, в отличии от сектантов, гораздо мужественнее и разумнее, ведь они не покидают церковь. Это одному Богу ведомо, но возможно они и есть та Церковь, которая тело Христово (к вопросу о границах Церкви).  
Под этими рассуждениями я бы не подписался. 
 
С уважением, 
Александр Иванов.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]