[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]
Отправлено
Алексей Чумаков 07:49:46 17/02/1999
в ответ на:
Re: Объ ангелахъ, отправлено
чтецъ Михаилъ 21:10:39 25/01/1999
>> Согласно св. отцам, ангелы имеют более тонкую телесность, а безграничен только Бог. Если считать, что душа и ангелы совсем безтелесны, это означает, что они не ограничены пространством. А если они ограничены пространством, то они телесны. >> > > На мой взглядъ, Вы совершенно правы. Именно такъ я и понималъ >писания свят. Игнатия до техъ поръ, пока не получилъ переведенную >мной на русский критику его книги "Слово о смерти". Если Вы можете >предметно разобрать комментарии свят. Феофана, буду Вамъ крайне >признателенъ. Обсуждение этого момента затихло похоже. Я не видел прямой критики Св. Феофана только его краткое замечание в одном из его писем. Он предостерегал от некритического прочтения всего что написал Св. Игнатий, замечая что "там ложь есть". Будет время, посмотрю подробнее. Есть кажется его заметка, "ангелы не тело, а дух". Что касается вопроса, все-же преобладающее мнение св. Отцов то что ангелы безтелесны, т.е. тела не имеют вовсе, никакого "тонкого" или "толстого". Бог же Несозданный, и по-видимому мнения о "тонком теле" духов преследуют цель подчеркнуть эту принципиальную разницу. Бог еще и Вездесущ, в отличие от ангелов. Однако не-материальность (духовность) никак с вездесущностью логически не связаны и духовному существу (лишенному тела) необязательно быть еще и вездесущим. Нечто на эту тему я припоминаю в "Антропологии Св. Григория Паламы" но смутно, надо бы посмотреть опять. Еще возможный вопрос расхождений Св. Феофана с Св. Игнатием о роли Иисусовой молитвы. Св. Феофан, помнится, предостерегал от эйфорического увлечения ею "нашли себе волшебную палочку" хотя сам ее, спокойно, использовал. Вообще после чтения обоих святителей, у меня сложилось впечатление что Св. Феофан существенно более, как бы это выразить, спокойный что-ли? Или уравновешенный? Такое впечатление что он, глубоко зная аскетику, в то же время ясно видел ее только как способ, средство, метод. После прочтения замечательных выдержек из Св. Отцов собранных Св. Игнатием у меня, помнится, было ощущение близкое к отчаянию ну если _всё это_ есть всего лишь норма, и к тому же "праведник едва спасается" аз где явлюся, грешник? Т.К. и сам Св. Игнатий признается что найти учителей этого делания практически невозможно было и в его время. А от чтения Св. Феофана такого ощущения не возникало никогда наоборот, его письма по духовному руководству имели чисто практическое приложение. Ведут они к тому же самому но как-то по другому. Возможно это чисто субъективное впечатление, да и дело было давно, может сейчас я бы по-другому воспринял их. Прошу прощения за некоторое отступление от темы.
Ответы и комментарии: