Re: Объ ангелахъ


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Алексей Чумаков 07:49:46 17/02/1999
в ответ на: Re: Объ ангелахъ, отправлено чтецъ Михаилъ 21:10:39 25/01/1999

>> Согласно св. отцам, ангелы имеют более тонкую телесность, а безграничен только Бог. Если считать, что душа и ангелы совсем безтелесны, это означает, что они не ограничены пространством. А если они ограничены пространством, то они телесны. 
>>  
>  
> На мой взглядъ, Вы совершенно правы.  Именно такъ я и понималъ >писания свят. Игнатия до техъ поръ, пока не получилъ переведенную >мной на русский критику его книги "Слово о смерти".  Если Вы можете >предметно разобрать комментарии свят. Феофана, буду Вамъ крайне >признателенъ. 
 
Обсуждение этого момента затихло похоже. Я не видел прямой критики Св. Феофана — только его краткое замечание в одном из его писем. Он предостерегал от некритического прочтения всего что написал Св. Игнатий, замечая что "там ложь есть". Будет время, посмотрю подробнее. Есть кажется его заметка, "ангелы не тело, а дух". 
 
Что касается вопроса, все-же преобладающее мнение св. Отцов то что ангелы безтелесны, т.е. тела не имеют вовсе, никакого — "тонкого" или "толстого". Бог же Несозданный, и по-видимому мнения о "тонком теле" духов преследуют цель подчеркнуть эту принципиальную разницу. Бог еще и Вездесущ, в отличие от ангелов. Однако не-материальность (духовность) никак с вездесущностью логически не связаны и духовному существу (лишенному тела) необязательно быть еще и вездесущим. 
Нечто на эту тему я припоминаю в "Антропологии Св. Григория Паламы" — но смутно, надо бы посмотреть опять. 
 
Еще возможный вопрос расхождений Св. Феофана с Св. Игнатием — о роли Иисусовой молитвы. Св. Феофан, помнится, предостерегал от эйфорического увлечения ею "нашли себе волшебную палочку" — хотя сам ее, спокойно, использовал. Вообще после чтения обоих святителей, у меня сложилось впечатление что Св. Феофан существенно более, как бы это выразить, спокойный что-ли? Или уравновешенный? Такое впечатление что он, глубоко зная аскетику, в то же время ясно видел ее только как способ, средство, метод. После прочтения замечательных выдержек из Св. Отцов собранных Св. Игнатием у меня, помнится, было ощущение близкое к отчаянию — ну если _всё это_ есть всего лишь норма, и к тому же "праведник едва спасается" — аз где явлюся, грешник? Т.К. и 
сам Св. Игнатий признается что найти учителей этого делания практически невозможно было и в его время. А от чтения Св. Феофана такого ощущения не возникало никогда — наоборот, его письма по духовному руководству имели чисто практическое приложение. Ведут они к тому же самому — но как-то по другому. Возможно это чисто субъективное впечатление, да и дело было давно, может сейчас я бы по-другому воспринял их. Прошу прощения за некоторое отступление от темы.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]