[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]
Отправлено
Катя К. 00:11:47 18/02/1999
в ответ на:
Re: Недоумение, отправлено
Катя К. 23:44:18 31/01/1999
Прошу прощения, за то, что так долго тянула с выполнением обещанного. Пала жертвой эпидемии гриппа, а за мной по очереди, все дети. Попробую загладить свою вину. Итак: Я прочитал твой вопрос в " Круглом столе" и хочу ответить в силу возможностей ( через e-mail, чтобы не загрязнять страницу транслитом) .Тот батюшка, который тебе посоветовал читать Минею, был наиболее близок к истине, т.к. литургические тексты Минеи легли в основу всех последующих молитвословий. Не следует смущаться тем, что молитвы, якобы, "новые" или "католические". Авторы богослужения Воздвижения Креста следующие: св. Андрей Критский ( 740) ( он не совсем правильно назван в некоторых рукописях Иерусалимским), Феофан ( 845), император Лев VI ( 912), Анатолий (неизвестно, кто это точно, но ок. VII-VIII вв.). Замечательный канон написан Космой Маюмским (VIII в.). Т. е. все тексты именно того периода, когда создавалась византийская гимнография, поэтому св. Сергий Радонежский их тоже, безусловно, читал. Основва всех этих текстов собственно в словах ап. Павла, которые и читаются за Литургией на этот праздник, о том, что ему нечем хвалиться, кроме как Крестом Господним. Поэтому, Крест является нашей "похвалой" ( это выражение очень часто употребляется в Минее). Именно Крест уничтожил вражду (Еф. 2, 16), и вся 1-я глава 1 Кор. посвящена этой теме. Второй важный шаг это ранняя Церковь, которая, прежде всего, своими изобразительными средствами сделала две важных вещи: 1) она в известной мере ассоциировала Крест Гоподень собственно с Господом это в принципе продолжение мысли апостола Павла он безусловно не имеет ввиду, что хвалится он просто Крестом безусловно подразумевается распятый на нем Господь. Это ясно выразилось особенно в ранних мозаиках. В Равенне, например, в мозаиках VI в., которые находятся в апсиде Церквей, изображен имменно огромный Крест, в центре которого маленькая икона Христа Вседержителя, т.е. Крест, как оружие спасения идентифицируется с распятым на нем Господом. Иконографических примеров здесь можно привести очень много. 2) Церковь рассматривала Крест в известной мере как живой, отсюда и название: "животворящий", и раннехристианские изображения распятия (особенно в дохалкидонских Церквях) Христос распят именно на древе, которое дает источник жизни всему миру отсюда и выражение: "О треблагословенное (т.е. преблагословенное) древо...". Все это и послужило основой гимнографии. Нельзя забывать, что это гимнограафия именно византийская, т.е. с огромными традициями, которые христианство в свою очередь, использовало. Крест это в известной мере символ, точнее, если выражаться богословским языком, "antitipos" (греч.-вместообразие) распятого на нем Господа, и поэтому прав и тот священник, который об этом сказал, Надо принять во внимание и разницу менталитетов. В Византии того времени, особенно к VII веку, наличие восклицания "О, Кресте..." или подобного, было просто необходимым в стихосложении (а все гимны на греческом это, собственно, стихи) и оно не служило чем то вроде "идолопоклонства", наоборот это выражение радости, которая охватывает говорящего, и позволяет ему поэтому обращаться даже к неодушевленным предметам, как к одушевленным. Все наше богослужение наполнено этим вселенским мотивом преображения мира во Христе воскресением: "Ликуй, ныне, и веселися Сионе...", "Радуйся Вифлееме..." надо только внимательно почитать любой богослужебный текст большого праздника, ведь это все неодушевленные предметы. (Если ты была когда-нибудь на открытии мощей или на каком-либо подобном празднике, то тебе должно быть знакомо это чувство духовного подъема присутствующего народа. Насколько больше должно было оно быть в Константинополе, когда патриарх выносил из алтаря пречистое и животворящее Древо Креста и показывал его народу, как это было в IV в!) В силу Воскресения Христова и Его земной жизни, они уже "сверхмирны", они персонифицированные объекты "иного мира", Царствия Божия. Крест же несет в себе такую же функцию, только в исключительной мере, он вершина земной жизни Спасителя и одновременно им открыт нам путь в Царствие Небесное. Именно поэтому он сопровождает всю жизнь христианина от крещения, до креста на кладбище. Крест наш живой спутник в силу того, что Жив Господь, Который на нем распялся. И именно поэтому не должно быть смущения в отношении обращения ко Кресту, ведь каждый раз, когда ты делаешь Крестное знамение, ты таинственным образом приобщаешься этой великой тайне Распятия и Воскресения.
Ответы и комментарии: