Re: Недоумение


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Катя К. 00:11:47 18/02/1999
в ответ на: Re: Недоумение, отправлено Катя К. 23:44:18 31/01/1999

Прошу прощения, за то, что так долго тянула с выполнением обещанного. Пала жертвой эпидемии гриппа, а за мной по очереди, все дети. Попробую загладить свою вину. Итак: 
 
   Я прочитал твой вопрос в " Круглом столе" и хочу ответить в силу возможностей ( через e-mail, чтобы не загрязнять страницу транслитом) .Тот батюшка, который тебе посоветовал читать Минею, был наиболее близок к истине, т.к. литургические тексты Минеи легли в основу всех последующих молитвословий. Не следует смущаться тем, что молитвы, якобы, "новые" или "католические". Авторы богослужения Воздвижения Креста следующие: св. Андрей Критский ( 740) ( он не совсем правильно назван в некоторых рукописях Иерусалимским), Феофан ( 845), император Лев VI ( 912), Анатолий (неизвестно, кто это точно, но ок. VII-VIII вв.). Замечательный канон написан Космой Маюмским (VIII в.). Т. е. все тексты — именно того периода, когда создавалась византийская гимнография, поэтому св. Сергий Радонежский их тоже, безусловно, читал. 
Основва всех этих текстов — собственно в словах ап. Павла, которые и читаются за Литургией на этот праздник, о том, что ему нечем хвалиться, кроме как Крестом Господним. Поэтому, Крест является нашей "похвалой" ( это выражение очень часто употребляется в Минее). Именно Крест уничтожил вражду (Еф. 2, 16), и вся 1-я глава 1 Кор. посвящена этой теме. 
Второй важный шаг — это ранняя Церковь, которая, прежде всего, своими изобразительными средствами сделала две важных вещи: 1) она в известной мере ассоциировала Крест Гоподень собственно с Господом — это в принципе продолжение мысли апостола Павла — он безусловно не имеет ввиду, что хвалится он просто Крестом — безусловно подразумевается распятый на нем Господь. Это ясно выразилось особенно в ранних мозаиках. В Равенне, например, в мозаиках VI в., которые находятся в апсиде Церквей, изображен имменно огромный Крест, в центре которого — маленькая икона Христа — Вседержителя, т.е. Крест, как оружие спасения идентифицируется с распятым на нем Господом. Иконографических примеров здесь можно привести очень много. 
2) Церковь рассматривала Крест в известной мере как живой, отсюда и название: "животворящий", и раннехристианские изображения распятия (особенно в дохалкидонских  Церквях) — Христос распят именно на древе, которое дает источник жизни всему миру — отсюда и выражение: "О треблагословенное (т.е. преблагословенное) древо...". 
Все это и послужило основой гимнографии. Нельзя забывать, что это гимнограафия именно византийская, т.е. с огромными традициями, которые христианство в свою очередь, использовало. 
Крест — это в известной мере символ, точнее, если выражаться богословским языком, "antitipos" (греч.-вместообразие) распятого на нем Господа, и поэтому прав и тот священник, который об этом сказал, 
Надо принять во внимание и разницу менталитетов. В Византии того времени, особенно к VII веку, наличие восклицания "О, Кресте..." или подобного, было просто необходимым в стихосложении (а все гимны на греческом — это, собственно, стихи) и оно не служило чем — то вроде "идолопоклонства", наоборот — это выражение радости, которая охватывает говорящего, и позволяет ему поэтому обращаться даже к неодушевленным предметам, как к одушевленным. Все наше богослужение наполнено этим вселенским мотивом преображения мира во Христе воскресением: "Ликуй, ныне, и веселися Сионе...", "Радуйся Вифлееме..." — надо только внимательно почитать любой богослужебный текст большого праздника, ведь это все — неодушевленные предметы. (Если ты была когда-нибудь на открытии мощей или на каком-либо подобном празднике, то тебе должно быть знакомо это чувство духовного подъема присутствующего народа. Насколько больше должно было оно быть в Константинополе, когда патриарх выносил из алтаря пречистое и животворящее Древо Креста и показывал его народу, как это было в IV в!) 
В силу Воскресения Христова и Его земной жизни, они уже "сверхмирны", они — персонифицированные объекты "иного мира", Царствия Божия. Крест же несет в себе такую же функцию, только в исключительной мере, он — вершина земной жизни Спасителя и одновременно им открыт нам путь в Царствие Небесное. Именно поэтому он сопровождает всю жизнь христианина от крещения, до креста на кладбище. Крест — наш живой спутник в силу того, что Жив Господь, Который на нем распялся. И именно поэтому не должно быть смущения в отношении обращения ко Кресту, ведь каждый раз, когда ты делаешь Крестное знамение, ты таинственным образом приобщаешься этой великой тайне Распятия и Воскресения.


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]