[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]
Отправлено
Алексей Чумаков 01:12:55 01/03/1999
в ответ на:
Алексею Чумакову-о РПЦЗ, отправлено
Фома 15:46:07 27/02/1999:
> Мне очень интересна та полемика, которая развернулась вокруг РПЦЗ. Но нельзя ли было бы войти в какое-то русло более конкретное, без взаимных ругательств, а только о фактах. И Вы, и Егор говорите об указах, постановлениях и пр. Где с ними можно познакомиться. Дорогой Фома! Существует множество документов и свидетельств, но к сожалению всё в хаотической форме, и много в не-электронной форме. В интернете есть официальный, правда только англо-язычный сайт Синода РПЦЗ, адрес его http://www.synod.com там есть довольно много официальных документов. Есть также существенно более радикально настроенные публикации в России, например сайт "вертоград-информъ" в Санкт-Петерсбурге у них одни и те же события освещены иначе чем на Синодальном сайте (особенно характерно освещение событий в Хевроне). Но это особая публикация и не обязанная выражать официальную точку зрения Синода. Там также много публикаций архивных данных, как впрочем и у Егора. Судя по содержанию и характерной подборке данных можно довольно просто догадаться, каким образом и от кого они пересланы. Еще больше документов и "сведений" наводняют мир в виде "утечек" разных открытых писем и пр. но чтение этих материалов не для слабонервных и сильно мешает молиться, так что не советую Вам там копаться. Всякие сильные умозаключения о "еретичестве" и "апостасии" как раз и делаются в основном на основе слухов и клеветы в этим ситуация что весьма сходна с тем что в России. Враг нашего спасения действует по обстоятельствам, и, несомненно что единство Русской Церкви (недопущение оного) в настоящее время есть один из основных объектов его "внимания". Как жаль что многие являются его невольными сотрудниками пусть и из самых благих соображений. Теперь немного о нашей дискуссии с Егором. Заметьте, что здесь проблема с документами в том, что их просто не существует и они никогда не принимались я говорю о предмете спора, заявлениях о том что якобы все Поместные Церкви "отпали", неправославны, и безблагодатны. Таких диких, и анти-православных заявлений, естественно, Синод РПЦЗ никогда не делал и вряд ли когда сделает что весьма огорчает некоторых ревнителей. Вот и приходится ссылаться на тот или иной отрывок, выдержку из личных писем того или иного иерарха, написанных лет 30-50 назад в совершенно других обстоятельствах и кроме того вполне уравновешенных как другими письмами и речами того же иерарха так и другими архиереями. Это, впрочем, не мешает выстраивать прямо-таки коллекции этих цитат, когда очень хочется нечто доказать и нечто оправдать. И раз Холмогоров все-таки ответил, может, есть смысл вернуть обсуждение этого вопроса на его форум? Я сюда и обратился потому, что там вроде как и ответить на это нечего, а затем оказалось, что просто занят был человек. Вопрос ведь очень важный: народ разбился на разные группы, каждая называет себя православной, а другого еретиком. Для человека, стоящего на развилке перед камнем "направо пойдешь..." это соблазн. Горе миру от соблазнов, невозможно не придти соблазнам но горе человеку тому, имже соблазн приходит. Мое частное мнение таково, что надо остерегаться всяких обвинителей и обличителей особенно когда столь легко и с удовольствием оперируют такими страшными словами как "еретик" и "апостасия". Отвержение и отрицание благодати Св. Духа в той или иной Церкви вообще страшнейшая вещь, прямо граничащая с хулой на Духа Святого. Есть по этому поводу очень верное мнение единоверческого еп. Даниила, викария митр. Виталия о прямой неправославности и нетрадиционности этой самой "грасеометрии" (замеров благодати). Что же касается разных прыжков между "юрисдикциями", это всегда личная трагедия, попытка решать духовные проблемы внешними и совершенно для этого неприспособланными способами. Естественно, в ходе этого надо обнаружить "ересь" своего епископа (поскольку это единственное каноническое основание для раскола с ним). Вот и прыгают то туда то сюда однажды прыгнув, трудно остановиться, ведь всюду что-то не так, в любой Церкви полно непорядков связанных с человеческой греховностью и недостаточным просвещением сердец Св. Духом, связанных с атаками диавола (который особенно активен именно там где и совершается наше спасение). Вот и надо, чтобы "идеже уможися грех" изобиловала Его благодать, и бегство, да еще сопровождаемое всякими рассуждениями об "отступающей армии", есть просто-напросто искушение да соблазн. Простите что так подробно останавливаюсь на этом. Что касается споров по этому поводу тут или на форуме Егора, я не собираюсь в них принимать участие нет предмета, и полно более важных и неотложных дел. Обсуждать частные письма или мнения дело долгое, неполезное, и не очень понятное да и надо знать обстоятельства написания и контекст, да характер того кто писал. Обсуждать дела раскола в России мне не интересно там прямые аналогии с предыдущим расколом и мало оригинального, все перепевы старого. По истории же Русской Церкви в этом веке есть много изданных мемуаров и коллекций писем, как заграничных епископов так и тех кто был в России, есть очень полезная коллекция "Акты Св. Патриарха Тихона и материалы о преемственности высшей церковной власти..." изданная году в 1995 Св. Тихоновским ин-том в Москве. Что касается исторической позиции РПЦЗ по отношению к Церкви в России (о православном епископстве которой стоит молитва во ектениях многие десятилетия на первом месте, так как РПЦЗ не автокефальна и последовательно от идеи автокефальности отказывалась, считая себя _частью_ единой Русской Поместной Церкви, временно самоуправляющейся, до того времени когда станет возможно собрать единый Поместный Собор на котором все части Русской Церкви, как РПЦЗ так и МП, дадут ответ и обсудят те предметы которые нарушают единство. Сами судите, насколько такая традиционная позиция РПЦЗ и созыв такого Собора входит в планы тех, кто только только себя любимых да еще сотню-другую зилотов в разных странах считают "православными" а всех остальных "еретиками". Отсюда и постоянное стремление к обострению отношений, всякие провокации. То же и с другой стороны в МП тоже, говорят, полно тех кому это было бы поперек горла. Прямо как тот нешвенный хитон. Простите, С любовию во Христе, Алексей
Ответы и комментарии: