Re (4): О таинстве Крещения


[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]


Отправлено Алексей Чумаков 20:19:01 02/03/1999
в ответ на: Re (3): О таинстве Крещения , отправлено Егор Холмогоров 17:23:12 02/03/1999

>  
>> Прошу разъяснить: какие именно   н е о д н о к р а т ные    перемены в отношении Греческой Церкви по вопросу о присоединении еретиков "убедили нас (кого именно, — тоже бы хотелось знать!) в XVII веке, что перекрещивать католиков не надо". Укажите конкретные соборные решения. 
>  
> Имеется в виду всего лишь то, что в 1667, под греческим влиянием было решено отказаться от многовековой практики Русской Церкви от принятия католиков и протестантов через крещение и перейти к принятию через отречение от ереси первых и миропомазание вторых. 
 
Маленькая проблема, Егор — не было такой "многовековой практики" в Русской Церкви. Была практика времен Смутного Времени да патр. Филарета, который с собором, кажется 1620 года, порешил принимать католиков крещением — при этом приписывая им совершенно дикие ереси по принципу — "служат на неквасном хлебе -так же делали такие-то еретики — значит они те еретики и есть". Спор возник после того как до п. Филарета Никитич узнал что митр. Иона принимает латинян миропомазанием (ссылаясь на известную практику Русской Церкви — см. ответы на "Вопрошание Кирика". Приведу выдержку из двухтомной Истории Русской Церкви проф. Карташева - 
"Вся богословская логика патр. Филарета свидетельствуето страшном проложении уровня знаний у тогдашней русской иерархии и особенно у самого патр. Филарета от страстного озлобления на латино-поляков. Патр. Филарет говорит: "латиняне-папежники суть сквернейшие и лютейшие из всех еретиков, ибо они приняли в свой закон проклятые ереси всех древних, еллинских, жидовских, агарянских и еретических вер, и со всеми погаными язычниками, со всеми погаными еретиками обще все мудрствуют и действуют".  Далее, ученая диалектика у Филарета и его собора такова: В 96 Правиле 6 Вселенский Собор (Трулльский), обобщая нормы воссоединения с Церковью еретиков, одних из них )ариан, македониян, новатиан) предписывает присоединять через миропомазание, других, более чуждых — через крещение: таковы павлиане, евномиане, монтанисты, манихеи, валентиане, маркиониты. Но Филарету угодно причислить латинян к этой последней категории, ибо ему кажется, что "в латинских ересях все те ереси есть — суть". Ссылку на "вопрошание Кирика" он отклоняет как относящуюся ко времени когда все те ереси еще не наросли. "Последи того у латинян многие ереси учинишася, а после седми вселенских соборов Сергий патриарх со всеми вселенскими патриархи и со всем преосвященным собором папежцев — римских еретиков из поминовения извергоша и конечному проклятию предаша". Далее, не стесняясь никакими архивно-историческими справками, а просто так сказать на глазомер, Филарет заявляет:" В нашем московском государстве, с самого его основания, никогда не бывало, чтобы еретиков латинян и других еретиков не крестили"... В собранных цитатах, конечно, не говорилось о латинянах, а только о древних ересях, но записка произвольно и максималистски утверждает, что латинство есть итог и хранилище решительно всех древних ересей. Признаки и доказательства берутся без всякой системы главным образом из поверхности латинства и даже из протестантства и новых сект его, т.е. из всего западного христианства. Латиняне якобы переняли 1) субботний пост в четыредесятницу от мелхиседекиан, жидов и армян, оттуда же — дозволение есть сыр и яйца по воскресениям великого поста, и конечно целогоднее празднование субботы 2) безбрачие духовенства взяли у монтанистов, равно и случаи совпадения христианской пасхи с иудейской 3) обливательное крещение заимствовали от евномиан (?) 4)от ариан- -крещение в одно погружение и запрещение молитв за умерших. Последние два обвинения явно относятся к крайнему современному виду протестантства — с социнианству." 
 
> В 1756 году при патр. Кирилле V Константинопольская Церковь приняла решение о принятии католиков и протестантов через крещение и внесла его в свою Кормчую (Пидалион). Других изменнений в позиции греков до возникновения новостильного раскола не было. 
 
Они иной раз принимали и через крещение и до 18 века — зависило от степени отторжения латинян в то или иное времы в том или ином месте. 
 


Ответы и комментарии:


[Православная беседа] [Начало] [Написать ответ]