[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]
Отправлено
Алексей Чумаков 20:19:01 02/03/1999
в ответ на:
Re (3): О таинстве Крещения , отправлено
Егор Холмогоров 17:23:12 02/03/1999
> >> Прошу разъяснить: какие именно н е о д н о к р а т ные перемены в отношении Греческой Церкви по вопросу о присоединении еретиков "убедили нас (кого именно, — тоже бы хотелось знать!) в XVII веке, что перекрещивать католиков не надо". Укажите конкретные соборные решения. > > Имеется в виду всего лишь то, что в 1667, под греческим влиянием было решено отказаться от многовековой практики Русской Церкви от принятия католиков и протестантов через крещение и перейти к принятию через отречение от ереси первых и миропомазание вторых. Маленькая проблема, Егор не было такой "многовековой практики" в Русской Церкви. Была практика времен Смутного Времени да патр. Филарета, который с собором, кажется 1620 года, порешил принимать католиков крещением при этом приписывая им совершенно дикие ереси по принципу "служат на неквасном хлебе -так же делали такие-то еретики значит они те еретики и есть". Спор возник после того как до п. Филарета Никитич узнал что митр. Иона принимает латинян миропомазанием (ссылаясь на известную практику Русской Церкви см. ответы на "Вопрошание Кирика". Приведу выдержку из двухтомной Истории Русской Церкви проф. Карташева - "Вся богословская логика патр. Филарета свидетельствуето страшном проложении уровня знаний у тогдашней русской иерархии и особенно у самого патр. Филарета от страстного озлобления на латино-поляков. Патр. Филарет говорит: "латиняне-папежники суть сквернейшие и лютейшие из всех еретиков, ибо они приняли в свой закон проклятые ереси всех древних, еллинских, жидовских, агарянских и еретических вер, и со всеми погаными язычниками, со всеми погаными еретиками обще все мудрствуют и действуют". Далее, ученая диалектика у Филарета и его собора такова: В 96 Правиле 6 Вселенский Собор (Трулльский), обобщая нормы воссоединения с Церковью еретиков, одних из них )ариан, македониян, новатиан) предписывает присоединять через миропомазание, других, более чуждых через крещение: таковы павлиане, евномиане, монтанисты, манихеи, валентиане, маркиониты. Но Филарету угодно причислить латинян к этой последней категории, ибо ему кажется, что "в латинских ересях все те ереси есть суть". Ссылку на "вопрошание Кирика" он отклоняет как относящуюся ко времени когда все те ереси еще не наросли. "Последи того у латинян многие ереси учинишася, а после седми вселенских соборов Сергий патриарх со всеми вселенскими патриархи и со всем преосвященным собором папежцев римских еретиков из поминовения извергоша и конечному проклятию предаша". Далее, не стесняясь никакими архивно-историческими справками, а просто так сказать на глазомер, Филарет заявляет:" В нашем московском государстве, с самого его основания, никогда не бывало, чтобы еретиков латинян и других еретиков не крестили"... В собранных цитатах, конечно, не говорилось о латинянах, а только о древних ересях, но записка произвольно и максималистски утверждает, что латинство есть итог и хранилище решительно всех древних ересей. Признаки и доказательства берутся без всякой системы главным образом из поверхности латинства и даже из протестантства и новых сект его, т.е. из всего западного христианства. Латиняне якобы переняли 1) субботний пост в четыредесятницу от мелхиседекиан, жидов и армян, оттуда же дозволение есть сыр и яйца по воскресениям великого поста, и конечно целогоднее празднование субботы 2) безбрачие духовенства взяли у монтанистов, равно и случаи совпадения христианской пасхи с иудейской 3) обливательное крещение заимствовали от евномиан (?) 4)от ариан- -крещение в одно погружение и запрещение молитв за умерших. Последние два обвинения явно относятся к крайнему современному виду протестантства с социнианству." > В 1756 году при патр. Кирилле V Константинопольская Церковь приняла решение о принятии католиков и протестантов через крещение и внесла его в свою Кормчую (Пидалион). Других изменнений в позиции греков до возникновения новостильного раскола не было. Они иной раз принимали и через крещение и до 18 века зависило от степени отторжения латинян в то или иное времы в том или ином месте.
Ответы и комментарии: