[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]
Отправлено
Виталий Харитонов 21:50:49 25/01/1999:
Вы тут углубились в проблему типа "найдите десять отличий в человеке до грехопадения и после". Я не согласен с Кириллом, когда он говорит, что нынешний способ размножения стал результатом грехопадения и что люди в раю были лишены физического влечения друг к другу. Предвижу возражение, что это не его мнение, а мнение отцов. Бесспорное мнение отцов это что в раю не было плотских отношений. Это верно, это (косвенно) следует из книги Бытия. Я слышал от владыки Василия Родзянко, что, по его мнению, и половых органов не было (они ведь были не нужны). По его же мнению, кстати сказать, это всё было до Большого Взрыва, т.е. вне времени, так что, когда мы говорим "было не было" это условно. Другие авторитеты (из нынешних о. Андрей Кураев) считают, что рай был уже на планете Земля (река Евфрат течёт ведь на этой планете, не так ли?). Мифы про древнее бесполое существование человека мы встречаем и у язычников, в частности, у Платона в диалоге "Пир". Как по вашему продолжалось ли творение человека после грехопадения? Ведь, казалось бы, создание "нынешнего способа размножения", как его называет Кирилл это продолжение творения... Не сочтёте ли вы приемлемыми следующие соображения по этому поводу: Человек сотворён целокупным, телесным, двуполым (Быт 1:25) (включая и телесные отличия полов и (как возможное) половое влечение (не путать с похотью, грех в комплект не входит!)). Могут возразить: как же, половые органы были не нужны, зачем же Бог сотворил в человеке лишнее? На это можно ответить, что, во-первых, нельзя отказывать Богу во всемогуществе, в предведении; во-вторых, на вопрос "зачем Бог сделал то-то и то-то?", боюсь, не в силах ответить человек, но мы в ответ на "не нужны" в праве сопоставить это со словами "Плодитесь и размножайтесь..." и "оставит человек отца и мать свою, и прилепится к жене своей: и будут одна плоть"; в третьих, о "лишнем" можно ответить, что и сейчас мы находим в своём теле довольно много функционально неприменимых частей (даже на молекулярном уровне). И "нынешний способ размножения", таким образом, является Богом установленным, а, стало быть, во всех отношениях хорошим (Быт 1:31). И не он, а смерть стала результатом грехопадения. И вот как это случилось, так он стал необходим человечеству, и, как необходимый, а потому не беззаконный, применяем. А до того он был возможным, но не необходимым, и поэтому акцидентально не применённым. Кроме того, при словах "Плодитесь и размножайтесь...", цитируемых Сергеем и цитируемых Катей "оставит человек отца и мать свою, и прилепится к жене своей: и будут одна плоть" ни о каком другом способе размножения, необходимо подразумеваемом Кириллом в вопросе "где тут указано о характере отношений между мужчиной и женщиной в раю?" в Библии не идёт речи. Обратите внимание, что самая подсознательная мысль о том, что в половых отношениях есть нечто постыдное пришла в голову человеку только после грехопадения только "тогда узнали они, что наги" (Быт 3:7). В словах "умножая умножу скорбь твою в беременности твоей" (Быт 3:16) речь идёт о чувстве боли, родственном смерти, а беременность сама по себе в состав проклятия не входит. Годится такое credo? Мы дерзаем затрагивать здесь вопросы трудные, в силах ли мы их разрешить? Не знаю. Имеем ли мы тогда право это обсуждать? Не просто имеем право, но и обязаны обязаны пытаться формулировать своё мировоззрение, поправлять друг друга, отстаивать свою, христианскую точку зрения, следить за тем, чтобы система взглядов была жизнеспособной, и очень ответственно подходить к приписыванию чьему-либо мнению титула "мнение Церкви".
Ответы и комментарии: