[Православная беседа] [Ответы и комментарии] [Написать ответ]
Отправлено
Алексей Чумаков 07:37:08 04/03/1999
в ответ на:
:)))))))))!!!!!!!!!!!!!!!!!!, отправлено
Егор Холмогоров 17:07:07 02/03/1999
> >> Что касается современной практики, мое личное мнение совпадает с тем что писал Св. новый священномученик Иларион (Троицкий) (см. также статью А.С. Хомякова http://www.fatheralexander.org/booklets/russian/church_is_one_r.htm ) >> Католиков и протестантов крещеных "правильно" в настоящее время принимают двумя чинами — либо крещением, либо миропомазанием (и в РПЦЗ также, заметьте, Михаил). Вместе с тем очень ценен и критический взгляд о. Флоровского, статья которого о границах Церкви вскрывает глубинную слабину "икономического" только подхода, и напоминает что были и есть в Церкви и другие канонисты, помимо авторов современной Греческой "Кормчей". > > Алексей, Вы ли это? Я конечно :). Я в свое время много времени и сил потратил читая про это дело и защищая "икономический" подход. И сейчас могу я думаю что именно на его основе и сформирутся единое отношение ко всей этой практике. Но есть и проблемы которые в этом подходе скрыты. Кроме того что заметил о. Георгий, есть еще такое практическое наблюдение. У более "традиционалистски" настроенных лиц (сужу по англоязычным дискуссиям) этот подход (утверждающий каноническое равенство обеих практик акривической и икономической (соотв. канонам св. Киприана и св. Василия)) на практике вырождается в фактическое отрицание законности икономии вообще. Только акривия "строго православна", и отсюда всякие "исправления" и проч. Икономия у них получается какономия, некое непонятное и трудно оправдываемое попустительство а ведь лиц принятых по той "икономии" в Церковь гораздо больше чем принятых "акривически". Или они все некрещеные и нет им спасения? Вот отсюда и проистекает моя озабоченность тем чтобы в этом вопросе сохранять меру и равновесие и не урезать довольно широкую в этом вопросе церковную традицию. > Еще недавно Вы утверждали, что икономичекая теория вообще никуда не годится, а теперь Вы с ней согласны... Никогда не утверждал. У нее есть проблемы это очевидно, Но проблемы есть и у другого способа объяснения практики Церкви признанием Таинств вне ее. Оба подхода, на мой взгляд, небезупречны, но оба имеют и сильные стороны. У икономического подхода таких сторон больше. > Что до критического взгляда о. Георгия Флоровского, то > 1. Он отказался от него в конце жизни и одобрял практику крещения католиков. Он собственно нигде в этой статье и не пишет о том как _надо_ католиков принимать? Так что отазываться вроде бы и не отчего. А если он отказался, интересно было бы знать как он сам ответил на то недоумение которое он выразил в статье. Мои попытки найти корни этого слуха о том что он "отказался" пока были безуспешны на них действительно ссылаются некоторые из его учеников (правда, чаще говорят что он "разочаровался" в экуменическом движении в это поверить действительно просто) > 2. Он сам по себе может быть подвергнут серьезной критике. Так и сделал один мой знакомый, на работы которого я опирался. Видите ли, меня занимает _его_ критика "икономической" теории. Самого такого критика в свою очередь несложно раскритиковать -например указывая проблемы в альтернативном объяснении. Но это не есть прямой ответ не _его_ критические замечания я такого ответа пока не видел ни по русски, ни по английски. > 3. Он не канонист и никогда канонистом не был. Он систематик и церковный историк. Поэтому его аргументы имеют богословское, но никак не каноническое значение. Он еще и патролог и богослов. Каноническое значение надо конечно извлекать из исторического изучения "Кормчих", писаний св. Отцев на этот счет, и проч. Как жаль что свят. Иларион (Троицкий) не смог продолжить из-за революции своих ранних трудов в этом направлении. > Позволю себе предложить фрагмент моей статьи о сайте Виктора Сударикова (на котором та работа о. Георгия есть), которая скоро появится в моем обзоре "Православный Интернет". Большое спасибо я ознакомлюсь и прореагирую, возможно с некоторым запозданием так как сейчас много служб. С любовию во Христе, Алексей
Ответы и комментарии: